Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ / СИРОТЫ / ТУРИЗМ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина А.К., Галушка А.В.

Возможности формирования жизненных навыков детей-сирот в туристско-краеведческой деятельности. Особенности жизненных навыков детей-сирот, их неготовность к решению простейших бытовых проблем. Условия организации жизнедеятельности детей в туристском походе, способствующие формированию жизненных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукина А.К., Галушка А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Формирование жизненных навыков детей-сирот в туристско-краеведческой деятельности

Лукина А.К.,

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики Сибирского федерального университета, г. Красноярск e-mail: antonida_lukina@mail.ru

Галушка А.В.,

старший преподаватель кафедры физической культуры Сибирского федерального университета, e-mail: anya270993@mail.ru

В статье обсуждаются возможности формирования жизненных навыков детей-сирот в туристско-краеведческой деятельности. Выявлены особенности жизненных навыков детей-сирот, показана их неготовность к решению простейших бытовых проблем. Описаны условия организации жизнедеятельности детей в туристском походе, способствующие формированию жизненных навыков.

• жизненные навыки • сироты • туризм • детский дом • жизнестойкость

Постановка проблемы

Поддержка, укрепление и защита семьи, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждена в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. Совершенствование программ подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в таких организациях — важнейшая задача.

Подавляющее большинство воспитанников детского дома — социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье. Неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Воспитанники после выпуска нередко попадают в трудные жизненные ситуации, которые ставят перед ними множество жизненных вопросов — бытовых, учебно-профессиональных, экономических и социальных, к которым они оказываются не готовы.

Ключевые вопросы

В документах Всемирной организации здравоохранения жизненные навыки определяются как способность к адаптации и реализации положительного поведения, что

позволяет людям эффективно решать проблемы и преодолевать трудности повседневной жизни. В частности, жизненные навыки включают в себя группу психосоциальных компетенций и навыки межличностного общения, помогающих людям принимать информированное решение, решать проблемы, мыслить критически и творчески, эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения, сопереживать, справляться с жизненными проблемами и вести здоровый и продуктивный образ жизни. Жизненные навыки могут быть направлены на личные действия или действия в отношении других людей, а также на действия по изменению окружающей среды, с тем, чтобы сделать её благоприятной и безопасной для здоровья1.

Таким образом, возникают следующие вопросы.

Какие условия должны быть созданы, чтобы формировать навыки, необходимые для самостоятельной жизни в обществе, у детей, лишенных родительского попечения и проживающих в условиях детского дома?

Какие компоненты социального опыта значимы для современного подрастающего поколения и как они могут быть сформированы в процессе жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа?

Как могут быть созданы эти условия без нарушения существующих норм СанПина?

Какие требования предъявляются к содержанию и организации деятельности детей, чтобы у них формировались жизненно необходимые навыки?

У детей, проживающих в семьях, эти навыки формируются методом имприн-

1 Чечельницкая С.М. Теория и практика обучения жиз-

ненным навыкам / С.М. Чечельницкая, С.Г. Коса-рецкий, Д.А. Шалаева, В.А. Родионов. — М., 2002.

тинга, простым подражанием близким взрослым, а также воспитывающими действиями взрослого. С раннего возраста дети в семьях приучаются к самостоятельности: сначала — навыки самообслуживания, затем — помощь взрослым в приготовлении пищи, уборке и ремонте квартиры, далее самостоятельное выполнение бытовых действий — приобретение продуктов, уборка, приготовление пищи и т.д.

Дети, воспитывающиеся в детских домах, как правило, не имеют такого опыта. Они находятся на полном государственном обеспечении, все бытовые вопросы за них решает обслуживающий персонал. Они не представляют себе стоимости основных продуктов питания (хлеб, молоко, яйца), не умеют готовить, имеют проблемы с соблюдением правил гигиены, ухода за своей одеждой.

