Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи средствами футбола в спортивно-массовой практике вуза'

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи средствами футбола в спортивно-массовой практике вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1235
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФУТБОЛ / СПОРТИВНО-МАССОВАЯ ПРАКТИКА ВУЗА / ГРУППА СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / МЕТОД ОПРОСА / HEALTHY WAY STYLE / STUDENTS / FOOTBALL / COMMON SPORT PRACTICE OF THE UNIVERSITY / THE GROUP OF SPORT IMPROVING / METHOD OF INTERVIEWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смышляев Алексей Викторович, Смышляева Лариса Германовна, Диамант Ирина Ивановна

Статья представляет опыт организации спортивно-массовой работы Томского политехнического университета со студенческой молодежью. Показаны организационно-методические особенности работы со студентами нефизкультурных специальностей и направлений подготовки в рамках группы спортивного совершенствования по футболу. Приведены данные эмпирических исследований, отражающие положительное влияние футбола как вида физической культуры и спорта в системе спортивно-массовой работы вуза на формирование здорового образа жизни студентов названной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смышляев Алексей Викторович, Смышляева Лариса Германовна, Диамант Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMING A HEALTHY LIFE STYLE AMONG THE STUDENTS OF POLYTECHNIC UNIVERSITY WITH THE HELP OF MASS FOOTBALL TRAINING

The article presents the ways of organizing of common sport practice with the students of the university. It shows characteristic methodical properties of organizing the work with students of non athletic departments of the university with the help of sport improving football groups. The article shows the results of empiric original research proving positive influence of football as a kind of sport in terms of common sport practice of the university students and forming healthy life style among the students of the latter group.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи средствами футбола в спортивно-массовой практике вуза»

УДК 796.332:378.172

А. В. Смышляев, Л. Г. Смышляева, И. И. Диамант

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА В СПОРТИВНО-МАССОВОЙ ПРАКТИКЕ ВУЗА

Статья представляет опыт организации спортивно-массовой работы Томского политехнического университета со студенческой молодежью. Показаны организационно-методические особенности работы со студентами нефизкультурных специальностей и направлений подготовки в рамках группы спортивного совершенствования по футболу. Приведены данные эмпирических исследований, отражающие положительное влияние футбола как вида физической культуры и спорта в системе спортивно-массовой работы вуза на формирование здорового образа жизни студентов названной группы.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенческая молодежь, футбол, спортивно-массовая практика вуза, группа спортивного совершенствования, метод опроса.

В соответствии с приоритетами стратегии социально-экономического развития России одной из актуальных задач нашего государства является сохранение и укрепление здоровья молодежи, в частности студенческой [1, 2]. Здоровье студентов составляет государственный интерес еще и по причине озабоченности состоянием здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе их профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности кадров различных сфер экономики [3].

Согласно оценкам авторитетных экспертов, среди основных факторов здоровья важнейшим является образ жизни человека [4, 5]. Основными составляющими здорового образа жизни (далее -ЗОЖ) человека выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального оптимального режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения, культура сексуального поведения, развивающий личность досуг социально одобряемой направленности [3].

По мнению большинства специалистов (Н. П. Абаскалова, А. Г Горшков, М. Я. Виленский, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин и др.), ЗОЖ отражает прежде всего здоровьесберегающую направленность поведения, приоритет ценностей жизни и здоровья, развитое чувство ответственности за свое здоровье [4, 5]. ЗОЖ предполагает упорядоченность жизнедеятельности, осуществляемую на основе процессов самоорганизации, самодисциплины и саморегуляции, что обеспечивает укрепление адаптивных возможностей организма, личностную и профессиональную самореализацию.

ЗОЖ имеет широкий спектр позитивного воздействия на различные стороны телесной и социальной жизни человека. Индикаторами этих воздействий выступают: жизненная энергия, собранность, коммуникабельность, ощущение своей физической и психоэмоциональной привлекательно-

сти, оптимистический настрой, умение организовывать получение удовольствия в социально одобряемых формах. Преимущества ЗОЖ обнаруживаются в хорошем самочувствии, морально-эмоциональной устойчивости, способности продуктивно справляться с воздействиями стрессогенных ситуаций, хорошо развитой волевой организации, уверенности в себе, слабой подверженности депрессивным и апатичным состояниям.

Согласно возрастной психологии, студенческий возраст (поздняя юность) - этот период жизни, когда завершает формироваться система ценностей личности, основательно оформляются положения Я-концепции, осуществляется самоопределение в плане выбора стратегии и поведенческих механизмов проживания собственной жизни [6]. Поэтому задача становления ЗОЖ в студенческом возрасте является одной из согласованных с задачами социального воспитания взрослеющего человека. Становление ответственности за свое здоровье можно рассматривать как одну из задач его личностного и общекультурного развития.

