Научная статья на тему 'Формирование задач и содержание дизайн-проектов кожгалантерейных изделий из полимерных материалов'

Формирование задач и содержание дизайн-проектов кожгалантерейных изделий из полимерных материалов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
566
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ПРОЕКТ / КОЖГАЛАНТЕРЕЙНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / КРЕПЛЕНИЕ ЗАСТЕЖКИ / ЭСКИЗ / DESIGN PROJECT / PRODUCT PURSES / FASTENER FASTENING / SKETCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекк Н. В., Белова Л. А., Махоткина Л. Ю.

В условиях современной экономической ситуации, появились новые типы предприятий, из промышленных фабрик они превратились в торгово-промышленные фирмы и организации. Торговые предприятия стали заниматься разработкой дизайн проектов изделии. В этих условиях возрастают требования к качеству разработки эскизного проекта.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бекк Н. В., Белова Л. А., Махоткина Л. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the conditions of a modern economic situation, there were new types of the enterprises, from industrial factories they turned into commercial and industrial firms and the organizations. Trade enterprises began to be engaged in development design projects a product. Requirements increase in these conditions to quality of development of the outline sketch.

Текст научной работы на тему «Формирование задач и содержание дизайн-проектов кожгалантерейных изделий из полимерных материалов»

Н. В. Бекк, Л. А. Белова, Л. Ю. Махоткина

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАДАЧ И СОДЕРЖАНИЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТОВ КОЖГАЛАНТЕРЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ключевые слова: дизайн-проект, кожгалантерейные изделия, крепление застежки, эскиз.

В условиях современной экономической ситуации, появились новые типы предприятий, из промышленных фабрик они превратились в торгово-промышленные фирмы и организации. Торговые предприятия стали заниматься разработкой дизайн - проектов изделии. В этих условиях возрастают требования к качеству разработки эскизного проекта.

Keywords: design project, product purses, fastener fastening, sketch..

In the conditions of a modern economic situation, there were new types of the enterprises, from industrial factories they turned into commercial and industrial firms and the organizations. Trade enterprises began to be engaged in development design - projects a product. Requirements increase in these conditions to quality of development of the outline sketch.

Кожгалантерейная промышленность

изготавливает различные виды продукции, предназначенные для удовлетворения личных потребностей покупателей. Продукция отрасли играет большую культурно-эстетическую роль. Большинство изделий кожгалантерейной промышленности - результат художественной деятельности специалистов высокого класса.

В условиях современной экономической ситуации, появились новые типы предприятий, из промышленных фабрик они превратились в торгово-промышленные фирмы и организации. Торговые предприятия стали заниматься разработкой дизайн - проектов изделий, а изготовление в промышленных масштабах доверяют Китаю. В этих условиях возрастают требования к качеству разработки эскизного проекта.

Для успешной работы модельера -конструктора необходимо четко знать, как выполняется промышленный эскиз и какие к нему предъявляются требования. С одной стороны, он должен соответствовать потребительским представлениям о красоте, с другой - быть целесообразными и удобными в практическом использовании.

В процессе работы над дизайн - проектом решают комплекс взаимосвязанных задач: эстетических, эксплуатационных, технологических и экономических. Процесс от эскиза до

утвержденного образца - трудоемкий. И отсутствие единой научно обоснованной методики художественного проектирования

кожгалантерейных изделий в современных реалиях осложняет эту работу и отражается на качестве изделий.

Поиск решения опирается на полученную информацию и практический опыт в области

разработки женских сумок и состоит из

последовательного выполнения этапов. При анализе моделей - аналогов необходимо выделить признаки изделия, на которые следует обратить внимание:

- степень жесткости сумки (жесткая,

полужесткая, мягкая).

- крепление ручек. Помимо часто используемых решений (вшивание в стенку плоской ручки, крепление через держатели колец и т.д.) необходимо обратить внимание на новые технологические разработки, используемые при креплении ручек.

- использование фурнитуры. Оценить формы и размер фурнитуры, места ее крепления и функциональное назначение. По результатам просмотра моделей - аналогов, заинтересовавшие модельера - конструктора идеи фиксируются удобным для дальнейшей работы способом.

Изучение тенденций моды переплетается с исследованием моделей - аналогов. Используются те же источники, но информацию для этих двух этапов, все - таки следует разделять.

В тенденции моды входит изучение цветовой палитры сезона, для которого проектируется коллекция. Важно здесь уловить не просто набор цветов, а их сочетание друг с другом. Опытный модельер - конструктор в ходе работы над коллекцией составляет свои цветовые карты, опираясь на предложенные варианты и требования покупателей.

Следует обращать внимание на способы обработки отдельных деталей. Например, способы отделки края детали: фигурной тесьмой;

перфорацией; оплеткой и др.