На основе анализа личных документов воспитанников, результатов их письменного опроса выявлено, что такие дети не видят и не понимают значимость подготовки к самостоятельной жизни и не чувствуют ответственности в разрешении собственных жизненных проблем, связанных с этой областью жизнедеятельности.

Неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Воспитанники детских домов и домов-интернатов после выпуска нередко попадают в трудные жизненные ситуации, которые ставят перед ними множество жизненных вопросов — бытовых, учебно-профессиональных, экономических и социальных, к которым они оказываются не готовы.

Одним из компонентов жизненных навыков можно считать такой параметр, как жизнестойкость. Это комплекс внутренних установок, регулирующий отношение к себе и миру, достаточ-

ное развитие которого обеспечивает успешное совладание со стрессоген-ными событиями, т.е. подразумевает выход из сложной жизненной ситуации без ущерба для личности. Жизнестойкость личности включат в себя следующие параметры:

— высокая адаптивность, социальная компетентность;

— уверенность в себе, стрессоустой-чивость;

— независимость, критическое мышление, самостоятельность суждений и действий, ответственность;

— стремление к достижениям;

— автономность2.

Готовность к самостоятельной жизни сирот-выпускников рассматривают в следующих аспектах, которые могут быть положены в основу диагностического инструментария:

— социальная готовность (сформиро-ванность навыков межличностного общения, с коллективной деятельности, социально-бытовая ориентация, организация самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);

— трудовая готовность (сформиро-ванность общих житейских умений и навыков, освоение бытового труда, труда в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);

— морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рыночных отношений);

2 Долженко Я.А. К вопросу исследования качеств жизнестойкой личности // Молодой учёный. Том II. — 2011. — № 10 (33). — С. 154-156.

— физическая готовность (сформи-рованность навыков здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к различным видам деятельности).

Важными показателями сформирован-ности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

— знания о жизнедеятельности в различных сферах — социальной, бытовой, учебной, профессиональной, семейной, и соответствующем поведении;

— способность воспитанников к осознанному выбору (самостоятельное принятие решений), овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения;

— ответственность и активность при разрешении проблемы3.

Решение проблемы

Для развития жизненных навыков наиболее распространена программа Life skills, разработанная Life Skills International. Программы формирования жизненных навыков, разработанные этой организацией, предполагают использование различных методов4. Одна из наиболее распространенных форм — работа малых групп. В рамках малых групп (до 20 человек) сообщается новая информация, происходит обучение навыкам, формируются новая система ценностей и позитивная мотивация, обеспечивается социальная и эмоциональная поддержка.

3 Деева Е.В. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник ТГУ, Серия: гуманитарные науки. — Том 20. — № 11. — 2015. — С. 67—72.

4 Life Skills: A Course in Applied Problem Solving., Saskatchewan NewStart Inc., First Ave and River Street East, Prince Albert, Saskatchewan, Canada. 1971-01

Обучающие программы направлены на формирование следующих жизненных навыков подросткового возраста: развитие «Я-концепции» и самооценки, способности к критическому мышлению, умения принимать обоснованные, ответственные решения; навыка самоконтроля, конструктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в преодолении тех или иных жизненных ситуаций, анализа своих действий, и оценки их эффективности. Все жизненные навыки вооружают подростка умениями самостоятельно справляться с жизненными трудностями.

В российской педагогике вопросы формирования, технологии и методики освоения жизненных навыков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривались в работах И.А. Бобылевой, Е.В. Деевой, Л.Я. Олиференко, А.М. Прихожан и др. Эти работы стали теоретической базой для проектирования модели формирования жизненных навыков в туристско-краеведческой деятельности. Именно в этом виде деятельности на ребёнка происходит воздействие с разных сторон воспитания: экологического, эстетического, патриотического, нравственного, физического, трудового, интеллектуального. Специфичность туристско-краеведческой деятельности заключается в непосредственном столкновении ребёнка с окружающей его природой и социальной средой, в условиях которой появляется возможность приобретения жизненно необходимых навыков и коммуникативной культуры.

