Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни у младших школьников в условиях трех уроков физической культуры'

Формирование здорового образа жизни у младших школьников в условиях трех уроков физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
486
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕТИЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шавензова Анна Александровна

В статье описан эксперимент, результаты которого позволили выявить положительный эффект использования третьего урока физической культуры для успешного освоения и применения здорового образа жизни у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шавензова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a healthy lifestyle in terms of three physical education lessons in primary school

The article listed the experiment, the results of which revealed the positive effect of the third lesson of physical culture use for successful development and implementation of healthy lifestyles in primary school.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни у младших школьников в условиях трех уроков физической культуры»

6. Ургапов, А.В. Основные подходы к формированию целевой точности передвижения и ударов у юных теннисистов / А.В. Ургапов, Д. Л. Миронов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - № 1. - С. 258-263.

7. Шварц, А. Протокол наблюдений и оценки эффективности действий вратаря в футболе / А. Шварц, М. Хамера // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2010. - № 4. - С. 161-166.

REFERENCES

1. Zakamskiy, A.V., Polevshchikov, M.M. and Rozhentsov, V.V. (2012), "Evaluation of accuracy of motor actions of the sportsman in team kinds of sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3, pp. 86-90.

2. Pesoshin, A.A., Familnikova, N.V. and Rozhentsov V.V. (2014), "The way of evaluation of velocity and accuracy of the motor actions of the sportsman in team kinds of sport", Patent RF 2537066, Byul. 36, 13 р.

3. Polevshchikov, M.M., Rozhentsov and V.V. Zakamskiy, A.V. (2013), "Evaluation of rapidity of the badminton-player", The bulletin of the Chuvash state pedagogical university of I.Ya. Yakovlev, Part. 3, Humanitarian and pedagogical, natural and technical science, No. 4, pp. 161-164.

4. Polevshchikov, M.M. and Rozhentsov, V.V. (2015), "Testing of rapidity and accuracy of movements", International magazine of applied and basic researches, No. 4-1, pp. 142-144.

5. Semenova N.V. and Lyapin V.A. (2013), "Physical activity of the students of a sport university", Modern problems of science and education, No. 6, p. 564.

6. Urgapov A.V. and Mironov D.L. (2013), "Main approaches to formation of target accuracy of movement and hits of young tennis-players", News of the Tula state university. Physical culture. Sport, No. 1, pp. 258-263.

7. Shvarts A. and Khamera M. (2010), "The report of observations and evaluation of effectiveness of a goalkeeper's actions in football", Pedagogics, psychology and medical and biological problems of physical training and sport, No. 4, pp. 161-166.

Контактная информация: natalifam-78@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2016

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТРЕХ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Анна Александровна Шавензова, аспирантка, Московский городской педагогический университет (МГПУ), Москва

Аннотация

В статье описан эксперимент, результаты которого позволили выявить положительный эффект использования третьего урока физической культуры для успешного освоения и применения здорового образа жизни у младших школьников.

Ключевые слова: третий урок физической культуры, здоровый образ жизни, младшие школьники.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p274-277

FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE IN TERMS OF THREE PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

Anna Aleksandrovna Shavenzova, the post-graduate student, Moscow City Teacher Training University, Moscow

Annotation

The article listed the experiment, the results of which revealed the positive effect of the third lesson of physical culture use for successful development and implementation of healthy lifestyles in primary school.

Keywords: third lesson of physical culture, healthy lifestyle, primary school.

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 говорится об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, даны методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Однако, в настоящее время не достаточно данных о результатах внедрения дополнительного урока в школе. Анализ сведений о здоровье детского населения демонстрирует высокую степень заболеваемости детей. М.В. Поляничко [2] утверждает, что это обуславливает смещение в худшую сторону социально-экономической ситуации, обострение трудностей с рациональным питанием, понижение уровня здоровья детей и родителей. Для того чтобы решить данные проблемы, нужна систематическая работа с детьми по формированию представлений и знаний о здоровом образе жизни, а также по формированию взглядов у детей, что избежать заболевания гораздо легче, нежели лечить его в течение продолжительного времени.

Школьное обучение не может вылечить или остановить болезнь детей, но в силах снизить риск развития заболеваний, а также достигнуть и суметь поддержать высокий уровень физического состояния. С помощью урока физической культуры можно успешно формировать основные представления и знания о здоровом образе жизни у младших школьников лучше всего реализовывать с помощью овладения теоретическим разделом программы «Физическое воспитание» [1].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проходило в школе «1-й МОК» г. Москвы в течение 2014-2015 г.

Нами был проведен педагогический эксперимент, заключающийся в следующем: в начале работы были сформированы 2 группы: контрольной группой в нашем исследовании стал 3 «З» класс в количестве 28 человек, в этом классе, в условиях третьего часа физкультуры реализовывался стандартный план занятий. Класс 3 «И» стал экспериментальной группой в количестве 27 человек - в нем реализовывалась концепция оздоровления, в которой третий урок физической культуры назывался «Быть здоровым». Данный урок предусматривал теоретическую и практическую часть, а так же работу с родителями. Теоретическая часть заключалась в изучении основ физической культуры, формировании представлений о своем здоровье, влиянии физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Практическая часть состояла в необходимости обучить младших школьников составлять и выполнять комплексы утренней гимнастики, комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки. Так же обучающиеся должны познакомиться с упражнениями, направленными на улучшение зрения, слуха. Для профилактики острых респираторных заболеваний, на уроке «Быть здоровым» использовалась дыхательная методика Стрельниковой. Работа с родителями заключалась в проведении спортивных праздников, тематических викторин, направленных на приобщение всей семьи к здоровому образу жизни.

