Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
667
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОПАГАНДА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Ковтун Денис Викторович

Важность формирования здорового образа жизни молодежи, как наиболее динамично развивающейся социальной группы, вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Здоровье современной молодежи является одной из актуальных проблем. Статья посвящена выяснению представлений и проблем о здоровом образе жизни студенческой молодежи. Предложены рекомендации для повышения интереса студентов к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 377 Научная статья

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

Кукубаева А.Х., Ковтун Д.В. Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация: Важность формирования здорового образа жизни молодежи, как наиболее динамично развивающейся социальной группы, вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Здоровье современной молодежи является одной из актуальных проблем. Статья посвящена выяснению представлений и проблем о здоровом образе жизни студенческой молодежи. Предложены рекомендации для повышения интереса студентов к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда, студенческая молодежь, добровольческая деятельность.

Для цитирования: Кукубаева, А.Х. Формирование здорового образа жизни среди студенческой молодежи / А.Х. Кукубаева, Д.В. Ковтун //Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). - С. 15-20.

В последние годы все чаще в СМИ, в научной и популярной литературе поднимается тема здоровья и здорового образа жизни (далее - ЗОЖ), что благоприятно сказывается на росте интереса к проблемам ЗОЖ и увеличении числа людей, которые стараются изменить свою жизнь, приобщаясь к здоровому образу жизни. Однако стоит заметить, что в современном обществе интерес к ведению ЗОЖ преимущественно возникает в следствии ухудшения показателей здоровья. Это обусловлено спецификой современного общества, а именно высоким темпом жизни, при котором у человека не остается времени на себя и на поддержание собственного здоровья до появления явных негативных последствий, ведущих к снижению качества жизни.

Одной из наиболее уязвимых групп населения являются студенты. Это связано с возрастными особенностями, социально-психологическими характеристиками, отсутствием опыта реализации своих внутренних ресурсов. При этом студенты - это те, кто в ближайшем будущем будут составлять экономически активную часть населения, а также станут родителями и будут транслировать собственные убеждения новому подрастающему поколению.

На сегодняшний день здоровье современных студентов вызывает большую тревогу. Стоит отметить, что еще до поступления в учреждения профессионального образования

здоровье молодых людей ослаблено под воздействием различных неблагоприятных факторов, а у большинства имеются хронические заболевания. Процесс адаптации к обучению в учебных заведениях влияет на показатели физического, психического и социального здоровья. В связи с этим возникает повод говорить о необходимости создания условий для формирования ЗОЖ студентов в процессе обучения как об эффективном способе поддержания здоровья населения.

Студенческий возраст наиболее значим в плане профилактических воздействий, так как именно в это возрасте еще возможен отказ от вредных привычек - основы будущих заболеваний и именно в этом возрасте заканчивает формироваться ценностная структура личности, которая может быть, как основой процессов саморазвития и самооздоровления, так и процессов саморазрушения личности. В этом возрасте формируется окончательно культура здорового образа жизни.

Несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни, которая ведется и в учебных заведениях, и в средствах массовой информации, количество студентов, следующих этим призывам, остается достаточно ограниченным. Данный факт обусловлен, прежде всего, возрастными особенностями молодежи. Большинство студентов считает, что молодость и здоровье - это то, что всегда будет с ними и поэтому, они не предпринимают ничего особенно для его сохранения и укрепления. В связи с чем, можно говорить о том, что применяемые методы, формы и средства пропаганды ЗОЖ в студенческой среде нуждаются в обновлении и трансформации. На наш взгляд, значительный потенциал для решения обозначенной нами проблемы содержит в себе добровольческая деятельность, так как, с одной стороны, через нее можно транслировать соответствующие установки и паттерны поведения, а с другой стороны, сама добровольческая деятельность может способствовать укреплению здоровья студентов [1].

Студенческая молодежь - это особая общественная категория, отличительными чертами которой являются условия труда, быт и поведение в обществе. Проблема развития здорового образа жизни у молодежи многоаспектна. Одни полагают, что эталоном ЗОЖ является занятие спортивной деятельностью, правильное питание, соблюдение распорядка дня, а другие наоборот считают идеалом курение табачных и иных изделий, распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств. Следует понять какие факторы воздействуют на студенческую молодежь на выбор одной из позиций, сказанных выше, а также выяснить причину, по которой они решают, вести им или не вести здоровый образ жизни. С этой же целью во всех образовательных учреждениях проводят работы пропаганды ЗОЖ, выявлению психического, физиологического и социального здоровья студентов, отказа от курения, алкогольных и наркотических средств [2].

Традиционно, здоровый образ жизни рассматривается как стиль жизни, активная жизнедеятельность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья, включающие в себя формирование взаимо обуславливающих навыков и привычек. В отечественной науке приоритетное значение имеет представление, что ведущую роль играет мотивация здорового образа жизни, установки на соблюдение основных принципов здорового образа жизни. Основными факторами формирования здорового образа жизни подрастающего поколения являются: соблюдение режима сна отдыха, принципов здорового питания, занятия физической культурой и спортом, отсутствие «вредных привычек», благоприятное эмоциональное состояние.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом.