Особенность жизнедеятельности детей-сирот в настоящее время заключается в том, что они практически «выключены» из решения вопросов жизнеобеспечения, из решения бытовых проблем. Поэтому у них и не возникает потребности в развитии жизненных навыков.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать целый комплекс педагогических задач: обучающих, развивающих, воспитывающих, социализирующих и помогает воспитанникам самоопределиться через социально-профессиональные пробы в предстоящей, будущей профессиональной деятельности.

На маршруте туристского похода и руководители, и воспитанники лишены многих «благ цивилизации», привычных бытовых удобств, поэтому для удовлетворения насущных потребностей всем участникам похода без исключения нужно прилагать определенные усилия, трудиться, что позволяет искоренять в воспитанниках такие качества, как иждивенчество и потребительство. Походный труд по самообслуживанию — созданию и потреблению «туристского продукта» — разнообразен и по качеству, и по количеству физических и интеллектуальных нагрузок, и по напряжённости.

Выполняя разнообразные виды труда, прежде всего по самообслуживанию в походной группе, воспитанники приобретают необходимые знания, умения и навыки жизнеобеспечения — турист-ско-бытовые навыки. Самое главное — они приобретают социальный опыт, который может быть перенесен в условия обычной жизни — опыт взаимодействия и решения бытовых проблем, принятия решений и переживаний последствий этих решений, опыт получения и оказания помощи. Участники похода осваивают премудрости приготовления пищи в полевых условиях, учатся работать с разнообразным туристским снаряжением и инвентарем, приборами для выполнения учебно-исследовательских заданий по краеведению. Они осваивают технологические приемы по осуществлению ремонта одежды и туристского оборудования, приготовлению пищи, наведению переправ через водотоки, обустройству бивуа-

ков, проведению метеорологических и других наблюдений. Могут научиться топить походную печку, соблюдать правила безопасности, рассчитывать запасы топлива и заготавливать дрова, пригодные для использования в походных условиях; ремонтировать личное снаряжение, пришивать пуговицу или заплатку и т.п. Причем это необходимо сделать здесь и сейчас! И исключительно самому! Безусловно, с наивысшим качеством!5

На основе включения в систему социально-профессиональных проб, их «погружения» в проблемы жизнеобеспечения группы и её безопасной деятельности в автономных условиях существования в природной среде дети получают знания и навыки в бытовой, краеведческой, исследовательской и спортивной деятельности. В процессе выполнения различных видов заданий, поручений и собственно туристско-бы-товых и/или учебно-исследовательских обязанностей в походной группе участник похода имеет право на совершение ошибки. На ошибках они учатся и приобретают жизненный опыт! Но ребёнок имеет право и на исправление или преодоление последствий ошибки, в процессе преодоления/исправления которой он собственно и осваивает опыт туристских и жизненных премудростей.

При относительной свободе действий участников похода для них устанавливается ряд понятных и общепринятых этических, эстетических, санитарных, экологических правил: «не курить», «не мусорить», «не употреблять ненормативную лексику», «беречь природу».

Таким образом, обобщенная модель формирования жизненных навыков в туристско-краеведческой деятельности включает в себя следующие компоненты.

5 Лукина А., Безверхий А., Ценюга С. Поисково-исследовательский лагерь «Юный спелеолог» // Народное образование. — 2003. — № 3.

1. Выход из «зоны бытового комфорта», погружение в новую социальную, бытовую и природную среду, требующую собственных активных и ответственных действий, от которых зависит выживание и благополучие всей группы.

2. Формирование знаний об организации быта в походных условиях, подбора одежды и обуви исходя из погодных условий, преодолении различных препятствий, оказание первой доврачебной помощи и т.д. происходит до выхода «в поле», но актуализируется именно во время похода.

