Научная статья на тему 'Формирование взглядов профессора психологии И. П. Четверикова на понятие "личность" и на понятие "абсолютная личность"'

Формирование взглядов профессора психологии И. П. Четверикова на понятие "личность" и на понятие "абсолютная личность" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
134
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / СОЗНАНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ИЗМЕНЕНИЯ / ПЕРЕЖИВАНИЯ / САМОПОЗНАНИЕ / ПОЗНАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев П.В.

Статья посвящена философскому осмыслению понятия «личность» и понятие «абсолютная Личность» по учению профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова, которые включают в себя религиозно-философские представления о личных свойствах, проявляемых в бытии. Автор в обзоре его трудов показывает, что имеет место глубокий анализ понятия «личность» в абсолютных и относительных категориях. Оригинальность исследования максимальна, так как исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование взглядов профессора психологии И. П. Четверикова на понятие "личность" и на понятие "абсолютная личность"»

исследования

логия №4 2017

Формирование взглядов профессора психологии И.П. Четверикова на понятие «личность» и на понятие «абсолютная Личность»

Сизинцев П.В.

Статья посвящена философскому осмыслению понятия «личность» и понятие «абсолютная Личность» по учению профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова, которые включают в себя религиозно-философские представления о личных свойствах, проявляемых в бытии. Автор в обзоре его трудов показывает, что имеет место глубокий анализ понятия «личность» в абсолютных и относительных категориях. Оригинальность исследования максимальна, так как исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось. Ключевые слова: самосознание, сознание, восприятие, личность человека, изменения, переживания, самопознание, познание, творчество, любовь.

Sizintsev P.V.

Formation of views of Professor of psychology I. p. Chetverikov on the concept of «personality» and the concept of "absolute Personality" The article is devoted to the philosophical understanding of the concept of «personality «and the concept of "absolute Personality» according to the teaching of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. p. Chetverikov, which include religious and philosophical ideas about personal properties manifested in existence. The author in the review of his works shows that there is a deep analysis of the concept of «personality» in absolute and relative categories. The originality of the study is maximum, since the research of I. p. Chetverikov philosophical heritage practically not carried out in the scientific community. Keywords: Consciousness, consciousness, perception, identity of the person, change, experience, self-knowledge, knowledge, creativity, love.

Представления о личности у профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова допустимо разделить на термины, постепенно раскрываемые в его научном творчестве:

■ «Личность» как религиозно-философское понятие, означающее свойство абсолютного бытия, позволяющее объяснить существование свободы, разума и самосознания, исходя из их внутренней целесообразности,

■ Понятие «абсолютная Личность» как свойство бытия абсолютного Бога, позволяющее описать личностные свойства божественных Лиц.

Именно из этих понятий личности в их онтологической соотнесенности, богословско-фи-лософском исследовании и психологических элементах состоит структура учения И.П. Четверикова о понятии «личность» и понятии «абсолютная Личность». Анализ показывает, что в богословско-философских трудах начального периода его научного творчества И.П. Четверикову была свойственна направленность мышления на понятие «личность» с тяготением к умозрительной психологии человека в рамках духовно-академического теизма. Примерами этого являются его монография, защищенная как магистерская диссертация «Учение о Боге как личном Существе» [Четвериков, 1903] и его научная статья «Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности» [Четвериков, 1905, 5, 157]. В них автором делался вывод о том, что идея абсолютной разумно-свободной Личности, понимаемая как свойство объективного бытия Бога трансцендентно-имманентного характера по отношению к миру, является необходимым принципом нравственного существования человека. Она обуславливает всестороннее развитие личностных свойств, как самопроявления

личного бытия и поэтому понятие абсолютной Личности обладает подлинной эстетической ценностью для человека. Но главное, что «при таком понятии о Боге, как личном существе, возможна и этическая, волевая жизнь», [Четвериков, 1905, 5], основанная на личной свободе. Научными основаниями предлагаемого учения о личности, объединяющего в единую целую систему мысли по сути разрозненные по различным публикациям и статьям, в монографии, научно-богословских сборниках и журналах идеи и рассуждения, размышления и формулировки И.П. Четверикова о личности являются нижеследующие:

■ В сфере православной теологии:

- учение о личностных свойствах Божественных Лиц Пресвятой Троицы,

- учение об Иисусе Христе - совершенном Боге и совершенном человеке, и его личных свойствах,

- учение о человеке, его составе - духе, душе, теле, сознании, божественном образе и личных свойствах - свободе, творчестве, единстве, целостности, самосознании, любви, стремлении к идеальным ценностям.

