Научная статья на тему 'Формирование здоровьесберегающего поведения у пациентов врача-остеопата'

Формирование здоровьесберегающего поведения у пациентов врача-остеопата Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / профилактическая работа / healthy lifestyle / preventive work

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — А А. Иванов, О И. Янушанец

В статье дан обзор понятий, средств и методов формирования у пациентов навыков здорового образа жизни, которые необходимы в работе врача-остеопата. Даны рекомендации по вопросам, которые наиболее актуальны для пациентов, обращающихся к врачу данной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — А А. Иванов, О И. Янушанец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of health saving behavior in patients of osteopathic physicians

The article provides an overview of concepts, ways and methods of formation of healthy lifestyle in patients, which is necessary for the osteopathic work. Authors give recommendations on the most relevant topics for patients seeking osteopathic treatment.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровьесберегающего поведения у пациентов врача-остеопата»

Russian Osteopathic Journal 2019. № 1-2 (44-45)

УДК 615.828 (100)+614.8 (100)+613.6 (100)+616-08 (100) © А. А. Иванов, О. И. Янушанец, 2019

https://doi.org/10.32885/2220-0975-2019-1-2-124-129

Формирование здоровьесберегающего поведения у пациентов врача-остеопата

А. А. Иванов1, О. И. Янушанец2

1 Клиника «Элит-Денталь+». 420111, Россия, Республика Татарстан, Казань, ул. Кави Наджми, д. 22А

2 Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова. 191015, Россия, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41

В статье дан обзор понятий, средств и методов формирования у пациентов навыков здорового образа жизни, которые необходимы в работе врача-остеопата. Даны рекомендации по вопросам, которые наиболее актуальны для пациентов, обращающихся к врачу данной специальности. Ключевые слова: здоровый образ жизни, профилактическая работа

UDC 615.828 (100)+614.8 (100)+613.6 (100)+616-08 (100) © A. A. Ivanov, O. I. Yanushanets, 2019

https://doi.org/10.32885/2220-0975-2019-1-2-124-129

Formation of health saving behavior in patients of osteopathic physicians

A. A. Ivanov1, O. I. Yanushanets2

1 «Elite-Dental+» clinic. 22A ul. Kavi Nadzhmi, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia 420111

2 Mechnikov North-Western State University. 41 ul. Kirochnaya, St. Petersburg, Russia 191015

The article provides an overview of concepts, ways and methods of formation of healthy lifestyle in patients, which is necessary for the osteopathic work. Authors give recommendations on the most relevant topics for patients seeking osteopathic treatment. Key words: healthy lifestyle, preventive work

Здоровье, по определению ВОЗ, — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Составляющими здоровья являются:

• физическое благополучие (здоровье) — состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, это способность человека к полноценному физическому и интеллектуальному труду;

Для корреспонденции: Александр Александрович Иванов,

канд. мед. наук, врач-остеопат, вертеброневролог Адрес: 420111, Россия, Республика Татарстан, Казань, ул. Кави Наджми, д. 22А E-mail: osteopat-ivanov@mail.ru

For correspondence: Alexandr A. Ivanov, Ph. D. (Med), osteopathic physician, vertebroneurologist Address: 22A ul. Kavi Nadzhmi, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia 420111 E-mail: osteopat-ivanov@mail.ru

Для цитирования: Иванов А. А., Янушанец О. И. Формирование здоровьесберегающего поведения у пациентов врача-остеопата. Российский остеопатический журнал 2019; 1-2 (44-45): 124-129.

For citation: Ivanov A. A., Yanushanets O. I. Formation of health saving behavior in patients of osteopathic physicians. Russian Osteopathic Journal 2019; 1-2 (44-45): 124-129.

Обзоры

Reviews

A. A. Ivanov, O. I. Yanushanets

• психическое благополучие (здоровье) — состояние, характеризующее способность человека контролировать свое поведение и эмоции, познавательную деятельность;

• социальное благополучие (здоровье) — это состояние, которое отражает степень удовлетворения человека местом и ролью в обществе — работой, отношениями с коллегами, контактами с друзьями и знакомыми, уровнем и качеством жизни [1];

• состояние здоровья человека изменяется в течение всей жизни в соответствии с ростом, развитием, трудовой деятельностью; по мере старения меняются функциональные возможности организма, его устойчивость к стрессу, к вредному воздействию загрязненной окружающей среды, как результат — здоровье может ухудшаться.

