Научная статья на тему 'Формирование установок на здоровый образ жизни у субъектов образовательного процесса'

Формирование установок на здоровый образ жизни у субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / АУТОТРЕНИНГ / УПРАВЛЕНИЕ СЛОВОМ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОМ / ПСИХОГИМНАСТИКА / СЕАНС РЕЛАКСАЦИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / WORLDVIEW / EDUCATION / SELF-CONTROL / ANGER MANAGEMENT / CONTROL WORD / CONTROL WAY / PSIHOGIMNASTIKI / RELAXATION SESSION AND HEALTH-PROMOTING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марина И.Е., Трошкина Д.В.

В статье рассматриваются роль и значение формирования установок на здоровый образ жизни у субъектов образовательного процесса как необходимой предпосылки для развития всех сторон жизнедеятельности человека. Авторы раскрывают воспитательную функцию высшей школы в сфере самосохранения здоровья молодых людей. В статье представлен опыт реализации проекта «Возрастание сознания: образование, культура, духовность» сотрудниками кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева, направленного на поддержание психоэмоционального здоровья участников посредством релаксационных мероприятий, включающих установки на здоровый образ жизни. Мероприятия в виде психогимнастики (одной из здоровьесберегающих технологий и метода саморегуляции) были внедрены в учебно-воспитательный процесс (вне зависимости от преподаваемой дисциплины) и проводились в рамках осуществляемой образовательной деятельности. Авторы подчеркивают, что развивая навык саморегуляции у студентов, педагог способствует управляемому становлению личности. Данный материал отражает новый подход к воспитательному воздействию педагогов на учащихся. Результаты эксперимента демонстрируют повышение уровня сформированности установок на здоровый образ жизни, выражающихся в формате мышления, восприятии действительности и, как следствие, в моделях поведения; но для достижения максимально высокого уровня требуются более длительные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY LIVING SETS’ FORMATION FOR SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS

The article actualizes the role and significance of healthy living sets’ formation for subjects of educational process as a necessary prerequisite for development of all human ’s spheres. The authors expose an upbringing function of higher school in the sphere of saving health of young people. The paper provides an realization’s experience of the project “Rise of mind: education, culture and spirituality”, developed by the researchers of the department of pedagogy and psychology of professional activity of Siberian State Aerospace University; this project is aim at support of psychological and emotional health of participants by means of relax activities, including sets for healthy living. The activities as psychological gymnastics (one of the sorts of health saving technology and methods of self-regulation) were introduced in educational and upbringing process (regardless a subject taught) and held in the frames of actual educational activity. The authors underline that developing skill of self-regulation for students a pedagogue promotes controlled formation of personality. The material reflects a new approach to upbringing impact of a pedagogue on students. The experiment’s results show a growth of sets’ formation level for healthy living, expressed in from of thinking, perception of reality and models of behavior, but for the best result a longer activity must be applied.

Текст научной работы на тему «Формирование установок на здоровый образ жизни у субъектов образовательного процесса»

И.Е. Марина, канд. психол. наук, доцент, Д.В.Трошкина, канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия, marinaie@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются роль и значение формирования установок на здоровый образ жизни у субъектов образовательного процесса как необходимой предпосылки для развития всех сторон жизнедеятельности человека. Авторы раскрывают воспитательную функцию высшей школы в сфере самосохранения здоровья молодых людей. В статье представлен опыт реализации проекта «Возрастание сознания: образование, культура, духовность» сотрудниками кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Ре-шетнева, направленного на поддержание психоэмоционального здоровья участников посредством релаксационных мероприятий, включающих установки на здоровый образ жизни. Мероприятия в виде психогимнастики (одной из здоровьесберегающих технологий и метода саморегуляции) были внедрены в учебно-воспитательный процесс (вне зависимости от преподаваемой дисциплины) и проводились в рамках осуществляемой образовательной деятельности. Авторы подчеркивают, что развивая навык саморегуляции у студентов, педагог способствует управляемому становлению личности. Данный материал отражает новый подход к воспитательному воздействию педагогов на учащихся. Результаты эксперимента демонстрируют повышение уровня сформированности установок на здоровый образ жизни, выражающихся в формате мышления, восприятии действительности и, как следствие, в моделях поведения; но для достижения максимально высокого уровня требуются более длительные действия.

