Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни средствами активного туризма и краеведения'

Формирование здорового образа жизни средствами активного туризма и краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1621
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / АКТИВНЫЙ ОТДЫХ / ТУРИСТСКИЙ ПОХОД / ЗАКАЛИВАНИЕ / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / TOURIST ASSOCIATION / HEALTH / TOURIST ACTIVITY / PHYSICAL EDUCATION / ACTIVE REST / HIKING / HARDENING / HEALTH PROMOTION / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эргашев Рустам Камбарович

Показан опыт занятий туристского объединения «Компас» Центра детского творчества с. Большая Черниговка Большечерниговского района Самарской области с 2011 по 2017 г. в воспитании подрастающего поколения. Характеризуя туристские походы, автор обосновывает, что обучающиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др. Раскрыто содержание понятии «здоровый образ жизни» и туризм. Ярко показано, что для детей туризм способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. Туристские путешествия рассматриваются автором не только как средство физического закаливания организма, снятия усталости, укрепления нервной системы, но и как настоятельная потребность человека в активных, насыщенных физических нагрузках и отдыхе. Представлены основные формы туристско-краеведческой работы в туристском кружке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эргашев Рустам Камбарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a healthy lifestyle by means of active tourism and local history

The experience of occupations in educating the younger generation of the tourist association "Compass" of the Center for Children's Creativity in the village Bolshaya Chernigovka, Bolshechernigovsky district of the Samara region from 2011 to 2017, is presented. Describing tourist trips, the author substantiates that students harden their bodies, strengthen their health, develop endurance, strength and other physical qualities, acquire applied skills and skills of orienteering, overcoming natural obstacles, self-care, etc. The content of the notion “healthy lifestyle” is revealed and tourism. It is brightly shown that tourism for children is a way of active recreation, a fascinating activity filled with romance of an extraordinary lifestyle. Tourist travels are considered to be not only a means of physical hardening of the body, relieving fatigue, strengthening the nervous system, but also the urgent need of a person for active, intense physical activity and rest. The main forms of tourist and local history work in the tourist circle are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни средствами активного туризма и краеведения»

УДК 379.85; 379.83/.84; 796.035; 796.015.6

Р. К. Эргашев

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ АКТИВНОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

Показан опыт занятий туристского объединения «Компас» Центра детского творчества с. Большая Черниговка Большечерниговского района Самарской области с 2011 по 2017 г. в воспитании подрастающего поколения. Характеризуя туристские походы, автор обосновывает, что обучающиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др. Раскрыто содержание понятии «здоровый образ жизни» и туризм. Ярко показано, что для детей туризм - способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. Туристские путешествия рассматриваются автором не только как средство физического закаливания организма, снятия усталости, укрепления нервной системы, но и как настоятельная потребность человека в активных, насыщенных физических нагрузках и отдыхе. Представлены основные формы туристско-краеведческой работы в туристском кружке.

The experience of occupations in educating the younger generation of the tourist association "Compass" of the Center for Children's Creativity in the village Bolshaya Chernigovka, Bolshechernigovsky district of the Samara region from 2011 to 2017, is presented. Describing tourist trips, the author substantiates that students harden their bodies, strengthen their health, develop endurance, strength and other physical qualities, acquire applied skills and skills of orienteering, overcoming natural obstacles, self-care, etc. The content of the notion "healthy lifestyle" is revealed and tourism. It is brightly shown that tourism for children is a way of active recreation, a fascinating activity filled with romance of an extraordinary lifestyle. Tourist travels are considered to be not only a means of physical hardening of the body, relieving fatigue, strengthening the nervous system, but also the urgent need of a person for active, intense physical activity and rest. The main forms of tourist and local history work in the tourist circle are presented.

Ключевые слова: туристское объединение, здоровье, туристская деятельность, физическое воспитание, активный отдых, туристский поход, закаливание, укрепление здоровья, здоровый образ жизни.

Keywords: tourist Association, health, tourist activity, physical education, active rest, Hiking, hardening, health promotion, healthy lifestyle.

Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.

Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым. Обычно молодые люди не склонны задумываться о здоровье. В молодости всякие неприятности, в их числе и болезни, воспринимаются как нечто внезапное и незаслуженное. А первые шаги делаются нередко в самом цветущем возрасте, когда перестают дружить со спортом и физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. А здоровье нужно беречь смолоду [1].

