Научная статья на тему 'Формированиеструктуры таксомоторного парка из автомобилей различных моделей'

Формированиеструктуры таксомоторного парка из автомобилей различных моделей Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
300
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / ТАКСОМОТОРНЫЙ ПАРК / УДЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ / СТРУКТУРА / НОМОГРАММА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Фот А. П., Якунин С. Н.

В статье рассматривается вопрос определения удельных затрат на эксплуатацию автомобиля с учетом доходов от последующей продажи. Изменение значения упомянутых затрат описывается кривой с явно выраженным минимумом на определенном году эксплуатации, который зависит не только от возраста и условий эксплуатации, но и от модели автомобиля. Предлагается методика определения структуры таксомоторного парка с использованием номограмм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формированиеструктуры таксомоторного парка из автомобилей различных моделей»

Фот А.П., Якунин С.Н.

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ТАКСОМОТОРНОГО ПАРКА ИЗ АВТОМОБИЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ

В статье рассматривается вопрос определения удельных затрат на эксплуатацию автомобиля с учетом доходов от последующей продажи. Изменение значения упомянутых затрат описывается кривой с явно выраженным минимумом на определенном году эксплуатации, который зависит не только от возраста и условий эксплуатации, но и от модели автомобиля. Предлагается методика определения структуры таксомоторного парка с использованием номограмм.

Ключевые слова: автомобиль, таксомоторный парк, удельные затраты, структура, номограмма.

В работе [1] рассматривается вопрос определения удельных затрат на эксплуатацию автомобиля с учетом доходов от последующей продажи. Изменение значения упомянутых затрат описывается кривой с явно выраженным минимумом на определенном году эксплуатации, причем положение этого минимума зависит не только от возраста и условий эксплуатации, но и от модели автомобиля. При наличии достаточного объема статистического материала (кривых удельных затрат) для моделей автомобилей, используемых для формирования таксомоторных парков, появляется возможность выбора моделей с учетом имеющихся финансовых средств. Алгоритм выбора моделей с использованием номограммы описывается ниже.

Построение номограммы, приведенной на рис. 1, производится на основе кривых удельных затрат для моделей автомобилей, принятых для формирования таксомоторного парка (обозначим их моделями 1, 2 и 3 по возрастанию значений удельных затрат), в следующем порядке:

1) строятся для каждой модели автомобиля кривые приведенных затрат с учетом дохода от последующей продажи автомобиля (используются математические модели затрат и дохода от продаж в зависимости от срока эксплуатации) в системе координат «приведенные затраты (ордината) - лет эксплуатации (абсцисса)»;

2) на каждой кривой приведенных затрат выявляется экстремум-минимум (в математической обработке - равенство производных от функции приведенных затрат по времени);

3) строится семейство кривых в последовательности возрастания значений экстремумов в системе координат «приведенные затраты (ордината) - лет эксплуатации (абсцисса)»;

4) на точках экстремумов-минимумов строится огибающая семейства минимумов кривых

приведенных затрат (в принципе может быть получено математическое описание данной огибающей, например, в Excel). Для двух моделей автомобилей это прямая, для трех и более - кривая.

Фактически полученная огибающая кривая есть совокупность точек - условных стоимостей автомобилей различных моделей или условных стоимостей подвижного состава таксопарков с равным количеством автомобилей соответствующих моделей;

5) далее принимаются следующие допущения:

- более дорогие автомобили (таксопарки) менее предпочтительны с точки зрения первоначальной стоимости и могут быть востребованы меньшим количеством пассажиров. Однако эти автомобили более комфортны, будут востребованы более состоятельными пассажирами, что позволяет увеличить тариф перевозок;

- более дешевые автомобили (таксопарки) более предпочтительны с точки зрения первоначальной стоимости и могут быть востребованы большим количеством пассажиров. Однако эти автомобили менее комфортны, будут востребованы менее состоятельными пассажирами, что заставляет уменьшить тариф перевозок.

В конечном итоге, что подтверждает и анализ структуры существующих таксопарков, является целесообразной эксплуатация как «дешевых», так и «дорогих» моделей автомобилей.

Таким образом, полученная огибающая является кривой равных возможностей таксопарков, состоящих из равного количества автомобилей только одной модели (независимо от модели автомобиля);

6) на номограмме (рис. 1) вводят дополнительные шкалы и три (по числу моделей) новые системы координат с осями «имеющиеся средства ИС (ордината) - доля «дешевых» ав-

томобилей (абсцисса)» (начала координат -точки 01, 02 и 03).