Успешность становления ЗОЖ молодого человека во многом зависит от его мировоззрения, социального и нравственного опыта. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей ЗОЖ и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности [3, 7].

Представим подходы к формированию ЗОЖ студентов на примере опыта Национального исследовательского Томского политехнического университета (далее - ТПУ).

Создание условий, способствующих всестороннему развитию личности, и формирование ЗОЖ студенческой молодежи являются одной из приоритетных задач ТПУ в дорожной карте развития вуза. Решение этой задачи осуществляется в рамках комплексной программы развития вуза на

2010-2015 гг. Основными направлениями работы ТПУ в рамках поставленной задачи выступают:

- развитие системы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы (организация спартакиад между подразделениями и общежитиями, участие в различных личных и командных соревнованиях вне университета, организация и проведение спортивных праздников, развитие туристских клубов университета);

- совершенствование общей материально-технической спортивной базы (строительство новых спортивных объектов, реконструкция старых спортивных объектов, оснащение новейшими тренажерами спортивных залов общежитий, заключение договоров аренды на использование отсутствующих в университете ресурсов);

- просветительско-профилактическая работа (проведение профилактических лекций в общежитиях и студенческих группах тьюторами и кураторами с привлечением специалистов из организаций - социальных партнеров, размещение профилактических плакатов и стендов, распространение профилактических буклетов, организация и проведение профилактических акций силами отряда социальных волонтеров «Стиль жизни», проведение традиционных «Дней здоровья») [8].

В контексте обсуждаемых в данной статье вопросов особо остановимся на рассмотрении системы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в ТПУ как фактора формирования ЗОЖ студенческой молодежи. Данная система реализуется в вузе многие десятилетия. Непрерывно, в течение всего учебного года, в ТПУ организуются различные спортивно-массовые мероприятия среди студенческой молодежи внутри вуза и за его пределами, в которых принимают участие свыше 8 тысяч человек. Студенческие команды университета, как правило, занимают призовые места в Универсиаде вузов г. Томска.

Спортивно-массовая практика ТПУ включает следующие компоненты:

- организация у студенческой молодежи обязательных занятий по учебной дисциплине «физическая культура»;

- организация учебно-тренировочных обязательных и факультативных занятий студенческой молодежи по видам спорта;

- предоставление необходимых условий для занятий физическими упражнениями и спортом;

- организация спортивно-массовых мероприятий в вузе;

- предоставление необходимых условий для участия студенческой молодежи в различных соревнованиях вне вуза.

Спортивно-массовая практика ТПУ реализуется по всем видам спорта, которые существуют в вузе.

Наиболее востребованными для студентов является массовые виды спорта - баскетбол, футбол, волейбол.

Одним из наиболее популярных видов физической культуры и спорта в системе спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы ТПУ является футбол. Около 10 % студенческой молодежи, включенной в активную физкультурную деятельность, играют в футбол. Заметим, что футбол как социальное явление в Томской области и всего Сибирского региона более двадцати лет является одним из основных массовых видов спорта.

Футбол как вид занятий по физической культуре включен в образовательный процесс на всех уровнях дневной формы обучения для студентов: специалитета, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. В ТПУ профильными кафедрами физического воспитания и спортивных дисциплин, а также спортивным клубом организуются различные формы занятий футболом. В течение всего учебного года студенты участвуют в различных спортивно-массовых мероприятиях, которые проводятся в рамках Спартакиады ТПУ, межвузовской Спартакиады г. Томска, в городских и областных соревнованиях, а так же во всероссийских и международных соревнованиях.

С первого года обучения в ТПУ студенты нефизкультурных специальностей и направлений подготовки имеют возможность заниматься футболом: в рамках учебной дисциплины «физическая культура»; выбирая футбол как обязательные и факультативные учебные занятия; в группах спортивного совершенствования - сбо рных командах институтов, первых и вторых сборных университета; в студенческих самоорганизующихся командах (сборные общежитий, сборные курсов и.т. п.).

