Научная статья на тему 'Формирование условий обеспечения экономической безопасности региона с учетом институциональных, ресурсных и факторных подходов'

Формирование условий обеспечения экономической безопасности региона с учетом институциональных, ресурсных и факторных подходов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / институты / ресурсы / факторы / региональная экономика / economic security / institutions / resources / factors / regional economy

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ольга Владимировна Сараджева

В статье рассматривается проблема обеспечения экономической безопасности регионов России с точки зрения формирующих ее условий на основе конвергенции институционального, ресурсного и факторного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ольга Владимировна Сараджева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of conditions for ensuring the economic security of the region, considering institutional, resource and factor approaches

The article considers the problem of ensuring the economic security of Russian regions from the point of view of its formative conditions based on the convergence of institutional, resource and factor approaches.

Текст научной работы на тему «Формирование условий обеспечения экономической безопасности региона с учетом институциональных, ресурсных и факторных подходов»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 184—187. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):184—187.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 338.1

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-184-187 NIION: 2007-0062-3/24-145

EDN: https://elibrary.ru/PTXKOI MOSURED: 77/27-004-2024-03-345

Формирование условий обеспечения экономической безопасности региона с учетом институциональных, ресурсных и факторных подходов

Ольга Владимировна Сараджева

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, Москва, Россия, saradzheva-ov@rguk.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема обеспечения экономической безопасности регионов России с точки зрения формирующих ее условий на основе конвергенции институционального, ресурсного и факторного подходов.

Ключевые слова: экономическая безопасность, институты, ресурсы, факторы, региональная экономика Для цитирования: Сараджева О. В. Формирование условий обеспечения экономической безопасности региона с учетом институциональных, ресурсных и факторных подходов // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 184—187. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-184-187. EDN: https://elibrary.ru/PTXKOI.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Formation of conditions for ensuring the economic security of the region, considering institutional, resource and factor approaches

Olga V. Saradzheva

Kosygin Russian State University, Moscow, Russia, saradzheva-ov@rguk.ru

Abstract. The article considers the problem of ensuring the economic security of Russian regions from the point of view of its formative conditions based on the convergence of institutional, resource and factor approaches. Keywords: economic security, institutions, resources, factors, regional economy

For citation: Saradzheva O.V. Formation of conditions for ensuring the economic security of the region, considering institutional, resource and factor approaches // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3): 1 84-1 87. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-184-187. EDN: https://elibrary.ru/PTXKOI.

За последние три десятилетия, в которые концепция экономической безопасности получила свое теоретико-методологическое осмысление, в российской науке сложилось мнение, что экономическая безопасность близка по своему смысловому содержанию к общественной безопасности и обеспечению правопорядка. В действительности это во многом ошибочное допущение, поскольку «экономическая безопасность» — субъектная категория, в то время как «общественная безопасность» — это объектная катего-

© Сараджева О.В., 2024

рия. Но и в том, и в другом случае существуют институты, обеспечивающие безопасность.

И если в случае с общественной безопасностью и правопорядком формальные институты определены и содержательно (социально одобряемое поведение), и нормативно (Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс и т.п., включая законы и подзаконные акты), то экономическая безопасность, имея определенное правовое закрепление (Указ Президента РФ [1]), не обладает в достаточной степени развитой системой формальных институтов. Особенно ярко эта проблема проявляет себя на региональном уровне.

Разработанный В.К. Сенчаговым и его соавторами перечень показателей, предназначенный для мониторинга экономической безопасности региона, можно условно подразделить на две компонентные группы (рис. 1). В группу показателей, образующих компоненту безопасности региона, предложено включать данные по промышленной, продовольственной, энергетической, бюджетно-финансовой и кадровой безопасности.

В свою очередь, в компоненте «развитие региона» объединены показатели макроэкономического, внешнеэкономического, инновационного, социального и экологического развития. Очевидно, что предлагаемый набор показателей, которые необходимо включать в мониторинг экономической безопасности региона, во многом отвечает формальным, но не содержательным признакам объекта и предмета исследования.

