Сугатова А. С. Формирование волевого компонента профессионального интереса...
УДК 37.032
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
А. С. Сугатова
В статье описан механизм формирования волевого компонента профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны в рамках реализации комплексной модели создания профессионального интереса. На примере психолого-педагогической работы с сотрудниками продемонстрировано внедрение данного механизма в практическую деятельность.
Ключевые слова: комплексная модель формирования, профессиональный интерес, волевой компонент, уровень сформированности.
В настоящий момент проблема повышения профессионализма сотрудников органов внутренних дел встает достаточно остро. Процесс реформирования системы органов внутренних дел, начатый в 2011 г., находится на стадии реализации и будет иметь успех только в случае целенаправленной и систематической работы по повышению профессиональной квалификации личного состава. «Акцент важно делать не на количество, а на качество личного состава. Целенаправленно заниматься вопросами повышения профессионального уровня сотрудников, внедрять передовые методы и современные информационные технологии» '.
Проблемой формирования профессионального интереса, совершенствования профессиональной подготовки сотрудников в системе МВД России занимались такие исследователи, как Г. Д. Бабушкин, И. В. Будило, А. Ф. Караваев, В. Я. Кикоть, И. В. Гор-линский и др. Таким образом, в настоящее время исследованию проблемы профессиональных интересов посвящено большое количество работ, создана серьезная теоретическая база. Вместе с тем в научнопрактических исследованиях недостаточно разработана система формирования у сотрудников вневедомственной охраны интереса к профессиональной деятельности. Изучение результатов указанных исследований позволило выделить проблему, которая заключалась в разработке и научном обосновании системы формирования профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны в ходе морально-психологической подготовки. Решение данной проблемы и является целью нашего исследования.
Особое внимание мы уделили формированию профессионального интереса, в частности навыков волевого самоконтроля и целеполагания, у молодых сотрудников, которые они смогут эффективно применять для успешного решения задач оперативнослужебной деятельности. Теоретической базой исследования послужили работы С. А. Беличевой, И. В. Горлинского, В. Я. Кикотя, В. И. Коваленко, Л. В. Кузнецовой, П. И. Образцова, А. М. Столяренко, Б. А. Федулова и др., направленные на оптимизацию
подготовки специалистов правоохранительной системы. В контексте нашего исследования мы опирались на понятие профессионального интереса, сформулированное О. В. Черниковой 2.
В своей работе мы несколько углубили данное понятие применительно к предмету исследования — профессиональному интересу сотрудников вневедомственной охраны. Под профессиональным интересом сотрудников вневедомственной охраны мы будем понимать интегративную характеристику личности, включающую в себя мотивированное, эмоциональное, познавательное и ценностно-целевое отношение личности к профессиональной деятельности, характеризующееся волевой активностью в развитии способностей и профессионально-личностных качеств сотрудника подразделений вневедомственной охраны, которое проявляется в стремлении субъекта к активной вовлеченности в процесс деятельности и самореализации в ней.
Для формирования профессионального интереса высокого уровня, который усиливает эффективность самореализации в выбранной профессии, необходимо создание и внедрение комплексной систематизированной модели, способствующей развитию пяти компонентов профессионального интереса: мотивационного, эмоционального, волевого, познавательного и потребностно-деятельностного.
Ю. К. Бабанский в качестве основных компонентов системы выделяет цель, задачи, содержание, методы, средства, условия, формы взаимодействия, а также достигаемые при этом результаты 3. Для разработки модели нам необходимо определить ее структуру. В рамках нашего исследования наиболее приемлемой является структура, основанная на выделении основных компонентов процесса формирования профессионального интереса сотрудников вневедомственной охраны в системе морально-психологической подготовки: цель — организационные формы — содержание — результат. Правильность наших рассуждений подтверждается исследованиями А. С. Белкина 4, Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгина 5 и др.