Этапы исследования

Опыт внедряется в образовательный процесс в течение 4 лет -с 2011 по 2017 г. На протяжении всего периода работа над данной темой носит как теоретический, так и практический характер, то есть в процессе соревнований, походов, занятий в туристском объединении «Компас» мной был накоплен теоретический материал.

Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе СП Центр детского творчества с. Большая Черниговка Боль-шечерниговского района Самарской области в воспитании подрастающего поколения. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека и является средством формированию здорового образа жизни. Туризм - исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха на природе. В туристских походах обучающиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.

Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию ответственности за свои поступки, дисциплинированности, высоких нравственных качеств личности: взаимовыручки, чуткости и внимания к товарищам. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает в выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника [2].

Понятие «здоровый образ жизни»

Определяющими понятиями обозначенной нами проблемы являются «здоровый образ жизни» и «туризм». Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет понятие «здоровье» как состояние полного физического, психического и социального благополучия. При этом основным критерием оценки состояния здоровья является уровень способности человека приспосабливаться к окружающему миру. Имеется в виду не только приспособление к вредным факторам окружающей среды (устранение или изоляция), но и социальная адаптация человека в обществе себе подобных.

«Образ жизни» это философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Данное понятие позволяет рассматривать во взаимосвязи основные сферы жизни людей: труд, быт, культуру, политическую жизнь и др.

Термином «здоровье» определяют также количество резервов в организме человека, максимальную, производительность органов при сохранении качественных пределов их функций. Одними из главных факторов риска, объясняющих рост заболеваемости населения и сокращения средней продолжительности жизни людей, является гиподинамия в сочетании с неблагоприятной экономической средой [3].

Понятие туризма

Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX в. и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия.

Под школьным туризмом понимают туристско-краеведческую деятельность обучающихся, выходящую за рамки учебных программ и организуемую школой и школьными учреждениями в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их во внеурочное время.

Туристские походы школьников - это массовая внеклассная форма работы обучающихся во всестороннем изучении родного края, решающая воспитательные, познавательные, оздоровительные задачи.

Обоснование необходимости работы по данному направлению

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Дети начинают курить, употреблять спиртные напитки.

Для детей туризм - способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. Современный подход к оценке здоровья человека складывается из трех составляющих: физиологического здоровья, физического и психологического. Туристские путешествия не только способствуют физическому закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше становятся настоятельной потребностью человека как активный, насыщенный физическими нагрузками отдых. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа во время туристских мероприятий. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в деловой обстановке учебного процесса. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в класс [4].

В непосредственном контакте с природой, совместно преодолевая небольшие, но трудности, происходит физическая и духовная закалка ребят. Они учатся жить и работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы. Учатся проявлять инициативу и, что гораздо труднее, подчинять свои интересы интересам коллектива

Положительные свойства туризма

Туризм - это возможность оздоровления за счет повышения двигательной активности. Ходить не вредно, вредно не ходить. Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например навык в правильной ходьбе. Большинство горожан,

пользуясь для повседневного передвижения услугами транспорта, проводя отпуск на террасе дома отдыха или в гамаке на даче, буквально отучаются ходить. Высокий ритм современной жизни требует, чтобы человек мог выдерживать длительные эмоциональные и физические нагрузки. Поход воспитывает волю и терпение, готовит человека к трудностям, неудобствам. Туристские походы устраняют как минимум два из пяти выделенных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний - гиподинамию и ожирение. Настоящее здоровье достигается через постепенное привыкание организма к изменениям внешней среды, то есть в закаливании. Занимаясь туризмом, ребенок получает специальные знания по медицине, физиологии, гигиене, необходимые для профилактики заболеваний, травматизма, оказания первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у него формируется отношение к собственному здоровью как к ценности и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию

Активный туризм - это спорт на чистом воздухе, это возможность дать детям интересное, объединяющее дело, закалить тело и дух, обрести друзей и уверенность в собственных силах. Все виды активного туризма вырабатывают чувство товарищества, понимания необходимости заботиться не только о своем здоровье, но и о тех, кто рядом [5].

Наша молодежь не имеет культуры безопасного поведения на отдыхе в лесу, на природе, нет практических навыков поведения в экстремальных условиях. Ведь турист обладает и многими другими, подчас мелкими и незаметными навыками, которые в сумме делают человека приспособленным к жизни. Он понимает, какие дрова хороши, а какие не будут гореть. Он умеет быстро развести огонь, сварить пищу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро отремонтировать одежду и обувь.