В принципе, номограмма может строиться иначе и состоять из двух параллельных прямых (при использовании логарифмической шкалы [2] приведенных затрат), но это менее удобно для работы пользователя и менее наглядно для понимания алгоритма определения структуры парка.

Используя номограмму (рис. 1), при наличии двух уровней имеющихся финансовых средств ИС1 и ИС2 соответственно можно предложить три варианта структуры парка:

Вариант 1. Если ИС больше ИС2, нужно формировать парк из моделей 2 и 3, причем доля модели 2 должна составить 60%, а доля модели 3 - 40% (начало координат - 01);

Вариант 2. Если ИС2 меньше ИС1, нужно формировать парк из моделей 1 и 3, причем доля модели 1 должна составить 80%, а доля модели 3 - 20%

(начало координат - 02);

Вариант 3. Если есть ИС2 и нужно формировать парк из моделей 1 и 2, доля модели 1 должна составить 70%, а доля модели 2 - 30% (начало координат - 03).

Для удобства воспользуемся фрагментом исходной номограммы (рис. 2), введя новую систему координат.

В новой системе координат «условная стоимость таксопарка (имеющиеся средства на создание таксопарка) - модели автомобилей таксопарка» огибающая (см. п. 4 построения рис. 1) позволяет определить условную стоимость таксопарка (либо необходимые средства на его создание - ИС1 либо ИС2), состоящего из автомобилей с промежуточными значениями приведенных затрат (в сравнении с моделями 1, 2 и 3, использованными для построения огибающей), либо, наоборот, выбрать модель автомобилей таксопарка, исходя из объема имеющихся средств;

7) выбор модели. В настоящее время мы располагаем данными о приведенных затратах ограниченного количества моделей автомобилей (в нашем случае только для двух). И, второе, в номограмме не учтен психологический фактор выбора такси пассажиром (дешевле -лучше) и психологический фактор выбора модели автомобиля неосведомленным создателем таксопарка (дешевле - лучше) - смотри принятые допущения, приведенные в п. 5.

Тем не менее, пассажир желает комфорта, а создатель таксопарка понимает, что для обеспечения этого комфорта он должен иметь в структуре таксопарка не только «дешевые», но и «до-

Рисунок 1

Рисунок 2

рогие» автомобили. Но каковы должны быть доли автомобилей каждой из двух моделей?

Для дальнейших рассуждений приведем рис. 3 для случая использования двух моделей автомобилей в таксопарке (система координат «имеющиеся средства на создание таксопарка (ИС) - доля автомобилей модели 2 («дешевые») в таксопарке»).

Здесь также возможны три варианта:

1) при ограниченном объеме средств неосведомленный создатель таксопарка независимо от психологических предпочтений пассажира создаст парк только из автомобилей модели 2 (100%);

2) принимая допущения п. 5 верными, осведомленный создатель таксопарка при наличии достаточного объема средств независимо от психологических предпочтений пассажира создаст парк только из автомобилей модели 1 (100%);

3) при ограниченном объеме средств осведомленный создатель таксопарка с учетом психологических предпочтений пассажира создаст парк из автомобилей обеих моделей, причем доли этих моделей определяются объемом ИС имеющихся средств (по направлению стрелок на рис. 3).

Для определенности и удобства дальнейших расчетов примем, что таксопарк должен состоять из 100 автомобилей. При этом имеющиеся средства ИС можно использовать для комплектования таксопарка 100 автомобилями виртуальной модели Пв с приведенными затратами, значения которых лежат между таковыми для моделей 1 и 2 (П1 и П2), либо для выбора Х автомобилей модели 1 и (1-Х) автомобилей модели 2. Тогда на автомобили модели 1 с приведенными затратами П и на автомобили мо-

дели 2 с приведенными затратами П2 должны быть выделены соответственно средства:

ИС4 = п^х ИС2 = П2 (1-Х) (1)

В сумме средства ИС1 и ИС2 должны быть равны общему объему ИС имеющихся средств: ИС1 + ИС2 = П^Х + П2 (1-Х) =

=(П - П2) Х + П2 = ИС (2)

Решая (2) относительно Х, получим:

х = (ИС - П2) / (П - П2) (3)

Легко убедиться, что, с учетом обозначений на рис. 3, мы имеем отношение сторон прямоугольных треугольников ВП1П2 - это (ИС - П2) и АП1П2 - это (П1 - П2) . Аналогичное отношение соблюдается и для других сторон этих треугольников, а именно

Х = ВИС / АП2 (4)

Примем, что приведенные затраты П1 составляют 2П2, а имеющиеся средства ИС составляют объем 0,75ПГ После подстановки в формулу (3) получим:

х = (ИС - П2)/(П - П2) =

=(0,75ПГ П2)/(П - П2) = =(0,752П2-П2)/(2П2 - П2) = 0,25 (5)

Таким образом, целесообразная структура таксопарка из 100 автомобилей при имеющемся объеме средств и заданном соотношении значений удельных затрат на эксплуатацию должна включать 25% автомобилей модели 1 и 75% автомобилей модели 2.

