Научная статья на тему 'Формирование звуко-слоговой структуры слова у младших школьников'

Формирование звуко-слоговой структуры слова у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3753
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЗВУКО-СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА / ОШИБКИ В РЕЧИ ДЕТЕЙ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ / SYSTEM LANGUAGE DISABILITIES / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / SOUND-SYLLABIC WORD STRUCTURE / JUNIOR SCHOOL / LANGUAGE PHONETIC SYSTEM / EDUCATIONAL MODEL / WRITING SKILL DISCOVERED / CHILDREN SPEECH IMPEDIMENTS / SPEECH DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зубкова Юлия Станиславовна

Статья посвящена одной из актуальных проблем изучения фонетического строя языка у школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень). Экспериментальное исследование позволило выявить в речи детей такие ошибки структурной организации слова, которые оказались непосредственно связаны с недостатками морфологического строя языка. Наряду с этим установлена корреляция выявленных ошибок с нарушениями письма. С целью повышения эффективности коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (IV уровень) предлагается образовательная модель оптимизации процесса формирования у детей звуко-слоговой стороны речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зубкова Юлия Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to a one of the urgent questions of language phonetic system study among schoolchildren with system language disabilities (the 4 level). The experimental research has allowed revealing such mistakes of a word structural organization in children"s speech, which turned out to be concerned with language morphological system disadvantages. Along with this the correlation of revealed writing mistakes is discovered. In order to increase the correction effect with system language disabilities (the 4 level) the educational model of optimization of language sound-syllabic aspect forming process among children is offered.

Текст научной работы на тему «Формирование звуко-слоговой структуры слова у младших школьников»

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена одной из актуальных проблем изучения фонетического строя языка у школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень). Экспериментальное исследование позволило выявить в речи детей такие ошибки структурной организации слова, которые оказались непосредственно связаны с недостатками морфологического строя языка. Наряду с этим установлена корреляция выявленных ошибок с нарушениями письма. С целью повышения эффективности коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (IV уровень) предлагается образовательная модель оптимизации процесса формирования у детей звуко-слоговой стороны речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, младшие школьники, звуко-слоговая структура слова, начальная школа, фонетический строй языка, образовательная модель, нарушения письма, ошибки в речи детей, нарушения речи, речевые ошибки.

В современных условиях, в связи с происходящими в России процессами интеграции различных образовательных систем, для обучения в общеобразовательные школы поступают не только дети с нормальным, соответствующим возрасту, физическим и умственным развитием, но также дети с недостатками речевого

развития. В дальнейшем, как показывает опыт учителей и лого-педов-практиков, эти школьники могут испытывать трудности в обучении.

Среди данной категории детей немалый процент составляют учащиеся с нерезко выраженным недоразвитием речи (ОНР) (IV уровень - по классификации Т.Б. Филичевой [7]). Такие дети производят, на первый взгляд, вполне благополучное впечатление: у них нет ярких нарушений звукопроизношения. Однако в процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий, у школьников обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Как правило, это дети, получавшие коррекционную помощь в рамках специальных дошкольных учреждений компенсирующего типа.

В работах ряда исследователей констатируются и анализируются трудности детей с так называемым «нерезко выраженным недоразвитием речи» в овладении всеми компонентами устной и, как следствие, письменной речи (О.И. Азова [1]; В.К. Зи-мичева [5]; Р.Е. Левина [6]; Т.Б. Филичева [7]; А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова [8] и др.). В то же время проблема сформированности фонетического строя языка в целом и, в частности, звуко-слоговой структуры слова у учащихся с общим недоразвитием речи (IV уровень) освещена в литературе недостаточно.

В связи с этим было спланировано и организовано экспериментальное исследование, целью которого явилось выявление особенностей воспроизведения младшими школьниками с ОНР (IV уровень) звуко-слоговой структуры слова, а также выявление корреляции данных нарушений с недостатками письма.

Исследование проводилось в течение 2005-2007 гг. на логопедических пунктах ГОУ СОШ № 424, Центра Образования № 1423 Юго-Восточного административного округа г. Москвы. Исследование носило развёрнутый характер и охватило 130 учащихся начальных классов (1-3).

Совокупный анализ экспериментальных данных позволил

выявить, что развитие звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР (IV уровень) не соответствует возрастным нормативным показателям. В ходе исследования было отмечено многообразие типичных ошибок при выполнении тестов. При этом успешность выполнения заданий детьми варьировалась в рамках трёх степеней (I - низкая, II - средняя и III - выше средней).

