Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАБУЛЯРА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАБУЛЯРА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНОЙ ЯЗЫК / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фарафонова Н.Н.

Данная статья - о развитии речи дошкольников. Показаны пути решения задач обучения родной речи. Предложены дидактические игры, которые помогут дошкольникам осмыслить их речевую практику и развить навыки общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PRESCHOOLERS’ VOCABULARY AND GRAMMATICAL SYSTEM OF SPEECH

The article is about the preschoolers’ speech development. The ways of how to achieve native speech learning objectives are shown. Didactic games are offered that will help preschoolers understand their speech practice and develop communication skills

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАБУЛЯРА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

П

УДК 373.2.02

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАБУЛЯРА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Ацдатпа

Бул макала тэрбиешшерге туган шцц уйретудщ мшдеттерш шешуге сеппгш типзетш материалдарды усынады. Усынылган дидактикальщ ойындар метепке дешнп тэрбиеленушшерге сейлеу цабшетш дамытуга, карым-катынаска тусуге комектеседг

Аннотация

Данная статья - о развитии речи дошкольников. Показаны пути решения задач обучения родной речи. Предложены дидактические игры, которые помогут дошкольникам осмыслить их речевую практику и развить навыки общения.

Annotation

The article is about the preschoolers' speech development. The ways of how to achieve native speech learning objectives are shown. Didactic games are offered that will help preschoolers understand their speech practice and develop communication skills.

Слова, слова, слова...

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -В огромном мире - море слов -Купаться ежечасно.

Всем известно, что родной язык - это ключ к познанию окружающей действительности, важнейшее средство воспитания всесторонне развитой личности. Еще Я.Корчак писал: «Родной язык - это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа».

Наш язык - это язык слов. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или сочетанием слов. Поэтому так важно в дошкольный период показать детям богатство и разнообразие родного языка, почувствовать его красоту, научить рассуждать, обобщать,

Фарафонова Н.Н.,

воспитатель, ясли-сад №3, г.Костанай

Нег'гзг'! создер: ана mini, coimeydi дамыту, создт кор, сойлеудщ грамматикалык к\ -рылымьг, дамыту ойьгндары.

Ключевые слова: родной язык, речевое развитие, словарный запас, грамматический строй речи, развивающие игры.

Keywords: native language, speech development, voca-

bulary, grammatical system speech, developing games.

of

в; S I

<c

m

о

СП

à w О в; s

L

0 §

1 X ш t-

к

в; s

Рч О ш t-

анализировать.

В последние годы количество детей с речевыми отклонениями неуклонно растет Особенности лексики у дошкольников с основными нарушениями речи проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в незнании многих слов и оборотов.

Проанализировав речевое развитие детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что проблема формирования лексики и грамматического строя речи актуальна. Ведь овладение словарным составом родного языка является необходимым условием освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи. Для практического усвоения дошкольниками лексико-грамматических средств языка мы определили в своей работе следующие задачи:

• активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;

• обогащать словарь детей, совершенствуя грамматический строй речи;

• уметь грамматически грамотно оформлять речевое высказывание.

В процессе ознакомления с окружающим

миром во всех видах детской деятельности,

§ повседневной жизни, общении происходит

<1 работа по обогащению и активизации слою

о варного запаса. Мы обратили внимание на

с£ количественное накопление и активизацию

о словаря, правильное понимание детьми

S слов. Усвоение новых слов у дошкольника

(-Н

§ происходит на основе ознакомления с по-

§ стоянно увеличивающимся кругом предме-

w тов и явлений окружающей действительно-

Е-4

S сти, углубления и обобщения знаний о них. § Совместная работа с родителями явля-

Он

о ется необходимым условием полноценно-н го речевого развития дошкольников. Нами были проведены беседы «Расширяем сло-

варный запас», «Спрашиваем - отвечаем», индивидуальные консультации, родительские собрания. Мы привлекаем родителей к экскурсиям, проведению праздников, досугов, пополнению дидактического материала. В родительских уголках вывешиваются рекомендации по вопросам коррекции, образования и воспитания детей, помещаются небольшие тексты, загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители должны использовать, занимаясь детьми. Такая модель взаимодействия повышает уровень речевого развития детей, компетентность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Предлагаем вашему вниманию дидактические игры по формированию и развитию лексического состава языка.

Дидактическая игра «Найди родственные слова».

Назначение: для детей от 2-3 лет. Направлена на улучшение понимания ребенком оттенков значений слов, зависящих от суффиксов и приставок. Способствует развитию речи ребенка, увеличению активного словарного запаса, выработке навыков словообразования и словоизменения. Улучшает звукопроизношение.

Описание игры:

Предложите ребенку найти родственников к хорошо знакомым ему словам. От исходного существительного ребенок должен образовать существительные с уменьшительными, увеличительными, ласкательными суффиксами.

Например:

Обсудите с ребенком, чем отличается каждое новое слово от исходного (трава). Убедитесь, что ребенок видит и понимает смысловые оттенки слова.

Если в процессе словотворчества ребенок допускает ошибки (что неизбежно), аккуратно поправляйте его. Ни в коем случае не смейтесь над малышом, если он говорит слова неправильно.

Для этой игры рекомендуем использовать хорошо знакомые ребенку слова: окружающие его предметы, явления природы, животные, члены семьи.

Обратите внимание ребенка, что одни слова имеют много "родственников", а другие слова - одиночки.

Дидактическая игра «Слова про лису».

Назначение: для детей от 2-3 лет. Направлена на обогащение активного словарного запаса, развивает речь ребенка.

