Научная статья на тему 'Формирование взаимосвязи педагогики с другими науками'

Формирование взаимосвязи педагогики с другими науками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3182
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Главатских К. В.

Рассмотрены два вида комплексных исследований: монодисциплинарное изучение проблем, сходных по своей сущности, осуществляемое рядом специалистов одной и той же науки, и междисциплинарное комплексное исследование одного и того же объекта с позиций разных наук. Проанализированы формы взаимосвязи педагогики с другими науками. Подвернуты рассмотрению проблемы образования и предмет науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование взаимосвязи педагогики с другими науками»

Главатских КВ.,

соискатель (ИПКПРО Удмуртской Республики))

ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Рассмотрены два вида комплексных исследований: монодисциплинарное изучение проблем, сходных по своей сущности, осуществляемое рядом специалистов одной и той же науки, и междисциплинарное комплексное исследование одного и того же объекта с позиций разных наук. Проанализированы формы взаимосвязи педагогики с другими науками. Подвернуты рассмотрению проблемы образования и предмет науки.

Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не

может развиваться обособленно от других наук. Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и

воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает

закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, условий обучения и воспитания. Тесные связи существуют между педагогикой и

школьной гигиеной, изучающей и

определяющей санитарно-гигиенические условия жизни учащихся. Социология, занимающаяся изучением общества как

сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания. Педагогика имеет тесные связи и со многими другими отраслями научного знания — анатомией и физиологией

человека, этнографией, математикой, кибернетикой и др. Формы связи педагогики с другими науками весьма разнообразны: это заимствование научных идей (например, кибернетической идеи управления), использование данных, полученных другими науками (данные физиологии о работоспособности учащихся), и т.п.

Параллельно с развитием педагогики и в тесной связи с ней (особенно с теорией обучения и образования) развивались и вычленялись в отдельную отрасль педагогических знаний методики преподавания отдельных учебных предметов в общеобразовательной школе, а в последующем — в средней специальной и высшей школах [1].

Важнейшая задача методики — разработка содержания, форм и методов изучения этих предметов, изучение и обобщение, популяризация передового педагогического опыта работы лучших педагогов, повышение эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся, использование методов, терминов и понятий других наук (например, математических методов, понятия об обратной связи, заимствованного из кибернетики). Следует заметить, что

педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.

Развивающиеся в человеке во время его трудовой деятельности психические процессы находят свое отражение и в результатах этой деятельности. Обладая навыками педагогической деятельности, экономист может использовать

положительные тенденции этих психических процессов и нейтрализовать негативные в ходе осуществления той же трудовой деятельности. Однако он должен иметь представление о содержании целей и задач образования и воспитания и возможностях, ограничениях и

особенностях их использования в практической деятельности экономистов

[5].

Вторая форма взаимосвязи связи педагогики с другими науками -использование методов исследования, применяемых в этих науках. Фактически любой метод теоретического или эмпирического исследования может найти применение в научной работе по педагогике, поскольку в условиях интеграции наук методы исследования очень быстро становятся общенаучными. Специфическим для педагогики может быть сочетание методов,

последовательность их применения в соответствии с логикой педагогического исследования.

Одной из форм связи педагогики с другими отраслями знания является использование данных некоторых наук, конкретных результатов их исследований: психологии, медицины, физиологии высшей нервной деятельности и т. д. [2]

Все большее распространение приобретает такая форма взаимодействия педагогики с другими науками, как комплексные исследования. В организации таких исследований действуют все формы взаимосвязи разных наук.

Комплексность выступает как объективное свойство современной науки. Его появлению и развитию предшествуют и способствуют такие внутринаучные

процессы, как взаимосвязь,

взаимодействие, взаимообусловленность различных научных дисциплин, направлений, дифференциация и

интеграция наук как две стороны единого процесса. Присущая в наше время всем областям науки тенденция к интеграции делает проблему выявления специфики этих наук еще более актуальной [4].

В силу ряда особенностей образования -массовости, многофакторности,

универсальной общественной значимости как средства социальной наследственности

- необходимость комплексного охвата явлений особенно ясно выступает именно в этой сфере.