Соответственно, реализация комплексной модели формирования профессионального интереса осуществлялась в рамках опытно-экспериментальной работы, которая представляет собой четыре логически взаимосвязанных блока: 1) целевой блок — постановка целей и задач опытно-экспериментальной работы; 2) организационный блок — организация исследовательского процесса; 3) содержательный блок отражает объем того, чем овладевают сотрудники в процессе подготовки, а также то, что должно быть у них сформировано и развито, к чему они должны быть подготовлены; 4) результативный блок включает качественно-количественный анализ и интерпретацию результатов опытно-экспериментальной работы, их сопоставление с прогнозируемыми и желаемыми результатами, корректировку гипотезы в связи с итогами эксперимента, описание хода и результатов опытно-экспериментальной работы.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
41
Сугатова А. С. Формирование волевого компонента профессионального интереса...
Одной из составляющих процесса формирования профессионального интереса молодых сотрудников вневедомственной охраны является этап формирования волевого компонента. Для преодоления различного рода трудностей, с которыми сталкиваются сотрудники при овладении профессиональными умениями и навыками и формировании профессионально-личностных качеств, необходимо наличие навыков волевого самоконтроля. Последнее проявляется в активном участии сотрудников в субъект-субъектном процессе служебной деятельности, в рациональном целенаправленном поиске способов решения профессиональных задач, способствующих овладению профессией.
С. П. Крягжде выделяет волевой компонент в структуре профессионального интереса. Он выражается в том, что личности становится недостаточно интереса, вызванного у нее внешними факторами, она самостоятельно планирует деятельность, которая вызывала бы положительные эмоциональные переживания, но уже не от процесса созерцания, а от процесса непосредственного осуществления деятельности. Основополагающим мотивом в данном случае выступают положительные эмоции, возникшие при реализации профессиональной деятельности 6.
Рассматриваемый компонент служит регулятором в эмоциональных переживаниях. При этом устойчивый профессиональный интерес, активизируя все психические свойства личности, помогает расставить ценностно-целевые ориентиры на данном этапе профессионального совершенствования молодых сотрудников, преодолеть трудности, способствует воспитанию волевых качеств личности.
Потребности и интересы, реализующиеся в стремлениях, выступают источниками волевого процесса. Человек либо сосредоточен на выполняемом действии, либо преодолевает трудности, возникшие на пути следования к цели. Основополагающим фактором преодоления возникших на пути человека трудностей являются присущие ему убеждения и мировоззрение. Если индивид в своей деятельности руководствуется принципами, в которых он уверен, процесс принятия решения становится более оперативным и эффективным. Испытывая неуверенность в своих убеждениях, личность легче поддастся неблагоприятным воздействиям социального окружения.
В одних и тех же условиях люди, обладающие разным набором волевых характеристик, демонстрируют разное поведение. За поведение человека отвечает определенный вектор в его сознании. Важной составляющей формирования волевого компонента профессионального интереса становится целеполага-ние. Поскольку если цель ясно сформирована и желанна, то личность, стремящаяся к достижению цели, способна преодолеть большие трудности. В рамках освоения профессии сотрудника вневедомственной охраны большую значимость приобретает характер целей, которые ставят перед собой молодые сотрудники. Чтобы желанная цель была достигнута, она
должна иметь достаточный уровень побудительной силы и толкать личность к реализации цели. Именно поэтому на этапе профессионального отбора определяется базовый уровень профессионального интереса и мотивы служебной деятельности.
В силу человеческой природы личные цели являются для индивида наиболее значимыми. Если эти цели подчинены высокоморальным принципам и служат на благо общественного развития, такой образец поведения является результатом длительного самосовершенствования личности. Соответственно, задачей психолога и руководства роты в рамках формирования профессионального интереса молодых сотрудников вневедомственной охраны становятся развитие и корректировка навыков целеполагания сотрудников, интеграция личных и общественно важных целей.