В настоящее время ВОЗ выделила несколько факторов, которые оказывают влияние на здоровье человека: образ жизни (питание, физическая активность, сон, гигиена) — 50-55 %; наследственность — 20 %; экология — 20-25 %; медицина — 10%. Очевидно, что для сохранения здоровья самое важное — это образ жизни человека: характер питания, уровень физической активности, соблюдение личной гигиены, режима сна, труда и отдыха. Человек может и должен сам формировать свой образ жизни и влиять на здоровье, активное долголетие и продолжительность жизни [2].

В стратегии, определяющей приоритеты и основные направления государственной политики в сфере здравоохранения, задача формирования у населения здорового образа жизни определена как важнейший компонент деятельности структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению. В своей деятельности каждый врач обязан реализовывать мероприятия, направленные на изменение отношения человека к собственному здоровью и значительному повышению меры собственной ответственности за его сохранение и поддержание активного долголетия. В настоящее время существуют центры здоровья, кабинеты здорового ребенка, кабинеты профилактики и школы здоровья для здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, для родителей больных и недоношенных детей, по вопросам ухода и выявления угрожающих состояний [3].

В 2018 г. был издан приказ Министерства здравоохранения РФ № 21н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю „Остеопатия"», согласно которому врач-остеопат работает в первичном звене здравоохранения и в его функциональные обязанности входит проведение мероприятий по формированию основных принципов здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Врач воспринимается населением нашей страны как надежный и заслуживающий доверия источник информации о здоровье. Врач может использовать для гигиенического обучения те моменты, когда пациент максимально обеспокоен состоянием своего здоровья, — в период болезни. Каждый день врачи контактируют с существенной частью населения, поэтому возможности врачей по профилактической работе огромны [4].

Врач-остеопат должен использовать возможность повысить мотивацию пациента к формированию здорового образа жизни (ЗОЖ). Любая консультация врача-остеопата должна содержать профилактическую составляющую, которая позволяет дать знания, обучить навыкам и умениям. Эффективность профилактической беседы с пациентом зависит не только от профессиональных знаний врача-остеопата, но и от его умения применить коммуникационные навыки (стиль, манера речи, голос) [5]. Цель профилактического консультирования — повышение медицинской активности пациента, формирование мотивации к оздоровлению, выполнению врачебных назначений. Такая беседа может быть заключительным этапом первичного приема врача-остеопата при выдаче рекомендаций.

Задача врача-остеопата на приеме рассказать своему пациенту принципы здорового питания, мотивировать его на ЗОЖ — физическую активность и отказ от вредных привычек. Обучение па-

Russian Osteopathic ]оита1 2019. № 1-2 (44-45)

циента повысит уровень доверия к врачу, так как покажет искреннюю заинтересованность лечащего доктора в здоровье пациента [6, 7]. Обучение принципам ЗОЖ соответствует холистическому подходу остеопатической медицины, которая направлена на поиск и устранение причины болезни, а не ее следствия. Причина болезни может быть связана с неправильным питанием, отсутствием физической активности и вредными привычками. Всем известно, что лечить болезнь дороже, чем ее предупреждать, поэтому работа врача-остеопата как специалиста по профилактике заболеваний может способствовать повышению экономической эффективности отечественной системы здравоохранения, влияя на продолжительность жизни человека и снижая уровень социально значимых заболеваний [7, 8].

Изменить поведение человека крайне сложно. Необходимость изменения поведения и жизненных привычек человек ощущает как «выход из зоны комфорта», что может вызывать некоторые трудности. Психологи выделяют несколько стадий формирования мотивации и изменения поведения.

Непонимание проблемы. Пациент не знает и не понимает, почему ему нужно изменить образ жизни и привычки. Врач должен объяснить пациенту: например, малоподвижный образ жизни стал причиной боли в спине; сидячая работа приводит к статической перегрузке мышц спины и провоцирует боль, поэтому необходимо делать перерывы в работе и заниматься физкультурой.

