Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ '

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесбережение / студенты / здоровьесберегающие компетенции / здоровье / health-saving / students / health-saving competencies / health

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Мурашко, В.И. Звягинцева, Т.А. Трифоненкова

В статье рассматривается понятие здоровьесберегающих компетенций, основные методы и приемы, а также пути формирования данных компетенций в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.С. Мурашко, В.И. Звягинцева, Т.А. Трифоненкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTH-SAVING COMPETENCIES OF STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article deals with the concept of health-saving competencies, the main methods and techniques, as well as the ways of forming these competencies in higher education institutions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ »

УДК 796.011.1

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

А.С. Мурашко, В.И. Звягинцева, Т.А. Трифоненкова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: awa@yandex.ru

В статье рассматривается понятие здоровьесберегающих компетенций, основные методы и приемы, а также пути формирования данных компетенций в вузах.

Ключевые слова: здоровьесбережение, студенты, здоровьесберегающие компетенции, здоровье.

FORMATION OF HEALTH-SAVING COMPETENCIES OF STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

A. S. Murashko, V. I. Zvyagintseva, T. A. Trifonenkova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: awa@yandex.ru

The article deals with the concept of health-saving competencies, the main methods and techniques, as well as the ways of forming these competencies in higher education institutions.

Keywords: health-saving, students, health-saving competencies, health.

На сегодняшний день вопрос о сохранении здоровья является одним из важнейших, ведь здоровье - это не только отсутствие любого рода болезней, но также состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Малоподвижный образ жизни, неправильное питание, недостаточное количество времени на сон, отсутствие полноценного отдыха - эти и многие другие факторы могут влиять на состояние здоровья студентов, что впоследствии может привести к тому, что у человека могут развиться различные болезни, которые помешают ему вести профессиональную деятельность. В статье Осипова А.Ю., Гольм А. А. и Дорошенко О .Я. [1] говорится о том, что в настоящее время профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений столкнулся с проблемой качественной профессиональной подготовки будущих специалистов к последующей трудовой и социальной деятельности. Исследователи данной проблемы отмечают недостаточный уровень развития как сугубо профессиональных навыков, так и физического здоровья выпускников вузов. По данным специалистов, число молодых людей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья, составляет на сегодняшний день 80 % от общего количества выпускников. Также отмечается отрицательная динамика роста числа различных сопутствующих заболеваний. Если на первом курсе обучения студент имел одно-два заболевания, то после окончания вуза число заболеваний увеличивалось в 2-3 раза. Данная статистика свидетельствует о необходимости скорейшего использования здоровьесберегающего подхода в учебно-образовательном процессе, поскольку в современных условиях в действующей системе рыночных отношений уровень здоровья

человека становится важным экономическим фактором, что, по мнению Л.М. Митиной, предусматривает:

- сохранение специалистов высокого уровня, чье здоровье определяет стабильность результатов их труда;

- смену психологических установок на здоровье, как на социально-экономическое благополучие.

Согласно работам И. А. Зимней, компетентность здоровьесбережения специалиста должна включать в себя: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, профилактику наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа и т. д., знание и соблюдение основ личной гигиены, физическую культуру человека и т. д. Отмечается также, что выпускник, не владеющий навыками здорового образа жизни, с отсутствующим здоровьесберегающим мышлением не сможет стать полноценным работником, удовлетворяющим запросам работодателя (больничные листы, низкая производительность труда и т. д.). Следовательно, молодой специалист, выходя из стен высшего учебного заведения, должен обладать компетентностями, позволяющими ему сохранить статус здорового человека, как можно дольше. Однако знания, касающиеся только навыков ведения здорового образа жизни и профилактики различных заболеваний, для формирования здоровьесберегающих компетенций специалиста будут явно недостаточными. Необходима привязка данных знаний и умений к профессиональной деятельности работника. Н.В. Третьякова считает, что необходимо формировать у выпускников образовательных учреждений готовность не просто к трудовой, а к здраво-творческой деятельности.

Именно поэтому необходимо использование здоровьесберегающих технологий.

Авторы дают различные определения термина «здоровьесберегающие компетенции», поэтому дать однозначное определение довольно сложно. Например, по мнению Е.А. Юговой [2], здоровьесберегающие компетенции-это комплекс систематизированных знаний и представлений о позитивных и негативных изменениях в состоянии своего здоровья и здоровья окружающих.

В нашем понимании, под здоровьесберегающими компетенциями следует понимать систему мер, направленную на сохранение и укрепление физического, психического, интеллектуального и духовного здоровья учащихся, а также готовность студента выполнять все эти меры.

