Научная статья на тему 'Формирование здоровьесберегающего образа мышления у студентов - стоматологов'

Формирование здоровьесберегающего образа мышления у студентов - стоматологов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФАКТОРЫ РИСКА / ПАТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Денисенко Л.Н.

Формирование здоровьесберегающего образа мышления современного специалиста стоматолога не может быть вырвано из общей системы образования. Необходимость изучения здоровьесберегающих технологий при обучении в высшей школе вызвана тем, что одной из основных проблем студенческой молодежи является отсутствие мотивации в сохранении и укреплении своего здоровья в последующей трудовой деятельности. Будущие врачи стоматологи должны понимать всю важность в отношении сохранения и укрепления своего здоровья, выработать и организовать собственный стиль здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Денисенко Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION ZDOROVESBEREGAJUSHCHEJ MINDSET HAVE STUDENTS - DENTISTS

Formation of health-image of the modern dental professional thinking can not be taken out of the general education system. The need to study health-technologies in teaching in higher education due to the fact that one of the main problems of students is the lack of motivation in the preservation and strengthening of their health in subsequent work. Future doctors, dentists need to understand the importance of the conservation and improve their health, develop and organize its own style of a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровьесберегающего образа мышления у студентов - стоматологов»

11. Железный С.П. Профилактика воспалительных осложнений при дентальной имплантации / С.П. Железный, В.Е. Толмачев, С.Н. Носов // Ак-

туальные вопросы стоматологии и челюстно-лицевой хирургии: материалы науч.-практ. региональной конф.-Новокузнецк.- 2007.- С.94-97.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗА МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ - СТОМАТОЛОГОВ

Денисенко Л.Н.

Волгоградский государственный медицинский университет FORMATION ZDOROVESBEREGAJUSHCHEJ MINDSET HAVE STUDENTS - DENTISTS Denisenko L.N., Volgograd State Medical University

АННОТАЦИЯ

Формирование здоровьесберегающего образа мышления современного специалиста стоматолога не может быть вырвано из общей системы образования. Необходимость изучения здоровьесберегающих технологий при обучении в высшей школе вызвана тем, что одной из основных проблем студенческой молодежи является отсутствие мотивации в сохранении и укреплении своего здоровья в последующей трудовой деятельности. Будущие врачи стоматологи должны понимать всю важность в отношении сохранения и укрепления своего здоровья, выработать и организовать собственный стиль здорового образа жизни.

ABSTRACT

Formation of health-image of the modern dental professional thinking can not be taken out of the general education system. The need to study health-technologies in teaching in higher education due to the fact that one of the main problems of students is the lack of motivation in the preservation and strengthening of their health in subsequent work. Future doctors, dentists need to understand the importance of the conservation and improve their health, develop and organize its own style of a healthy lifestyle.

Ключевые слова: мотивация, здоровьесберегающие технологии, факторы риска, патология.

Keywords: motivation, health-saving technologies, risk factors, pathology.

Приоритетным направлением современной науки является укрепление и сохранение здоровья молодого поколения, так как именно их здоровье определяет будущее страны, ее экономический потенциал и генофонд нации [1]. Для укрепления и сохранения здоровья здоровых людей необходима информация об условиях формирования здоровья и главное мотивация и профилактика. Проведенные исследования показывают, что профессиональная среда порождает факторы риска нарушений здоровья. К ним относят несоблюдение гигиенических и эргономических требований в организации врачебного труда, неграмотность врача в вопросах укрепления своего здоровья [2,3].

Необходимость изучения здоровьесберегаю-щих технологий при обучении в высшей школе вызвана тем, что одной из основных проблем студенческой молодежи является отсутствие мотивации в сохранении и укреплении своего здоровья в последующей трудовой деятельности. Будущие врачи стоматологи должны понимать всю важность в отношении сохранения и укрепления своего здоровья, выработать и организовать собственный стиль здорового образа жизни [4,5]. Стоматолог должен обладать компетенциями, позволяющими сберечь свой статус здорового человека. Однако, следует признать недостаточную результативность здоро-вьесберегающего обучения в высшей школе. Это создает необходимость формировать готовность и желание студентов к здоровьеориентированной деятельности.

