Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПАРАМЕТРЫ КАЧЕСТВА / МЕТОД / ПРОЦЕСС / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ / QUALITY OF EDUCATION / ASSESSMENT SYSTEM / EDUCATION / QUALITY CRITERIA / METHOD / PROCESS / PRINCIPLES OF BUILDING A SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Наталья Юрьевна, Беляева Татьяна Константиновна, Королева Ольга Петровна

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с организацией внутришкольной системы оценки качества обучения. В процессе исследования рассмотрена необходимость создания системы оценки качества в образовательных организациях, рассмотрены принципы создания системы. В статье предложены три группы параметров оценки качества результатов, качества условий и качества содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN IN-SCHOOL SYSTEM FOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION

The article presents three groups of criteria for assessing the quality of results, the quality of conditions and the quality of contents.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

7. Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. - Новосибирск: Детская литература, 1999.

8. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959. 240 с.

Педагогика

УДК 37.014

магистрант Жукова Наталья Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Королева Ольга Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с организацией внутришкольной системы оценки качества обучения. В процессе исследования рассмотрена необходимость создания системы оценки качества в образовательных организациях, рассмотрены принципы создания системы. В статье предложены три группы параметров оценки качества результатов, качества условий и качества содержания.

Ключевые слова: качество образования, система оценки, образование, параметры качества, метод, процесс, принципы построения системы.

Annotation. The article presents three groups of criteria for assessing the quality of results, the quality of conditions and the quality of contents.

Keywords: quality of education, assessment system, education, quality criteria, method, process, principles of building a system.

Введение. Современное российское образование сталкивается со многими вызовами, связанными с высокими темпами развития науки, промышленности, мировой экономики, глобализацией и внедрением новых технологий. Повышение конкурентоспособности выпускников школ и ВУЗов в мировом образовательном пространстве сегодня является одним из приоритетов национальной образовательной политики Российской Федерации. Регулярное обновление содержания образования призвано обеспечить его доступность, вывести его на новый уровень, дающий возможность учащимся развивать таланты и индивидуальные способности.

Отечественная система образования находится на новом этапе становления системы оценки качества образования. Это предусматривает необходимость пересмотра существующих управленческих практик и организацию комплексной разъяснительной работы с участниками образовательного процесса. Особое значение приобрело информирование всех участников образовательного процесса о качестве образования. Получение информации возможно при осуществлении регулярного мониторинга. Качество образования - это один из важнейших критериев эффективности образовательной деятельности. Достижение высокого уровня качества образования, соответствующего современным требованиям и запросам - основная цель национального проекта «Образование».

Изложение основного материала статьи. В законодательстве Российской Федерации закреплено понятие «независимая оценка качества образования, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ» [9].

На федеральном уровне система оценки качества образования представляет: независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества условий организации образовательной деятельности. Данный анализ направлен в первую очередь на диагностику состояния системы общего образования в целом. В России уже успешно действуют:

1) Национальные исследования качества образования (НИКО);

2) всероссийские проверочные работы (ВПР);

3) основной государственный экзамен (ОГЭ) и единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Участие российских школьников в международных исследованиях позволяет выявить проблемы и дефициты. Комплекс мероприятий, направленных на оценку качества подготовки обучающихся в школах, лицеях и гимназиях, реализуется в рамках задач проекта «Современная школа» на федеральном и региональном уровнях.

Безусловно, международные сравнительные исследования и оценочные процедуры, проводимые в Российской Федерации в регулярном режиме, играют важную роль в мониторинге качества образования. Приоритетной задачей сегодняшнего времени является внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) на уровне школы [3]. Анализ информации невозможно осуществлять без наличия хорошо организованной базы данных. В настоящее время назрела необходимость создания в образовательной организации службы мониторинга качества, которая должна собирать сведения о результатах образовательного процесса.

Проблема оценки качества образования активно обсуждается всеми участниками образовательного процесса от управленцев в системе образования до учащихся и родителей. В Стандартах закреплены новые методологические основы построения внутришкольной системы качества. В связи с этим Министерством

образования и науки Российской Федерации был издан приказ «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией», в соответствии с п. 6 которого в процессе самообследования проводится в том числе оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования [5]. Более конкретных формулировок по данной позиции в нормативных актах не встречается.