Выражение модных тенденций для коллекции сумок следует искать не только в моделях аксессуаров, но и в одежде, и в обуви, и в рисунке ткани, и в интерьере, и в ювелирных украшениях.

Модельер - конструктор при создании эскиза должен знать особенности предприятия, в условиях которого будет изготавливаться модель. К этим особенностям относятся парк оборудования, технические характеристики оборудования, наличие различных приспособлений, свойства материала из которого планируется изготавливать изделие, типовые технологии и конструкции изделий и т.д. Это необходимо для того, что бы уже на стадии разработки новой модели четко представлять как ее будут изготавливать, и как она будет выглядеть в

готовом виде. Это позволит сократить время, связанное с корректировкой изделия, делая его конструкцию и сборку более технологичной.

Время на создание эскизной коллекции ограничено и составляет примерно полтора - два месяца. За этот период необходимо прорисовать и конкретизировать (обозначить строчки, вынести большим масштабом сложные элементы изделия) около ста - ста пятидесяти эскизов. Время на исправление ошибок минимально.

Информация о производстве, которую необходимо знать при проектировании изделия:

- наименование и технические характеристики оборудования. Какой тип оборудования находится в цехах (стачивающие машины, машины для обработки краев деталей, вышивальные машины, лазеры для перфорации и нанесения рисунка и т.д.) и с каким материалом оно работает (натуральные кожи, искусственные материалы, ткани);

- типовые технологии и логика технологического процесса;

- свойства материалов, используемых при изготовлении сумок.

На различных предприятиях условия проектирования и производства изделия отличаются. Этот фактор влияет на дизайн-проект.

Модель может разрабатываться без связи с другими моделями или обувью, а может входить в состав коллекции. В первом случае отсутствует система, и все представленные модели могут объединяться только цветовой палитрой. Следствием бессистемности является отсутствие собственного стиля производственного

предприятия. Чаще всего это предприятия, проектирующие модели непосредственно для продажи в текущем сезоне. Здесь можно отметить, что работа модельера - конструктора над одной моделью сумки не завершается, пока изготовленный образец не будет одобрен к запуску в производство. Далее модельер - конструктор приступает к проектированию следующей модели. Такая специфика работы существует для некоторых предприятий, размещающих свое производство на территории России.

Об определении концепции можно говорить, когда одновременно создается линейка моделей, и они должны быть подчинены одной тематике. По такому принципу чаще работают предприятия, производство которых

сконцентрировано на территории стран Азии и коллекции проектируются на будущий сезон. Целесообразно изготовить партию изделий, нежели работать постепенно по одному эскизу.

В крупных производственно - торговых предприятиях разрабатываются коллекции сумок в ансамбле с коллекцией обуви. В этом случае основная мысль прослеживается во всем комплекте, вся коллекция становиться боле привлекательной, поскольку создает законченный образ. Сумка должна быть органично связана по стилю с обувью и одеждой. Совместное создание комплекта делает выбор стиля проще, ведь он уже продуман

модельерами - конструкторами и не нужно искать подходящую модель в других магазинах.

С точки зрения функции эскизы могут быть различны. Промышленные эскизы служат для изготовления изделия, поэтому внимание модельера

- конструктора сосредотачивается на линейно -

конструктивной стороне, отражающей

конструкцию, детали, и выполняется в основном фактурной линией и пятном. Для прорисовки служат маркеры, линеры, гелевые ручки черного цвета.

Линии, в зависимости от того, что ими будет нарисовано, изображаются различной толщины. Так, основные контуры прорисовываются линией 0.5 мм, декоративные строчки - 0.3 мм, технологические строчки - 0.05 мм.

Работа над эскизом состоит из этапов:

- поиск и прорисовка формы;

- прорисовка основных конструктивных элементов;

- прорисовка фурнитуры;

- прорисовка строчек.

В процессе проектирования форма занимает одно из главных мест. Поэтому структурная основа появляется раньше всего. Предварительный поиск формы начинается еще на этапе анализа проектной ситуации. А на этапе эскиза начинается ее развитие.

Прорисовка формы сумки осуществляется в тонких линиях. Форма сумки может быть подчинена следующим характеристикам обуви (или их совокупности):

а) стиль. Подчинение моделей одному стилю выражается в использовании определенных элементов конструкции. Например, для стиля милитари характерно использование ремней. Для классического стиля - традиционные жесткие и полужесткие формы сумок с использованием классических элементов декора, но в современной обработке

б) форма каблука (пример на рисунке;

в) степень облегания ноги голенищем;

г) конфигурация деталей обуви. При проектировании сумки с использованием конфигурации элементов обуви следует помнить, что масштаб должен быть примерно одинаковый. Это касается, прежде всего, перфорации, кантов и пряжек ремней. Если художник - модельер копирует контуры деталей - то они не должны искажаться, например, если контуры прямолинейные, то не допускается использование округлых очертаний, и наоборот. Важно знать, что форма сумки также подчинена конфигурации деталей. Прямые линии в обуви должны подводить модельера-конструктора к созданию более прямолинейной сумки, и наоборот, мягкие формы обуви - непрямолинейные формы сумок.