Формирование ЗОЖ - это трудоемкий, сложный процесс, который затрагивает различные области жизнедеятельности молодежи, требует особого внимания со стороны

педагогов, работников медицины, а также узких специалистов, знания которых важны для достижения результатов по данной теме. И целью этого направления является личность, которую нужно обучить на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье. Например, в образовательных учреждениях высшего образования типа этого процесса осуществляется в трех направлениях [3]:

- Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально- гигиенической сферы.

- Формирование позитивной мотивации, потребности в ЗОЖ.

- Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.

Для достижения цели по формированию здорового образа жизни ведется огромная работа со стороны педагогов. Применяются различные формы и методы: игры -соревнования, беседы, диспуты, круглый стол. Важно, чтобы студенты увлеченно в непринужденной форме прививали знания, умения и навыки.

Как отмечает Н. А. Мелешкова, формирование мотивации у студентов к занятиям физической культурой направлено на приобретение здоровья как ценностной ориентации. Данные науки и практики доказывают, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студенческой молодёжи насущной потребностью. На сегодняшний день реальное участие студентов в этой деятельности недостаточное, хотя именно занятие спортом предполагает формирование таких качеств и свойств личности как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни. Поэтому формирование здорового образа жизни молодого поколения является основной целью физического воспитания, задачами которого являются повышение функциональных, адаптивных возможностей организма, воспитание и развитие личности, направленное на развитие и саморазвитие физической культуры человека[4].

Проблема укрепления здоровья в современном мире, для которого характерны финансовые противоречия, недостатки кадрового обеспечения учреждений здравоохранения по-прежнему остается актуальной для каждого государства и общества в целом. Будучи основной частью общества, студенты наиболее подвержены воздействию ряда неблагоприятных факторов, связанных с современной экономической и социальной ситуацией. Например, большинство студентов покидают привычную домашнюю среду и начинают жить в общежитии или снимать квартиру, что кардинально меняет привычный образ жизни и требует приспособления к новым условиям [5].

Помимо перечисленного выше, многие авторы также отмечают крайне высокие учебные нагрузки, при которых отмечается снижение физической активности у студентов и отсутствие желания вести здоровый образ жизни. Данные факторы негативно сказываются на физическом и психологическом здоровье студентов.

Поэтому в учебных заведениях обязательно должна осуществляться программа формирования здорового образа жизни, к основным направлениям которой можно отнести следующие компоненты: информационно-мониторинговая деятельность среди студентов; профилактическая деятельность (разработка и внедрение обучающих программ-тренингов; проведение регулярных и тематических профилактических мероприятий; расширение направлений и форм организации досуга студенческой молодёжи, обеспечивающих возможности для самораскрытия личности, достойного самоопределения и индивидуального развития; организация и проведение в рамках учебных заведениях «Дней здоровья»); медицинская деятельность (организация медицинских осмотров, проведение плановых профилактических прививок); спортивно-оздоровительная деятельность (организация и проведение спартакиады; спортивных соревнований различных уровней;

организация спортивных секции); проведение социальной работы по предупреждению у студентов вредных привычек. Стоит подчеркнуть, что значимость социальной работы существенно возрастает применительно к таким категориям студентов, как инвалиды, сироты, лица с хроническими заболеваниями [6].

Пропаганда здорового образа жизни в студенческой среде обусловлена особенностями студенчества как особой социальной группы. Кроме того, от психологического, физического и социального здоровья студентов напрямую зависит эффективность и успешность обучения студентов. Причем, установлена следующая закономерность, чем выше показатели здоровья студента - тем больше его продуктивность в процессе обучения [7]. Имея в виду эту взаимосвязь, нужно стремиться максимально оградить молодых людей от влияния внешних факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние их здоровья. Комплекс профилактических мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов должен включать следующие мероприятия:

- Осуществление контроля за физическим состоянием молодежи, своевременное выявление заболеваний и их предупреждение;

- Распределение студентов в соответствии с их состоянием здоровья на основные и специальные группы;

- Вовлечение студентов в мероприятия по ведению здорового образа жизни [8].

Достижение обозначенных выше положений, и пропаганда здорового образа жизни

может осуществляться посредством вовлечения студентов в добровольческую деятельность, под которой понимается добровольческий труд, который осуществляется людьми на безвозмездной основе и направлен на достижение социально значимых целей и на решение общественных проблем [9].

