Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УЧЕТНОЙ СИСТЕМЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УЧЕТНОЙ СИСТЕМЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ДОКУМЕНТООБОРОТ / ЦЕНТР ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПРИБЫЛЬ / ЗАТРАТЫ / MANAGEMENT ACCOUNTING / ADMINISTRATIVE REPORTING / FINANCIAL RESULT / DOCUMENT FLOW / CENTER OF RESPONSIBILITY / PROFIT / EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хромова И.Н., Мячева Е.С.

В статье предложена модернизированная схема документооборота в системе управления затратами и финансовыми результатами сельскохозяйственных организаций. Авторами сформированы отчеты центра ответственности по затратам и сводный отчет центров ответственности по прибыли по отрасли виноградарство. Разработанные нами формы управленческой отчетности помогут повысить аналитическую информацию и облегчить контрольные процедуры в организации. Данные отчеты были сформированы с учетом потребностей бизнеса. При помощи разработанных форм управленческой отчетности по центрам ответственности может быть сформирован сводный отчет о финансовых результатах в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности по характеру затрат. Модернизированная схема документооборота в системе управления затратами и финансовыми результатами сельскохозяйственных организаций за счет использования разработанных форм управленческой отчетности позволит повысить достоверность и качество получаемой информации руководством организации и ее структурным подразделениям, что положительно скажется на принятии правильности и своевременности управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хромова И.Н., Мячева Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of internal management reporting in the accounting system agricultural organizations

In article the upgraded scheme of document flow in a cost management system and financial results of the agricultural organizations is offered. Authors created reports of the center of responsibility on expenses and the summary report of the centers of responsibility on profit on branch wine growing. The forms of the administrative reporting developed by us will help to raise analytical information and to facilitate control procedures in the organization. Reports were created taking into account requirements of business. By means of the developed forms of the administrative reporting under the centers of responsibility the summary report on financial results according to International Financial Reporting Standards of character of expenses can be created. The upgraded scheme of document flow in a cost management system and financial results of the agricultural organizations due to use of the developed forms of the administrative reporting will allow to increase reliability and quality of the obtained information the management of the organization and to its structural divisions that will positively affect adoption of correctness and timeliness of administrative decisions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УЧЕТНОЙ СИСТЕМЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

13. Misakov V.S., Dzagoeva I.T., Kushbokova R.Kh. Management features of the agro-industrial complex of a depressed region. Terra Economicus. 2009. Vol. 7. No. 3-2. Pp. 247-251.

14. Misakov V.S., Khapaeva ZH.B. Analysis of the quality and volume of the audit sample. News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). P. 121-127.

15. Uyanaev, B. B., Misakov, V.S. The new model of rural development and food security in Russia. News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 3 (65). Pp. 135-140.

16. Fedosova, R.N. Industrial enterprise risk management: experience and recommendations. - M .: Economy, 2008. -119 p.

УДК 657.22

И.Н. Хромова

доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет

имени И. Т. Трубилина (irinkakhromova@yandex.ru) I.N. Khromova PhD in Economics, Assistant Professor, Accounting Department Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin

Е.С. Мячева

Аспирант кафедры бухгалтерского учета Кубанский государственный аграрный университет

имени И. Т. Трубилина (elena-myacheva1990@yandex.ru) E.S. Myacheva

Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin post-graduate student of accounting Department

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УЧЕТНОЙ СИСТЕМЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация: В статье предложена модернизированная схема документооборота в системе управления затратами и финансовыми результатами сельскохозяйственных организаций. Авторами сформированы отчеты центра ответственности по затратам и сводный отчет центров ответственности по прибыли по отрасли виноградарство. Разработанные нами формы управленческой отчетности помогут повысить аналитическую информацию и облегчить контрольные процедуры в организации. Данные отчеты были сформированы с учетом потребностей бизнеса. При помощи разработанных форм управленческой отчетности по центрам ответственности может быть сформирован сводный отчет о финансовых результатах в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности по характеру затрат. Модернизированная схема документооборота в системе управления затратами и финансовыми результатами сельскохозяйственных организаций за счет использования разработанных форм управленческой отчетности позволит повысить достоверность и качество получаемой информации руководством организации и ее структурным подразделениям, что положительно скажется на принятии правильности и своевременности управленческих решений.

