Научная статья на тему 'Формирование внешнеполитической концепции Белого Дома в конце 60-х - начале 70-х гг. ХХ В. «Доктрина Никсона»'

Формирование внешнеполитической концепции Белого Дома в конце 60-х - начале 70-х гг. ХХ В. «Доктрина Никсона» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
653
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКСОН / "ДОКТРИНА НИКСОНА" / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / АМЕРИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткаченко Е.А.

В статье был проведен анализ изменений в принципах внешней политики, которые произошли с приходом к власти в 1969 г. Ричарда Никсона. Освещены основные положения, на которых основывалась новая внешнеполитическая концепция Белого Дома. В результате исследования было выявлено, что Р. Никсон отошел от господствующего в то время «вильсонианского» подхода и вернул к жизни принципы реальной политики. Это привело к изменениям в военной доктрине Америки, переформированию сфер национальных интересов, трансформации основ, на которых формировались отношения США с другими странами и спаду напряжения с СССР и КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование внешнеполитической концепции Белого Дома в конце 60-х - начале 70-х гг. ХХ В. «Доктрина Никсона»»

ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ БЕЛОГО ДОМА В КОНЦЕ 60-Х -НАЧАЛЕ 70-Х ГГ. ХХ В. «ДОКТРИНА НИКСОНА»

© Ткаченко Е.А.*

Луганский национальный университет им. Т. Шевченко, г. Старобельск

В статье был проведен анализ изменений в принципах внешней политики, которые произошли с приходом к власти в 1969 г. Ричарда Никсона. Освещены основные положения, на которых основывалась новая внешнеполитическая концепция Белого Дома.

В результате исследования было выявлено, что Р. Никсон отошел от господствующего в то время «вильсонианского» подхода и вернул к жизни принципы реальной политики. Это привело к изменениям в военной доктрине Америки, переформированию сфер национальных интересов, трансформации основ, на которых формировались отношения США с другими странами и спаду напряжения с СССР и КНР.

Ключевые слова: Никсон, «Доктрина Никсона», внешняя политика, Америка.

Америка с каждым годом расширяет диапазон сферы своих национальных интересов. Постепенно принципы государственного суверенитета, заложенные вестфальской системой международных отношений, уходят в прошлое, а процессы интеграции размывают государственные границы стран: все это помогает Вашингтону воплощать в жизнь свою долгосрочную стратегию, целью которой является преобразование Соединенных Штаты на первую, единственную и последнюю истинно мировую сверхдержаву [1, с. 254].

После Второй мировой войны в Белом Доме были сформированы два конкурирующих подхода к принцыпам внешней политики, которые противоречили друг другу - «Вильсонианство» и «Realpolitik». Послевоенные администрации, опираясь на привычные, на тот момент, для Америки ценности, продолжили свою деятельность используя принципы демократического идеализма. Только с приходом к власти, в 1969 г. Ричарда Никсона подход к внешней политике был кардинально изменен.

Администрация Никсона смогла вовремя отреагировать на изменение баланса сил в международных отношениях на фоне холодной войны и рискнула поставить под сомнение внешнеполитический курс США. Ричардом Никсоном был осуществлен возврат к политике основанной на признании верховенства национальных интересов, то есть «Realpolitik». Этот шаг позволил Америке сохранить свои позиции на мировой арене во время его президентства (1969-1972 гг.) и заложил фундамент для сегодняшней кон-

* Аспирант.

цепции внешней политики Белого Дома, который нередко использует те же принципы, однако маскируя их вильсонианской риторикой.

На момент прихода к власти Ричарда Никсона США были членом 5 региональных военных блоков и участником 42 двусторонних оборонных пактов. За пределами территории Америки были размещены 302 большие и 2 тыс. менее значительные военные базы. Численность американских войск в 1969 г. достигли 3.5 млн. человек, треть которых находилась за пределами Штатов. Военный бюджет равнялся 75 млн. долларов. Не менее 2 млн. солдат военно-диктаторских режимов в ряде стран были вооружены на американские деньги, 76 государств получали военную помощь от Соединенных Штатов [2, с. 147].

Все это, казалось бы, должно было надолго закрепить за Соединенными Штатами статус сверхдержавы и обеспечить незыблемость их позиций на международной арене. Однако развитие событий пошло вразрез с американским сценарием.

Администрации Никсона пришлось решать проблему первой в истории Америки неудачной войны, которую развязали его предшественники и искать способы, чтобы снять со страны бремя обязательств, которые стали тянуть ее вниз после почти четверти века их выполнения. Опасения Дж Кеннеди стали реальностью для США, поток событий, который поднес их на небывалые высоты иссяк, и время перестало быть их союзником [3, с. 531-532].

При данных обстоятельствах 25 июля 1969 г. во время пребывания на о. Гуам американский президент сообщил об изменении концепции внешней политики Вашингтона, которая нашла свое отражение в «Доктрине Никсона». Среди главных принципов, которые характеризовали новый подход, можно выделить следующие: отказ от политики глобализма; снижение темпов милитаризации; отступление от принципов вильсонианского идеализма; изменение приоритетных сфер национальных интересов; начало процесса «разрядки» в отношениях с СССР.