При проведении анализа сайтов школ повышенного статуса (лицеев и гимназий) города Нижнего Новгорода можно сделать следующие выводы:

1) в большинстве школ отсутствуют, либо представлены лишь частично локальные акты, регламентирующие систему оценки качества образования;

2) во многих образовательных организаций ВСОКО строится на анализе внешних показателей (ОГЭ, ЕГЭ, НОУ);

3) ВСОКО проводится с использованием случайных неконтролируемых критериев, не дающих полной и объективной картины качества образования (количество детей с ОВЗ, количество многодетных и малообеспеченных семей).

Деятельность ВСКО в школе может отражать специфику образовательной организации вместе с тем имеются общие требования к оценке качества в образовательной организации.

Согласно исследованиям, проведенным учебным центром «Академия Директории» под руководством профессора НИУ ВШЭ Константина Михайловича Ушакова [3], 66% опрошенных педагогов из различных регионов России считают результаты ЕГЭ наиболее значимым критерием работы школы. Для 63% респондентов важен профессиональный уровень педагогов, работающих в школе, и 46% отметили процент выпускников, поступивших в вузы, как один из важных качественных показателей. Таким образом, внешняя оценка во многих образовательных организациях подменяет внутреннюю оценку, либо понятие внутренней оценки вообще отсутствует, а на основании внешней оценки принимаются управленческие решения, которые не всегда могут быть реализованы образовательной организацией на текущем этапе [3].

Следует четко определить, кто может осуществлять оценку. По результатам опроса, организованного учебным центром «Академия Директории» [3], 66% респондентов указали администрацию школы, 59% -самого учителя в качестве лиц, имеющих право оценивать качество образования. Среди опрошенных 58% подчеркнули важность оценки со стороны учащихся, а 38% отметили родительскую общественность. И только 25% респондентов считают возможным участие органов управления образования в процессе оценки качества. Это свидетельствует о недостаточной степени разработанности и внедрения внутришкольной системы качества.

Исходя из вышеизложенных данных команда учебного центра делает следующие выводы:

1) согласно многочисленным исследованиям в области образования качество преподавания является самым важным фактором, влияющим на качество образования. Педагоги, как правило. считают, что в роли главных оценщиков здесь должны фигурировать оценщики внутренние;

2) представляется крайне важным фактом то, что педагоги указывают обучающихся как важных оценщиков их профессиональной деятельности (хотя следует отметить, что нередко приходится сталкиваться с негативным отношением многих педагогов к опросам обучающихся) [3].

При создании собственной ВСОКО в образовательной организации можно первоначально взять за основу позиции, предлагаемые для оценки «Законом об образовании» [9].

Для реализации школьной системы оценки качества образования может быть применен системный анализ. При осуществлении анализа качества можно руководствоваться санитарными (санитарно-эпидемиологическими) правилами, нормами, гигиеническими нормативами, предусмотренными законодательством для образовательных организаций.

В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации, «качество образования -комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [3].

В настоящее время можно выделить:

1) оценку степени соответствия подготовки обучающихся требованиям ФГОС к результатам освоения образовательных программ;

2) оценку степени соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС к условиям реализации образовательной деятельности;

3) оценка степени соответствия подготовки обучающихся их потребностям, потребностям предприятий и учреждений;

4) оценку степени соответствия образовательной деятельности потребностям обучающихся, потребностям организаций среднего и высшего профессионального образования, предприятий и учреждений, потенциальными будущими работниками которых являются обучающиеся в ОО.

Анализ направлений деятельности образовательного учреждения должен содержать следующие разделы:

1. Цель и задачи, планируемые на определенный период.

2. Деятельность по реализации этих задач, способы диагностики их выполнения и достигнутые результаты.

3. Оценка достигнутых результатов (анализ образовательных процессов и т.д.).

4. Выявление и трансляция положительного опыта.

5. Выявленные области улучшения.

Объективность оценивания качества образования помогает получить полные данные.ВСОКО -оценочная процедура, целью которой является определение соответствия реальных и планируемых результатов деятельности образовательной организации.

Главной задачей ВСОКО является аудиторский мониторинг текущего состояния образовательной системы школы.