Собственно, такая ситуация реальна и в существующей практике. В частности, в известных аналитических публикациях на сайтах Интернета (например, по адресу http://www.autostat.ru/ ОИ/ёе&ик.а8р?8еС;=372&А11=1147), описывающих существующую структуру парка легковых автомобилей РФ (возможных для использования в качестве такси), имеются данные, позволяющие выделить группы 1 и 2 моделей автомобилей примерно одного класса (причем значения удельных затрат соотносятся для автомобилей этих двух групп примерно как 1:2 соответственно):

- группа 1 («Жигули» (классика) - 36%; «Москвич-412», 2140 -

Доля автомобилей модели 2 в таксопарке

Модель 1(ГЦ)

Модель В (Пв) [

Модель 2 (1Ъ)

А С

і +

0,5

Рисунок 3

Имеющиеся средства на создание таксопарка.

П,

ПС(ПВ)

П2

ПС

11%; «Самара», ВАЗ-2110 - 10%; «Нива» - 4%; «Москвич-2141» - 2%; прочие отечественные -5%) - всего около 68%;

- группа 2 (ГАЗ-20, 21, 24, 31 - 7%; иномарки класса ГАЗ-31- 15%) - всего около 22%.

Следовательно, для отдельных таксопарков Оренбурга, состоящих из автомобилей двух моделей (например, типов ГАЗ и ВАЗ) и принятых к анализу в работе, можно рекомендовать структуру с долей автомобилей модели ГАЗ (модель 1) около 30% и долей автомобилей модели ВАЗ (модель 2) - около 70%.

Однако, например, в таксопарке ООО «Единая служба такси» фактические значения долей составляют для моделей типа ГАЗ и типа ВАЗ соответственно 65% и 35%. Очевидно, создатель указанного таксопарка может быть:

- во-первых, отнесен к достаточно осведомленным (при определении структуры таксопарка учитывал, что автомобили модели 1 будут востребованы не только как более комфортные, но и более вместительные (г. Оренбург является развитым приграничным транспортным узлом с большим числом приезжающих из других регионов России и стран СНГ);

- во-вторых, отнесен к состоятельным -располагал соответствующими средствами (используя выражение (5), в котором П и П2 со-

храняют свои значения, а Х принимает значение 0,65, получаем,что создатель таксопарка имел фактические средства ИСф, равные не 0,75Пр а 0,825П^.

Вполне возможно, что при формировании структуры упомянутого таксопарка были использованы дополнительно результаты социологических опросов и экспертных оценок. По мере накопления таких данных номограмма (рис. 1) может быть построена с соответствующими областями дополнительных ограничений.

Поскольку в большинстве случаев вновь вводимые в анализ модели могут считаться промежуточными для уже имеющихся с известными удельными затратами (минимальное и максимальное значения), то деление имеющихся финансовых средств и определение структуры парка из более чем двух моделей автомобилей достаточно просто производится с использованием вышеприведенного алгоритма.

Таким образом, использование номограммы, построенной на основе значений удельных затрат на эксплуатацию автомобилей различных моделей, достаточно наглядно поясняет методику выбора моделей и позволяет с малыми временными затратами определить рациональную структуру и модельный ряд транспортных средств в таксомоторных парках.

Список использованной литературы:

1. Фот, А.П. Повышение эффективности эксплуатации автомобильного парка за счёт оптимизации его структуры / А.П. Фот, Н.Н. Якунин, Д.А.Дрючин, В.А.Погорелов, А. В.Артамкин, С.Н.Якунин // Вестник ОГУ. - 2007. - №2. - С. 158-163.

2.Фот, А.П. Графический метод расчёта передач с роликовыми и зубчатыми цепями / А.П. Фот, Л.А.Красильников, РС. Фаскиев // Вестник машиностроения. - 1986. - № 7. - С. 19-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.