Участие в походах и экскурсиях расширяет кругозор ребят, знакомит их с природой Большечерниговского района и Самарской области, воспитывает любовь к родному краю. В любую погоду, находясь среди природы, постигая какие-то ее тайны, у детей развивается чувство ответственности за ее состояние, понимание необходимости бережного отношения ко всем видам и формам живой и неживой природы, возникает потребность быть активным ее защитником. А пребывание на свежем воздухе, соблюдение четкого

режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляет ребят. Туризм и здоровье неразделимы. Известно выражение: «В здоровом теле - здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утверждение: «От здорового духа - здоровое тело». Туризм помогает гармонично развивать человеческой личности этих двух здоровых начал. Сила духа может направлять разум человека в сторону добрых мыслей и положительных эмоций.

В целом туризм дает детям:

1) радостные переживания (эмоциональность);

2) любопытную, полезную информацию (познавательность);

3) укрепление здоровья;

4) физическое развитие;

5) яркие впечатления (восприятие);

6) разного рода полезные умения, навыки.

Описание опыта. Работа туристского кружка

как средство развития физических качеств учащихся и формирования навыков здорового образа жизни

В СП Центре детского творчества с. Большая Черниговка комплексно решать учебно-воспитательные и оздоровительные проблемы образовательного процесса помогает туристско-краевед-ческая деятельность. В 2009 г. под моим руководством были созданы туристско-краеведческие объединения. Дети были сформированы в 3 группы по возрасту: 7-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет. В каждой из групп создана команда из 10 человек, которая регулярно занимается туризмом и участвует в подготовке к соревнованиям.

В школе имеется материально-техническая база, оснащенная необходимым оборудованием, для проведения тренировок, занятий, соревнований; спортивный зал, страховочные системы, карабины, веревки, коврики, тенты.

Целью моей работы на начальном этапе было:

1) сформировать в школе туристско-краеведческое направление;

2) активно содействовать школе в воспитании гармонично развитой личности;

3) укрепление здоровья и организация активного досуга учащихся вне школы.

Задачи:

1) выявление уровня физического развития, знаний о туристской деятельности;

2) формирование у школьников интереса к природе родного края;

3) укрепление здоровья и повышение психологической устойчивости организма к внешнему миру;

4) содействие в формировании здорового образа жизни.

Этапы работы:

1) ребята обучаются навыкам туризма, с целью проведения активного отдыха, укрепления здоровья, познания мира вокруг себя, участия в соревнованиях школьного и районного уровней школьники разного возраста вовлекаются в работу по туристско-крае-ведческому направлению и др.;

2) результатом работы является участие в соревнованиях школьного и районного уровней, массовое увлечение оздоровительным и научно-познавательным туризмом школьников, существенное укрепление здоровья, формирование основ ЗОЖ.

В целом работа способствует развитию кругозора обучающихся и повышает их культурный уровень, расширяет возможности найти себе дело по душе, развивает физические способности ребят.

Главными целями работы на данном этапе объединения являются:

- углубление знаний о своем крае, его природе;

- формирование гуманного отношения к природе и культуре своего края, желания жить в единстве с природой;

- обучение навыкам тактики и техники пешеходного туризма, спортивного ориентирования;

- участие в соревнованиях школьного, районного уровней;

- помощь в социализации подростков путем их участия в организации туристских мероприятий и самой походной жизни в рамках разновозрастного коллектива;

- дальнейшее формирование ЗОЖ посредством туристской деятельности.

В течение учебного года учащиеся участвуют в подготовке к соревнованиям по различным направлениям и принимают непосредственное участие в соревнованиях школьного и районного уровней.

Основными формами туристско-краеведческой работы являются:

- оздоровительно-спортивная (физические упражнения, подвижные игры, мини-соревнования, состязания в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки, походы) и познавательно-творческая деятельность обучающихся (беседы, рисование природных объектов, изготовление детьми поделок из природных материалов, экскурсии).

В работе объединения применяются отработанные на практике методические разработки туристской направленности, что помогает организовать работу с ребятами по трем направлениям.

Тренировочный процесс помогает ребятам стать сильнее и выносливее физически. Как показала практика, система работы достаточно проста: одно занятие проходит в зале или на спортивной площадке (общая физическая подготовка, длительное передвижение, которое способствует формированию выносливости) и теоретическое занятие (гигиена питания, эффективный подбор одежды и обуви для активного отдыха, оказание первой медицинской помощи и др.).

Работа в туристском кружке «Компас»

1. Основной контингент - учащиеся 3-5-х классов. Рассматриваемые вопросы - укладка рюкзака, ориентирование по местным признакам, доврачебная помощь пострадавшим.