Необходимо в первую очередь определить параметры оценки по трем составляющим: качество условий, качество содержания и качество результатов. Эти три составляющих и являются функциональным ядром ВСОКО.

Для оценки параметра «качество результатов» может быть использованы, например, сформированность метапредметных компетенций учащихся, личностные достижения детей, в особенности испытывающих сложности с адаптацией, социализацией, профориентацией, изменения состояния здоровья школьников, являющиеся отражением эффективности ведения оздоровительной работы и т.д.

Для оценки параметра «качество условий» могут быть использованы: состояние материально-технической базы школы, оснащенность кабинетов, уровень информатизации и т.д., состояние кадрового ресурса школы, психолого-педагогические условия (работа школьной психологической службы), информационно-методические условия, наличие и использование электронных образовательных платформ и ресурсов [7], удовлетворенность обучающихся и родителей уроками и условиями в школе.

Для оценки параметра «качество содержания»: содержание реализуемых ООП на соответствие требованиям актуальных нормативов, содержание рабочих программ педагогов на соответствие требованиям ФГОС и контингенту обучающихся, характер ведения учителями индивидуальной работы с учащимися и т.д.

Информация по параметру «качество условий» может быть получена при проведении внутреннего аудита материально-технической базы, библиотечного фонда, сбора подробной информации о кадровом составе.

При анализе показателя «качество содержания» могут быть использованы наблюдение за качеством преподавания, анкетирование, анализ рабочих программ, программ дополнительного образования и программ внеурочной деятельности, анкетирование участников образовательного процесса, индивидуальные беседы с членами администрации и работниками.

Эффективность ВСОКО стоится с учетом основных принципов:нормативность, плановость, принцип главного звена, объективность, индивидуализация и системность.

Выводы. Таким образом, планомерно и грамотно выстроенная ВСОКО в образовательной организации позволяет контролировать качество образования как комплексную систему, отражающую многогранность содержания образовательного процесса в совокупности процессов, взаимосвязанных и взаимовлияющих. Результатами эффективной деятельности ВСОКО могут стать: определение перспективных направлений развития школы, определение соответствия качества результатов выделенным ресурсам и усилиям, разработка стратегии развития школы, выбор технологий обучения, выстраивание системы социального партнерства, принятие решений по улучшению качества обучения, создание системы мониторинга качества образовательной организации, формирование банка информации и др.

Важно понимать, что эффективная реализации программы ВСОКО в школе возможна только в условиях слаженного командного взаимодействия, что не только не отменяет широту управленческих функций, но и повышает их значимость, позволяет преодолеть существующую недостаточность опыта и обеспечивает решение актуальных организационных задач. Внутришкольная система качества образования требует постоянной модернизации. Целесообразно привлекать к работе ВСОКО членов Совета старшеклассников, членов Управляющего Совета. Привлечение к оценке качества родительского сообщества, социальных партнеров - залог успеха и эффективности деятельности ВСОКО. Хочется отметить, что создание ВСОКО -это крайне сложный процесс, требующий заинтересованности всех работников образовательной организации и всех членов управленческой команды.

Литература:

1. Волков, В.Н. Совершенствован практик управления современной школой / Волков В.Н. // Человек и образование. - 2014.- №4. - С. 91-96.

2. Единая система оценки качества школьного образования в России: разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. - URL: http://obmadzor.gov.ru/common/upload/news/infomaterial/ESOCO_rus_Print.pdf (дата обращения 26.10.2020).

3. Ломов, А.И. Внутренняя оценка качества образования: размышления и поиск подходов к построению оптимальной модели / А.И. Ломов, А.Ю. Пименов // Практика административной работы в школе. -2018. - №8.

4. Мялкина, Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

5. Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 590/219. -URL: http://docs.cntd.ru/document/554691568 (дата обращения 26.10.2020).

6. Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 462 - URL: http://docs.cntd.ru/document/499028374 (дата обращения 26.10.2020)

7. Строков, А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 15.

8. Управление качеством образования в условиях перехода Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в штатный режим / сост.: Н.С. Бастракова Т.С. Вершинина. - Екатеринбург: ГОУ ВПО Уральский государственный университет им. А.М. Горького. - 2008.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» - URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения 26.10.2020).

10. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобранауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644). - URL: http://docs.cntd.ru/document/902254916 (дата обращения 26.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.