Summary: In article the upgraded scheme of document flow in a cost management system and financial results of the agricultural organizations is offered. Authors created reports of the center of responsibility on expenses and the summary report of the centers of responsibility on profit on branch wine growing. The forms of the administrative reporting developed by us will help to raise analytical information and to facilitate control procedures in the organization. Reports were created taking into account requirements of business. By means of the developed forms of the administrative reporting under the centers of responsibility the summary report on financial results according to International Financial Reporting Standards of character of expenses can be created. The upgraded scheme of document flow in a cost management system and financial results of the agricultural organizations due to use of the developed forms of the administrative reporting will allow to increase reliability and quality of the obtained information the management of the organization and to its structural divisions that will positively affect adoption of correctness and timeliness of administrative decisions.

Ключевые слова: управленческий учет, управленческая отчетность, финансовый результат, документооборот, центр ответственности, прибыль, затраты.

Keywords: management accounting, administrative reporting, financial result, document flow, center of responsibility, profit, expenses.

Управленческий учет появился на Западе под влиянием развития и углубления рыночных процессов в финансово-хозяйственной деятельности организаций. На данный момент управленческий учет как система представляет собой учет, планирование, контроль, анализ данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе управляемых объектов, оперативное принятие на этой основе различных управленческих решений. Отличительной чертой управленческого учета является его «внутренний» характер, отсутствие нормативной регламентации и унифицированных форм отчетности.

Документация

I

Первичные документы по учету затрат на производство, накопительные ведомости, журналы учета работ и затрат

Отчет по материальным затратам (бригады, участка)

Первичные документы по учету выхода продукции и оприходования

Ведомости аналитического учета и контроля отклонений затрат от установленных норм

Отчет центра ответственности по затратам (бригады, участки) (разработано автором)

Отчет центра ответственности по прибыли

4

Отчет производства (бригады, участка)

Сводный отчет центров

прибыли (разработано автором)

Ф

Ведомости аналитического учета и контроля отклонений выхода продукции от установленных норм

Сводный отчет доходов и расходов производств

последовательность записеи сверка данных

Рисунок 1 - Предполагаемая схема документооборота в системе управления затратами и финансовыми результатами сельскохозяйственных организаций

Задача управленческого учета состоит в заблаговременной подготовке и предоставлении информации, используемой в сфере управления организацией. В системе формирования управленческой отчетности эта информация преобразуется в конкретные постановки целей для каждого центра ответственности.

В рамках формирования управленческой отчетности должна быть определена взаимосвязь между отдельными отчетами, каждый из которых должен находиться в сфере ответственности определенного лица. Формирование отчетов по центрам ответственности должно охватывать все подразделения организации, что будет является предпосылкой возможной консолидации отдельных отчетов в сводный отчет [3].

Управленческая отчетность представляет собой взаимосвязанный комплекс фактических и плановых показателей о функционировании организации как финансовой и производственной единицы. Отчетность содержит информацию как по объекту в целом, так и в разрезе структурных производственных подразделений и центров затрат.

На рисунке 1 мы предлагаем примерную схему документооборота в системе управления затратами и финансовыми результатами сельскохозяйственных организаций.

Как из нее следует, для повышения аналитической информации и облегчения контрольных процедур мы дополнили схему документооборота в системе управления затратами и финансовыми результатами сельскохозяйственных организаций некоторыми формами управленческой отчетности, которые были разработаны с учетом потребностей бизнеса.

В частности для развития любой современной организации требуется полноценно и эффективно функционирующий аппарат управленческого регулирования. Особое место в его инструментах занимает система внутренней управленческой отчетности [2]. Текущее состояние учета в практике российских организаций позволяет сделать вывод, что большинство из них используют архаичные, неэффективные, не отвечающие современным запросам рынка учетные технологии.

В условиях современной действительности необходимо пересматривать подход к управлению организацией, используя инновационные учетные технологии, способные повысить эффективность деятельности организации по многим направлениям. Разработка и использование системы управленческой отчетности является проявлением инновационной деятельности предприятия, которая позволит повысить уровень его конкурентоспособности на рынке и дальнейшее развитие в выбранном направлении [5].

При помощи разработанных нами новых форм управленческой отчетности по центрам ответственности может быть сформирован сводный отчет о финансовых результатах в соответствии с МСФО по характеру затрат.