Компоненты безопасности

Компоненты, включаемые в мониторинг экономической безопасности региона

Промышленная безопасность: • объем производства на душу населения; • износ основных фондов в промышленности; • динамика импортозамещения

Продовольственная безопасность: • объем производства с/х продукции на душу населения и уровень самообеспечения ею; • динамика импортозамещения

Энергетическая безопасность: • объем производства энергоресурсов на душу населения и уровень обеспеченности ими

Бюджетно-финансовая безопасность: • сальдо консолидированного бюджета; • уровень собственных доходов и госдолга

Кадровая безопасность: • прирост численности населения; • численность студентов и учёных на 10 тыс. _населения региона_

Компоненты развития

Макроэкономическое развитие: • ВРП на душу населения и годовой уровень инфляции; • уровень безработицы в регионе

Внешнеэкономическое развитие: • объёмы экспорта и иностранных инвестиций на душу населения; • коэффициент конкурентоспособности

Социальное и экологическое развитие:

• дифференциация доходов и уровень финансирования социальной сферы,

пенсионное обеспечение, • уровень экологического загрязнения региона и лесовосстановление Йннмационное развитие: • внутренние затраты на исследования и разработки, интенсивность затрат;

• доля инновационной промышленной _продукции_

Рис. 1. Показатели, предлагаемые для мониторинга экономической безопасности

регионов Российской Федерации

Источник: составлено на основе [7, с. 141; 9, с. 218].

С точки зрения ресурсного подхода к экономической безопасности региона следует учитывать два основных типа ресурсов — экономические и административные. Первые будут отражать наличие трех видов капитала (финансового, физического и интеллектуального), а вторые будут отражать знания, умения, навыки властных акторов по разработке вопросов обеспечения экономической безопасностью региона. Более подробная классификация ресурсов в контексте формирования политик управления экономической безопасностью регионов представлена на рис. 2. Предложенная классификация ресурсов, необходимых для обеспечения экономической безопасности региона, не является полной, поскольку для ее разработки использован интег-ративный подход.

Проблемы обеспечения экономической безопасности, как правило, рассматриваются как аспекты административного принуждения (прямого или опосредованного) предпринимателей и корпоративных структур к осуществлению своей экономической деятельности на условиях, продиктованных исполнительной властью региона. Во-первых, это ограничивает конкуренцию, а наличие свободной конкуренции — это ключевой стимул и условие устойчивого социально-экономического развития. Во-вторых, такой подход может спровоцировать разрастание теневого сектора в региональной экономике, что еще больше осложнит решение задач по обеспечению правопорядка и в экономической, и в социально-бытовой, и во многих других сферах управле-

2024 / № 3 Education. Science. Scientific personnel

185

ния регионом. Поэтому основными условиями эффективного и рационального использования ресурсов в рамках формирования и реализации политик управления экономической безопасностью регионов являются:

■ сохранение свободной конкуренции и верховенства права для всех экономических акторов, включая трудящихся по найму, самозанятых, предпринимателей, инвесторов и других лиц;

■ отсутствие прямого вмешательства властных акторов в экономическую деятельность, но лишь формирование общего тренда или канвы социально-экономического развития региона;

■ поддержка постоянной обратной связи и открытые дискуссии исполнительной власти и экономических акторов по разработке и реализации положений политики управления экономической безопасностью региона.

Ресурсы политик управления экономической безопасностью регионов

Экономические ресурсы

Финансовый капитал: денежные средства, ценные бумаги, финансовые инструменты, находящиеся в частной, государственной или смешанной собственности

Физический капитал: материальные оборотные и внеобротные активы, включая природный капитал различных форм собственности

Интеллектуальный капитал: нематериальные активы, знания, умения, навыки трудящихся по найму, самозанятых, предпринимателей, инвесторов

Административные ресурсы

Институциональные ресурсы: совокупность институтов, норм, правил и регламентов, определяющих и формирующих тренд социально-экономического развития региона

Бюджетные ресурсы: собственные доходы регионального бюджета, межбюджетные трансферы (субсидии, дотации), прочие поступления в бюджет

Медийные ресурсы: государственные и независимые СМИ, объясняющие и продвигающие политики управления регионом, обеспечивающие обратную связь

Рис. 2. Ресурсы, необходимые для формирования и реализации политик управления экономической безопасностью регионов

Источник: составлено автором.