Результаты нашего эксперимента можно проследить по следующим показателям:

- уровень соматического здоровья обучающихся;

- уровень освоения знаний (анкета «Отношение к уроку физической культуры и здоровому образу жизни»).

Для оценки уровня соматического здоровья и физической работоспособности мы использовали следующие методы:

- проба Руфье-Диксона, которая оценивает скорость восстановительных процессов после дозированной физической нагрузки. По скорости восстановления после

нагрузки делают вывод об общей физической работоспособности [3].

- ортостатическая проба. Данная проба отражает качество деятельности вегетативной нервной системы, регулирующей работу организма.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как следует из таблицы 1, важные различия выявлены во всех показателях уровней здоровья, которые дают нам возможность установить улучшения здоровья в учебном классе, в котором третий урок физической культуры проходил в рамках «Быть здоровым».

Таблица 1

Показатели уровня здоровья_

Уровень соматического здоровья%

Неудовлетворительный Удовлетворительный Хороший Отличный

Кол-во чел | % Кол-во чел | % Кол-во чел | % Кол-во чел | %

На начало эксперимента

КГ 4 14 15 54 6 21 3 11

ЭГ 3 11 14 52 7 26 3 11

На конец эксперимента

КГ 2 7 16 57 6 21 4 14

ЭГ 1 4 5 18 14 52 7 26

Наличие различий + + + +

Для выявления уровня знаний нами была использована анкета «Отношение к уроку физической культуры и здоровому образу жизни». Нами было опрошено 28 человек из контрольной группы и 27 человек из экспериментальной. На основании полученных результатов анкетирования нами были выделены 3 уровня отношения к уроку физической культуры и ЗОЖ у младших школьников. Результаты отношения школьников к уроку физической культуры и к ЗОЖ в начале и после эксперимента приведены в диаграммах 1 и 2.

60 40 20 0

В начале эксперимента

57

56

18 25 16

28

контрольная группа

экпериментальная группа

□ высокий □ средний □ низкий

Диаграмма 1. Отношение младших школьников к уроку физической культуры и ЗОЖ

(до эксперимента)

Данные анкетирования в начале эксперимента говорят о том, что у большинства детей как в контрольной группе (57%), так и в экспериментальной (56%) отношение к уроку физической культуры и к здоровому образу жизни причисляются к среднему уровню. Средний уровень характеризуется тем, что обучающийся не постоянно ощущает позитивное отношение к урокам физической культуры, не в полном объеме владеет знаниями о здоровом образе жизни, а так же не всегда применяет знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни. Низкий уровень отличается тем, что младшие школьники не часто применяют либо вообще не применяют знания и практические умения о ЗОЖ в своей жизни, а так же не ощущают позитивного отношения к урокам физической культуры. Этот уровень показали в контрольной группе 25% респондентов, в экспери-

ментальной группе - 28%, высокий уровень в контрольной группе был выявлен у 18% детей, а в экспериментальной группе у 16% опрошенных. Высокий уровень характеризуется тем, что школьники регулярно применяют знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни и положительно относятся к урокам физической культуры (ФК).

60 40 20 0

После эксперимента

57 55

19 23

35

10

L

1

контрольная группа

экспериментальная группа

□ высокий □ средний □ низкий

Диаграмма 2. Отношение младших школьников к уроку физической культуры и ЗОЖ

(после эксперимента)

Проведенное анкетирование после эксперимента выявило, что в экспериментальной группе повысился процент детей с положительно относящихся к урокам ФК до 55%, низкий уровень был выявлен лишь у 10%, средний уровень у 35%, в контрольной группе результаты улучшились, но ненамного, так высокий уровень был выявлен у 19% детей, средний у 57%, низкий уровень имеют 23% опрошенных.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности третьего урока физической культуры «Быть здоровым». Работа учителя в экспериментальном классе содействовала улучшению знаний младших школьников о здоровом образе жизни, создала положительные возможности для оздоровления в процессе учебной деятельности, повысила позитивное отношение обучающихся к уроку физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мутко, В. Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В. Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 49-53.

2. Поляничко, М.В. Организация дополнительного урока физической культуры в младших классах / М.В. Поляничко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 3 (25). - С. 60-63.

3. Щетинина, С.Ю. Физическое воспитание школьников в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде : дис. ... д-ра пед. наук / Щетинина С.Ю. - СПб., 2014. - 426 с.

REFERENCES

1. Mutko, V.L., Parshikova, N.V. and Chistyakov, V.A. (2006), "The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53

2. Polyanichko M. V. (2007), "The organization of an additional lesson of physical culture in elementary grades ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 25, No. 3, pp. 60-63

3. Schetinina S.Yu. (2014), Physical training of school students in the integrated bringing-up sports and sports environment, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: shaa@artcollege.ru

Статья поступила в редакцию 27.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.