Научная статья на тему 'Формирование управленческих компетенций обучающихся в условиях вуза'

Формирование управленческих компетенций обучающихся в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управленческая компетенция / компетенция / студент / вуз / будущий руководитель образовательной организации / managerial competence / competence / student / university / future head of educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р. Р. Алиева, Х. М. Мартазанов, И. А. Магомедов

В статье изучены теоретико-методологические основы формирования управленческих компетенций обучающихся в условиях вуза: совокупность теоретических и методологических аспектов, где теоретическими основами формирования управленческих компетенций обучающихся выступают положения, концепции, теории, идеи отечественных исследователей, а методологическими – подходы, принципы, приемы, на которых выстроена структура исследования процесса формирования управленческих компетенций у будущего руководителя образовательной организацией. Авторы делают вывод о том, что для формирования управленческих компетенций у студентов в образовательном процессе в вузе используются различные интерактивные формы организаций деятельности обучающихся, которые создают условия для формирования и совершенствования совокупности управленческих компетенций: мотивация, целеполагание, планирование, организация и контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р. Р. Алиева, Х. М. Мартазанов, И. А. Магомедов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MANAGEMENT COMPETENCES OF STUDENTS IN A UNIVERSITY

The article studies theoretical and methodological foundations of formation of managerial competencies of students in a university: a set of theoretical and methodological aspects, where the theoretical foundations of the formation of managerial competencies of students in a university are the provisions, concepts, theories, ideas of Russian researchers, and methodological are approaches, principles, techniques on which the structure of the study of the process of formation of managerial competencies of the future head of an educational organization is built. The authors conclude that to form managerial competences for students in the educational process, the university uses various interactive forms of organizations of students’ activities, which create the conditions for the formation and improvement of the set of management competencies: motivation, targeting, planning, organization and control.

Текст научной работы на тему «Формирование управленческих компетенций обучающихся в условиях вуза»

16. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science Proceedings. Springer, 2018: 381 - 389.

17. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Infl Conference Proceedings, 2018: 15 - 18.

18. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; № 5: 15 - 19.

19. Gorbunova I.B. "Avtomaticheskie kompozicii" kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2016; № 9: 97 - 101.

20. Belov G.G., Gorbunova I.B. Kibernetika i muzyka: postanovka problemy. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2016; № 12: 138 - 143.

21. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva i fenomen muzykal'noj kul'tury. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2017; № 2: 87 - 92.

22. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 10: 69 - 77.

23. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; № 6: 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

24. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015; № 3-2: 68 - 82.

Статья поступила в редакцию 25.05.20

УДК 378

Aliyeva R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: rukisha@bk.ru

Martazanov Kh.M., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Sports Disciplines, Ingush State University (Magas, Russia)

Magomedov I.A., teaching assistant, Department of Programming and Infocommunication Technologies, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: ismwork@mail.ru

FORMATION OF MANAGEMENT COMPETENCES OF STUDENTS IN A UNIVERSITY. The article studies theoretical and methodological foundations of formation of managerial competencies of students in a university: a set of theoretical and methodological aspects, where the theoretical foundations of the formation of managerial competencies of students in a university are the provisions, concepts, theories, ideas of Russian researchers, and methodological are approaches, principles, techniques on which the structure of the study of the process of formation of managerial competencies of the future head of an educational organization is built. The authors conclude that to form managerial competences for students in the educational process, the university uses various interactive forms of organizations of students' activities, which create the conditions for the formation and improvement of the set of management competencies: motivation, targeting, planning, organization and control.

Key words: managerial competence, competence, student, university, future head of educational organization.

Р.Р. Алиева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: rukisha@bk.ru

Х.М. Мартазаное, канд. филос. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас

И.А. Магомедов, ассистент, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: ismwork@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

В статье изучены теоретико-методологические основы формирования управленческих компетенций обучающихся в условиях вуза: совокупность теоретических и методологических аспектов, где теоретическими основами формирования управленческих компетенций обучающихся выступают положения, концепции, теории, идеи отечественных исследователей, а методологическими - подходы, принципы, приемы, на которых выстроена структура исследования процесса формирования управленческих компетенций у будущего руководителя образовательной организацией. Авторы делают вывод о том, что для формирования управленческих компетенций у студентов в образовательном процессе в вузе используются различные интерактивные формы организаций деятельности обучающихся, которые создают условия для формирования и совершенствования совокупности управленческих компетенций: мотивация, целеполагание, планирование, организация и контроль.

Ключевые слова: управленческая компетенция, компетенция, студент, вуз, будущий руководитель образовательной организации.

Отечественная система образования переживает период переосмысления подходов к управлению образовательной организацией, связанной с потребностями и социальными заказами современного общества. Образовательная система современного высшего образования в настоящее время постоянно дополняет подходы к обучению, корректируя устоявшиеся традиции и общепринятые стереотипы. Особое внимание заслуживает способность обучающихся профессионально и критически оценивать проблемы управления образовательными организациями/учреждениями, находить наиболее подходящие пути в урегулировании возникающих противоречий, овладевать культурой управления образовательной организацией, поскольку современный рынок труда нуждается в подготовке квалифицированных менеджеров.

