Научная статья на тему 'Формирование знаний о морфемном членении слова в 6 классе на уроке «Связанные корни в русском языке»'

Формирование знаний о морфемном членении слова в 6 классе на уроке «Связанные корни в русском языке» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
560
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗАННЫЙ КОРЕНЬ / МОРФЕМНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / ЭТИМОЛОГИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / BOUND RADIX / MORPHEMIC DIVISION / GROUP WORK / ETYMOLOGY / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сухова Екатерина Александровна

Цель данной статьи предложить вариант формирования универсальных учебных действий обучающихся на основе групповой работы по теме «Связанные корни в русском языке». На основе конспекта, помимо освещенного автором сценария проведения урока, можно организовать как работу в парах, так и индивидуальную в виде лабораторной работы, в том числе в форме работы на компьютере с выходом в Интернет, тогда каждый обучающийся будет заполнять свою электронную таблицу, пользуясь сервисом Яндекса «Словари» и другими онлайн-словарями. Урок ориентирован на хорошо подготовленные классы и классы с профилем. Материалы статьи могут быть использованы для организации научной и проектной деятельности по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE KNOWLEDGE ABOUT MORPHEMIC SEGMENTATION OF WORD IN THE 6TH GRADE AT THE LESSON ON THE THEME «BOUND RADIX IN RUSSIAN LANGUAGE»

The purpose of this article is to offer the variant of development of universal learning activities of students on the basis of group work on the theme «Bound radix in the Russian language». Based on the synopsis, in addition to the illuminated script of the lesson, you can organize the work in pairs and the individual in the form of laboratory work, including in the form of a computer with access to the Internet, then each student will fill out your spreadsheet by using the service of Yandex «Dictionaries» and other online dictionaries. The lesson is focused on a well-prepared classes and classes with a profile. The article can be used to organize research and project activities on the topic.

Текст научной работы на тему «Формирование знаний о морфемном членении слова в 6 классе на уроке «Связанные корни в русском языке»»

ИДЕТ УРОК_

УДК 372.881.161.1366:371.321 ББК 4426.819=411.1,21-270

Е. А. Сухова

Миасс, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О МОРФЕМНОМ ЧЛЕНЕНИИ СЛОВА В 6 КЛАССЕ НА УРОКЕ «СВЯЗАННЫЕ КОРНИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

Аннотация. Цель данной статьи — предложить вариант формирования универсальных учебных действий обучающихся на основе групповой работы по теме «Связанные корни в русском языке». На основе конспекта, помимо освещенного автором сценария проведения урока, можно организовать как работу в парах, так и индивидуальную в виде лабораторной работы, в том числе в форме работы на компьютере с выходом в Интернет, тогда каждый обучающийся будет заполнять свою электронную таблицу, пользуясь сервисом Яндекса «Словари» и другими онлайн-словарями. Урок ориентирован на хорошо подготовленные классы и классы с профилем. Материалы статьи могут быть использованы для организации научной и проектной деятельности по данной теме.

Ключевые слова: связанный корень, морфемное членение, групповая работа, этимология, универсальные учебные действия.

E. A. Suhova

Miass, Russia

FORMATION OF THE KNOWLEDGE ABOUT MORPHEMIC SEGMENTATION OF WORD IN THE 6TH GRADE AT THE LESSON ON THE THEME «BOUND RADIX IN RUSSIAN LANGUAGE»

Abstract. The purpose of this article is to offer the variant of development of universal learning activities of students on the basis of group work on the theme «Bound radix in the Russian language». Based on the synopsis, in addition to the illuminated script of the lesson, you can organize the work in pairs and the individual in the form of laboratory work, including in the form of a computer with access to the Internet, then each student will fill out your spreadsheet by using the service of Yandex «Dictionaries» and other online dictionaries. The lesson is focused on a well-prepared classes and classes with a profile. The article can be used to organize research and project activities on the topic.

Keywords: bound radix, morphemic division, group work, etymology, universal learning activities.

Цели урока

1. Предметные: формирование знаний об особенностях морфемного членения слов со связанным корнем.

2. Метапредметные: формирование способности извлекать информацию из различных источников (познавательные УУД), определять цели предстоящей учебной деятельности (регулятивные УУД), свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативные

УУД).

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы: фронтальная, групповая.

Оборудование: Толково-этимологический словарь под редакцией Н.Ю. Шведовой [Толковый словарь российского языка с включением сведений о происхождении слов 2007], Морфемно-орфографический словарь А.Н. Тихонова [Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь: 2002], фрагмент учебного пособия Е.А. Земской «Современный русский язык. Словообразование», лист с таблицей, компьютер, проектор, экран.

Планируемый результат: уметь правильно членить на морфемы слова со связанными корнями.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Создание проблемной ситуации. Наблюдение над языком.