После определения формы сумки модельер

- конструктор приступает к прорисовке основных конструктивных элементов. Зарисовка отдельных элементов, которые дизайнер планировал применить для будущей модели, начиналась на этапе анализа проектной ситуации. Сумки, разрабатываемые в комплекте с обувью, имеют

похожие конструктивные элементы, которые могут либо быть точно скопированы, либо видоизменены,

с учетом сохранения общей целостности

композиции.

Модельер - конструктор подготавливает несколько вариантов конструктивного членения для одной формы сумки. Предварительно на эскизе прорисовываются ручки.

Этап прорисовки формы и прорисовки конструктивных элементов изделия связаны между собой. Разделение их условно. Прорабатывая форму сумки, модельер - конструктор уже мысленно накладывает на нее характерный дизайн. Важно знать, что если сумка и обувь составляют комплект, то он должен быть уравновешенным. То есть, если обувь имеет сложные детали, или много отрезных деталей и декоративных элементов, то сумка должна быть простой формы и с минимальным количеством отделочных деталей.

Если обувь не имеет много сложных конструктивных элементов, то форму сумки и ее конструктивное членение можно усложнить.

На этом этапе у модельера - конструктора есть несколько вариантов одной сумки с четко прорисованной формой, конструкцией и ручками. Но это форэскиз. Далее дизайнер перерисовывает проектируемые модели на чистый лист, выбирая нужный масштаб, и располагая эскиз на листе с учетом того, что на нем еще будет дополнительная информация. Объем этой информации опытный модельер - конструктор знает заранее, опираясь на знание технологии, конструкции и материалов.

Эскиз должен хорошо читаться, поэтому его нельзя загромождать. Пример заполнения эскизного листа, в зависимости от информации.

Четко прорисованная фурнитура появляется уже на промышленном эскизе, на этапе поиска форм и оформления это была бы лишняя работа.

Поэтому после определения формы и членения сумки, размещения ее в чистовом варианте на листе, идет детальная проработка деталей и фурнитуры. К фурнитуре относятся: рамки, кольца, полукольца, карабины, пряжки, клепки и т. д. Фурнитура прорисовывается четко, с сохранением пропорций. Если масштаб ее слишком мелкий - ее выносят отдельно и прорисовывают в натуральную величину.

Если проектируемая модель содержит несколько повторяющихся элементов (пряжек, карабинов, колец и т.д.) они должны быть нарисованы одинаково, с соблюдением всех размеров. Фурнитура может быть изготовлена из пластика, металла и других материалов. Возможно так же обстрачивание металлической или пластиковой фурнитуры материалом.

Строчки разделяют декоративные и технологические. К декоративным строчкам относятся отделочные строчки «толстыми» нитками (нитками № 20), они могут быть выполнены в цвет материалу либо контрастного цвета. Расположение строчек либо повторяет контур деталей, либо является самостоятельным рисунком. Декоративные строчки прорисовываются пунктирными линиями,

толщиной 0.3 мм. На эскизе указывается номер ниток, которыми выполнена строчка.

Так же к декоративным элементам, выполненным с помощью строчек относиться и вышивка. На промышленном эскизе, если вышивка имеет повторяющийся характер (выполнена в виде ленты или орнамента) допускается не прорисовывать ее четко по все протяженности, а вынести рисунок в натуральную величину. Технологические строчки скрепляют детали изделия. Выполняются обычными нитками (нитки №10) и показываются на рисунке при настрачивании одной детали на другую, обработке канта и т.д. Важно помнить, что одной декоративной строчки не достаточно, всегда есть строчка технологическая. Возможно применение нескольких технологических строчек. Такие строчки прорисовываются на максимально близком расстоянии от края детали.

Четко прорисованный эскиз является плоским, поэтому для того, чтобы он выглядел реалистично ему необходимо придать объем. Это осуществляется с помощью следующих приемов графики:

- линии разной толщины. Такими линиями обычно показывают глубину складки;

- тень, которая делает рисунок объемным. Прорисовывается на стыке деталей и элементов, когда одни накладываются на другие. Так же полностью закрашивается задний план изделия и внутренний.