Обладая уже необходимой подготовкой, базовыми навыками и умениями футболиста, студенты занимаются в учебных группах спортивного совершенствования, где на протяжении всех последующих лет обучения в ТПУ систематически развивают и формируют свои компетенции, необходимые для эффективности занятий футболом. Учебнотренировочный процесс обучающихся проводится в соответствии с учебной программой курса спортивного совершенствования. Годовая учебная нагрузка составляет 500 часов, занятия проводятся в течение всего учебного года по 2-3 раза в неделю, в том числе в выходные и праздничные дни, студенты участвуют в различных соревнованиях по футболу и мини-футболу. Периодом отдыха и каникул у студентов является июль и август. Практические занятия организуются на стадионе «Политехник», спортивных площадках и в залах ТПУ

Теоретическая подготовка включает изучение истории развития футбола, теоретических основ

методики подготовки футболиста, правил игры в футбол, судейства соревнований по футболу. Обучающиеся готовят индивидуальные задания с выступлениями по гигиене занятий физическими упражнениями и футболом, влиянии футбола на организм человека, формировании физических и психологических качеств у занимающегося футболом студента. На теоретических занятиях с использованием видеоматериалов обсуждаются опыт и достижения российских футбольных клубов и лучших российских футболистов. Данный аспект работы нацелен на развитие гражданско-патриотических чувств у студенческой молодежи, формирование чувства гордости за достижения отечественного спорта.

В ТПУ в рамках спортивно-педагогической работы с учебной группой спортивного совершенствования по футболу на протяжении 5 лет проводится исследование по выявлению влияния футбола на формирование ЗОЖ студентов, включенных в данную группу. За указанный период в исследовании приняло участие более 60 студентов ТПУ, обучающихся по образовательным программам специалитета, бакалавриата, магистратуры различных (нефизкультурных) специальностей и направлений профессиональной подготовки. Студенты, принимавшие участие в исследовании, занимались футболом в рамках курса спортивного совершенствования не менее двух лет.

В рамках данного исследования осмысливаются вопросы социализации студенческой молодежи средствами футбола как спортивно-массовой практики вуза. Футбол при этом рассматривается как социально одобряемый вид социальной активности молодежи и как ресурсная социально-педагогическая практика.

Для проведения исследования использованы методы наблюдения, опроса (анкетирование, интервьюирование), биографический метод [9].

Представим данные количественного и качественного анализа результатов анкетирования студентов ТПУ, включенных в занятия по футболу в группе спортивного совершенствования, отражающие социально-педагогические эффекты работы с данной группой студенческой молодежи в контексте формирования их ЗОЖ. Математическая обработка данных осуществлялась с использованием статистического пакета программ Microsoft Excel XP.

Так, при ответе на вопрос «Является ли для Вас здоровый образ жизни одной из базовых ценностей?» 87 % опрошенных ответили положительно, что позволяет констатировать у них наличие здоровьесберегающей направленности поведения.

По данным проведенного анкетирования, 94 % респондентов отмечают, что занятие футболом

в группе спортивного совершенствования на протяжении двух лет способствовало оздоровлению их образа жизни.

Убедительно иллюстрирует положительное влияние футбола как спортивно-массовой практики вуза на формирование ЗОЖ студенческой молодежи тот факт, что 27 % опрошенных отказались от курения по причине активной и систематической включенности в занятия футболом в рамках курса спортивного совершенствования, а 42 % уменьшили употребление алкоголя по этой же причине.

Несомненно, положительным социально-педагогическим эффектом, связанным с развитием здоровьесберегающей направленности поведения студенческой молодежи, причастной к вузовской спортивно-массовой практике футбола, можно отнести наличие у 87 % респондентов установки на включение в футбольные практики после завершения обучения в вузе.

В контексте исследования психологических аспектов влияния систематических занятий студенческой молодежи футболом на спортивно-массовом уровне на становление ЗОЖ с помощью метода опроса было установлено, что данный вид физкультурно-оздоровительной деятельности помогает снимать психологическое напряжение и эмоциональную усталость (на это указывают 81 % опрошенных).

Отвечая на вопрос «Можете ли Вы сказать, что занятие футболом является для Вас способом самореализации?», 91 % студентов ответили утвердительно. По результатам наших собственных педагогических наблюдений и данным специально проведенного интервьюирования (опрошено 57 человек в ходе неструктурированного интервью) в футболе самореализуются молодые люди, личностные особенности которых отличают направленность на сценические и командные виды деятельности, артистичность, экзальтированность, экспрессивность. Кроме того, интерпретация полученных исследовательских данных позволяет заключить, что психологическими основаниями самореализации личности через включенность в футбол как спортивно-массовую практику является также удовлетворение таких потребностей молодых людей, как потребности в причастности к группе, признании, проживании достижения и ситуации успеха, эстетические потребности [10].

В контексте исследуемой проблематики считаем целесообразным представить данные, отражающие влияние систематических занятий студентов футболом на развитие их личностных качеств. По итогам опроса 86 % респондентов отметили, что этот вид деятельности действительно влияет на развитие личности.

