УДК 93:355.48(470 + 571)"1918/1941"
Кузнецов Андрей Михайлович
доктор исторических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности
Военного университета Министерства обороны РФ
ФОРМИРОВАНИЕ ВОИНСКОГО ЭТИКЕТА В КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД С 1918 ПО 1941 Г.
Kuznetsov Andrey Mikhailovich
D.Phil. in History, Associate Professor, Social and Cultural Activities Department, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
FORMATION OF MILITARY ETIQUETTE IN THE RED ARMY DURING THE PERIOD OF 1918-1941
Аннотация:
В статье, с опорой на данные исторической науки, представлено авторское видение развития воинского этикета Красной армии в период с 1918 по 1941 г. Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время руководство Вооруженных сил России уделяет большое внимание духовно-нравственному воспитанию военнослужащих, используя при этом возможности воинского этикета. Представляется, что положительный опыт формирования этикетного поведения военнослужащих РККА в рассматриваемый период может быть востребован в современных условиях.
Ключевые слова:
этикет, воинский этикет, Красная армия, формула торжественного обещания красноармейца, значок-кокарда, орден «Красное Знамя», почетное революционное оружие, неписаные правила этикета.
Summary:
Based on еру historical science data, the author presents an original view of the military etiquette development in the Red Army during the period of 1918-1941. The relevance of the article is determined by the fact that currently the leadership of the Armed Forces of Russia pays great attention to the spiritual and moral education of soldiers, using the resources of the military etiquette in this context. The author believes that the positive experience of development of the Red Army's etiquette behaviour in the period under review can be applied in the present conditions.
Keywords:
etiquette, military etiquette, Red Army, formula of the solemn promise of the Red Army soldier, badge, order of the Red Banner, Honorary revolutionary weapon, unwritten rules of etiquette.
События октября 1917 г. положили начало новому этапу отечественной истории, названному советским, в ходе которого были созданы принципиально новые экономические, социально-политические и идеологические устои общества (рис. 1). Для защиты первого в мире социалистического государства была создана новая армия, получившая название Рабоче-крестьянской. Для ее успешного развития и функционирования стала формироваться новая система воспитания бойцов, одним из элементов которой были правила и нормы воинского этикета. Следует отметить, что становление и развитие советского воинского этикета носило сложный, противоречивый, а порою и драматический характер.
Рисунок 1 - Долой царского орла! (картина И. Владимирова)
Февральская революция 1917 г. нанесла сильный удар вековым устоям старой царской армии, а соответственно, и воинскому этикету. Петроградский Совет народных депутатов 1 марта 1917 г. принял приказ № 1 «О революционных правах солдат». В нем говорилось, что «вставание во фронт и обязательное отдание чести вне службы отменяются... отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т. п. и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т. д. ... обращение на "ты" воспрещается» [1, с. 25].
Офицеры белой гвардии утверждали впоследствии, что этот приказ «подорвал влияние офицеров, разложил войска и отдал их во власть большевиков» [2, с. 122].
Бескомпромиссно и решительно подошла после победы Октябрьской революции советская власть и ее органы к вопросам этикета, в том числе и воинского. 10 ноября 1917 г. вышел декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», которым были отменены сословное деление граждан, сословные привилегии, звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и др.), титулы, гражданские чины.
Важным событием в становлении норм и правил воинского этикета Рабоче-крестьянской Красной армии стало издание в декабре 1918 г. «Книжки красноармейца» (рис. 2). Совместным решением Председателя ВЦИК Я.М. Свердлова, Председателя Совнаркома В.И. Ленина, Председателя Высшей военной инспекции Н.И. Подвойского книжка выдавалась каждому солдату при поступлении на службу в Красную армию и постоянно хранилась у него. В ней нашли отражение ключевые положения воинского этикета.
Рисунок 2 - Книжка красноармейца образца 1918 г.