Описание игры:

Возьмите игрушку или картинку с изображением лисы. Рассмотрите ее вместе с ребенком. Задайте ему вопросы: Кто это? (Лиса.) Как еще можно назвать это животное? (Лисица, лисичка.) Что делает лиса? (Крадется, охотится, смотрит.) Какими словами еще можно назвать действия лисы? (Прислушивается, принюхивается.) Какая это лиса? (Рыжая, пушистая, красивая, с большим хвостом.). Повторите все использованные слова, рассказав ребенку о лисе: «Лиса рыжая, пушистая, красивая, с большим хвостом. Лисица принюхивается, прислушивается, крадется по траве, все видит, все замечает. Возьмем лисичку с собой гулять?»

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Назначение: для детей от 2-3 лет. Учит ребенка различать значения глаголов, определяемые приставкой. Способствует развитию связной речи, расширению и активации словарного запаса, выработке навыков словообразования и словоизменения. Улучшает звукопроизношение, а также память.

Описание игры:

Предложите ребенку подобрать одноко-ренные глаголы с противоположным значением.

Например:

Утром солнышко всходит, а вечером ... (заходит).

Мы пришли на день рождения, а потом...

(ушли) домой.

Кошка залезла на крышу, поймала воробышка и ловко... (слезла).

В ходе игры ребенок из множества приставок должен выбрать нужную. Он обучается различать похожие по звучанию од-нокоренные слова и чувствовать, чем они схожи, а чем отличны между собой.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель:

1.Активизация словаря. Закрепить в речи детей названия игрушек: машина, заяц, кубик, мяч, матрёшка.

2.Обобщение. Закрепить обобщающее значение «Игрушки».

Оборудование: игрушки в красивом мешочке.

Методические указания: 1 уровень. Воспитатель предлагает ребёнку достать из мешочка игрушку и назвать её.

2 уровень. Ребёнок на ощупь пытается определить игрушку и назвать её.

3 уровень. Ребёнок отгадывает загадку об игрушке и достаёт её из мешка (использовать стихи А. Барто «Игрушки»),

Дидактическая игра « Что в корзинке?».

Цель:

1.Активизация словаря. Учить узнавать и называть фрукты: яблоко, груша, лимон, апельсин.

2.Грамматика. Уточнить цвет, форму и вкусовые качества фруктов, используя в речи прилагательные: круглый, большой, маленький, красный, жёлтый, сладкий, вкусный, кислый, сочный.

3.Обобщение. Познакомить с собирательным значением существительного «фрукты».

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами.

Методические указания: 1 уровень. Взрослый по одному достаёт фрукты из корзинки и описывает их: Ябло-

в; К х

т

о

СП

я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш О в; х

и

О §

X X ш Е-

к

в; X Рч

о

ш Е-

в; х х

т

о

СП

я

ш О в; X

1-ч

о ч о

X X ш Е-

к

в; К

Рч

о

ш Е-

ко - красное, большое, круглое, сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть. Ребёнок повторяет за воспитателем. В конце игры ребёнок ещё раз называет все фрукты, с помощью взрослого подбирает обобщающее слово «фрукты».

2 уровень. Дети узнают фрукты на ощупь и на вкус.

3 уровень. Дети отгадывают загадки о фруктах.

Дидактическая игра «Урожай Петру-щки».

Цель:

1 .Активизация словаря. Учить узнавать и называть овощи: репа, помидор, капуста, огурец.

2.Обобщение. Познакомить с обобщающим понятием «овощи».

3 .Грамматика. Формировать умение образовывать родительный падеж единственного числа существительного.

4.Связная речь. Учить отвечать на вопрос предложением, состоящим из двух слов.

Оборудование: игрушка «Петрушка», муляжи овощей или натуральные овощи, корзинка.

Методические указания: 1 уровень. Воспитатель объясняет, что Петрушка собрал на своём огороде урожай. Затем по одному достаёт овощи из корзины, а ребёнок их называет. Все предметы объединяются одним словом «овощи».

2 уровень. Дети узнают овощи на ощупь.

3 уровень. Воспитатель выкладывает 3 овоща на столе. Ребёнок называет их, затем воспитатель просит ребёнка закрыть глаза и убирает один из овощей. После того, как ребёнок открывает глаза, воспитатель спрашивает: «Какого овоща нет?». Примерный ответ: «Нет лука», «Нет огурца».

Дидактическая игра «Найди и покажи».

Цель:

1 .Активизация словаря. Учить называть предметы одежды и обуви на картинках.

2.Грамматика. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: шуба - шубка, рукавицы - рукавички, свитер - свитерок, сапоги - сапожки, валенки - валеночки.

3.Обобщение. Понимать обобщающие слова: одежда, обувь.

Оборудование: предметные картинки.

Методические указания:

1 уровень. Ребёнок рассматривает и называет предметы одежды и обуви (шуба, рукавицы, сапоги, свитер, валенки). Затем называет изображения: шубка, рукавички, валеночки, свитерок.

2 уровень. Взрослый просит положить рядом изображения больших предметов и маленьких.

3 уровень. Ребёнок раскладывает карточки с изображением одежды по сезонам: весенняя, летняя, зимняя.

Таким образом, систематическая и планомерная работа по формированию речи детей дает положительные результаты. К моменту поступления в школу ребенок владеет грамматически правильной речью, умеет связно и последовательно излагать свои мысли, используя разнообразные лексические средства.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М: Академия, 2000.

2.Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. - 1995,- №9.

3 .Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1980.

4Левина РЕ. Воспитание правильной речи у детей. - М: Просвещение, 1980.

5.Ладыженская Т.А. Речь. - Москва, «Педагогика», 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.