Ключевые слова: мировоззрение, воспитание, саморегуляция, аутотренинг, управление словом, управление образом, психогимнастика, сеанс релаксации, здоровьесберегающая технология.

Здоровый образ жизни как предпосылка для развития разных сторон жизнедеятельности человека все больше актуализируется в связи с возрастанием и изменением характера нагрузок на организм современного человека. По сути, это концепция жизнедеятельности личности по укреплению и сохранению психофизиологического здоровья.

В рамках философско-социологическо-го направления (П.А. Виноградов, Б.С. Ера-сов, О.А. Мильштейн, В.А. Пономарчук,

В.И. Столяров и др.) здоровый образ жизни рассматривается как глобальный социальный аспект, составная часть жизни общества в целом. Сторонники психолого-педагогического направления (Г.П. Аксёнов, В.К. Баль-севич, М.Я. Виленский, Р. Дитлс, И.О. Мар-тынюк, Л.С. Кобелянская и др.) рассматривают здоровый образ жизни с точки зрения сознания и мотивации личности. При медико-биологическом подходе усилия направлены на укрепление здоровья личности.

Если говорить о формировании установок на здоровый образ жизни у субъектов образовательного процесса, то необходимо отметить следующее. Высшая школа является важным общественным институтом, осуществляющим воспитание молодых людей (в том числе в сфере самосохранения здоровья) наравне с родителями и социальным окружением, а также одной из важнейших сфер социальной практики, определяющей будущее российского общества.

Наряду с собственно содержанием высшего образования воспитательное воздействие на студента преподаватель оказывает через богатый арсенал действий, которые он может использовать в процессе преподавания той или иной дисциплины. Обозначим действия преподавателя любой учебной дисциплины, имеющие воспитательный потенциал1:

1) личный пример (точность, вежливость, аккуратность, культура речи, требовательность, последовательность, справедливое оценивание, адекватные реакции, поощрение оригинальных подходов к решению, поощрение успехов студента);

2) поучительные примеры проявления ответственности и достоинства (ответственность, качество и время, достоинство и участие, щепетильность);

3) этические оценки вариантов решения той или иной проблемы (экономия на здоровье, экономия затрат других, поиск причины или виновников);

4) примеры проявления воли и настойчивости («Я не могу иначе», упорство в систематизации, системный подход и внимание к деталям, наглядная доказательность);

5) разбор правовых аспектов профессиональной деятельности (ответственность за отданное распоряжение, за бездействие, за принятие некомпетентных решений).

Весь воспитательный потенциал действий преподавателя, названных выше, построен на таком явлении, как установки,

через которые «взрослый» осознанно (в отличие от воспитания родителей, где много неосознанной компетентности) транслирует правильные модели поведения.

Так, установки, которыми в жизни руководствуются люди в каждой из сфер жизнедеятельности, как определенный уровень мировоззрения прививаются не только опытом личности, но и воспитанием. Мировоззрение - это совокупность чувств и мыслей, оно включает в себя эмоциональный, оценочный компоненты, благодаря ему все суждения о мире делятся на «правильные» и «неправильные»2. Именно это позволяет человеку с самого детства ориентироваться в окружающей жизни.

Формировать убеждения, новые ценностные ориентации - это значит изменять концептуальную модель деятельности человека в своем окружении и в обществе. Такие процессы способствуют управляемому становлению личности студента, в том числе и в вопросах формирования установок на здоровый образ жизни.