2. Направление «Готовимся в поход» - учащиеся 2-4-х классов. Топографическая подготовка будущих путешественников, знание ядовитых, пищевых, лекарственных растений района, распознавание продуктов питания.

3. Учащиеся 8-11-х классов: обучение способам выживания в экстремальных ситуациях. Виды: обеспечение водой в экстремальных ситуациях, построение укрытий, виды костров, подача сигналов SOS, определение сторон горизонта по местным признакам, аварийное ориентирование, определение признаков плохой и хорошей погоды, кипячение воды, определение пищевых растений и съедобных грибов.

4. «Пешеходный туризм» - учащиеся 4-9-х классов. Туристская подготовка, заключающаяся в том, чтобы дать детям умения, необходимые для длительных туристских путешествий.

В плане по этому разделу предусматривается углубленное изучение и практические занятия по темам:

- Подготовка необходимого снаряжения и физическая тренировка.

- Санитарно-гигиенические правила движения, правила ночлега.

- Туристские узлы - назначение, использование.

- Тактика и техника преодоления препятствий - преодоление условного болота по кочкам, жердям, преодоление препятствий по бревну, мосту, параллельной и навесной переправе, спуск-подъем по склону, траверс по склону.

«Спортивное ориентирование» - соревнования в преодолении на местности с компасом и картой трассы из последовательности

контрольных пунктов (КП) и с выбором наиболее рациональных путей движения между ними.

Участие в соревнованиях по таким видам, как «Спортивное ориентирование», «Готовься в поход», «Пешеходный туризм», способствует развитию мотивации к тренировочному процессу, заставляет ребят работать над собой, над собственным развитием. Только соревнования дают ребятам ощутить «вкус победы», а значит, испытать радость от занятий.

Мероприятия:

• соревнования по технике пешеходного туризма. Цель - научить преодолевать различные препятствия во время проведения многодневного похода, развитие физических качеств. Соревнования включают виды: вязка узлов, преодоление условного болота по кочкам и жердям, с помощью ходулей и шеста, хождение по висячему мосту, качающемуся бревну, по канату, преодоление параллельной и навесной переправы, траверс, преодоление препятствия «стремя»;

• соревнования по вязке узлов на скорость;

• с целью изучения основ оказания первой доврачебной помощи проводятся консультации, практические занятия по поиску, транспортировке и перевязке пострадавшего;

• изучаются инструкции «по технике безопасности при работе с режущими, колющими инструментами, приготовлении пищи на костре», при пожаре, поведении на воде, в населенном пункте;

• проводятся тренировки и соревнования. Цель - обучение способам выживания в экстремальных ситуациях. Виды: обеспечение водой в экстремальных ситуациях, построение укрытий, виды костров, подача сигналов SOS, определение сторон горизонта по местным признакам, аварийное ориентирование, определение признаков плохой и хорошей погоды, кипячение воды, определение пищевых растений и съедобных грибов, распознавание продуктов питания;

• экологические акции по расчистке местности. Цель - воспитание у подрастающего поколения новых ценностных ориента-ций, стимулирующих уважительное отношение и заботу о собственном месте проживания.

Выводы:

- обучающиеся закрепляют умения и навыки, приобретенные в школе, на занятиях в туристских кружках;

- участвуют в исследовательской работе по распознаванию растений и животных в местах проведения похода;

- учатся азам выживания в экстремальных ситуациях;

- совершенствуют навыки техники и тактики пешеходного туризма;

- формируют основы здорового образа жизни.

Анализ анкетирования на данном этапе показал высокую мотивацию детей к ведению здорового образа жизни: 98% желают быть здоровы и продолжают вести ЗОЖ.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, скажем, гимнастика, борьба, бокс и т. д. Но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, вымокнуть под дождем. Эффект туризма переоценить невозможно. Постепенно у учащегося формируется отношение к собственному здоровью как к ценности и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию.

За 4 года мы убедились в том, что детско-юношеский туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих всестороннему развитию личности, формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения.

Примечания

1. Верба И. А., Гольцын С. М., Кулаков В. М. Туризм в школе. М., 1983. С. 9.

2. Петросян С. А. В походе школьники. М., 1991. С. 21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Запорожченко В. Г. Образ жизни и вредные привычки. М. : Медицина, 1984. С. 34.

4. Рощин Ю. А. Н. Туризм и краеведение : программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М., 1988. С. 17.

5. Моргунов Б. П. Туризм. М., 1986. С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.