Профессиональные заболевания стоматологов значительно ухудшают качество жизни врачей. Без

надлежащей профилактики следствия этих заболеваний проявляются в нарушениях физического и психо-эмоционального здоровья [5]. Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс образования студентов - стоматологов является значимым и своевременным. Необходимо большее внимание обращать студентов на изучение влияющих на организм вредных факторов. Акцент в обучении нужно ставить на воспитании мотивации у студентов сохранять свое здоровье, владеть принципами профилактики, а также применять их в процессе будущей профессиональной деятельности, уметь мотивировать своих коллег не допустить развития патологических изменений в их организме [1]. Моделирование ситуаций, приводящих к возникновению угроз здоровья стоматолога, нацелит студентов на анализ содержания и результатов здо-ровьесберегающей деятельности. На врача - стоматолога воздействует целый ряд факторов физической, химической, биологической природы. Доктора испытывают высокое нервно-эмоциональное напряжение. В процессе профессиональной деятельности медицинский работник подвергается функциональному перенапряжению отдельных органов и систем организма. Со стороны общества также усиливаются требования как к качеству оказываемой им медицинской помощи, так и к здоровью самого врача. Постоянно болеющий врач не вызывает доверия у пациентов.

Не соблюдение правил гигиены труда врача-стоматолога влечет к нежелательным последствиям [6,7]. Ухудшение здоровья специалиста в результате трудовой деятельности называют профессио-

нальными вредностями. При воздействии на организм профессиональных вредностей возникают профессиональные заболевания.

Труд врачей-стоматологов имеет специфические черты и квалифицируется как зрительно-мануальный. Наиболее распространенными факторами профессиональных заболеваний стоматолога являются физические (вибрация, шум), химические (острые и хронические интоксикации), биологические факторы, а также перенапряжение отдельных органов. Исследования, показавшие ухудшение здоровья врачей-стоматологов, предписывают необходимость воспитания культуры здоровья будущих врачей, потребности в здоровом образе жизни. В то же время, принимая во внимание, что уровень здоровья более чем на половину зависит от образа жизни, важно стимулировать непосредственно деятельность человека в поддержании собственного здоровья [8,9].

Врачи-стоматологи одна из многочисленных категорий медицинских работников, условия труда которых относят к 3 классу вредности 1 -2 степени.

В структуре общей заболеваемости врачей стоматологического профиля наиболее часто встречаются невротические расстройства, болезни органов пищеварения, болезни кровообращения, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани.

В структуре профессиональной заболеваемости первые места занимают:

аллергические дерматиты, дерматиты, профессиональная экзема [10].

Наука эргономика обеспечивает человеку удобство работы, сохранение его сил, здоровья и работоспособности, поэтому в учебном процессе обязательно выделяются часы на изучение студентами стоматологического факультета данного раздела. Тем не менее, большинство студентов, в силу своей юности, не задумываются над проблемой профилактики и сохранения своего здоровья в зрелом и пожилом возрасте. По литературным данным у врачей-стоматологов высокая заболеваемость приходится на возрастные интервалы 30-39 лет и 40-49 лет, то есть периоды наибольшей работоспособности.

Особенностью профессиональной деятельности врача-стоматолога являются:

• контакт с лекарственными аллергенами.

В научных исследованиях отмечено, что гиперчувствительность к лекарственным веществам, патологическое состояние кожи рук отмечалось у двух третей стоматологов.

• контакт с токсичными веществами.

Большое количество медикаментов, материалов, дезинфектантов применяемых в стоматологии есть токсичные, относящиеся к различным классам опасности.

• контакт с патогенными микроорганизмами.