В связи с изложенными выше положениями стоит еще раз отметить особую роль воспитательной функции в процессе образования, на основе чего мы предполагаем формирование установок на здоровый образ жизни у субъектов образовательного процесса выстраивать на базе положений саморегуляции. Стоит пояснить данную взаимосвязь. Саморегуляции как управлению своим психоэмоциональным состоянием3 целенаправленно не обучают, то есть в основном воспитательная функция направлена «во вне», на внешнюю среду, при том, что, говоря о здоровом образе жизни, фокус внимания и активные действия (воспитательные и самовоспитательные) необходимо направлять «внутрь» себя. Сегодня не нуждается в отдельном подтверждении положение о взаимосвязи физиологии и психоэмоционального состояния (на чем и построен принцип

Если говорить о формировании установок на здоровый образ жизни у субъектов образовательного процесса, то необходимо отметить следующее. Высшая школа является важным общественным институтом, осуществляющим воспитание молодых людей наравне с родителями и социальным окружением, а также одной из важнейших сфер социальной практики, определяющей будущее российского общества.

работы саморегуляции). А значит, воспитывая умение управлять собой, мы прививаем установку на здоровый образ мысли и действий, жизни в целом.

Интегративный подход к психофизиологической саморегуляции здоровья предполагает ориентацию в практической работе на следующие цели4: уменьшение ко -личества и степени тяжести соматических заболеваний, появление четких признаков психоэмоционального здоровья, уменьшение социальных проблем, улучшение самооценки, владения своим телом и его ощущениями, увеличение работоспособности, осознание именно своего смысла жизни, улучшение взаимоотношений с близкими людьми, доверие и безусловная любовь к себе, примирение рефлексов и чувств с мыслями и сознанием, понимание первопричин и условий имеющейся проблемы, замена вредных привычек здоровыми зависимостями, умение любить себя и ближнего, осознание и принятие страхов, желаний и способностей своего «я», использование приемов саморегуляции и др.

Перечисленные выше цели легли в основу исследования, проведенного в рамках проекта «Возрастание сознания: образование, культура, духовность» на базе Сибирского государственного аэрокосмического

университета им. академика М.Ф. Решетнева в период с марта 2015 года по ноябрь 2016 года. В течение этого времени с субъектами образовательного процесса (50 студентов первого и второго курсов) проводились релаксационные мероприятия, включающие установки на здоровый образ жизни.

Релаксационные мероприятия в виде психогимнастики (как одной из здоровьесбе-регающих технологий и метода саморегуляции) были внедрены в учебно-воспитательный процесс (вне зависимости от преподаваемой дисциплины) и проводились в рамках осуществляемой образовательной деятельности. В то время, когда группе требовался отдых, студентам предлагался 10-минутный сеанс релаксации5, куда были заложены установки, построенные на основе аутотренинга и внушения6 (таблица).

Поскольку установки были встроены в общий контекст предлагаемых визуализаций, сознание не подвергало их критическому мышлению, что было условием для влияния на уровень подсознания, а следовательно, способствовало их усвоению.

До и после эксперимента с каждой группой было проведено анкетирование с целью самооценки собственных установок на здоровый образ жизни по десятибалльной шкале, где «10» - наиболее высокий уро-

Установки на здоровый образ жизни, транслируемые при работе с субъектами образовательного процесса

Аутотренинг Внушение

«Я выбираю мысли, от которых зависит мое будущее и с которыми мне радостно идти вперед» «Укрепляется воля к здоровью... организм восстанавливается ... идет глубокое восстановление. болезни все меньше воздействуют на ваш организм... »

«Я выбираю мысли, позволяющие мне легко воспринимать перемены»

«Я человек сильный, способный и деятельный» «Все больше радостного. и светлого. в вашей жизни. все больше интересного. и увлекательного.»

«Я выбираю мысли, которые дают мне свободу и безопасность»

«Я выбираю мысли, которые создают вечно радостное настоящее» «Вы спокойны за свое будущее. вы хотите жить... вы любите жизнь... и будете жить долго. будете жить счастливо. вы радуетесь жизни. вы радуетесь хорошему состоянию своего организма.»