При проведении комплексного исследования каждый его участник выделяет собственный предмет -определенный аспект избранного общего для всех объекта, относительно которого он должен получить новое знание. Важно разработать соответствующую

поставленной задаче методологическую схему исследования, в которой сумма результатов, полученных отдельными его участниками, была бы необходимой и достаточной для решения проблемы в целом. Этого, однако, недостаточно.

Подлинно научное знание должно быть целостным, системным. Следовательно, необходимо некое системообразующее начало, которое объединяло бы в единое целое фрагменты общей картины объекта, полученные представителями разных

научных дисциплин.

Системообразующую функцию по отношению к организации таких

исследований в области образования и их результатам должна выполнять

педагогика, которая, как отмечалось, является единственной специальной

наукой об образовании.

Различаются два вида комплексных исследований: монодисциплинарное

изучение проблем, сходных по своей сущности, осуществляемое рядом

специалистов одной и той же науки, и междисциплинарное комплексное

исследование одного и того же объекта с позиций разных наук [6].

Монодисциплинарное исследование может быть как индивидуальным, так и коллективным. Не следует смешивать коллективное монодисциплинарное

исследование с междисциплинарным, тоже, разумеется, коллективным. Монодисциплинарное коллективное

исследование характеризуется

следующими признаками:

1) Ориентировкой на предмет данной дисциплины, представляющей собой единство четырех компонентов:

а) объект исследования как область действительности, на которую направлена деятельность исследователя;

б) эмпирическая область, то есть совокупность различных эмпирических описаний свойств и характеристик объекта, накопленных наукой к данному времени:

в) задача исследования;

г) познавательные средства.

2) Выделением каждым исследователем собственного предмета - определенных аспектов избранного объекта или связей в нем, относительно которых он должен получить новое знание.

3) Разработкой методологической схемы исследования, в которой сумма всех отдельных исследований была бы необходимой и достаточной для решения общей проблемы.

Монодисциплинарное комплексное исследование, направленное на создание целостной концепции содержания образования и процесса обучения, велось в 1970-1980 гг. лабораторией общих

проблем дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР. В создании

теоретической концепции содержания образования приняли участие одиннадцать научных сотрудников, разрабатывавших как теоретические, так и нормативные методологические и специально-научные проблемы. Каждый из них решал

определенную задачу в рамках общей цели, участвуя в дидактическом анализе формирования содержания образования, которое выступает перед этой научной дисциплиной как многоуровневая педагогическая модель социального опыта, представляющая в предмете дидактики

содержательную сторону обучения. Ориентация на общий предмет изучения обеспечила целостность изложения.

Однако объединение ученых одной специальности может оказаться недостаточным для исследования таких многоплановых, требующих всестороннего обоснования объектов, как, например, учебный план средней школы или становление человеческой личности в процессе социализации. Здесь необходим обстоятельный философский анализ целей образования, а также социологическое, психологическое и даже физиологическое изучение возможностей и возрастных особенностей человека. В этом случае возникает необходимость в комплексном междисциплинарном исследовании с участием представителей разных наук.[7]

Естественно, в изучении столь глобального и многоаспектного явления, каким является образование, участвуют многие научные дисциплины. При этом постоянно происходит «встраивание» получаемых результатов в контекст формирующейся интегративной науки. Возникновение такой дисциплины происходит в том случае, если проблематика, выявленная в ходе исследования междисциплинарной

области, обнаруживает постоянный характер, осознается методологически. Эта дисциплина будет уже вполне самостоятельной, сохраняющей, по образному выражению Э.М.Мирского, лишь в своей истории память о междисциплинарных грехах юности. Выдающийся ученый-методолог

Г.П.Щедровицкий поддерживал

представление о педагогике как науке, «которая должна, с одной стороны, объединить, а с другой стороны, снять в себе знания и методы всех указанных наук

- и социологии, и логики, и психологии, поскольку они касаются процессов обучения и воспитания... при таком подходе строится единый предмет педагогики...».