Во-первых, под воинский этикет была подведена идеологическая, классовая основа. «...Красная армия, - говорилось в "Книжке...", - это не старое царское войско, а народная, рабочая, крестьянская армия. За кого бьется наша рабочая, крестьянская армия? За рабочего, за крестьянина, за лучшую жизнь, за землю, которую хотят снова отнять у крестьянина помещики, капиталисты и старые царские генералы» [3, с. 44].
Во-вторых, определены основные нравственные качества красноармейцев, которые должны были формироваться в том числе и этикетными нормами. К числу таких качеств «Книжка.» относила скромность, воздержанность, чуткость к несправедливости, бодрость, смелость, презрение к трусости.
В-третьих, «Книжка красноармейца» установила определенные правила взаимоотношений между равными по положению военнослужащими, а также между начальниками и подчиненными. Так, десятая заповедь красноармейца гласила: «Как ты должен с товарищами быть? Как равный с равными, и начальство твое - это только более опытные и знающие старшие братья; в бою, в строю, в казарме, за работой слушаться приказаний их должен.».
В-четвертых, в документе нашли воплощение этикетные нормы, определяющие отношение бойцов к местному населению. «Мирному жителю нельзя ни угрожать, ни ранить, ни убивать его нельзя. Что хорошего, если с оружием в руках женщин насиловать будешь, домашний скарб и добро чужое отнимать станешь? Любить тебя за это не станут, а как от зверя бежать будут и проклинать начнут» [4, с. 46], - говорилось в одной из заповедей. Данные нормы явились продолжением лучших этикетных традиций русского воинства.
И, наконец, в-пятых, в «Книжке.» была помещена присяга, названная формулой торжественного обещания красноармейца (рис. 3), что означало сохранение этого важного ритуала в армии первого в мире социалистического государства. Формула предписывала каждому принимавшему на себя звание воина Рабоче-крестьянской армии беспрекословно выполнять все приказы командиров, воздерживаться самому и удерживать товарищей от недостойных поступков, не щадить ни своих сил, ни самой жизни в борьбе за Российскую Советскую Республику. За нарушение данного обещания предусматривалась суровая ответственность перед революционным законом и всеобщее презрение.
Рисунок 3 - Прием формулы торжественного обещания красноармейцами
Процесс смены правил воинского этикета царской армии на этикетные нормы социалистической армии проходил весьма быстро и решительно. Этому способствовали: с одной стороны, несоответствие воинского этикета и его атрибутики (знаки различия и отличия, форма одежды и др.) императорской армии требованиям времени и «запросам» вновь созданной Красной армии; с другой стороны, необходимость разработки и внедрения принципиально новых знаков различия, символики, формы одежды, правил взаимоотношений в новой армии, которые бы с успехом противостояли старой символике, носимой белогвардейскими частями.
Характеризуя процесс развития воинского этикета в 1920-е гг., следует отметить, что отсутствие единой позиции, постоянная полемика по вопросам нравственности приводили к попыткам выработки своего «пролеткультовского» воинского этикета, что значительно снижало дисциплину в войсках, нарушало субординацию, приводило к отклонениям норм вежливости. Говоря об этом, военный комиссар Б.П. Позерн справедливо замечал: «Теперь, когда я вхожу, ни один человек меня не замечает, товарищи красноармейцы лежат, и ноги, как и полагается, - выше головы. когда они видят, что можно лежать, задрав ноги кверху. то они скажут: раз можно ноги задрать, плевать нам на этот самый приказ» [5, с. 159].
Большое внимание со стороны советского правительства уделялось разработке новых знаков различия как важных атрибутов воинского этикета. Так, в Красной армии для определения принадлежности к ее составу в 1918 г. был установлен нагрудный знак в виде венка из лавровых и дубовых веток, поверх которого располагалась пятиконечная красная звезда, покрытая красной эмалью. В центре звезды помещалась эмблема в виде плуга и молота. В этом же году учрежден значок-кокарда для головных уборов командиров и красноармейцев, представляющий собой пятиконечную звезду с молотом и плугом в виде эмблемы посредине. На воротниках шинелей и гимнастерок стали помещаться петлицы цвета, соответствующего роду войск.