■ В сфере православной философии:

- учение о христианском теизме,

- понятие об абсолютной Личности Бога,

- «суждения о соотнесенности личных свойств Бога и человека, о смыслах жизни и формах сознания» [Четвериков, 1905, 9].

■ В сфере умозрительной психологии:

- учения о человеке, его душе и природных свойствах,

- учения о духе, самосознании, феномене человеческого «Я»,

- учения о личности и ее метафизических качествах - «свободе, творчестве, общении, вере, святости» [Четвериков, 1913].

■ В сфере православной антропологии:

- представления о цели и ценностях жизни человека,

- учение о целостности и взаимосвязанности состава человека,

- теории единства сознания и души, самосознания «Я» и духа, [Четвериков, 1911].

- идеи связи бытия, мышления и познания человеком самого себя.

Исследования в сферах христианского теизма и метафизической психологии духовных академий России в XIX веке дали свои теорети-

ческие плоды, выразившиеся в понятиях о личности, более подробно разработанных И.П. Четвериковым. Его представление о личности было исследовано в отношении как личного Бога-Абсолюта, так и применительно к телесному человеку, созданному по образу Божию. По отношению к Абсолюту им применялся в основном термин «личное Существо». В отношении человека мыслителем применялся термин «человеческая личность» или просто «личность». Под абсолютной Личностью И.П. Четвериковым рассматривалась совокупность проявления особых личностных свойств у совершенного личного Существа, способного к непосредственному общению с человеком.

Эти личные свойства представляли собой и уникальные ипостасные свойства каждого из трех Божественных Лиц, и общие свойства, присущие всем трем Божественным Лицам или Личностям. Под ними понимались, в частности, свойства абсолютной свободы и воли, вечности и бессмертия, абсолютного всеведения и всесилия, уникальности и любви. Понятие человеческой личности в системе его взглядов также было многогранным и имело многие смыслы. И.П. Четвериков видел личность как неповторимое проявление в способе жизни человека так называемой «идеальной личности», воспринимаемой в целостности личных черт, аналогичных проявлениям нравственного идеала Иисуса Христа. При этом важно подчеркнуть, что богочеловек в святоотеческом наследии считался совершенным человеком и воплощенным Вторым Божественным Лицом Бога. Поэтому, учение И.П. Четверикова о личности находилось в соответствии с представлениями христианского теизма и православного священного Предания.

В то же время, чисто философски понятие «личность» рассматривается как свойство бытия, которое проявляет личные свойства субъекта посредством личного «Я». Ибо «все действия и проявления своей природы» личность «относит к себе, образуя таким образом «Я» проявлений природы» [Четвериков, 1903, 169]. У И.П. Четверикова под самосознанием «Я» понимался ноуменальный субстанциальный носитель личности как источник сознательной жизни субъекта. Им может быть личное Существо с абсолютными свойствами, как Бог, или с относительными и конечными свойствами, как чело-

исследования

оциология №4 2017

век. В любом случае, состояние «Я» выражает свойства, присущие субъектному личностному существованию: самостоятельность в общении и актах, самобытность во внутреннем самоощущении, восприятие себя в рамках социальных проявлений, самооценка и раскрытие себя, потребность в межличностном общении между «Я» - «Ты».

Отсюда, неделимо-единое личное Начало, как метафизическая форма бытия Бога, объединяющая в Себе и из Себя посредством самосознания «Я» духовные и сущностные свойства применительно к абсолютному Существу, именуется у И.П. Четверикова понятием «абсолютная Личность». Оно проявляется в бытии абсолютного Существа - Абсолюта как философского синонима Пресвятой Троицы, проявлениями которого выступают самосознание и духовность. Духовность является фундаментом морального закона, раскрытого в бытии Бога и передаваемого человеку через образ Божий. Ибо в человеке «нравственный закон постулирует бытие абсолютного Существа, способного примирить нравственность и блаженство. Это требование нравственного закона недостижимо естественными силами человека» [Четвериков, 1903, 5], поэтому пример бытия нравственной абсолютной Личности жизненно требуется человеку. Нравственный миропорядок в силу целесообразности, предполагает ее как свою Первопричину. Абсолютная Личность отражает личное бытие Бога и онтологическое единство трех Божественных Лиц или Личностей, каждая из которых в полноте обладает единосущной божественной Природой.