Подобрать предложения со словами понимать, принимать и снимать (или любыми другими из таблицы ниже). Вывести на доску через проектор.

Есть ли в представленных предложениях одно-коренные слова?

Можно ли считать, что во всех трех словах представлен один корень?

Везде ли можно выделить приставку?

В чем особенность этих корней?

С какой проблемой мы столкнулись?

Как будем её решать?

3. Работа со словарями по группам.

Первая группа, пользуясь морфемно-орфографическими и словообразовательными словарями, выясняет членение предложенных в таблице слов на морфемы, работая с первой колонкой.

Вторая группа, пользуясь толковыми словарями, выясняет современное значение слов, заполняя вторую колонку.

Третья группа подбирает к данным словам од-нокоренные с другой приставкой, но такой же морфемной структурой и той же части речи, заполняет третью колонку. Здесь возможно использование словарей гнездового типа (словарь В.И. Даля, гнездовые этимологические словари).

Четвертая группа работает с толково-этимологическим словарем, заполняя четвертую и пятую колонку таблицы, возможно использование заранее приготовленных учителем распечаток нужных страниц этимологического словаря, что ускорит

60

Филологический класс, 4(42)/2015

работу. Например, один ученик записывает данные в таблицу, в то время как остальные работают с рас-

4. Сверка данных.

После завершения работы осуществляется проверка. Группы по очереди озвучивают свои результаты, таким образом, в процессе работы таблицы всех групп заполняются полностью. Пользуясь представленной после конспекта информацией, учитель, если требуется, корректирует ответы обучающихся. Возможно дублирование информации в презентации учителя, где с каждым ответом ученика будет заполняться соответствующая ячейка таблицы.

5. Обсуждение полученных результатов, зачитывание отрывка из учебного пособия Е. А. Земской «Современный русский язык. Словообразование».

Сначала стоит спросить детей, какие выводы они сделали, проделав работу, затем задать ряд уточняющих вопросов.

Сколько разных корней встречено вами в таблице с точки зрения современного языка?

Сколько их с точки зрения истории?

Почему возникло такое расхождение?

Что влияет на вычленение связанного корня?

Затем предлагается прочесть лежащий у всех на столах отрывок.

Нашли ли вы подтверждения своим мыслям в прочитанном отрывке?

Какие критерии предлагает автор для проверки членимости основы?

6. Рефлексия.

Проводится по решению учителя письменно или устно. Письменный вариант проведения подойдет для урока, организованного в виде лабораторной работы. Тогда лист с таблицей стоит дополнить строками для записи выводов.

Информация для учителя

В предложенной таблице с точки зрения истории представлено 5 корней. Корень *и, который находим в словах обуть, разуть, обувь в свободном употреблении в славянских языках не зафиксирован, отставляем колонку с производящим пустой. Слова обуть — разуть коррелируют между собой по семантике, наличие этой пары позволяет выделять в

словах корень -у-, слово обувь не имеет пары розувь, поэтому здесь корень сливается с приставкой и с ныне непродуктивным суффиксом, наблюдаем процесс опрощения.

Слова прибавить, добавить, избавить, забава восходят к корню *Ьау, имеющему значение «продолжать, длить, увеличивать, медлить, задерживать, забавлять». В древнерусском языке функционировал глагола бавитися — «заниматься, развлекаться», после его архаизации корни слов прибавить — отбавить — надбавить становятся связанными, они соотносятся между собой по значению, а потому выделяем в данных словах корень -бав-. В словах избавить, забава наблюдаем опрощение, выделяем корни из-бав- и забав-.

Слова одеть, вздеть, раздеть, продеть восходят к корню *de — «делать, совершать». В древнерусском языке употреблялся глагол девать в значении «класть, помещать, прятать». Со временем семантика слов одеть — надеть — раздеть — поддеть (в значении «надеть») оторвалась от семантики глагола деть, она специфицировалась, мы выделяем в данных глаголах корень -де-, но понимаем, что на современном уровне развития языка ряд одеть — надеть — раздеть — поддеть не осознается одноко-ренным по отношению к деть. В глаголах вздеть — продеть также выделяем корень -де-, но это уже слова с совершенно иным значением.

Слова привыкнуть, обычай, навык восходят к корню В древнерусском языке глагол выкнуть

функционировал в значении «приобретать навыки, умение что-л. делать». В словах привыкнуть — отвыкнуть выделяем корень -вык-. Обычай (обвычай) и навык пережили опрощение.

Слова занимать, понимать, снимать восходят к корню — «брать». Древнерусское имать употреблялось также в значении «брать». Подробнее об этих словах читать в приведенном ниже отрывке.

