Научная статья на тему 'Формирование условных стандартов в инженерных изысканиях для строительства'

Формирование условных стандартов в инженерных изысканиях для строительства Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
151
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зверев Л. А.

The author offers using conventional standards in engineering surveys for construction: a conventional kilometer (У.КМ ) in topographic-and-geodetic works and a running metre of drilling (У.П.М) in engineering geology. Such approach is possible, as any profile of international standards allows to take into account both state features and those of application and upgrade the contents of the standard in those parts which are not obligatory. The above mentioned conventional standards permit to increase volumes of works in engineering surveys and calculate increased prices for a complex by composition and types of services (works) as the conventional volumes in complex make it possible to reduce the time of tenders holding and reporting of contractors to customers as well as other operations, when designing and constructing different projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Зверев Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONVENTIONAL STANDARDS IN ENGINEERING SURVEYS FOR CONSTRUCTION

The author offers using conventional standards in engineering surveys for construction: a conventional kilometer (У.КМ ) in topographic-and-geodetic works and a running metre of drilling (У.П.М) in engineering geology. Such approach is possible, as any profile of international standards allows to take into account both state features and those of application and upgrade the contents of the standard in those parts which are not obligatory. The above mentioned conventional standards permit to increase volumes of works in engineering surveys and calculate increased prices for a complex by composition and types of services (works) as the conventional volumes in complex make it possible to reduce the time of tenders holding and reporting of contractors to customers as well as other operations, when designing and constructing different projects.

Текст научной работы на тему «Формирование условных стандартов в инженерных изысканиях для строительства»

УДК 528.48

Л.А. Зверев

СГГ А, Новосибирск

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНЫХ СТАНДАРТОВ В ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЯХ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

L.A. Zverev

Siberian State Academy of Geodesy Novosibirsk

DEVELOPMENT OF CONVENTIONAL STANDARDS IN ENGINEERING SURVEYS FOR CONSTRUCTION

The author offers using conventional standards in engineering surveys for construction: a conventional kilometer (У.КМ ) in topographic-and-geodetic works and a running metre of drilling (У.П.М) in engineering geology. Such approach is possible, as any profile of international standards allows to take into account both state features and those of application and upgrade the contents of the standard in those parts which are not obligatory. The above mentioned conventional standards permit to increase volumes of works in engineering surveys and calculate increased prices for a complex by composition and types of services (works) as the conventional volumes in complex make it possible to reduce the time of tenders holding and reporting of contractors to customers as well as other operations, when designing and constructing different projects.

В любых отраслях и технических производствах важнейшую роль играют стандарты, ГОСТы, нормы и правила, которые позволяют выделять категории качества и брака, допустимые и недопустимые значения результатов выполняемых услуг и работ. Международные, государственные и отраслевые стандарты по своей природе достаточно универсальны и не изменяются в течение длительного времени.

Необходимо заметить, что в системах (моделях) стандартизации предусматривается возможность создания государственных и тематических профилей международных стандартов, позволяющих учесть государственные и прикладные особенности и модифицировать содержание стандарта в частях, не являющихся обязательными, т.е. любой профиль может дополнять их элементами, которые базовым стандартом не предусмотрены.

При использовании новейших технологий в инженерных изысканиях происходит не только повышение качества (точности) выполняемых работ, но и сокращаются сроки и затраты на выполнение этих работ за счет укрупнения и объединения производственных процессов по составу и видам работ.

В данной статье предлагается введение условных (укрупненных по составу и видам работ) стандартов в инженерных изысканиях и, как следствие, в проектировании и строительстве объектов различного назначения.

Такими условными стандартами могут быть: в топографо-геодезическом и инженерно-геодезическом производствах - один условный километр (у. км);

в инженерной геологии - один условный погонный метр проходки или бурения скважин - (УП.М).

Вместе с тем каждый из вышеназванных условных стандартов должен состоять из полного ряда необходимых и обоснованных технологическими процессами по виду и составу услуг (работ) или исследований, которые обеспечивают (согласно нормативным документам) высокое качество окончательных результатов изысканий в том или ином производстве работ.

Настоящая статья построена по тематическому принципу. В каждом разделе подробно рассматриваются отдельные вопросы темы, которые указаны в заголовках разделов, а обозначенная во введении проблема подробно обсуждается в разделах.

