Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
компетенции / система образования / высшая школа / высшее образование / competencies / education system / higher school / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Е.А., Дмитриева А.В.

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с развитием и формированием компетенций руководителя учреждений культуры, а также технологии, используемые в высшей школе для реализации компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE OF HEAD OF CULTURAL INSTITUTION

This article discusses the problems associated with the development and formation of competencies of the head of cultural institutions, as well as technologies used in higher education to implement a competence-based approach.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ»

УДК 1 Савченко Е.А., Дмитриева А.В.

Савченко Е.А.

магистрант 2 курса факультета Социально-культурной деятельности Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

Научный руководитель: Дмитриева А.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ культуры

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы, связанные с развитием и формированием компетенций руководителя учреждений культуры, а также технологии, используемые в высшей школе для реализации компетентностного подхода.

Ключевые слова: компетенции, система образования, высшая школа, высшее образование.

В связи с возрастающей ролью компетентностного подхода в управлении организациями и внедрением профессиональных стандартов, возникает необходимость обратить внимание на компетенции руководителей учреждений культуры. Ведь перед учреждениями сферы культуры стоит масса важных и масштабных задач, реализация которых во многом зависит от руководителей учреждений культуры.

Профессиональный стандарт в отношении руководителей учреждений культуры находится на стадии разработки. Но необходимость формирования компетенций руководителей учреждений культуры, существует уже сегодня.

Когда мы говорим о компетенциях руководителя, мы подразумеваем не просто знания, умения и навыки необходимые для выполнения трудовых функций, так же мы говорим и о способностях человека, которые обеспечивают конкурентное преимущество организации. В связи с этим важным вопросом является поиск путей формирования этих компетенций, а также роль высшей школы в развитии и формировании компетенций руководителя учреждений культуры.

В обязанности руководителя входит организация всей работы учреждения культуры, руководство творческой, производственной и финансово - экономической деятельностью. В связи с этим руководитель учреждения культуры — это должность, совмещающая в себе с одной стороны профессиональные навыки руководителя, такие как знание законодательства, порядок заключения и исполнения договоров, перспективы технического, экономического и социального развития организации и пр. С другой стороны, умение работать с целями и ценностями учреждения, умение эффективно организовывать собственное время и время сотрудников учреждения.

Учитывая специфику работы учреждений сферы культуры можно выделить следующие компетенции необходимые для эффективного выполнения трудовых функций руководителя:

- способность к неординарному мышлению и поиску новых идей.

- способность формировать творческую группу и организовать.

слаженную работу.

- навыки планирования творческого роста коллектива.

- разработка новых проектов.

- обширные знания в области культуры и искусства.

Перечисленные виды компетенций являются наиболее сложными, так как

нет однозначного ответа о том, каким образом необходимо их развивать и

оценивать. В соответствии с требованиями единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих руководитель учреждения культуры должен иметь высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое или техническое).

Система образования в сфере культуры и искусства предполагает непрерывное, многоступенчатое образование, которое начинается в детстве и завершается в высших учебных заведениях. Важно отметить, что в подобной многоступенчатой системе явный акцент при обучении делается на развитие знаний и навыков, касающихся достаточно узкой сферы деятельности, например, музыка или театр. Формируются общекультурные компетенции. При этом необходимые для руководителя знания экономики, права, основ управления и многие другие знания, и навыки не развиваются. Подобный подход в образовании позволяет нам сделать вывод, что необходимые компетенции для осуществления творческой деятельности формируются на протяжении практически всей жизни и могут быть развиты достаточно хорошо, но для руководителя учреждений культуры одних знаний в области культуры и искусства недостаточно. Высшее профессиональное образование в сфере экономики или юриспруденции не предполагает наличие у обучаемого специальной подготовки. В связи с этим все необходимые компетенции должны быть сформированы в рамках обучения в высшей школе.

Система высшего образования имеет два уровня. Первый уровень -бакалавриат. Как правило, уровень образования бакалавриата предполагает в большей степени развитие теоретических знаний в той или иной области, развитие у студентов навыка самостоятельного поиска информации, умение анализировать, рассуждать, работать в команде.

Второй уровень обучения - магистратура. Он направлен на углубление и применение имеющихся знаний и навыков на практике, навык принятия решений, основываясь, не только на знаниях теории, но и на личном опыте. Так же в последнее время активно стали использоваться различные программы

дополнительного образования и повышения квалификации на базе высших учебных заведений.

В числе технологий, которые позволяют развивать необходимые для руководителя учреждений культуры компетенции, используются в высшей школе кейс - технологии. «Кейс» - от англ. «case» - «происшествие» или «событие». Происходит от лат. «casus» - означающего «падать». Происшествие — это то, что «падает, сваливается на нас» [1]. В процессе решения конкретной ситуации студенты используют свой опыт и полученные знания, применяют в учебной аудитории те способы, средства и критерии анализа, которые были приобретены ими в процессе предшествующего обучения или практической деятельности.

Наряду с кейс - технологиями существуют и другие. Такие как: дискуссии, игры, тренинги, проектные методы и др. Игры делятся на три основных вида: ролевые, деловые и организационно - деятельностные игры. Так же существуют порождающие игры, которые могут быть использованы как для обучения, так и для оценки компетенций сотрудников. Порождающие игры

разрабатываются индивидуально для каждой организации. Тренинг - это комплекс упражнений и игр, который чаще всего направлен на социально -психологическое развитие личности. Метод проектов и многие другие. Важно отметить, что каждый из приведенных выше методов обучения направлен на развитие именно компетенций, имеет не только саму технологию обучения, но и критерии оценки.

Можно отметить, что с развитием компетентностного подхода и внедрением профессиональных стандартов меняется и система высшего образования. Современные учебные заведения формируют не только базу теоретических знаний и необходимых навыков, но развивают коммуникативные, общекультурные, творческие и лидерские компетенции.

В связи с тем, что круг необходимых компетенций для руководителя учреждения культуры очень широк, возникает необходимость и самостоятельного развития. Помимо высших учебных заведений, компетенции

руководителя учреждений культуры формируются и благодаря самостоятельному обучению и развитию своих собственных компетенций. К способам самостоятельного обучения можно отнести посещение тематических форумов, чтение профессиональных журналов, регулярный поиск и анализ информации о новшествах в законодательстве или открытиях в той, или иной области, а также практическая деятельность в сфере культуры и искусства, которая позволяет приобретать необходимый опыт.

Подводя итог, отметим, что формирование компетенций руководителя учреждений культуры сложный процесс, требующий системы и непрерывного обучения, включающий в себя, как формирование морально - этических ценностей, так и глубоких знаний в области права, экономики и культуры, умение работать в команде, принимать решения, способность нести ответственность за команду и делегировать полномочия. В формировании этих и многих других компетенций важную роль занимает высшая школа. Высшие учебные заведения активно занимаются поиском и совершенствованием форм и методов обучения нацеленных на развитие компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 2 С. 1-18;

2. Грязнова Е.Р. Роль высшего образования в формировании компетенций руководителей для инновационной экономики // Подготовка кадров для инновационной экономики. Сборник научных трудов. - Саратов - 2011. - С. 136141;

3. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / под ред. С. Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52с.

Savchenko E.A., Dmitrieva A. V.

Savchenko E.A.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

Scientific advisor: Dmitrieva A.V.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE OF HEAD OF CULTURAL INSTITUTION

Abstract: this article discusses the problems associated with the development and formation of competencies of the head of cultural institutions, as well as technologies used in higher education to implement a competence-based approach.

Keywords: competencies, education system, higher school, higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.