«Я выбираю мысли, которые вселяют в душу покой»

«Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья воздействий и мыслей»

«Все органы вашего тела работают нормально. вы уверены в своих способностях. все у вас получается так, как вы хотите...»

«Я выбираю исцеляющие мысли, которые благотворно воздействуют на мое здоровое тело» «Ваша работоспособность высокая и устойчивая... ваш организм послушен вам в любых условиях...»

50 40 30 20 10 0

5 баллов 6 баллов 7 баллов 8 баллов 9 баллов 10 баллов

Результаты оценки студентами собственных установок на здоровый образ жизни

вень установки на здоровый образ жизни, выражающийся в формате мышления, восприятии действительности и, как следствие, в моделях поведения; «1» - минимальное проявление данной установки. Результаты представлены на рисунке.

Как видим, ниже 5 баллов показатели не опускались ни до, ни после психогимнастики, направленной на формирование установок на здоровый образ жизни у субъектов образовательного процесса при помощи развития саморегуляции. Данные результаты говорят о том, что в настоящее время для молодежи идея актуальности здорового образа жизни является понятной и, пусть в разной степени, но убедительной (в связи с «модой» на спорт, ростом числа спортивных комплексов и пропагандой здорового образа жиз-

ни на политическом уровне). И необходимо было лишь создать условия для расширения ближайшей зоны развития, чтобы баллы начали расти и смещаться в сторону высокого уровня сформированности установок на здоровый образ жизни, выражающихся в формате мышления, восприятии действительности и, как следствие, в моделях поведения. Детально проанализировав ответы и результаты наблюдения, мы пришли к выводу, что это связано с измененным состоянием сознания при внушении установок. Ведь сознание сначала оценивает, подключая критическое мышление, то есть установка уже подвергается сомнению, а значит, не усваивается. При специально созданных условиях (а психогимнастика позволяет облачить методы и способы саморегуляции

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

в непринужденную форму) формируется имеет массу преимуществ, позволяя через

измененное состояние сознания, а значит, работу тела восстановить утраченную из-за

все установки имеют шанс поступать сразу стрессов связь с ним. Но есть и недостат-

на бессознательный уровень, где они вос- ки, например, сложность и длительность

принимаются буквально и «прививаются» для дальнейшей реализации. При этом максимально высокого уровня они за период эксперимента не достигли, что стало основанием для продолжения эксперимента.

Также за это время

было проведено 4 ма- _

стер-класса общим объемом 16 часов для педагогов средних общеобразовательных учреждений и организаций высшей школы на тему «Возможности психогимнастики в учебном процессе». Данные мероприятия были направлены на подготовку педагогов к формированию установок на здоровый образ жизни у субъектов образовательного процесса. В настоящее время рано говорить о результатах реализации воспитательной функции специалистами, посетившими мастер-классы, поскольку должно пройти время по тренировке данных навыков. На данный момент преподаватели находятся на этапе личностной отработки самовнушения на здоровый образ жизни, что является, на наш взгляд, экологичным методом работы при внедрении саморегуляционных процессов в образовательное пространство.

Таким образом, формирование установок на здоровый образ жизни у субъектов образовательного процесса будет идти более успешно, если, реализуя учебно-воспитательную деятельность, педагог будет внедрять методы саморегуляции, ведь все они (управление дыханием, тонусом мышц, образом и словом) направлены на развитие умения концентрироваться на себе, своих ощущениях - «слышать себя». Именно перенесение фокуса внимания с внешних процессов на внутренние является необходимым условием заботы о себе и своем здоровье. И технология, через которую мы предлагаем ее реализовать, развивая навык саморегуляции (сеанс релаксации),

В настоящее время для молодежи

идея актуальности здорового образа жизни является понятной и, пусть в разной степени, но убедительной (в связи с «модой» на спорт, ростом числа спортивных комплексов и пропагандой здорового образа жизни на политическом уровне).