Принятие решения. Пациент осознал, что его повседневные привычки вредят здоровью. На этом этапе врач может высказать одобрение, оказать конкретную помощь и поддержку: например, показать несколько простых упражнений для выполнения в быту, похвалить пациента за выполнение заданий.

Начало действий. Пациент принял решение начать новый образ жизни, например купил абонемент и записался в спортзал или бассейн. Это важный момент, поскольку решение уже принято. Врач в ходе профилактической беседы оказывает психологическую поддержку.

Срыв действий. Пациент в силу ряда причин перестал выполнять рекомендации врача, например перестал делать утреннюю зарядку. Этой стадии может и не быть, но о ней следует помнить. Врач должен иметь в виду возможность срыва и вовремя помочь пациенту вернуться на путь оздоровления. Для этого требуется повышать уровень знаний и навыков по психологии, уметь находить индивидуальный подход к человеку.

Рекомендации по изменению образа жизни должны быть убедительны и подкреплены положительными ассоциациями, а советы реально выполнимыми. При непонимании важности следования рекомендациям врач может обьяснить, для чего нужны те или иные изменения. Например, при избыточной массе тела могут болеть суставы из-за дополнительной нагрузки. Осте-опатическая коррекция будет малоэффективной, если не убрать причину — лишнюю массу тела. При заинтересованности пациента врач может поддержать начинания, конкретизировать шаги, научить пациента или направить к соответствующему специалисту, например к инструктору ЛФК или диетологу. По мере изменений поведения врач может поощрять, одобрять успехи, оценивать причины неудач. Рекомендуется подкреплять советы выдачей письменных рекомендаций в виде памяток, брошюр [9].

Для повышения мотивации и самоконтроля повседневной активности, питания, физических упражнений пациентам может быть рекомендовано ведение дневника здоровья [10], который обязательно включает следующие разделы:

• ФИО, дата начала ведения дневника;

• антропометрические данные (рост, масса тела, ИМТ, окружность живота);

• цели (например, сбросить лишний вес, бросить курить и т. п.);

• питание;

• тренировки;

Rev¡ews

А. А. Ivanov, О. I. Yanushanets

• настроение;

• результаты.

На пути формирования ЗОЖ психологи выделили семь этапов, на каждом из которых происходит внутреннее осознание перемен [11]. Врачу-остеопату важно помочь своему пациенту на первых трех этапах, обьяснить, мотивировать, направить человека на изменение образа жизни.

Семь этапов перемены образа жизни

• Неверие. Человек еще не убежден в необходимости перемены.

• Появилось убеждение, но решение изменить образ жизни не принято. Человек верит, что ему следует быть более активным физически, правильно питаться, но не может по каким-либо причинам приступить к делу.

• Активное планирование. Человек активно планирует переделку самого себя.

•Активная вовлеченность. В настоящее время человек занимается физкультурой и правильно питается на регулярной основе.

• Создание образа. Человек не только ведет ЗОЖ, но и создает новый образ: видит себя молодым, здоровым и красивым.

• Поддержание образа. У человека есть новый образ самого себя, и даже суровые удары судьбы не могут отвратить его от продолжения ЗОЖ.

• Новый Я. Человек теперь Новый Человек.

Существуют средства и методы гигиенического обучения и воспитания населения [12]. Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мер, направленных на формирование ЗОЖ, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

Основные задачи:

•улучшение качества питания;

•увеличение физической активности;

• соблюдение мер личной и общественной гигиены;

• смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

• снижение распространенности курения;

• снижение потребления алкоголя;

• профилактика употребления наркотиков.

Гигиеническое воспитание включает следующие разделы:

1. Гигиеническое воспитание по общим вопросам: формирование ЗОЖ, организация условий труда и быта, вопросы первичной и вторичной профилактики в аспекте борьбы с основными заболеваниями.

2. Гигиеническое воспитание по специальным вопросам, ориентированное на определенный контингент.

3. Гигиеническое воспитание населения по возрасту: для детей дошкольного возраста, раннего и старшего школьного возраста, для населения молодого и среднего возраста, для лиц пожилого и старческого возраста.