3. Личностный вклад в жизнеобеспечение всей группы — каждому участнику во время многодневного (и даже однодневного) похода приходится выполнять различные функции: кострового, ответственного за приготовление пищи; устанавливать и собирать палатку, наводить в ней порядок, содержать в порядке собственные вещи, находить и приносить воду, дрова и т.д.

4. Самостоятельность и ответственность участников; организаторам очень важно (и сложно) отказаться от патерналистской, опекающей позиции и предоставить участникам самим ощутить на себе последствия собственных неправильных действий.

5. Очень важным условием является позитивная, продуктивная система взаимоотношений в группе: взаимопомощь, взаимоподдержка участников.

Конечно, все это возможно только при условии заинтересованности и добровольности участия в походе. В последние годы мы с удивлением и тревогой обнаруживаем, что дети — воспитанники детских домов, а также подростки группы риска неохотно участвуют в туристских походах. Объяснение этому мы находим в том, что им не хочется нарушать привычный комфорт, в недоверии к взрослым, организующим

подобные мероприятия, в страхе неизвестности. Однако эта проблема требует более глубокого изучения.

Для проверки данной модели и выявления эффективности влияния турист-ско-краеведческой деятельности на развитие жизненных навыков детей-сирот мы провели эксперимент. Для него была выбрана авторская программа «Мое путешествие», разработанная учреждением дополнительного образования «Красноярский краевой центр туризма и краеведения». Целью данной программы является становление у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, новых практик жизнедеятельности и оформления норм организации совместной жизнедеятельности средствами туризма и краеведения. Совместно с воспитанниками учреждений внесемейного воспитания на данной программе обучаются и команды туристских клубов — учащиеся 8-х, 9-х классов по 5 — 7 человек от каждого учреждения. В 2017/2018 учебном году в обучении приняли участие 95 ребят, из них 49 детей из учреждений внесемейного воспитания и 46 детей из туристско-краеведческих клубов и объединений. Команды состояли из представителей 10 территорий Красноярского края. Возраст участников от 12 до 17 лет.

Весной и осенью в рамках программы ребята знакомятся с основами исторического краеведения, изучают основы туристской подготовки, получают навыки проектной и экскурсионной деятельности, учатся конструктивно общаться и организовывать совместную деятельность. Школы проходят очень интенсивно. Занятия проводятся каждый день в течение 8 академических часов, из них до 4 часов — практические занятия на местности. В программу школы входят экспертные лекции, практические занятия, тренинги, куль-турно-досуговые и туристско-краевед-ческие мероприятия.

Однако эта программа не предполагает реальных туристских походов, поэтому наше анкетирование показало, что в ней действительно развиваются коммуникативные навыки, прикладные туристские умения (вязать узлы), навыки социального проектирования. Но на формирование жизненных навыков эта программа практически не влияет.

Дети же, не обучавшиеся по этой программе, но участвовавшие в многодневных походах, показали значительно более высокие результаты по таким жизненным умениям, как приготовление пищи, умение планировать, умение составить меню и подобрать продукты для похода, умение взаимодействовать в команде и решать конфликты, подобрать необходимую одежду и снаряжение.

Поэтому мы считаем, что основной программе школы «Мое путешествие» необходимо добавить третью смену, в которой дети смогут не только овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми в многодневных походах (подбирать снаряжение, исходя из маршрута, погодных условий и количества дней; составление меню питания; подсчет необходимого количества продуктов; обустройство бивака; вязка туристских узлов; ремонт снаряжения и одежды и др.), но и организовать такой поход.

Только поход — настоящий, многодневный, на условиях самообслуживания — способствует подлинному развитию жизненных навыков ребят. Подобные походы организуются на базе краевой станции юных туристов, в районном туристско-краевед-ческом центре «Стрела» при Доме творчества Октябрьского РОО города Красноярска, в молодежном Центре путешественников, других организациях.

Основой этой работы служит Комплексная программа «Разновозрастный

туристский отряд», разработанная Л.А. Грудиновой, которая состоит из шести разделов, с постепенным увеличением физических и психологических нагрузок по принципу от простого к сложному, обеспечивающая разностороннее развитие участников.