«Доктрина Никсона» разделила страны, находившиеся в сфере влияния США, на две категории. Относительно первой из них президент обещал «обеспечить щит ядерной мощи США». Это касалось наций союзных или тех, чье выживание считалось «жизненно важным». К таким относились государства Западной Европы, а также Япония, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Тайвань, Таиланд, Филиппины и некоторые другие. Что касается других стран американской орбиты влияния, то, как было сказано, им «будет обеспечено военную и экономическую помощь, соответствующую нашим договорным обязательствам. Но мы будем ожидать от той или иной нации, которая находится под угрозой, что она возьмет на себя главную ответственность за обеспечение человеческой силы, необходимой для ее обороны» [4].

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что доктрина 37-ого президента была направлена на то, чтобы покончить с чрезмерными обязательст-

вами Америки перед союзниками и развязать ей руки для преследования собственных интересов. «Наши интересы должны формировать наши обязательства, а не наоборот. Отныне, мы будем рассматривать новые обязательства только в свете тщательной оценки наших собственных национальных интересов в других странах и конкретных угроз этим интересам, и способности противостоять этим угрозам в условиях приемлемого риска» [4]. Именно таким образом звучал американский вариант «Realpolitik».

Отказ от идеологического противостояния, как один из главных принципов реальной политики нашел свое яркое отражение в ходе визита в Пекин президента Р. Никсона, когда он провозгласил: «нам важно не внутренняя политическая философия нации. Важно то, какую политику то или иное государство проводит в отношении мира и по отношению к нам» [5, с. 192]. 21-28 февраля 1972 состоялся визит Никсона в Китай. Это было первое посещение КНР президентом Соединенных Штатов. Как результат было подписано Шанхайское коммюнике, которое подтвердило всему миру, что в отношениях США и КНР назначился прогресс.

Разыграв «китайскую карту» Вашингтон снова оказался в выигрышном положении в отношении Советского Союза. Такое изменение баланса сил помогла администрации Штатов успешно наладить отношения с Москвой. Как отмечал А. Добрынин: «Белый Дом при Никсоне стал не только разрабатывать политику, но и непосредственно осуществлять ее» [6, с. 188].

37-й президент Соединенных Штатов использовал улучшения международной обстановки и обратился к теме ядерного мира. При президенте в 1972 г. был разработан и подписан первый двусторонний договор США и Советского Союза - ОСВ-1. В том же году был подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны.

Последующие годы правления Никсона характеризовались четким соблюдением выбранного курса, и значительной поддержкой общественности. Однако воплощению в жизнь всех планов президента помешал Уотергейтский скандал, который начался за 4 месяца до президентских выборов 1972 г., который в последствии вынудил его уйти в отставку 9 августа 1974 г.

Итак, подводя итоги внешнеполитической деятельности Р. Никсона, мы можем сделать вывод, что в сложившейся ситуации избранный президентом подход, основанный на верховенстве национальных интересов, был, возможно, единственно верным. Цель, которую он преследовал - остановить процесс упадка американского могущества.

Давая оценку «доктрине Никсона» Генри Киссинджер писал, что она «вместо того, чтобы быть средством для того, чтобы избавиться от ведущей роли Америки в мире сделала для нас возможным играть эту роль - и воспроизводить ее лучше и эффективнее, чем если бы мы продолжали политику прошлого, в которой мы занимали такую доминирующую позицию» [7].

В итоге действия тридцать седьмого президента привели к восстановлению имиджа государства на мировой арене, началу процесса «разрядки» в

отношениях с СССР, прекращению войны во Вьетнаме, установлению двусторонних отношений с КНР, нормализации ситуации внутри страны и значительного улучшению экономического положения Америки.

Список литературы:

1. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки его геостратегические императивы. - М.: Международные отношения, 1998. -256 с.

2. Schlesinger A.Jr. The Imperial Presidency. - New York: Houghton Mifflin Company, 1973. - 505 p.

3. Paterson Th., Clifford R., Hagan К. American Foreign Policy. A History since 1900. - Lexington: D.C. Heath, 1983. - 661 p.

4. U.S. Department of state. Office of the historian. Foreign Relations of the United States, 1969-1972. Volume I, Foundations of Foreign Policy, 1969-1972. Document 60. Report by President Nixon to the Congress [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://history.state.gov/historicaldocuments/frus196976 v01/d60.

5. Kissinger H. White House Years. - Boston: Little Brown,1979. - 1521 р.

6. Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.) / А. Добрынин. - М.: Автор, 1996. - 712 с.

7. U.S. Department of state. Office of the historian. Foreign Relations of the United States, 1969-1976. Volume I, Foundations of Foreign Policy, 1969-1972. Document 57. Memorandum from President Nixon to His Assistant for National Security Affairs (Kissinger) [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://hi-story.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76v01/d57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.