4. Гигиеническое воспитание населения по состоянию здоровья: здоровых, лиц под угрозой болезни, больных, вылеченных, диспансеризируемых.

5. Гигиеническое воспитание населения со специфическими потребностями: лиц, находящихся в особых условиях труда и быта, женщин, беременных, рожениц, военнослужащих, работников пищевой промышленности, торговли.

6. Гигиеническое воспитание различных контингентов: родителей, воспитателей детей, учителей в школе, руководящих кадров.

Russ¡an Osteopath¡c ]оита1 2019. № 1-2 (44-45)

Различные способы передачи санитарно-просветительской информации представлены ниже.

Печатный Книги, блоги в сети интернет, памятки, брошюры, листовки, статьи, санбюллетень и т. д.

Наглядный ТВ, кино, слайды, видеоблоги в сети интернет, социальные сети и т. д.

Смешанный Все средства вместе

Каждый из методов гигиенического воспитания может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического обучения и воспитания (в зависимости от способа коммуникации).

Форма индивидуального воздействия (прямое или опосредованное общение) позволяет максимально учитывать особенности респондентов. Это личная беседа на приеме, рекомендации и инструкции, общение в сети интернет через социальные сети или мессенджеры, по телефону и т. п. Форма индивидуального воздействия является самым доступным и ежедневно применяемым методом, поэтому максимальна эффективна. Индивидуальная беседа включается в общее психотерапевтическое воздействие врача на пациента. Недостатки этой формы воздействия — трудоемкость и лимит времени у врача-остеопата на приеме.

Форма группового воздействия (дифференцированное воздействие на различные возрастные, половые и профессиональные группы) — лекция, групповая беседа, онлайн и оффлайн школы здоровья, мастер-классы, марафоны здоровья и т. п. Например, в сети инстаграмм очень популярны медицинские блоги, которые ведут практикующие врачи.

Для реализации методов гигиенического обучения и воспитания используют многочисленные средства:

1) демонстрационные и обучающие: натуральные предметы (спортивный и гимнастический инвентарь, продукты питания и т. п.); искусственные предметы (муляжи, модели); обучающие и проверочные технические средства; учебная панель, доска;

2) речевые и изобразительные: лекции, памятки, книги, брошюры, газеты, журналы, плакаты, слайды и т. д.;

3) аудиовизуальные: кинофильмы, слайды, компьютерные программы, мобильные приложения для смартфонов и т. п.;

4) малые формы: наклейки, почтовые марки, календари, упаковочные материалы;

5) символы гигиенического воспитания: условные изобразительные знаки (логотипы), которые используют в массовых оздоровительных кампаниях [13].

Целесообразно, чтобы частные клиники и кабинеты, предоставляющие остеопатическую помощь, активно включали в свою работу деятельность по формированию у пациентов навыков ЗОЖ. При этом врачу-остеопату можно рекомендовать тематику, которая будет иметь особое значение для пациента остеопатической клиники: гимнастика для улучшения осанки у взрослых и детей, упражнения для утренней зарядки, навыки правильного дыхания, дыхательная гимнастика, эргономика рабочего пространства, правила здорового сна, выбор подушки и матраса для сна и т. д.

В современном мире все большую роль начинают играть интернет и социальные сети. Для профилактической работы важно участие врачей в медийном пространстве: ведение блога на тему здоровья, публикации научно-популярных статей в печатных и электронных СМИ, проведение онлайн школ и мастер-классов на тему здоровья.

Таким образом, активное участие врачей-остеопатов в образовательных проектах повысит уровень доверия к остеопатии и врачам данной специальности со стороны населения и меди-

Метод Средства

Устный Лекция, беседа, доклад, дискуссия, викторина, уроки здоровья, школа здоровья, мастер классы и т. д.

Reviews

A. A. Ivanov, O. I. Yanushanets

цинской общественности. Необходимо проводить дальнейшую работу по обучению врачей-остеопатов методологии формирования здоровьесберегающего поведения у населения. Авторы данной статьи считают, что для слушателей, обучающихся по специальности «остеопатия», должны быть разработаны элективные или факультативные курсы по методологии ЗОЖ.