В целом под центром ответственности понимают часть организации или производственного процесса, по которой целесообразно собирать и обобщать бухгалтерскую информацию о ее деятельности [4]. Это необходимо для того, чтобы оперативно контролировать затраты и результаты деятельности центров, оценивать работу руководителей. Данный учет и система контроля могут быть внедрены при условии точного определения сферы ответственности каждого менеджера.

Различают четыре типа центров ответственности: центр затрат, центр доходов, центр прибыли и центр инвестиций.

Мы считаем, что для организации целесообразно разработать и использовать следующие формы отчетов по центрам ответственности:

- отчет центра ответственности по затратам (по виноградарству);

- сводный отчет центров ответственности по прибыли (по виноградарству);

Отчет центра ответственности по затратам (по виноградарству) позволяет менеджеру этого центра минимизировать затраты на производство продукции. Итоги оценивают на основе сопоставления сметы и отчета о фактических затратах.

Пример отчета центра ответственности по затратам (по виноградарству) организации представлен в таблице 1.

За основу данного отчета были взяты виды (элементы) затрат и статьи калькуляции. В исследуемой организации было создано три бригады для работы в отрасли виноградарства. Благодаря данному отчету мы сможем увидеть фактические затраты каждой бригады и сравнить их с плановыми. После чего найти отклонения и проанализировать

полученные данные, сделать выводы о целесообразности затрат и возможности их сокращения по статьям калькуляции.

В таблице 2 представлена примерная форма сводного отчета центра ответственности по прибыли (по виноградарству) организации.

Разработанная нами форма сводного отчета центров ответственности по прибыли (по виноградарству) дает возможность рассчитать плановую прибыль как по одному структурному подразделению, так и по нескольким сразу и сравнить ее между собой.

В данном случае по центрам ответственности (бригада №1, бригада №2 и бригада №3) мы можем сравнить условную выручку и затраты и при помощи данных показателей рассчитать плановую прибыль как по факту, так и по плану.

Таблица 1 - Отчет цнпра ответственности по затратам {по виноградарству) ЗАО «Цщадад [ШШШШ1™°на: тыс. руб.

Виды (элементы,: затрат и стш калш'лщш Бригада №1 Бригада №2 Бригада №3 Итого

ШШ факт ¿Ж шш факт плат-: факт ШШ факт цу*.

Материальные затраты - всего в там чжсче: посадочный материал удобрения: (минеральные. органнчесше) химические средства защиты растений электроэнергия топливо 37890.0 15730.0 9015,0 7145.0 3195.0 2305.0 42060,0 16030,0 10015,0 ©81,3 5681.4 3352.3 4170,0 300,0 1000,0 (163,7) 54".3 34070.0 12034.2 5531,0 11411.5 2963.0 2130.3 34340,0 12034,2 5584,6 12395.0 1323.2 3000,0 2'0;0 53;6 936.5 (1633.3) 369.7 31673,0 10341,0 8926,1 9021.0 1543.9 1341.0 33337,0 13 ¡05,0 92 54,0 9021,0 4302.0 2755.0 що 26640 327,9 2753.1 914.0 103638,0 331052 234"2;1 2~5'7.5 7:06.9 6776.3 114737,0 41069.2 24353,6 28400.3 11306.6 9107.3 11099,0 296^.0 1331,5 322.3 3599.7 2331

Загра:ы на окшу труда - всего в им чиж: преии?: стимулирующие выплаты компенсационные выплаты 16240.0 4224,0 334^.0 8176.0 17236,0 5190,0 3370,0 8176,0 996.0 966.0 30,0 "32С.0 2315.0 1049,0 4456.0 8071,0 2300,0 1049,0 4722.0 251.0 (15,0) 266.0 5011,0 16110 900.0 250С.0 6130,0 1700,0 2130,0 2300.0 1169,0 £9;0 1280,0 (200.0) 29071,0 8150,0 5789,0 15132.0 31487,0 9190,0 7099,0 15198,0 2416,0 1040,0 1310,0 66.С

Отчисления на социальные нужды - всего е том числе: ФОМС ФСС ПФ РФ 4872,0 323.2 471,0 3572.3 5171,0 379.0 500.0 3792.0 299,0 50,В 29,0 219.2 2346,0 393.Б »1 22 6, В 1720.4 2421,3 > 411.6 234.1 1775,6 75,3 12.3 55.2 1503.3 255.6 145,3 1102.4 1354,0 315.2 179.2 1359.6 350,7 59.6 33,9 257.2 3721,3 1432.6 343,1 6395.6 9446.1 1605.В 913.1 6927.2 724,Б 123.2 70.0 531.6