Любой пациент рассматривается как потенциально инфицированный, так как высока вероятность заражения через кровь или слюну. Поэтому

все стоматологические манипуляции рассматриваются как имеющие потенциальный риск.

• повышенное напряжение зрения и высокие требования к цветоощущению.

Более двух третей манипуляций выполняется стоматологом визуальным методом. При работе в полости рта без соблюдения правил зрительной работы происходит перенапряжение зрения и как следствие снижение зрительной работоспособности.

К утомлению зрения приводит сопоставление цветовых оттенков кожи, тканей окружающих зуб при проведении реставрационных работ . На остроту зрения также влияет применение фотопо-лимеризационных ламп. Возможно появление жалоб на боли режущего и ломящего характера в области глаз, лба, ухудшение зрения, двоения предметов, быстрое утомление, чувство разбитости. Неисправности фотополимеризационных ламп, отсутствие контроля мощности светового потока может привести к присутствию в световом потоке более низкого диапазона, что может вызывает ожог роговицы и помутнение хрусталика глаза.

• Работа на стоматологических установках неблагоприятно влияет и на орган слуха. Высокочастотный шум, уровни которого в октавных полосах с частотами 2-8 тыс. Гц превышают допустимые на 1-3 дБ, что может привести через 3 года работы к профессиональной односторонней тугоухости. Высокие звуки, образуемые при работе стоматологической аппаратуры, ведут к неблагоприятным изменениям не только органа слуха, но и нервной системы.

Редко у врачей-стоматологов встречается вибрационная болезнь, характерными для которой являются ангиодистонический, ангиоспастический, вегето-сенсорный синдромы. Заболевание развивается медленно, после прекращения работы отмечают медленное, иногда неполное выздоровление. Появляется боль и парестезии в руках, зябкость пальцев, диффузные боли и парестезии в руках, реже - ногах, снижение болевой, температурной, тактильной чувствительности по полиневритиче-скому типу.

• профессиональные заболевания, связанные со стереотипными движениями, вынужденной рабочей позой. Недостаточный доступ, плохая видимость рабочего поля вынуждает доктора принимать неудобное положение, которое сохраняется длительное время. При этом мышцы сначала утомляются и растягиваются, затем идет ослабление суставов и возможно смещение костей. Появляются нагрузочные заболевания скелетной мускулатуры. При работе появляются боли при движениях, а также боль в состоянии покоя. Общепринятая поза врача-стоматолога, находящегося справа от пациента, приводит искривлению позвоночника в грудном и поясничном отделе, формированию сколиоза в данных отделах, перенапряжению мышц. Доктора, работающие в данной позе, жалуются на головные боли, боли в шее с затруднением вращения

в шейном отделе вокруг вертикальной оси, "хруст" при поворотах головы.

Одной из частых проблем стоматологов является шейный остеохондроз, развивающийся в результате вынужденной напряженного положения тела во время работы. Это положение также отрицательно влияет на связки и суставы, приводит к утомлению, к растягиванию мышц и смещению костей. Возникают нагрузочные заболевания скелетной мускулатуры. Сдвиг в коленном суставе приводит к смещению бедра и изменению контакта головки бедра и вертлужной впадины. Меняется положение голени, возникают повреждения голеностопного сустава и стопы. Чтобы больше приблизиться к креслу стоматолог выворачивают ступни в наружную сторону. При этом вес тела переносится на внутренний край стопы и приводит к ее уплощению и вывиху и также падает на одну ногу (правую), нога передает усилие на бедро, колено выворачивается во внутреннюю сторону, изменяется положение бедра, что приводит к искривлению позвоночника. Поза стоя приводит к постоянной и значительной нагрузке на нижние конечности и позвоночник. При постоянном пребывании в вынужденной рабочей позе нарушения приобретают стойкий характер, вплоть до формирования отдельных заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной и сосудистой систем.