Личность как бытие абсолютных личностных свойств, предусматривает у И.П. Четверикова «возможность объективного значения понятия абсолютной Личности» [Четвериков, 1903, 13] и безусловную ответственность за свою деятельность. Условия существования абсолютной Личности означают наличие в бытии Бога Пресвятой Троицы самосознания, как осознания «Я», наличие абсолютных свойств свободы, возможности творческой деятельности, самопознания, единства, целостности, святости и любви, как принципа существования. Понятие «абсолютная Личность» также рассматривается И.П. Четвериковым в контексте его статей «Критический индивидуализм в русской философии» [Четвериков, 1905, 9] и «Метод Фриза и его

новой школы», [Четвериков, 1908, 2-4], как включающее в себя безусловное самосознание. Личностный способ анализа и рассмотрения бытия отличается отношением к носителю личности как к субъекту живой целостности, осуществляющему функции нераздельного существа. Личность в учении И.П. Четверикова означает философское понятие истока волевых действий, метафизическое начало бытия личных не выводимых не из чего абсолютных свойств -мышления, самосознания «Я», стремления к святости и любви. По учению И.П. Четверикова о личности она способна существовать лишь в «Я» - конкретности субъекта. Ибо личность всегда соотнесена ее существованию в конкретной природе. Применительно к Богу, как личному Существу, «высшее единство реальной и идеальной природы в Боге, единство сознания и воли, выражается в бесконечной любви. Любовь как основание творения мира, обращаясь к человеку, возбуждает в нем любовь к Богу и стремится к полному общению с Божеством» [Четвериков, 1903, 147]. Становление человеческой личности идет по примеру абсолютной Личности через процесс постепенного самопознания «Я», внутреннего раскрытия творческого и духовного потенциала через присущие Богу личностные свойства свободы, любви, открытости, творчества, самосознания, по аналогии, воспринятые человеком. Необходимость наличия в личности «сознания» вызвана потребностью объяснить тот факт, «что вещи не только существуют, но еще фиксируются и познаются» [Джеймс, 1913, 110]. «Конечные цели и ценность любви -в раскрытии богатства содержания, которое имплицитно находится в личности» [Четвериков, 1997, 2, 335].

В этом процессе внутренней жизни человека понятие абсолютной Личности совпадает с осознанием высшего идеала существования, или выражаясь терминологией И. Канта, регулятивной идеей разума. Таким образом очевидно, что личность есть форма бытия, отражающего раскрытие в человеке уникальных свойств. Диалектика онтологического соотношения личности, управляющей природой и проявляющейся в ее поведении систематически подчеркивается в учении И.П. Четверикова. Ибо личность, представляющая собой нравственную модель бытия живого субъекта, проявляющего личные свойства, с философской точки зрения всегда зак-

лючает в себе присущие ей предикаты субстанции, функции и процесса, существующие в ее составе и проявляющие себя одновременно.

Личное бытие в полноте раскрывается посредством субстанции самосознания «Я», задающей образ жизнедеятельности природы и объективно предполагая «в своей основе центральный пункт, объединяющее начало» [Четвериков, 1903, 155]. Субстанция обозначает начало-исток лежащее в основе бытия, проявляясь как носитель личных свойств, «Я» в абсолютной Личности Божественного Лица, и суммы божественных свойств свободы, творчества, уникальности, единства, целостности, святости, самосознания. Абсолютная Личность есть функция таинственной связи Лиц между собой, и в то же время выражение в сотворенном мире личностного бытия Абсолюта. И одновременно абсолютная Личность есть таинственный, для понимания человека в своей полноте процесс внутренней жизни Лиц Бога. Основные религиозно-философские понятия умозрительной или метафизической психологии, которые анализируются в ходе исследования системы взглядов И.П. Четверикова нижеследующие:

■ Умозрительная психология представляет собой попытки переосмыслить мир души человека с философских позиций, метафизически и без применения для этих рассуждений какой-либо экспериментальной, опытной базы,

■ Душа человека понимается как бессмертная субстанция, нематериальная сущность, содержащая дух и обуславливающая духовно-телесную жизнь человека, включающая в себя его самосознание «Я» и способности ощущать, мыслить, чувствовать и желать,

■ Психологическая концепция человеческой личности сводится к особым формам выражения индивидуальности и ее проявлениям, не показывая причину изменений природы, что требует дополнения в виде умозрительно - философского подхода,

Высшая цель личностного бытия в учении И.П. Четверикова о личности заключалась в том, что «жизнь должна состоять в непрерывном устремлении» к нравственному идеалу Христа и «все большем единении с остальными людьми через деятельную любовь и непрерывную помощь» [Четвериков, 1949, 1, 11]. Существует ряд переживаний, т.е. сложных элементов сознания в понимании И.П. Четверикова, обуслов-

ленных связью человека с физическим, социальным, культурным и духовным мирами. При этом состояние тела, как и окружающий его мир природы, общества, культурная среда и духовно-религиозное влияние вызывают переживания в сознании человека. Иными словами, И.П. Четвериков иногда именует в своих трудах личностью то, что в психологии его современниками именовалось термином «характер», допуская эклектичность термина. Переживания сознания, свидетельствуют именно об индивидуальном сочетании устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Без детального рассмотрения это может означать тип характера, а не личности. Поэтому, анализ показывает терминологическое смешение смыслов понятий «личность» и «характер» в текстах лекций по психологии у профессора Киевской Духовной Академии [Четвериков, 1911].

Переживания могут включать в себя эмоции, и ощущения, восприятия и память, побуждения и желания как часть темперамента, в то же время, влияя и на способности человека и даже отражая волю человека. Это некое синтезированное понятие, посредством которого единство и монолитность любой человеческой личности связывает все вышерассмотренные ее элементы в единое действо в реальной психической жизни человека. При этом И.П. Четвериков представлял в гармонии переживаний сознания особую идеальную любовь между людьми в их полном единодушии. Именно такая любовь переходит в любовь к Богу как Абсолюту через духовную жизнь. Единство бытия есть «высшая степень любви друг к другу, где эта любовь сливается с любовью к Богу, в нас живущему» [Четвериков, 1949, 2, 9].

Литература

1. Извлечения из журналов Совета КДА за 1909 - 1910 гг. // Труды Киевской Духовной Академии. 1910. № 9. - С. 329-345.

2. Четвериков И. О Боге, как личном существе. - Киев: Типография Н.А. Гирит, 1903. -347 с.

3. Четвериков И.П., Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности. // Труды Киевской Духовной Академии. № 5. 1905. - С. 147-158.

логия №4 2017

исследования

4. Четвериков И.П., Критический индивидуализм в русской философии. // Труды Киевской Духовной Академии. № 9. 1905. - С. 120-132.

5. Четвериков И.П., Метод философии Фриза и его новой школы. // Труды Киевской академии. - № 2. 1908. - С. 224-236, № 3. 1908. - С. 422-462, № 4. 1908. - С. 553-565.

6. Четвериков И.П., Курс лекций по общей психологии (рукопись) профессора Ивана Пименовича Четверикова, записанных в 1910-1911 гг. в Киевской Духовной Академии его учениками. - Киев. 1911. - 304 с.

7. Четвериков И.П., Конспект лекций по психологии. // Отчет об общеобразовательных курсах Полтавского губернского земства. - Полта-

ва: Бюро Полтавского Губернского земства, 1913.- С. 50-83.

8. Четвериков И.П., Церковь. // Вестник (Орган РСХД в Германии). Мюнхен, 1949. № 1. - С. 5-15.

9. Четвериков И.П., Церковь (окончание). // Вестник (Орган РСХД в Германии). Мюнхен, 1949. № 2. - С. 8-17.

10. Четвериков Иван, Из лекций по общей психологии. - Гаврюшин Н.К., (ред.) // Русская религиозная антропология: в 2 т. // т. 2. - М.: Московский духовный фонд, МДА, 1997. - С. 335-343.

11. Джеймс У. Существует ли сознание? // Новые идеи в философии. 1913. № 4. - 102-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.