Необходимость в профессиональной подготовке руководителей образовательных организаций/учреждений в России с конца XX века и до настоящего времени является весьма актуальной. Управление образовательной организацией в настоящее время является видом профессиональной деятельности, которая включает особенности сферы деятельности и характеристики объектов/субъектов, условия, инструменты и предполагаемые результаты, сформированность трудовых функций, личностные качества и компетенции руководителя и сотрудников, требующие наличия специальной профессиональной подготовки.

Настоящее исследование опирается на положения, концепции, теории, идеи зарубежных и отечественных исследователей, что и выступает его теоретическими основами, а методологическими основами являются методологические подходы, принципы, приемы, на которых выстроена структура исследования процесса формирования управленческих компетенций у руководителя образова-

тельной организацией/учреждением. В данном случае для данного исследования теоретико-методологическими основами формирования управленческих компетенций руководителя образовательной организации/учреждения выступают совокупность теоретических и методологических аспектов.

Обращаясь к понятию «формирование», мы разделяем мнение И.П. Под-ласого в том, что данный процесс может быть связан с обращением к человеку как социальному существу, становление которого находится под влиянием различных факторов, в том числе экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.п. [1]. Следует отметить, что, если в той или иной мере данный процесс становления личности человека состоялся, можно говорить о его некоторой завершенности или сформированности определенного целостного облика, в нашем случае - руководителя образовательной организации.

Современный руководитель - это человек, который в полной мере способен обеспечить вверенное ему образовательное учреждение/организацию высококвалифицированными конкурентноспособными специалистами, а значит, он сам должен обладать необходимой профессиональной компетентностью, включающей совокупность знаний, умений и навыков для отделения предполагаемых результатов от поставленных целей; сочетание личностных и профессионально значимых качеств; способность объединять теоретическую и практическую готовность к руководству образовательным учреждением/организацией, нацеливать коллектив сотрудников на достижения успеха в образовательной и профессиональной деятельности.

В том случае, если руководитель в свое профессиональной деятельности нацелен на саморазвитие, самообразование, самосовершенствование, т.е. на

управляемый процесс становления профессионализма, можно говорить о стремлении к формированию у него профессиональной компетентности, критериями которой могут выступать общественная значимость результатов его труда как специалиста, наличие авторитета, социально-трудовой статус в образовательной и управленческой деятельности.

Рассматривая компетентность человека как оценочную категорию, ряд исследователей характеризуют его как субъекта специальной деятельности в системе общественного труда; предполагают наличие опыта в конкретной области, активное использование значимых результатов; умение выбирать средства и способы действия, соразмерные обстоятельствам времени и места; нести ответственность за достигнутые результаты; учиться на ошибках и корректировать дальнейшие пути их исправления.

Управленческая компетенция специалиста, которую можно рассматривать как особый вид профессиональной компетенции, характеризующейся совокупностью оцениваемых характеристик специалиста, позволяющей ему быть эффективным в профессиональной деятельности в условиях конкурентной среды окружающих образовательных учреждений/организаций, или личное (деловое) качество, модель поведения, помогающее эффективно решать поставленные управленческие задачи и добиваться высоких результатов.

Федеральный государственный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), уровень высшего образования магистратура по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (в ред. Приказов Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1505 от 19.12.2014 № 35263) определяет наличие у выпускника вуза способности и готовности к организационно-управленческой, аналитической, научно-исследовательской, педагогической деятельности, включающих набор управленческих компетенций как обязательное условие его профессиональной подготовки, к которым можно отнести:

- готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-13);

- готовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14);

- готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15);

- готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16).

Управленческие компетенции, представленные в энциклопедии практической психологии, включают: умение отдавать распоряжения, умение решать конфликты между сотрудниками, готовность принимать решения, ориентироваться на результат, работать в команде, делегирование полномочий, мотивация сотрудников.

Поскольку формирование управленческих компетенций происходит в рамках ключевых компетенций магистра в процессе обучения на основе методологических подходов, мы в своем исследовании обращаемся к понятию «подход», который, по определению Большого толкового словаря русского языка, рассматривается как совокупность приемов отношения к кому-чему-нибудь, рассмотрения чего-нибудь или воздействия на кого-что-нибудь [2], по мнению Г.Б. Корнето-ва, рассматривается как способ концептуализации знаний, заданный идеей или концепцией, центрирующийся на основных для него категориях (для компетент-ностного подхода смыслообразующей категорией выступает - «компетенция», коммуникатино-деятельностного - «коммуникация», «деятельность», технологического - «технология») [3].

Данное исследование наряду со значительным спектром существующих в теории педагогической науки подходов технологическое сопровождение обучающихся в условиях вуза к управлению образовательной организацией опирается на теоретико-методологические подходы: технологический, коммуникативно-дея-тельностный, компетентностный.

Технологический подход - направление методологии научного познания, подразумевающее такую организацию образовательного процесса обучающихся (магистров) управлению образовательными организациями, которое гарантирует достижение поставленных учебных целей при соблюдении алгоритма блоч-но-модульного обучения, а также, согласно В.А. Сластенину, строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий [4].