Рисунок 4 - Кокарда на головной убор и нагрудный знак РККА образца 1918 г.
16 января 1919 г. в Рабоче-крестьянской Красной армии были официально введены знаки различия. Это были нарукавные знаки из алого сукна. Нашивались они на левый рукав гимнастерки и шинели (над обшлагом).
С 31 января 1922 г. знаки различия военнослужащих стали размещаться на специальном клапане, который нашивался посредине левого рукава шинели и гимнастерки.
Правила, нормы и атрибуты воинского этикета внесли определенный вклад в воспитание военной культуры у военнослужащих, но следует отметить, что целостной системы по их созданию и внедрению в массы военнослужащих в межвоенный (1920-1930-е гг.) период не сложилось.
Определенное влияние на формирование этикетной культуры военнослужащих, и прежде всего командиров, в межвоенный период оказали складывающиеся неписаные законы и правила (рис. 5). Так, среди командного состава высшего ранга существовал обычай - не ездить на других видах городского транспорта, кроме как на такси и метро. Основная причина такого выбора заключалась в том, что красный командир должен был идеально выглядеть со стороны: выглаженный мундир, начищенные сапоги и ботинки.
При военной форме не полагалось носить ничего, кроме планшета, полевой сумки (как неотъемлемой части обмундирования) или в крайнем случае портфеля. Это правило также позволяло сохранять выправку и внешнее достоинство [6, с. 188].
Рисунок 5 - Красные командиры
Указанные неписаные правила имели еще и чисто эстетическое значение: внешний вид военнослужащего способствовал повышению авторитета защитника Отечества.
В 1920-е гг. советская власть приступила к созданию собственной революционной атрибутики, составной частью которой явились знаки отличия - ордена и медали.
Начало наградной системе первого в мире государства рабочих и крестьян положил Декрет ВЦИК от 16 сентября 1918 г. об учреждении первого ордена Республики Советов - ордена «Красное Знамя» (рис. 6). В Декрете указывалось, что данный знак отличия присуждался всем гражданам Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, проявившим особую храбрость и мужество при непосредственной боевой деятельности. Учреждение ордена имело огромное воспитательное значение. В памятке, выдаваемой награжденному орденом «Красное Знамя», говорилось: «Тот, кто носит на груди этот высокий пролетарский знак отличия, должен знать, что он из среды равных себе выделен волею трудящихся масс как достойный и наилучший из них» [7, с. 34].
Рисунок 6 - Орден «Красное Знамя» образца 1918 г.
В годы Гражданской войны появилась еще одна награда - почетное революционное оружие (рис. 7), учрежденное Декретом ВЦИК РСФСР от 8 апреля 1920 г. Оно стало наследником Георгиевского оружия, существовавшего в Русской армии. Им удостаивались лица высшего командного состава Рабоче-крестьянской Красной армии за особые боевые отличия. Почетное революционное оружие представляло собой шашку (кортик) с вызолоченным эфесом и прикрепленным к нему знаком ордена Красного Знамени.
Рисунок 7 - Почетное революционное оружие
Первые награждения почетным революционным оружием состоялись до его официального утверждения. 8 августа 1919 г. Президиум ВЦИК наградил шашками Главнокомандующего всеми Вооруженными силами Республики С.С. Каменева за боевые заслуги и организаторский талант и командарма В.И. Шорина - за боевые заслуги, проявленные в боях против сил Колчака.
За всю историю почетного революционного оружия ни одного награждения кортиком не было.
Постановлением ЦИК СССР от 12 декабря 1924 г. было учреждено общесоюзное почетное революционное оружие: шашка (кортик) с вызолоченным эфесом и наложенным на эфес орденом Красного Знамени, револьвер с прикрепленным к его рукоятке орденом Красного Знамени и серебряной накладкой с надписью: «Честному воину РККА (или РККФ) от ЦИК Союза ССР 19.. г.» [8, с. 478].
В дальнейшем в связи с учреждением в 1934 г. звания Героя Советского Союза награждение почетным революционным оружием не производилось.