В настоящее время считается, что требованиям эргономики наиболее соответствует работа врача-стоматолога-терапевта с ассистентом «в четыре руки» при горизонтальном положении пациента. Такая организация работы дает врачу ряд технологических преимуществ и максимальное упрощение рабочих моментов приема.

• стереотипные движения мелких мышц рабочей руки. Тонкие, кропотливые действия не эргономичным инструментарием приводит к статической, динамической перенагрузке нервно-мышечного аппарата рабочей руки, вследствие чего развиваются миозиты, плекситы, эпикондилиты, лигаментиты, полиневриты и другие виды профессиональной патологии.

• нервно-эмоциональное и психическое напряжение, ежедневно испытываемое врачом связано с высокой ответственностью за жизнь и здоровье пациентов. Также в какой-то степени врач является психологом для своих пациентов, испытывающими страх перед предстоящими манипуляциями. Для людей пенсионного возраста стоматолог часто является человеком, которому необходимо рассказать всё о своей жизни, жизни детей и внуков. Постоянные звонки с просьбой о немедленной помощи «по телефону», звонки в вечернее и выходное время, во время отпуска также негативно отражаются на эмоциональной составляющей врача.

Исследования показали, что до начала рабочей смены у многих врачей пульс учащался до верхней границы нормы, и увеличивалось артериальное давление, что указывало на наличие нервно-эмоционального напряжения, наблюдающееся в течение всего рабочего дня [11].

Для профилактики профессиональных заболеваний, студенты, а затем и врачи должны соблюдать следующие условия:

• В стоматологическом кабинете обязательно находиться в халате, шапочке, ортопедической обуви для работы.

• Рассматривать каждого пациента как потенциально опасного и всегда использовать индивидуальные средства защиты: перчатки, маску, защитные очки, защитный щиток.

• Каждые 2 часа работы проводить 5 - 10 минутные перерывы для отдыха.

• Для уменьшения напряжения зрения использовать общее и местное освещение, обеспечивающее достаточный уровень освещенности, равномерность во всех концах помещения, не создающий бликов, возможность применения стоматологических наконечников с фиброоптикой.

• При работе с полимеризационной лампой обязательно использовать специальные очки, защищающие от голубого спектра источника света. Проводить контроль яркости излучения фотополимерных ламп.

• В течение рабочего дня, после работы заниматься физическими упражнениями для укрепления мышц спины, плечевого пояса, позвоночника, ног и кистей рук.

• Длительные манипуляции в полости рта выполнять сидя, кратковременные - стоя.

• Перейти на работу с пациентом в положении лежа (работа "в четыре руки").

• Использовать хорошо отцентрированные наконечники.

• Для профилактики невритов, тендовагини-тов подбирать рабочие инструменты, отвечающие по форме, толщине рукояток особенностям работающей кисти.

• Для профилактики патологии органа слуха использовать современное стоматологическое оборудование с шумоизоляцией. Уровень шума в стоматологическом кабинете не должен превышать 3035 дБ.

• Для профилактики инфекционных болезней осеннее-весенний период использовать средства, повышающие иммунитет.

• Регулярное сквозное проветривание кабинетов.

• Полноценный 8-ми часовой сон для полного расслабления и отдыха.

• Для расслабления мышц и нервной системы легкий массаж.

• Заниматься закаливанием, двигательной активностью, спортом.

Таким образом, формирование здоровьесбере-гающего образа мышления современного специалиста стоматолога не может быть вырвано из общей системы образования. Накапливая опыт здоро-вьесберегающей деятельности, изучая принципы здоровьесберегающих технологий в процессе образования студенты стоматологического факультета с начальных курсов будут чувствовать потребность в здоровом образе жизни, в целостном развитии физических и психических качеств. Возможно, знания

и мотивация, полученные в высшем учебном заведении, подвигнут молодого специалиста активно продвигать здоровый образ жизни, профилактику профессиональных заболеваний не только среди своих коллег, а также в своей семье и в своем круге общения.