Модельер - конструктор должен представлять, как выполняется та или иная операция. Если на эскизе прорисован слишком сложный элемент, модельер - конструктор делает макет этого элемента из бумаги или материала, в натуральную величину. При этом задача не просто выполнить сложную сборку, а убедиться, что ее можно повторить несколько раз на потоке. Если модель оказалась не технологичной (большие затраты материала, сложная и продолжительная технологическая обработка), но дизайн интересен и необычен, то возможно ее изготовление в ограниченной серии. Но только в том случае, если дизайн модели оправдывает трудоемкость изготовления изделия.

На промышленном эскизе указываются размеры конструктивных частей сумки, такие как: высота стенки, ширина бочка, ширина дна, высота или длина ручек. Все элементы должны находиться в определенной пропорциональной зависимости друг с другом и с реальными размерами изделия. Окончательная форма каждой детали дорабатывается в ходе изготовления образцов. При изготовлении образца форма и размеры ее могут быть откорректированы.

При работе над эскизом следует помнить, что эскиз должен быть стилизован. Сумка должна быть представлена так, как будто ее наполнили для объема и подвесили за ручки. Так, если сумка имеет мягкую форму, художник прорисовывает ее корпус ровно без складок, но указывает на эскизе степень жесткости конструкции. Если сумка имеет длинную

ручку, то выбирается такой масштаб, чтобы ручка была показана в расправленном виде и имела по всей длине одинаковую толщину.

Готовые промышленные эскизы сумок просматривают вместе с эскизами обуви, если предприятие работает над выпуском комплекта. Эскизы обуви уже прошли отбор, поэтому модельер

- конструктор сумок работал с вариантами обуви, образцы которых будут изготовлены на фабрике.

Для каждой модели обуви модельер -конструктор должен предложить не менее двух вариантов сумок. Оценивают коллекцию

специалисты дизайнерского отдела. Это непосредственно модельеры обуви, а так же представитель маркетингового отдела. На художественном совете оценивают соответствие сумки обуви в первую очередь. Далее просматривают технологичность конструкции и предлагаемую дизайнером фурнитуру. Если модель не проходит отбор на художественном совете, эскиз, либо дорабатывается, либо дается время на проектирование нового изделия.

Выполненные исследования процесса художественного конструирования позволили установить, что он представляет собой совокупность этапов, упорядоченных в соответствии с важностью и очередностью исполнения. За этапом анализа проектной ситуации следует непосредственная работа над промышленным эскизом, включающая разработку концепции будущей коллекции. Показано, что в ходе разработки и производства новой модели, модельер - конструктор участвует от замысла до готового образца. Он контролирует работу других специалистов, согласовывая с ними возможные пути достижения необходимого результата, и вносит необходимые изменения.

Разработка эскиза представлена в виде ряда последовательных действий, направленных от общего к частному, от создания формы к

прорисовке мелких деталей, строчек и т. д.

Отмечены особенности каждого этапа.

Сформированная методика процесса разработки проекта изделия позволит не только

совершенствовать работу отечественных торговопромышленных объединений, но и повысит их конкурентоспособность в новых экономических условиях.

Литература

1. Рябова Е.А., Рыкова Е.С., Фукин В.А. Выявление актуальных художественно-конструктивных решений кожгалантерейных изделий сезона осень-зима / Е.А. Рябова [и др.] // 2012/13. Научный журнал «Дизайн и технологии», № 28 - М.: ИИЦ МГУДТ, 2012.

2. Бекк Н.В., Белова Л.А. Создание промышленной коллекции для кожгалантерейного производства. Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны: Материалы международной научно-практической конференции. -Казахстан, г. Тараз: Сушм, 2008.

3. Черенкова С.С., Маркелова А.А., Бекк Н.В. Российскому бренду дорога // Кожевенно-обувная промышленность, № 1 - 2008.

4. Ковалева Л.Н., Бекк Н.В., Белова Л.А. Техническое рисование в художественном конструировании изделий из кожи. Учебное пособие. - Новосибирск: НТИ (филиал) «МГУДТ», 2009 - 143 с.

5. Абдуллин, И.Ш. Натуральная кожа для производства заготовок верха обуви, модифицированная высокочастотным емкостным разрядом / И.Ш.Абдуллин, Л. Ю. Махоткина, Н.В.Тихонова, Е.А. Емельцова // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - №16. - С. 327 - 329.

6. Гарипова, Г.И. Анализ функциональных свойств

полимерных клеевых соединений в обуви / Г.И. Гарипова [и др.] // Вестник Казанского

технологического университета. - 2011. - №6. - С. 130 -131.

© Н. В. Бекк - асс. каф. конструирования изделий из кожи НТИ (филиал МГУДТ), 8арг [email protected]; Л. А. Белова - сотр. НТИ (филиал МГУДТ); Л. Ю. Махоткина - д-р техн. наук, проф., зав. каф. КОиО КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.