Амортнзацня 3421.0 3421.0 . 5000.0 6723.0 1723.0 4123.0 5391.0 1768.0 12544.0 16040.0 3496.0

Прочие затраты 3890.0 4106.0 216.0 7560.0 7391.0 331.0 5991.0 6131.0 140.0 17441.0 13123.0 6В7.0

Таблица 2 - Сводный отчет петров ответственности по прибыла (по виноградарству) ЗАО «Щщщ*

ШЮШШЖЙрая™:ГУ5-

Наименование центра ответственности Условная выручка л продажи продукции Затраты Прибыль (убыток)

план факт отклонение план факт отклонение план факт отклонение

Бригада №1 76520 69913 Г6897) 66313 70970 4657 10507 (1047) (11554)

Бригада №2 49390 73+14 (966) 56769 60303 3534 7379 13121 10742

Бригада ЖЗ 34001 82+14 {'15771 43306 5356: 10259 35695 23359 (118361

Согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» организация может представлять в отчете о финансовых результатах или в примечаниях к нему анализ доходов и расходов, используя классификацию, основанную на их характере.

Таким образом, совершенствование схемы документооборота в системе управления затратами и финансовыми результатами сельскохозяйственных организаций за счет использования разработанных нами форм управленческой отчетности позволяет повысить достоверность, качество, скорость улучшения и аналогичность информации, получаемой руководством организации и ее структурными подразделениями. Это позволяет им принимать правильные и своевременные управленческие решения, благодаря которым хозяйствующий субъект может приспосабливаться и выживать в быстро изменяющихся экономических условиях.

Источники:

Адаменко А.А. Управленческая отчетность как неотъемлемая составляющая система контроллинга/

A.А. Адаменко//Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2012. № 1-2 (53-54). С. 8-13.

1. Говдя, В. В. Развитие управленческого учета в инновационной экономике/ В. В. Говдя, Ж.

B. Дегальцева // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1 (54). С. 681-685.

2. Костюкова, Е. И. Организационно-методические основы функционирования системы управленческого учета/ Е. И. Костюкова, Т. А. Башкатова //Международный бухгалтерский учет. 2011. № 36.

C. 12-17.

3. Кузина А.Ф., Кесян С.В., Ленкова М.И. Система управленческого учета и управленческая отчетность в рамках коммерческой организации/ А.Ф. Кузина, С.В. Кесян,

М.И. Ленкова// Вестник Академии знаний. 2017 № 3 (22). С. 97-108

4. Хвостова А.А., Морозкина С.С. Разработка форм внутренней бухгалтерской управленческой отчетности/А.А. Хвостова, С.С. Морозкина//Перспективы развития теории и практики бухгалтерского учета и отчетности в условиях глобализации экономики. Сборник научных статей по итогам заочной II Международной научно-практической конференциию ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет». 2014. С.222-229.

Sources

1. Adamenko A.A. Management reporting as an integral part of the controlling system / А.А. Adamenko // Economy. Right. The seal. Herald KSEI. 2012. № 1-2 (53-54). Pp. 8-13.

2. Speaking, V. V. Development of management accounting in an innovative economy / V. V. Govdya, Zh. V. Degaltseva // Economy and Entrepreneurship. 2015. № 1 (54). Pp. 681-685.

3. Kostyukova, E. I. Organizational and methodological foundations of the functioning of the management accounting system / E. I. Kostyukova, T. A. Bashkatova // International Accounting. 2011. No. 36. P. 12-17.

4. Kuzina A.F., Kesyan S.V., Lenkova M.I. Management accounting system and

management reporting within a commercial organization / A.F. Kuzina, S. V. Kesyan, M.I. Lenkova // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2017 № 3 (22). Pp. 97-108

5. Khvostova A.A., Morozkina S.S. Development of forms of internal accounting management reporting / A.A. Khvostova, S.S. Morozkina // Prospects for the development of the theory and practice of accounting and reporting in a globalized economy. Collection of scientific articles on the basis of the correspondence II International Scientific and Practical Conference of the Kuban State Agrarian University. 2014. S.222-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.