Литература

1. Здоровьесберегающее образование: современные факторы развития: монография / [Л.М. Ал-дарова, Н.К. Артемьева, С.П. Аршинник и др.]; Под ред. Н.И. Дворкиной, О.Г. Лызаря. - Самара: ООО «Офорт», 2016. - 205 с.

2. Сызранова Н.Н., Денисенко Л.Н. Внеучеб-ная деятельность школьников здоровьесберегаю-щей направленности//Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. -2012. -Т. 14, № 4. -С. 336-337.

3. Ожгихина Н.В., Ожгихина Ж.Ж. Профессиональные вредности в работе врача-стоматолога. психофизиологический фактор. //Проблемы стоматологии. 2013;(1):63-66.

4. Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Колесова Т.В. Роль семьи в формировании привычек, имеющих отношение к здоровью полости рта //Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2012. Т. 14. № 2. С. 146.

5. Азарова Е.А., Затонская Н.А., Филимо-ненко С.С., Федорова А.Г. Профессиональные вредности работы стоматолога. Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н.Бурденко. - 2006. - 26 с.

6. Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Колесова Т.В. Роль социально-бытовых и медико-биологических факторов в формировании заболеваний полости рта у девочек разных поколений //Волгоградский научно-медицинский журнал. 2015. № 1. С. 40-42.

7. Ягупова В.Т., Федотова Ю.М., Филюк Е.А., Денисенко Л.Н. Врач-стоматолог как исполнитель медицинских услуг // Успехи современного естествознания. 2014. № 11-3. С. 22-26.

8. Михальченко В.Ф., Темкин Э.С., Морозова Н.М., Калинина Н. В., Петрухин А.Г., Кондратенко А.А. Профессиональные вредности в работе врача-стоматолога и профилактика последствий их воздействия: Учебно-методическое пособие.- Волгоград, 1998. - 26 с.

9. Головченко С.Г., Денисенко Л.Н., Федотова Ю.М. Совершенствование образовательных технологий профессиональной подготовки врачей-стоматологов // Фундаментальные исследования. 2014. № 10-6. С. 1085-1088.

10. Крюкова А.В., Осипов А.Е., Денисенко Л.Н. Стоматологическое здоровье студентов // Успехи современного естествознания. 2013. № 9. С. 54.

11. Состояние здоровья и условия труда врачей - стоматологов: Учебно-методическое пособие/ Под редакцией проф. А.М. Лакшина и проф. Д.И. Кичи - Москва, РУДН, 2001.- 41 с.

БЫТОВЫЕ ФОТОПОВРЕЖДЕНИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ.

Иванов А.Н.,

докт. мед наук, старший научный сотрудник

Степанов А.В.,

профессор, докт. мед наук, главный научный сотрудник

Вериго Е.Н.

профессор, докт. мед наук, старший научный сотрудник ФГБУ "МНИИГБ им. Гельмгольца " Минздрава России

PHOTODAMAGE OF VISION

Stepanov A. V. professor, doctor of medical sciences, chief research.

Ivanov A.N., Ivanov A.N. - doctor of medical sciences, senior research.

Verigo E.N., professor, doctor of medical sciences, senior research.

Moscow Helmholtz Research Institute of Eye Diseases.

Аннотация

Материал посвящен актуальной проблеме офтальмологии - поражению органа зрения немедицинским лазерным излучением, используемого в быту, промышленности и армии.

Анализ проведен среди 14 больных (16 глаз) с поражением центрального отдела глаза. Представлены результаты комплекса диагностических методов исследований, включающий ОКТ, флюоресцентная ангиография, УЗИ и ЭФИ.

Определена тактика консервативного лечения. При анализе исходов лазерных поражений органа зрения установлено, что они могут завершаться значительным снижением центрального зрения и абсолютными скотомами.

ABSTRACT

The material is devoted to an actual problem of ophthalmology - an organ of vision laser radiation used in the home, industry and the military.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.