Кроме того, не следует забывать, что текущий момент развития экономики и общества — это переход от аналоговых технологий к цифровым технологиям. Поэтому информатизация и цифровизация должны быть ключевым компонентом разработки, реализации и мониторинга экономической безопасности региона. Особенно важно это будет для депрессивных регионов, которые по умолчанию находятся в той или иной зоне экономической уязвимости. При этом в таких регионах может иметь место достаточность ресурсов, но может отсутствовать рациональность их использования из-за проблем территориального планирования.

Безусловно, важно, чтобы экономика региона была диверсифицированной, поскольку именно диверсификация экономики позволяет оптимальным образом использовать ресурсы, но это не всегда возможно, и многие российские регионы имеют определенную отраслевую специализацию [3, с. 2236—2255; 4, с. 75 — 110]. В данном случае при формировании системы обеспечения экономической безопасности региона следует учитывать и долгосрочные риски, и возможности отраслевой специализации региона. Это должно стать ключевой компетенцией (т.е. одним из видов интеллектуального и административного ресурса) властных акторов, представляющих исполнительную власть.

Список источников

1.Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» / / URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921

2. Аджемоглу Д. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. М.: АСТ, 2015.

3. Еферин Я.Ю., Куценко Е.С. Адаптация концепции умной специализации для развития регионов России / / Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 3. С. 75—110.

4. Зарецкая В.Г., Титкова И.К. Диверсификация экономики российских регионов: измерения и тенденции / / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 12 (357). С. 2236—2255.

5. Лозовая И.В. Теория институциональных изменений Д. Норта. Формальные и неформальные институты / / Территория науки. 2016. № 4. С. 98—101.

6. Полтерович В.М. К общей теории социально-экономического развития. Часть 1. География, институты или культура // Вопросы экономики. 2018. Т. 11. С. 5—26.

7. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Структура механизма мониторинга экономической безопасности России. М.: Институт экономики РАН, Центр финансовых исследований, 2013.

8. Шаститко А.Е. «Институты имеют значение» vs. «только (формальные) институты имеют значение» // Вопросы экономики. 2019. № 12. С. 90—110.

9. Экономическая безопасность регионов России / монография под руководством В.К. Сенча-гова. Н. Новгород: Нижегородский ГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2014.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 №№ 208 "On the Strategy of Economic security of the Russian Federation for the period up to 2030" // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921

2. Ajemoglu D. Why some countries are rich and others are poor. The origin of power, prosperity and poverty. Moscow: AST Publishing House, 2015.

3. Eferin Ya.Yu., Kutsenko E.S. Adaptation of the concept of smart specialization for the development of Russian regions / / Issues of state and municipal management. 2021. No. 3. pp. 75—110.

4. Zaretskaya V.G., Titkova I.K. Diversification of the economy of Russian regions: dimensions and trends // National interests: priorities and security.

2017. Vol. 13. No. 12 (357). pp. 2236—2255.

5. Lozovaya I.V. D. North's theory of institutional changes. Formal and informal institutions // The territory of science. 2016. No. 4. pp. 98—101.

6. Polterovich V.M. On the general theory of socio-economic development. Part 1. Geography, institutions or culture // Questions of economics.

2018. Vol. 11. pp. 5—26.

7. Senchagov V.K., Ivanov E.A. The structure of the mechanism for monitoring Russia's economic security. M.: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Center for Financial Research, 2013.

8. Shastitko A.E. "Institutions matter" vs. "only (formal) institutions matter" // Questions of economics. 2019. No. 12. pp. 90—110.

9. Economic security of the regions of Russia / collective monograph under the guidance of V.K. Sen-chagov. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev, 2014.

Информация об авторе

О.В. Сараджева — доцент кафедры экономической безопасности Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author

O.V. Saradzheva — Associate Professor of the Department of Economic Security of the Kosygin Russian State University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 16.07.2024; одобрена после рецензирования 16.08.2024; принята к публикации 16.09.2024.

The article was submitted 16.07.2024; approved after reviewing 16.08.2024; accepted for publication 16.09.2024.

2024 i № 3 Education. Science. Scientific personnel

1B7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.