Таким образом, монодисциплииарпый и междисциплинарный подходы к изучению образования оказываются

взаимосвязанными. Иногда это приводит к

неразличению, а временами к резкому противопоставлению или даже взаимному исключению этих подходов.

Педагогика, интегрируя на

теоретическом уровне различные знания применительно к собственному объекту и задачам, выполняет системообразующую функцию по отношению к междисциплинарным исследованиям и их результатам. Сколько бы научных дисциплин ни участвовало в таких исследованиях, их результаты, в конечном счете, пополняют содержание

педагогической науки. Такую же функцию выполняет и отдельно взятая педагогическая дисциплина, например, дидактика, методика или история педагогики по отношению к знаниям, которые она черпает из других, тоже педагогических, наук. Конечный результат пополняет научное содержание той дисциплины, в предмете которой ведется исследовательская работа.

В реальной исследовательской практике существуют также и внутринаучные связи, то есть связи между самими педагогическими дисциплинами. К ним можно отнести, например, анализ эволюции тех или иных концепций в истории педагогики, результаты которого используются в построении современной педагогической теории, или рассмотрение способов воплощения общедидактических принципов в методиках преподавания отдельных учебных дисциплин [8].

Ввиду того, что связи дидактики с другими отраслями педагогики изучены в методологии с наибольшей полнотой, остановимся на них подробней. Наличие и характер этих связей определяются тем, что дидактика как педагогическая теория обучения нужна не сама по себе, а в той мере, в какой она помогает правильно построить обучение тому, что преподается. Возникает вопрос о связи дидактики с методиками обучения отдельным учебным предметам. Специальная задача дидактики по отношению к методикам состоит в том, что она должна обеспечить принципиальное единство в подходе к

учащимся в выборе содержания, путей и средств учебной работы. Однако было бы неправильно рассматривать методику просто как приложение к дидактике. Каждая научная методика имеет собственный предмет, хотя и дидактика, и методика изучают на разных уровнях и в разных аспектах одно. Более сложен вопрос о соотношении теории обучения и теории воспитания. Обе изучают единый учебно-воспитательный процесс. В связи с этим выглядят естественными вопросы: нужно ли вообще выделять воспитание и обучение как отдельные категории? Не «покрывается» ли одно другим, если, как говорят, обучение воспитывает, а воспитание невозможно без обучения? И тем более - нужна ли отдельная теоретическая наука об обучении?

Чтобы обоснованно ответить на эти вопросы, представим, что весь педагогический процесс состоит из двух частей, или этапов. Первая составляющая -обучение как деятельность по подготовке школьников к жизни, вторая - воспитание как непосредственное включение тех, кого мы обучаем и воспитываем, в жизнь. В реальности оба эти вида деятельности объединяются, составляя единый процесс целенаправленной социализации, однако не так и не настолько, чтобы отпал вопрос о необходимости специальной работы по обеспечению их единства. А для этого их необходимо разделить в научном представлении, подобно тому, как вода, представляющаяся неискушенному взору единым целым, для ученого-химика представляется состоящей из водорода и кислорода в определенном соотношении. Изучая специально каждую из составляющих учебно-воспитательного процесса в дидактике и теории воспитания, мы готовим условия для наиболее прочного их соединения. Исключение дидактики из педагогической науки означало бы отказ от изучения той части целостного учебно-воспитательного

процесса, где происходит подготовка учащихся к жизни в ходе и в результате передачи им человеческого опыта [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., доп., и перераб. М.: Просвещение, 2001.

2. Бордовская В.Н., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008.

3. Кузнецова Т.В. Вуз в системе профильного обучения // Открытый урок. ПИК Идель-Пресс. 2004. №10. 4 с.

4. Мадди С. М. Теории личности: сравнительный анализ: учебник. СПб.:Питер, 2002.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник. М.: Феникс, 2002.

6. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: учебн. для студентов вузов. В 2-х кн. М.: Просвещение, 2005.

7. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и

педагогических колледжей. М.: Педагогическое общество России, 2002.

8. Шайхелисламов Р. Ф. Инновации в системе образования // Открытый урок. ПИК Идель-Пресс. 2000. №8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.