Результаты проведённого анализа позволили выявить у учащихся с ОНР (IV уровень) недостаточную сформированность процессов восприятия, анализа и воспроизведения ритмикоинтонационных и звуко-слоговых структур, которая проявляется в трудностях определения количества слогов в слове, выделения ударного слога, а также в использовании ошибочного способа деления слов на слоги. Были установлены корреляции между не достаточностью звуко-слоговой структуры слова и неполной сформированностью лексико-семантических и лексикограмматических обобщений, выделены типы ошибок в звукослоговой структуре слова, которые являются частотными, носят стойкий и постоянный характер. Также была установлена корреляционная зависимость между проявлениями ОНР (IV уровень) и наличием у детей данной категории ошибок в письме, обусловленных незавершённостью формирования звуко-слоговой структуры слова.

Сопоставление результатов статистического анализа позволило выделить три подгруппы младших школьников экспериментальной группы, в зависимости от преобладания трудностей восприятия ритмико-интонационной и звуко-слоговой структуры слова или воспроизведения звуко-слоговой структуры слова в устной речи. В каждую из подгрупп вошли учащиеся, у которых отмечались низкая и средняя степени сформированности указанных процессов.

Так, первую подгруппу составили дети с наибольшими затруднениями в восприятии ритмико-интонационной и звукослоговой структуры слова. Вторая подгруппа включила в себя учащихся, у которых преобладали речепроизносительные труд-

ности, то есть воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. В третью подгруппу вошли младшие школьники с сочетанными трудностями, у которых в равной степени страдало и восприятие, и воспроизведение ритмико-интонационной и звуко-слоговой структуры слова.

Совокупный анализ экспериментальных данных показал, что специфические ошибки у школьников с ОНР (IV уровень) обнаруживаются лишь в ходе специально организованного исследования с постепенным усложнением семантического и грамматического компонентов лексического материала.

Также было отмечено, что недоразвитие звуко-слоговой структуры слова у школьников указанной категории является компонентом в структуре речевого дефекта и не преодолевается спонтанно по мере увеличения возраста детей и сроков их обучения в школе.

Современные образовательные и коммуникативные потребности учащихся школ весьма высоки. Это связано, в первую очередь, с необходимостью правильного оформления как устной, так и письменной речи. Всё вышесказанное, а также анализ результатов проведённого исследования позволили сделать вывод о необходимости разработки и внедрения педагогической модели дифференцированного коррекционного воздействия, направленной на оптимизацию процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР (IV уровень).

Разработка указанной модели строилась с опорой на учение Ю.К. Бабанского [2] об оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также с учётом выявленных в ходе обследования преобладающих нарушений (схема 1).

При осуществлении коррекционной работы с младшими школьниками очень важным, на наш взгляд, явилось создание педагогических условий, обеспечивающих реализацию образовательных и коммуникативных потребностей.

К таким условиям относятся:

• дифференцированный подход в коррекционном

воздействии с учётом характера и степени выраженности нарушений звуко-слоговой структуры слова;

• разработка специальных приёмов и содержания

логопедической работы, направленной на оптимизацию процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР (IV уровень);

• обеспечение прочной взаимосвязи в работе лого-

педа и ряда специалистов общеобразовательного учреждения: учителя начальных классов, педагогов дополнительного образования, педагогов группы продлённого дня, психолога, а также логопеда и родителей;

• воспитание у ребёнка внимательного, критичного

отношения к речи, чувства взаимовыручки, поддержки, тактичного контроля за речью товарища, а также самоконтроля с привлечением технических средств.

Модель оптимизации процесса формирования звукослоговой структуры слова у младших школьников с ОНР (IV уровень)

Для оценки эффективности предложенной модели был проведён контрольный эксперимент с использованием диагностических заданий основного этапа констатирующего эксперимента.

Результаты контрольного среза знаний свидетельствуют о целесообразности и необходимости использования предложенных нами, путей оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР (IV уровень).

Чрезвычайно важным является то, что данная образовательная модель не должна выступать как отдельная обособленная методика. Её эффективность бесспорна в том случае, когда она органично включена в систему коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Азова О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфо-графии у младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения // Избранные педагогические труды. М., 1989.

3. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Учеб.-метод. пособие. М., 2005. Серия «Логопедические технологии».

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. М., 1990.

5. Зимичева В.К. Пути преодоления недоразвития речи у первоклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1970.

6. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. М., 2005.

7. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. М., 2000.

8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. М., 1997. (Библиотека практикующего логопеда).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.