Топографо-геодезическое и инженерно-геодезическое производства

Рассмотрим структуру и состав работ, входящих в условный километр (у. км). Основа одного условного километра состоит из уложения и закрепления оси трассы инженерных коммуникаций на местности по фактической длине в ортогональной проекции.

Кроме того, в условный стандарт (у. км.) включается полный комплекс полевых и камеральных работ по трассе. Виды и составы работ в условном километре выполняются с использованием новых технологий на основе нормативных документов (СНиП, СП и других), поэтому ширина полосы топографической съемки по трассе установлена равной 8-10 см плана. Отсюда расчет условного километра при съемке площадных объектов выполняется на основе аналога у.к.- по трассе инженерных коммуникаций. Практически расчет у.км. для площадных объектов можно показать на следующих примерах.

При съемке по трассе в масштабе 1:2000 ширина полосы составляет 160 метров. Площадь снимаемого объекта в масштабе 1:2000 равна 100 га. Тогда число условных километров снимаемого объекта будет равным - 6.25 у.км., т.е. 100 га : 16 га = 6.25 у.км.

При выполнении съемки этого же объекта в масштабе 1:500 и ширине съемочной полосы по трассе в масштабе 1:500 равной 10 см плана, число условных километров площадного объекта будет равным 100га:5га = 20 у. км.

Инженерно-геологическое производство

В связи с тем, что инженерно-геологические изыскания и исследования должны обеспечивать комплексное изучение инженерно-геологических условий района проектируемого строительства, геологического строения, состояния и свойств грунтов и других технических и природных условий, предлагается выделять два условных стандарта.

Один для трасс инженерных коммуникаций (линейные объекты), а другой для инженерно-геологических изысканий для строительства зданий и сооружений, т.к. физический объем в составе работ для трасс линейных объектов несколько отличен от физических объемов комплексных инженерно-

геологических изысканий для строительства зданий и сооружений (СНиП 11 -02-96 «Инженерные изыскания для строительства». Основные положения).

Заметим, что условный погонный метр бурения (у. п. м) входит в состав физических объемов работ и исследований (сбор, систематизация и анализ материалов прошлых лет, бурение скважин и проходка шурфов, отбор образцов и монолитов, лабораторные исследования и камеральная обработка полевых и лабораторных работ и др.)

Выводы и рекомендации

Следует отметить, что в состав работ (по п. 2) необходимо включать (в оба стандарта) требуемый перечень работ по инженерно -экономическим изысканиям как составную часть мониторинга территорий, согласно обобщенному нормативному документу - «Свод правил по инженерным изысканиям для строительства» СП 11-102-97.

При использовании рекомендуемых стандартов условных объемов в инженерных изысканиях физические объемы работ определяются только при составлении и оформлении актов контроля и приемки работ и технического отчета.

Проведенные исследования показывают, что стандарты условных объемов (у. км и у. п. м) позволяют рекомендовать расчет стоимости каждого стандарта по базовым ценам. Фактические цены на весь объем выполняемой продукции определяются и регламентируются с помощью понижающих и повышающих коэффициентов. При этом понижающие коэффициенты учитывают неполный объем выполненных работ. Данные коэффициенты устанавливаются и тщательно проверяются профессиональными экспертами, чтобы избежать снижения качества выполняемых изысканий и исследований.

Повышающие коэффициенты устанавливаются компанией подрядчика по фактическим затратам: за услуги транспорта (собственный или

арендованный), за местоположение объекта в административном районе работ и за другие особые технические и природные условия, согласно техническому заданию, программе (проекту) работ, нормативным документам, лицензиям и сертификатам.

Предлагаемые стандарты условных объемов при инженерных изысканиях позволяют сократить сроки проведения торгов (тендеров), временную оперативную отчетность компаний подрядчиков перед компаниями заказчиков и др. Кроме того, представленные расчеты понижающих и повышающих коэффициентов компаниями подрядчиков, естественно, будут различны по ценам на каждый условный стандарт и, как следствие, окончательные стоимости работ и исследований по объекту будут различны, что и требуется в цивилизованном рынке услуг и работ.

© Л.А. Зверев, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.