Первый год обучения (программа «Гномик») дает начальные сведения и навыки по основам туризма и краеведения, общефизической подготовке, основы эстетического, гражданственного, экологического и трудового воспитания.

На втором году обучения (программа «Юные туристы») — основы техники пешеходного, лыжного туризма, ориентирования на местности, оказания медицинской помощи, краеведения (природа и история края, окрестностей города); ОФП, практической экологической деятельности.

Третий год обучения (программа «Туристы-следопыты») — овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми в многодневных походах, практическая поисковая, исследовательская, экологическая деятельность; общефизическая и специальная подготовка.

Четвертый и пятый год обучения — углубление, расширение, совершенствование туристских, краеведческих знаний, умений, навыков. Общефизическая и специальная подготовки плюс проведения самостоятельных теоретических и практических занятий по программе 1-3 года обучения.

На шестой год обучения происходит профориентация и жизненное самоопределение.

Кроме занятий в основной туристско-спортивной секции учащиеся занимаются параллельно в других объединениях туристского центра, в соответствии с индивидуальными наклонностями:

«Клуб туристской песни», «Клуб фотопутешественников», «Юные геологи», «Клуб туристического ремонтного мастера», спортивных секциях по видам спорта, сопутствующим туризму.

Заключение

В совокупности с педагогическим воздействием личного примера педагог-руководитель туристского похода формирует функциональную грамотность в сфере сохранения здоровья и безопасной жизнедеятельности в природной среде, навыки здорового образа жизни (соблюдение режима дня, выполнение утренней гимнастики, соблюдение личной гигиены, рациональное питание и пр.). Нахождение вдали от цивилизации — это наиболее результативный способ избавления от вредных привычек. В походных условиях, особенно вдали от населенных пунктов, отсутствуют соблазны и возможности приобрести сигареты. В походных условиях физической активности особенно остро чувствуется необходимость соблюдать нормы личной гигиены. Можно получить опыт практического применения знаний об использовании природных материалов в качестве гигиенических и обеззараживающих средств. Например, своими силами устроить походную баню или организовывать душ в полевых условиях. Природа дает возможность укреплять организм фитосредствами и употреблять в пищу натуральные витамины в виде чаев из трав. Это отличный способ научиться на практике разбираться в травах, ягодах, грибах6.

На основе проведения фокус-группы с экспертами — организаторами детского туризма выявилось, что во время похода у детей развиваются навыки со-

6 Чеснокова Е.Н. Формирование жизненных навыков подростков в процессе занятий спортивным ориентированием // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. — 2012. — № 28. — С. 1111-1113.

здавать относительно комфортные условия быта: правильность установки лагеря, чистота и порядок, установка палаток, хранение рюкзаков, вещей, сушка одежды, обуви и т.д.; оборудование места для приготовления пищи, наличие и порядок хранения топлива; чистота групповой и личной посуды. Важной является формируемая в условиях похода способность к быстрой адаптации в постоянно меняющихся условиях, к принятию ответственного решения, от которого будет зависеть благополучие, а иногда и жизнь всей группы. Появляются навыки приготовления элементарных по составу блюд. Очень важное свойство личности, которое точно формируется в туризме, — умение работать в команде, коллективизм и ответственность; понимание, что от твоего поведения зависит успех

всей группы. Умение ориентироваться и оказывать первую доврачебную помощь также являются важными навыками, применяемыми как на природе, так и в обычной жизни. В турист-ско-краеведческой деятельности происходит развитие таких личностных качеств, как самопозиционирование, лидерство, дисциплинированность и трудолюбие.

Туристская деятельность является хорошим способом активного отдыха и развития жизненных навыков подростков. А увлечение туризмом позволяет воспитанникам избежать «дурных» компаний, приобщающих к негативным формам проведения досуга, развить навыки, необходимые для жизни в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.