Итак, что же необходимо делать для того, чтобы комплекс здоровьесберегающих мер выполнялся в университетах? В статье Ломовцевой А.В. и Трофимовой Т.В.[3] даются следующие примеры здоровьесберегающих технологий, применяемых в высших учебных заведениях:

1. Медико-гигиенические. Данные технологии подразумевают наличие медицинского кабинета, регулярно обеспечивающего вакцинацию студентов, а также отказывающего им медицинскую помощь. Мы считаем, что помимо этого необходимо проводить ежегодное медицинское обследование всех студентов, для возможного выявления каких-либо отклонений в здоровье.

2. Организационно-педагогические. Данные технологии предполагают наличие в учебном плане дисциплины физическая культура.

3. Психолого-педагогические. Данные технологии предполагают обеспечение психологического комфорта обучающихся во время занятий.

4. Физкультурно-оздоровительные. Данные технологии предполагают, широкую вариативность занятий по дисциплине физическая культура, в результате чего у обучающихся развиваются разнообразные физические качества.

5. Учебно-воспитательные технологии. Данные технологии применяются в мероприятиях, проводимых студенческими организациями, например, акции «Меняем сигарету на конфету». Также необходимо проводить лекции о различных болезнях.

Мы хотели бы дополнить данный список здоровьесберегающих технологий. Нами установлено, что:

1. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента для того, чтобы подобрать для него наиболее действенный комплекс упражнений. Да, подобрать необходимый комплекс для каждого - это невероятно сложная задача, но, к сожалению, не всегда установленные нормативы являются выполнимыми для студентов. Это может отразиться на их желании заниматься спортом и посещать занятия.

2. Студенты должны придерживаться правильного питания. В день должно быть не менее трёх приемов пищи, во избежание авитаминоза желательно есть продукты, которые содержат витамины группы B, C, D, A, E. Их можно найти в овощах, фруктах, мясе и рыбе. Следует отказаться от употребления большого количества вредной пищи: фастфуда, газировок, энергетических напитков и прочего.

3. Необходимо больше двигаться и по возможности как можно чаще выходить на прогулку. Многие слышали о пользе прогулок перед сном. Именно поэтому это следует делать регулярно, ведь это способствует расслаблению после тяжелого трудового дня, является легкой кардионагрузкой, а также насыщает мозг кислородом.

4. Необходимо иметь правильный режим сна. Спать нужно не менее 6-8 часов, а также ложиться в одно и то же время. Для этого нужно грамотно планировать свой день, вовремя делать все дела и не откладывать их до последнего.

5. Кроме того, студентам желательно отказаться от вредных привычек: употребления алкоголя в неограниченном количестве, табачных изделий и наркотиков, так как их вред организму очевиден. Они оказывают негативное влияние на мозг, что приводит к снижению интеллекта, слабоумию, тяжелым психозам и депрессии. Страдает также и иммунная система, организм не может противостоять элементарным заболеваниям и инфекциям, даже обыкновенная простуда может вызвать осложнения с летальным исходом.

Соблюдение полного комплекса здоровьесберегающих мер будет способствовать укреплению здоровья, благодаря чему человек не только будет чувствовать себя хорошо и обладать большей выносливостью, ко всему прочему, это может сделать его более востребованным и перспективным работником.

В статье Николаева, Кузнецовой Н.В. и Паниной Н.Г. [4] по характеру действия различают следующие технологии:

- Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть - температурное закаливание, физические нагрузки.

- Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм.

- Компенсаторно-нейтрализующие. Это физкультминутки, физкульт-паузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности пар.

- Информационно-обучающие. Обеспечивают студентам уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность студентов по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов -курсов БЖД, а за обеспечение безопасных условий пребывания в университете отвечает ректор.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что студентам необходимо соблюдать здоровьесберегающие компетенции не только для поддержки собственного здоровья, что в

принципе является немаловажным фактором, но и для того, чтобы в будущем иметь возможность быть востребованным специалистом.

Библиографические ссылки

1. Осипов А.Ю. Организация занятий по физической культуре у студентов на основе компетентностного и здоровьесберегающего подходов / А.Ю. Осипов, Л.А. Гольм, О.Я. Дорошенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура, 2013. № 4. С. 13 -16.

2. Двигательная активность как основное средство формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов. Осипов А.Ю., А.В. Ванаева, А.В. Антонова, А.Ю. Чижов. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2012. № 3. С. 115 - 119.

3. Ломовцева, А. В., Трофимова Т. В. Здоровьесберегающие технологии в высших учебных заведениях: практика применения / The Newman In Foreign Policy, 2020. № 52 (96) Vol. 1.

4. Николаев, Е. В. Традиционные и инновационные здоровьесберегающие технологии в физической культуре для студентов: учебное пособие / Е. В. Николаев, Н. В. Кузнецова, Н. Г. Панина. — Волгоград: ВолгГТУ, 2019. 100 с.

© Мурашко А.С., Звягинцева В.И., Трифоненкова Т.А.,2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.