Отрывок из учебного пособия Е. А. Земской «Современный русский язык. Словообразование»

§41. Как показывает наблюдение, членимость слов со связанными основами зависит от характера их значения. Так, например, в глаголах отнять — отнимать, снять — снимать, поднять — поднимать, принять — принимать, разнять — разнимать, обнять — обнимать приставки имеют ясное пространственное значение, обнаруживающееся и в других словах, и поэтому вычленяются из состава слова. Благодаря этому перечисленные слова не утрачивают своей членимости, хотя радиксоид -ня/-ним- в современном языке обладает лишь остаточной выделимо-стью из состава слова. В этих и им подобных словах центр смысловой тяжести слова перенесен на приставку, она более значима в составе слова, чем бывший корень. А в других словах с тем же этимологическим корнем — понять (постигнуть умом), внять — приставки не выделяются, их значение в слове неясно, так как эти слова утратили свои первоначальные конкретные значения. В этих глаголах «заросли швы» (границы) между приставкой и корнем, и они стали нечленимыми.

печатками, диктуя ему.

Современ- Совре- Однокорен- От какого Зна-

ное слово менное ные слова с слова обра- чение

значе- другой при- зовано с этого

ние ставкой точки зрения истории слова

обуть -

прибавить бавить

одеть деть

привык- выкнуть

нуть

добавить бавить

обычай выкнуть

вздеть деть

обувь -

раздеть деть

занимать имать

понимать имать

избавить бавить

забава бавить

навык выкнуть

продеть деть

снимать имать

§42. Членимость слов с радиксоидами зависит не только от характера значения слова, но и от принадлежности слова к той или иной части речи, а также от наличия в языке слов, соотносительных с данным по семантике и морфемному составу.

Рассмотрим членимость слов обуть, разуть и обувь. Попробуем разделить на составные части глаголы обуть и разуть. Каков их состав? В этих словах ясно выделяются приставки об- ('направление действия вокруг предмета': обмотать, облепить, обвязать) и раз- ('действие, противоположное другому действию': обмотать — размотать, обвязать — развязать) и аффикс инфинитива -ть. Как остаток выделяется корень -у-. Сам по себе он ничего не значит. Отдельно он не употребляется, встречается только в связанном виде — в окружении приставки и суффикса. Тот же корень с этимологической точки зрения, несомненно, сохранился в существительном, обувь. Однако с синхронной точки зрения он в этом слове не выделяется, потому что окружение этого бывшего корня — приставка и суффикс — в имени существительном не вычленяется, как в глаголах. Здесь играет роль и значение этого существительного — конкретного предмета (а не процессуальное) — и отсутствие слов, противопоставленных существительному по семантике («розуви» нет).

Ведь и в глаголах радиксоид -у- не выделяется сам по себе, а лишь вычленяется как остаток от легко выделяемых приставки и флексий (ср.: обуть, обул и пр.). Глаголы обуть и разуть противоположны по значению, и эта противоположность, противопоставленность их значения, связывается с различием значения приставок раз|- и об- (остальные части слова

совпадают у этих глаголов). Поэтому-то приставки так легко и выделяются из состава этих глаголов. Показатель инфинитива также вычленяется очень отчетливо, так как это распространенная и деятельная морфема, встречающаяся в тысячах слов. Совсем не такую роль играют суффикс и приставка в существительном обувь. Значение приставки в этом слове неясно, хотя вообще в языке приставка об- живая; в языке нет существительного с тем же корнем, но с другой приставкой. Что касается суффикса -вь, то он мертвый и значение его говорящим совсем непонятно. Поэтому слово обувь в современном языке простое, нечленимое.

ЛИТЕРАТУРА

Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. — М.: Флинта, Наука, 2006. — С. 50—55.

Сухова Е. А. Исторические причины связанности в современном русском языке корня // Язык как система и деятельность—5. Материалы Международной научной конференции; Южный федеральный университет / под общей ред. Л. Б. Савенковой, Е. Я. Кедровой. — Ростов-н/Д: издательство ЮФУ, 2015. — С. 137—138.

Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь: Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с.

Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах / автор: В. И. Даль. — Издательство: Рипол Классик Год: 2006. — 2757 с.

Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова — М.: ИЦ «Азбуковник», 2007. — 1175 с.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. — М.: СПб.: Азбука, 1996.

Данные об авторе

Сухова Екатерина Александровна — аспирант 2 курса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Челябинский государственный педагогический университет», учитель русского языка и литературы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 5» г. Миасса.

Адрес: Россия, Челябинская область, г. Миасс, Копейская, 40.

E-mail: ekaterina_suhova@list.ru.

About the author

Suhova Ekaterina Alexandrovna is a 2nd year postgraduate student of Chelyabinsk State Pedagogical University, a Teacher of Russian Language and Literature of the General Education School № 5 in Miass.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.