Для того чтобы такое положение вещей стало возможным, с одной стороны, служение общественному долгу должно быть базой всех теоретических и практических занятий по профессиональной, служебной и морально-психологической подготовке, а также оперативно-служебной деятельности. С другой стороны, корректировку целеполагания целесообразно осуществлять следующим образом:
1) уже на первых этапах профессионального обучения, выделяя общественно важные основы деятельности, такие как верность долгу, трудолюбие, активность, самостоятельность, настойчивость, необходимо подчеркивать положительный эффект названных характеристик непосредственно для самой личности, в межличностном взаимодействии и в служебном порядке, поощряя проявление волевых качеств;
2) четко и структурированно представить сотруднику возможности профессиональной самореализации молодых сотрудников в подразделениях вневедомственной охраны, перспективы продвижения по карьерной лестнице;
3) по запросу составить план профессионального самосовершенствования для каждого сотрудника, учитывая личностные особенности и стремления сотрудника, определив промежуточные цели. При этом необходимо, чтобы промежуточные цели, с одной стороны, были достаточно доступны для достижения, с другой стороны, они все же должны требовать проявления воли, чтобы не обесценивать главные цели;
4) при составлении индивидуального плана определить положительные и отрицательные последствия выполнения и игнорирования поставленных задач. Важной особенностью здесь является эффект морального порицания социальным окружением и самопорицания.
Кроме того, важно научить молодых сотрудников разделять объективные и субъективные трудности, возникающие в процессе достижения цели. При своевременном распознании и правильной классификации такие трудности преодолеваются легче.
Поскольку объективные трудности связаны с характеристиками самого объекта, постольку для их
42
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
Сугатова А. С. Формирование волевого компонента профессионального интереса...
Таблица. Сравнительная таблица волевого компонента, %
Волевой компонент до эксперимента Волевой компонент после эксперимента
Уровень ЭГ КГ Уровень ЭГ КГ
Высокий 4,84 6 Высокий 25,81 10
Средний 29,03 34 Средний 43,55 36
Низкий 32,26 36 Низкий 14,52 38
Критический 33,87 24 Критический 16,12 16
Всего 100 100 Всего 100 100
X L = 2,40 ON 00 II
преодоления необходимо усвоить определенные профессиональные навыки и осуществлять тренировку в конкретном виде деятельности. В данном случае это могут быть боевые приемы борьбы, навыки решения правовых задач.
Преодоление субъективных трудностей требует от личности определенных психологических навыков, в частности способности регулировать собственное эмоциональное состояние. Этот аспект формирования волевого компонента профессионального интереса находит свое выражение в проведении занятий по морально-психологической подготовке и осуществлении индивидуальных психологических консультаций, что способствует обогащению сотрудников необходимыми психологическими знаниями и формированию навыков психической саморегуляции.
Для определения эффективности внедрения модели формирования профессионального интереса, в частности ее волевого компонента, нами были использованы первичные и вторичные методы математико-статистического анализа. Основанием для интерпретации получаемых результатов выступали критерии и показатели формирования профессионального интереса сотрудников вневедомственной охраны, выделенные нами на основе теоретикометодологического исследования.
Анализ данных, полученных в ходе формирующего этапа эксперимента, свидетельствует о том, что в экспериментальной группе произошли положительные изменения, поскольку в ней была апробирована модель и реализован комплекс педагогических условий формирования профессионального интереса сотрудников вневедомственной охраны. Достоверность различий между уровнем профессионального интереса контрольной и экспериментальной групп до опытно-экспериментальной работы и после определялась с помощью критерия хи-квадрат.
При сравнении сформированности волевого компонента (табл.) у сотрудников экспериментальной и контрольной групп до эксперимента по критерию хи-квадрат экспериментальное значение Х2ЖС = 2,40, а критическое значение X кр = 7,8, при уровне значимости Р = 0,05. Мы видим, что критическое значение хи-квадрат больше экспериментального (7,8 > 2,40), следовательно, мы не можем утверждать, что между результатами в исследуемых группах имеются статистически значимые отличия. Экспериментальное значение критерия хи-квадрат после эксперимен-
та х1онтр = 18,19, а хКр = 7,8, при уровне значимости Р = 0,05. Экспериментальное значение критерия больше критического (18,19 > 7,8). Этот факт означает, что между экспериментальной и контрольной группами после эксперимента появились различия.