Добровольческая деятельность выступает средством выражения общечеловеческих ценностей (в том числе и здорового образа жизни), гуманизма и способом укрепления взаимного уважения, толерантности и сотрудничества. Увеличение количества молодежи (в том числен и студентов), вовлечённой в добровольческую деятельность, обусловлено тем фактом, что в ее рамках молодые люди осознают свое место и роль в системе общественных отношений. Кроме того, молодежь является мощной общественной силой, способной осуществить различные начинания, она более открыта новому, более креативна, у нее есть свой особый взгляд на общественные проблемы. Также нельзя не отметить, что чаще всего именно молодые люди становятся инициаторами серьезных общественных изменений. Добровольчество в данном случае выступает в качестве ресурса, который имеет широкий спектр возможностей, включая и пропаганду здорового образа жизни [10].

В рамках добровольческой деятельности кроется достаточно большой потенциал для пропаганды здорового образа жизни в студенческой среде.

Для достижения обозначенной цели, в рамках добровольческих объединений могут осуществляться следующие мероприятия:

1. Проведение семинаров, открытых лекций, касающихся ЗОЖ;

2. Функционирование в вузе «телефона доверия», для оказания консультативной помощи нуждающимся в ней студентам;

3. Организация встреч с приглашенными гостями (специалисты в области здоровья, правильного питания и т.д.);

4. Проведение акций с участием представителей добровольческих объединений, направленных на поддержку ЗОЖ на улицах города;

5. Трансляция радиопередач, относящихся по тематике к ЗОЖ;

6. Изготовление и распространение тематических буклетов и иной печатной продукции, как в вузе, так и на городском уровне;

7. Создание в вузе добровольческого объединения, целью которого станет пропаганда ЗОЖ и организация вузовских и городских мероприятий по данной тематике.

В заключении, хотелось бы отметить, что пропаганда и формирование здорового образа жизни - это сложная и важная задача, требующая популяризации здорового образа жизни среди студенческой молодежи. Задача общества — в максимально короткие сроки изменить ситуацию, сделать так, чтобы здоровье студента стало одним из основных личностных приоритетов. Каждый студент должен понять и нести ответственность за свою жизнь, собственными усилиями беречь своё здоровье.

Библиографический список

1. Богачева Т.И., Логвинова М.И. Психолого-педагогические основы работы с молодежными объединениями // Пути устойчивого развития мира: Сборник научных трудов участников международной конференции молодых ученых светских и духовных учебных заведений в рамках Международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество - 2017» / ред.кол.: А.А. Чертова, В.И. Тимошилов, В.А. Липатов. - Курск: ООО «АПИИТ «Гиром»», 2017. С. 54-59.

2. Зотин, В. В., Дьяченко А.И. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи [Текст] / В.В. Зотин, А.И Дьяченко // Форум молодых ученых. -2016. - №5 (21). - С.41-44.

3. Основы организации воспитания здорового образа жизни студентов вуза [Электронный ресурс]. - URL: https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=https://www.tandfonline.

com/doi/full/10.1080/21553769.2017.1329170&prev=search.

4. Мелешкова Н. А. Формирование здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания : автореферат диссертации Н. А. Мелешкова, канд. пед. наук [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dissercat.com/ content/ formirovanie-zdorovogo-obraza-zhiznistudentov-vuza-v-protsesse-fizicheskogo-vospitaniya.

5. Красноперова Н. А. Мотивационный компонент в структуре формирования здорового образа жизни студентов [Текст] / Н. А. Красноперова // Вестник СВФУ. - 2015. -№ 4. - С. 109.

6. Комплексная программа формирования здорового образа жизни студентов [Электронный ресурс]. - URL: http://chgik.ru/ sites/default/ files/ podrazdeleniefiles/ vospit_zoj.pdf.

7. Снопко А.М. Волонтерское движение как направление пропаганды ЗОЖ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(36). URL: http://sibac.mfo/archive/social/10(36).pdf (дата обращения: 15.10.2019).

8. Малянов Д.П. формирование здорового образа жизни в студенческой среде // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(49). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(49).pdf (дата обращения: 15.10.2019).

9. Богачева Т.И, Логвинова М.И. Добровольческая деятельность как ресурс развития социальной одарённости молодёжи // Современные проблемы развития одаренности детей и молодежи: материалы I Всероссийской студенческой научно-практической конференции (28 февраля 2019 г., Россия, Ростов-на-Дону). - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2019. С.123 - 130.

10. Богачева Т.И., Логвинова М.И. Психолого-педагогические основы работы с молодежными объединениями // Пути устойчивого развития мира: Сборник научных трудов

участников международной конференции молодых ученых светских и духовных учебных заведений в рамках Международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество - 2017» / ред.кол.: А.А. Чертова, В.И. Тимошилов, В.А. Липатов. - Курск: ООО «АПИИТ «Гиром»», 2017. С. 54-59.

Кукубаева Асия Хайрушевна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Социально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан).

: kukubaeva_2011@mail.ru

Ковтун Денис Викторович, магистрант специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан).

: des001@yandex.ru

Дата поступления: 12.01.2023

© Кукубаева А.Х., Ковтун Д.В., 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.