Причем в ходе исследования были уточнены и спорта в системе спортивно-массовой и физкуль-

представления о том, какие конкретные личностные турно-оздоровительной работы вуза на формиро-

качества более всего развиваются у студентов-фут- вание ЗОЖ студенческой молодежи обусловлено

болистов, включенных в спортивно-массовую пра- рядом факторов: систематичность и непрерыв-

ктику футбола ТПУ На развитие общительности ность учебно-тренировочного процесса по футбо-

указывают 43 % респондентов, развитие стремле- лу в течение учебного года; непрерывная включен-

ния к высоким результатам - 67 %, уверенности ность студентов в спортивно-массовые мероприя-

в себе - 72 %, ответственности - 77 %, дисциплини- тиях (в частности, спортивные соревнования); ори-

рованности - 81 %, самоорганизованности - 84 %, ентация занимающихся на физическое развитие

способности к продуктивному взаимодействию и спортивное совершенствование; реализация здо-

в команде - 87 % опрошенных. ровьесберегающей компоненты в содержании тео-

Интерпретируя приведенные эмпирические ретической подготовки, сопровождающей занятия

данные, можно заключить, что положительное по футболу в рамках группы спортивного совер-

влияние футбола как вида физической культуры шенствования.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).

3. Физическая культура студента: учебник / под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. 448 с.

4. Абаскалова Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. 2000. 48 с.

5. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие для вузов / под ред. А. Г. Горшкова. М.: Гардарики, 2007. 218 с.

6. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для вузов. М.: Гардарики, 2007. 349 с.

7. Верхорубова О. В., Подлесская О. С. Проблема формирования культуры здоровья у студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 4 (132). С. 148-150.

8. URL: http://tpu.ru

9. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2006. 208 с.

10. Маслоу А. Психология бытия / пер с англ. / отв. ред. С. Н. Иващенко. М.: Рефл-бук, 1997. 274 с.

Смышляев А. В., кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Института социально-гуманитарных технологий.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: sav@tpu.ru

Смышляева Л. Г., доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики педагогического факультета. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: sp_pf@tspu.edu.ru

Диамант И. И., доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой адаптивной физической культуры факультета физической культуры и спорта.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: diamiriv@mail.ru

Материал поступил в редакцию 14.01.2014.

Smishlyaev A. V, Smishlyaeva L. G, Diamant I. I.

WAYS OF FORMING A HEALTHY LIFE STYLE AMONG THE STUDENTS OF POLYTECHNIC UNIVERSITY WITH THE HELP

OF MASS FOOTBALL TRAINING

The article presents the ways of organizing of common sport practice with the students of the university. It shows characteristic methodical properties of organizing the work with students of non athletic departments of the university with the help of sport improving football groups. The article shows the results of empiric original research proving positive influence of football as a kind of sport in terms of common sport practice of the university students and forming healthy life style among the students of the latter group.

Key words: healthy way style, students, football, common sport practice of the university, the group of sport improving, method of interviewing.

References

1. Conception of long-term social economic development of the Russian Federation for a period up to 2020: approved by a governmental decree of the Russian Federation from 17.11.2008 № 1662-p (in Russian).

2. Strategy of national security of the Russian Federation, May 12 2009 . № 537 (in Russian).

3. Student’s physical culture: Textbook. Under the editorship of V. I. Ilinitch. Мoscow, Gardariki Publ., 2000. 448 p. (in Russian).

4. Abaskalova N. P. Theory and practice of forming students’ healthy life style in the system of “school-colledge”. Abstract of the thesis doctor of ped. sci. Barnaul, 2000. 48 p. (in Russian).

5. Physical training and a healthy life style of students. study guide for students / under editorship of A. G. Gorshkov. Moscow, Gardariki Publ., 2007. 218 p. (in Russian).

6. Shapovalenko I. V. Age-specific psychology (Psychology of development and Age-specific psychology): textbook for college students. Moscow, Gardariki Publ., 2007. 349 p. (in Russian).

7. Verhorubova O. V., Podlesskaya O. S. Formation of culture health problems of students. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 4 (132), pp. 148-150 (in Russian).

8. URL: http://tpu.ru

9. Zagvyazinsky V. I. Methodology and methods of psychological and pedagogical research: study guide for college students. Moscow, Academiya Publ., 2006. 208 p. (in Russian).

10. Maslow A. Psychology of existence/ translation from English / editor-in-chief S. N. Ivashenko. Moscow, Refl-buk Publ., 1997. 274 p. (in Russian).

Smishlyaev A. V.

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: sav@tpu.ru

Smishlyaeva L. G.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: sp_pf@tspu.edu.ru

Diamant I. I.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: diamiriv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.