Исследование не финансировалось каким-либо источником, конфликт интересов отсутствует.

Литература/References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник. М.: Флинт, Наука4 2001 [Vajner E. N. Valeologiya: Uchebnik. M.: Flint, Nauka; 2001 (in russ.)].

2. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний (основные термины и понятия) / Под ред. Р. Г. Оганова. М., 2000 [Ukreplenie zdorovya i profilaktika zabolevanij (osnovnye terminy i ponyatiya)/ Pod red. R. G. Oganova. M., 2000 (in russ.)].

3. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан» от 22.07.93 г. № 5487-1 [Federalnyjzakon «Osnovy zakonodatelstva Rossijskoj Federaciipo oxrane zdorovya grazhdan» ot 22.07.93 g. № 5487-1 (in russ.)].

4. Оганов Р. Г. Руководство по медицинской профилактике. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007 [Oganov R. G. Rukovodstvo po medicinskoj profilaktike. M.: GEOTAR-Media; 2007 (in russ.)].

5. Лобыкина Е. Н., Рузаев Ю. В. Гигиеническое воспитание в деятельности лечебно-профилактических учреждений. Новокузнецк; 2012 [Lobykina E. N., Ruzaev Yu. V. Gigienicheskoe vospitanie v deyatel'nosti lechebno-profilakticheskix uchrezhdenij. Novokuzneczk; 2012 (in russ.)].

6. Фомичева М. Л., Зуева И. А. Гигиеническое обучение и воспитание населения в медицинских организациях: Метод. рекомендации. Новосибирск, 2013 [Fomicheva M. L., Zueva I. A. Gigienicheskoe obuchenie i vospitanie naseleniya v medicinskix organizaciyax: Metod. rekomendazii. Novosibirsk, 2013 (in russ.)].

7. Тюхлова И. Н. Гигиеническое воспитание. Методы гигиенического воспитания. Минск; 2010 [Tyuxlova I. N. Gigienicheskoe vospitanie. Metody gigienicheskogo vospitaniya. Minsk; 2010 (in russ.)].

8. Гигиеническое воспитание. http://nko-zdra.ru. [Gigienicheskoe vospitanie. http://nko-zdra.ru].

9. Шевцов А. М. Психология привычки. М.: Знание; 2006 [Shevczov A. M. Psixologiya privychki. M.: Znanie; 2006 (in russ.)].

10. Портал о здоровом образе жизни. http://www.takzdorovo.ru [Portal o zdorovom obraze zhizni. http://www.takzdorovo.ru].

11. Петровский А. В. Беседы о психологии. М.: Времена; 2008 [Petrovskij A. V. Besedy o psixologii. M.: Vremena; 2008 (in russ.)].

12. Камаев И. А. и др. Организация гигиенического обучения и воспитания населения: Учебно-методическое пособие для студентов мед. вузов. Н/Новгород: НижГМА, 2010 [Kamaev I. A. i dr. Organizaciya gigienicheskogo obucheniya i vospitaniya naseleniya: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov med. vuzov. N/Novgorod: NizhGMA, 2010 (in russ.)].

13. Камаев И. А., Поздеева Т. В., Трофимова Г. А., Непряхин Д. В. Инновационные технологии здоровьесберегающих форм поведения: Метод. рекомендации. Н/Новгород: Пламя; 2005 [Kamaev I. A., Pozdeeva T. V., Trofimova G. A., Nepryaxin D. V. Innovacionnye texnologii zdorovesberegayushhix form povedeniya: Metod. rekomendacii. N/Novgorod: Plamya; 2005 (in russ.)].

Поступила в редакцию 04.03.2019 После доработки 07.03.2019 Принята к публикации 26.03.2019

Сведения о соавторах:

О. И. Янушанец, докт. мед. наук,

профессор кафедры гигиены, условий воспитания,

обучения, труда и радиационной гигиены

Information about co-authors: O. I. Yanushanets, M. D., Ph. D. (Med), D. Sc. (Med), Professor of Department of Hygiene, Conditions of Education, Work and Radiation Hygiene

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.