Результаты диагностического исследования, фиксирующие изменения уровня профессионального интереса в рамках волевого компонента после экспериментального воздействия, свидетельствуют, что количество сотрудников, обладающих низким (32,26%) и критическим (33,87%) уровнем, снизилось до 14,52 и 16,12% соответственно.
Таким образом, основной инструмент формирования профессионального интереса — это целенаправленная работа сотрудников вневедомственной охраны над собой, которая способствует личностному совершенствованию и профессиональной самореализации (рис.).
Сотрудников, которые изначально демонстрировали средний уровень сформированности волевого компонента профессионального интереса, мы целенаправленно стимулировали в их стремлении к общению, обогащению информацией, саморазвитию.
Рис. Уровни сформированности волевого компонента Примечание. По вертикали: процентное соотношение волевого компонента в экспериментальной группе; по горизонтали: уровни готовности: 1) критический; 2) низкий; 3) средний; 4) высокий
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
43
Сугатова А. С. Формирование волевого компонента профессионального интереса...
Сотрудники, относящиеся к среднему уровню сформированности волевого компонента профессионального интереса, осознают, что их успешность и продвижение по службе непосредственным образом зависят от того, как они владеют теоретическими и практическими навыками несения службы — от знания нормативно-правовых актов до непосредственного взаимодействия с гражданами. Пренебрежение служебными обязанностями является серьезным препятствием в достижении целей профессиональной деятельности.
В результате педагогического воздействия на учебные группы молодых сотрудников вневедомственной охраны мы могли регистрировать следующие изменения, происходившие в профессиональном самосознании сотрудников: они научились самостоятельно ставить и достигать как основные, так и промежуточные цели, уважительно относиться к потребностям коллег по экипажу, взводу, роте, адекватно оперировать личными желаниями и служебными интересами.
Молодые сотрудники, характеризующиеся высоким уровнем развития волевого компонента профессионального интереса, более грамотно и профессионально подходили к решению задач оперативно-служебной деятельности, демонстрировали теоретическую и практическую подготовленность, способность применить теоретические знания на практике. Важным аспектом в формировании их профессионального образа стала психологическая подготовленность. Сотрудники демонстрировали коммуникативную компетентность, которая проявлялась, в частности, в применении навыков бесконфликтного взаимодействия (как с коллегами по экипажу, так и с гражданами), в более продуктивном восприятии невербальной информации и пр.
Проведя экспериментальное исследование волевой сферы личности, можно констатировать, что ее развитие способствует возрастанию интереса к наращиванию теоретической, нормативной правовой
базы, приобретению практических навыков. Последнее включает хорошую физическую подготовку, навыки боевых приемов борьбы. Все это в комплексе стимулирует использование приобретенных профессиональных навыков, повышает уровень психологической грамотности при решении задач оперативнослужебной деятельности.
Анализ данных, полученных в ходе внедрения комплексной модели формирования профессионального интереса, в частности волевого компонента, свидетельствует о том, что в экспериментальной группе произошли положительные изменения, поскольку в ней была апробирована модель и реализован комплекс педагогических условий формирования профессионального интереса сотрудников вневедомственной охраны.
Таким образом, можно сделать вывод, что заявленный механизм формирования волевого компонента профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны является достаточно эффективным и закладывает основу для дальнейшей успешной профессиональной самореализации сотрудника. 1 2 3 4 5 6
1 Колокольцев В. А. «Безусловный приоритет — обеспечение безопасности граждан, защита их прав и законных интересов. Из выступления министра внутренних дел РФ В. А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России» // Профессионал. 2014. № 2. С. 5-8.
2 Черникова О. В. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности у студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук. Вел. Новгород, 2006. 186 с.
3 Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методологические основы. М., 1977. 192 с.
4 Белкин А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2000. 192 с.
5 Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д, 2009. 636 с.
6 Крягжде С. П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 23-30.
44
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)