Всего холодным оружием были награждены 22 человека, огнестрельным - 2. И тем и другим видом оружия были награждены такие известные военачальники, как С.С. Каменев и С.М. Буденный.
6 апреля 1930 г. постановлением Президиума ЦИК СССР был учрежден орден Ленина. Награждение орденом Ленина, в отличие от ряда других советских орденов, производилось как за боевые отличия, так и за трудовые подвиги. В тот же день, 6 апреля 1930 г., был учрежден еще орден - Красной Звезды для награждения военнослужащих, воинских частей и соединений за заслуги в деле защиты Родины, укрепления ее обороноспособности как в мирное, так и в военное время.
В 1934 г. советским правительством была установлена высшая степень отличия - звание Героя Советского Союза. Данное звание присваивалось гражданам, совершившим выдающийся героический подвиг во славу Родины. Позднее для лиц, удостоенных этой высшей степени отличия, был учрежден особый знак - медаль «Золотая Звезда» (рис. 8).
Рисунок 8 - Ритуал вручения Золотой Звезды Героя Советского Союза
Награды, учрежденные в первые два десятилетия существования советской власти, сыграли значительную воспитательную роль и послужили дополнительным стимулом в укреплении обороноспособности Родины. Они явились составной частью атрибутики советского воинского этикета [9, с. 256].
Таким образом, воинский этикет, созданный и функционировавший в Красной армии в период с 1918 по 1941 г., представлял собой социально значимое явление, которое, несмотря на противоречия и недостатки, способствовало воспитанию личного состава в духе преданности своей Родине, выполнения воинского долга. Положительный опыт воспитания красноармейцев с использованием норм и правил воинского этикета может быть использован в современных условиях.
Ссылки:
1. Ганичев П.П. Воинские звания. М., 1989.
2. Ягодинский В.Н. Наш этикет. М., 1998.
3. Из книжки красноармейца // Партийно-политическая работа в Красной армии (апрель 1918 - февраль 1919). М., 1961.
4. Там же. С. 46.
5. VII съезд РКП (б). Стенограммы заседаний военной секции съезда 20 и 21 марта 1919 года и закрытого заседания съезда 21 марта 1919 года // Известия ЦК КПСС. 1989. № 9.
6. Воинский этикет : учебник / под общ. ред. Б.В. Воробьева. М., 2005.
7. Колесников Г.А., Рожков А.М. Ордена и медали СССР. 4-е изд., сокр. Минск, 1986.
8. О награждении лиц высшего командного состава Рабоче-Крестьянских Красных Армии и Флота почетным революционным оружием : постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 12 декабря 1924 г. // Свод законов СССР. 1990. Т. 1.
9. Бардыго Н.С. Отечественная военная геральдика XVIII - нач. XXI в.: историографическое исследование : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2008.
References:
1. Ganichev, PP 1989, Military ranks, Moscow.
2. Yagodinsky, VN 1998, Our etiquette, Moscow.
3. 'From the book of Red Army Party' 1961, Political work in the Red Army (April 1918 - February 1919), Moscow.
4. 'From the book of Red Army Party' 1961, Political work in the Red Army (April 1918 - February 1919), Moscow, p. 46.
5. 'VII Congress of the RCP (b). Transcripts of the meetings of the military section of the Congress 20 and 21 March 1919 closed session of the Congress March 21, 1919' 1989, News of the CPSU Central Committee, no. 9.
6. Vorobyov, BV 2005, Military etiquette: the textbook, Moscow.
7. Kolesnikov, GA & Rozhkov, AM 1986, Orders and medals of the USSR, 4th ed., Minsk.
8. 'On awarding individual senior officers of the Workers 'and Peasants' Red Army and Navy honorary revolutionary weapon: the decision of the Presidium of the Central Executive Committee of the USSR on December 12, 1924' 1990, Laws of the USSR, vol. 1.
9. Bardygo, NS 2008, Patriotic military heraldry XVIII - the beginning of XXI century: historiographical research, D.Phil. thesis, Moscow.