алгоритма для реализации в воспитательном формате. Именно поэтому мы предложили действовать через такое доступное для преподавателей средство, как психогимнастика: именно через нее прививать нужные установки, используя для воздействия имеющийся воспитательный потенциал.

Такие процессы способствуют управляемому становлению личности, в том числе формированию установок на здоровый образ жизни у студентов. В основе потенциала процесса саморегуляции лежит управление словом и образом. Данный механизм показал свою эффективность при реализации в форме психогимнастики. Дополнением при таком подходе к воспитательному воздействию стало развитие соответствующих новообразований у носителей воспитательной функции (преподавателей), что говорит о необходимости формировании установок на здоровый образ жизни у всех субъектов образовательного процесса. ^

Литература

1. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. М.: Академия, 2002. С. 153.

2. Шевцова И.В. Тренинг работы с собственным детством. СПб.: Речь, 2008. С. 38.

3. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. СПб.: Речь, 2006. С. 210.

4. Шевцов С.А. Саморегуляция здоровья в повседневной жизни. СПб.: ДИЛЯ, 2005. С. 6-7.

5. Марина И.Е. Сеанс релаксации как технология оказания профессиональной психологической помощи // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 6. С. 116-123.

6. Гримак Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции. М.: ЛИБРОКОМ, 2014. С. 269-270.

HEALTHY LIVING SETS' FORMATION FOR SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS

I.E. Marina, Candidate of Psychology, Docent, D.V. Troshkina, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of pedagogy and psychology of professional activity, Siberian State Aerospace University, Krasnoyarsk, Russia, marinaie@yandex.ru

The article actualizes the role and significance of healthy living sets' formation for subjects of educational process as a necessary prerequisite for development of all human's spheres. The authors expose an upbringing function of higher school in the sphere of saving health of young people. The paper provides an realization's experience of the project "Rise of mind: education, culture and spirituality", developed by the researchers of the department of pedagogy and psychology of professional activity of Siberian State Aerospace University; this project is aim at support of psychological and emotional health of participants by means of relax activities, including sets for healthy living. The activities as psychological gymnastics (one of the sorts of health saving technology and methods of self-regulation) were introduced in educational and upbringing process (regardless a subject taught) and held in the frames of actual educational activity. The authors underline that developing skill of self-regulation for students a pedagogue promotes controlled formation of personality. The material reflects a new approach to upbringing impact of a pedagogue on students. The experiment's results show a growth of sets 'formation level for healthy living, expressed in from of thinking, perception of reality and models of behavior, but for the best result a longer activity must be applied.

Key words: worldview, education, self-control, anger management, control word, control way, psihogim-nastiki, relaxation session and health-promoting technology.

References

1. Fokin Iu.G. Prepodavanie i vospitanie v vysshei shkole: Metodologiia, tseli i soderzhanie, tvorchestvo [Teaching and education in higher school: Methodology, objectives and content, creativity]. Moscow, Akademiia Publ., 2002. 224 p.

2. Shevtsova I.V. Trening raboty s sobstvennym det-stvom [Training your child]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2008. 175 p.

3. Stishenok I.V. Trening uverennosti v sebe: razvi-tie i realizatsiia novykh vozmozhnostei [The training of self-confidence: the development and implementation of new features]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2006. 230 p.

4. Shevtsov S.A. Samoreguliatsiia zdorov'ia v povsednevnoi zhizni [Self-regulation of health

in everyday life]. St. Petersburg, DILIa Publ., 2005. 160 p.

5. Marina I.E. Seans relaksatsii kak tekhnologiia oka-zaniia professional'noi psikhologicheskoi pomoshchi [Relaxation session how technology is provide professional psychological assistance]. Vestnik Cheli-abinskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Chelyabinsk state University, 2013, no. 6, pp. 116-123.

6. Grimak L.P. Psikhologiia aktivnosti cheloveka: psikhologicheskie mekhanizmy i priemy samo-reguliatsii [The psychology of human activity: psychological mechanisms and techniques of self-regulation]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2014. 378 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.