Современный подход к преподаванию в вузе базируется на технологической основе, где фундаментом выступает педагогическая технология. Педагогическую технологию как упорядоченную систему действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению результата, определяют И.П. Подла-сый, Г К. Селевко, Д.Г Левитес и др., где система, по определению В.Г Афанасьева, определяется как комплекс взаимосвязанных объектов, подразумевающий наличие компонентов, структуры и функций, а также факторов, обеспечивающих целостность системы, ее относительную самостоятельность [5].

Вышесказанное позволяет утверждать, что сущность технологического подхода состоит в рассмотрении процесса формирования управленческих компетен-

ций обучающихся управлению образовательной организацией как составляющей целостной системы, которая находится во взаимообусловленности, взаимосвязи и взаимозависимости, что позволяет сочетать ряд организационно-педагогических условий, необходимых для формирования качеств будущего руководителя образовательной организацией, способного компетентно функционировать в сфере профессиональной деятельности, владеть современными технологиями управления и осуществлять научную деятельность.

Внедрение технологического подхода для настоящего исследования характеризуется решением ряда задач: разработать основные положения, определения теоретической и научно-методологической баз; планирование и проектирование работы со студентами; оптимальное использование информационно-технологических ресурсов и обеспечение студентов последовательным научно-педагогическим руководством их применения; включение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность.

Для формирования управленческих компетенций у студентов и эффективно подготовить их к профессиональной деятельности, желательно задействовать обучающихся в эту деятельность, где важным составляющим моментом выступает умение взаимодействовать с другими людьми, строить долгосрочные взаимоотношения, что способствует развитию личности руководителя. В связи с этим в данном исследовании необходимо опираться на коммуникативно-деятель-ностный подход, представленный в работах Л.С. Выготского, В.И. Загвязинского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., предполагающий достаточно активную, постоянно усложняющуюся в образовательном процессе вуза самостоятельную коммуникативную деятельность студентов, которая позволяет формировать и совершенствовать личностные качества, способствует осознанию студентом себя субъектом образовательного процесса, а деятельностный характер обучения предопределяет такую организацию занятий, при которой обучающийся выполняет заданные преподавателем роли руководителя, методиста, заместителя директора комплекса по дошкольному образованию, а также различные виды общения с преподавателями, между собой, сотрудничество всех участников планируемых мероприятий. Такое коллективное взаимодействие способствует формированию важных личностных качеств руководителя образовательной организации, таких как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к самообразованию и др.

При коммуникативно-деятельностном подходе в формировании управленческой компетентности обучающихся часто применяются интерактивные методы и технологии обучения для выработки навыков быстрого реагирования в процессе общения с преобладанием проблемных, творческих, игровых заданий, которые готовят к реальному общению с партнерами в предстоящей профессиональной деятельности, в том числе по урегулированию конфликтов в коллективе, формулированию собственной позиции, точки зрения, умению оценивать мнения сокурсников (коллег-педагогов в образовательной организации). В этом случае коммуникативно-деятельностный подход дополняется компетентностным подходом.

В отечественной системе образования термин «компетентностный подход» укоренился в связи с присоединением России к Болонскому процессу в 2003 году - стратегии создания единого образовательного пространства Европейских стран и России.

Компетентностный подход включает такие понятия, как «компетентность», «компетенция», «ключевые компетенции» (в том числе управленческая компетенция), «общие и профессиональные компетенции», которые в теории отечественной и зарубежной науки рассматриваются неоднозначно, что вызывает ряд вопросов, связанных с интеграцией комптентностного подхода в существующую модель российского образования.

Переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность», «подготовленность» на понятия «компетентность», «компетенция» обучающихся в российской системе образования произошла после публикации «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001) и отдельных исследований (В.И. Байденко, АВ. Хуторского и др.), где «компетентность» включает в себя не только знания, умения и навыки, т.е. достижения определенных результатов в процесс обучения, становление ценностных ориентаций и привычек, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, рассматривается как уровень достижения «компетенции», а «компетенция» - это стандарт, идеал, перечень умений, к достижению которых стремится студент. Компетентность складывается под влиянием социальной сферы, в которой находится обучающийся (семья, друзья, работа), с учетом политической, религиозной и культурной направленности страны в целом. Соотнося понятия «компетентность» и «компетенция», можно сказать, что «компетентность», по определению Б.И. Хасана, - это то, что достиг из желаемого конкретный обучающийся, а «компетенцией» является то, на что претендует студент, что должно быть им достигнуто.

Исходя из вышесказанного, компетентностный подход в отношении к обучающимся ставит перед преподавателем группу задач, в числе которых научить:

- решать проблемы, связанные с учебной деятельностью;

- объяснять явления действительности, их сущность, причины и взаимосвязи;

- ориентироваться в основных проблемах современного социума и в мире духовных ценностей;

- справляться с проблемами, связанными с реализацией определенных социальных ролей и в различных видах профессиональной деятельности;

- решать проблемы профессионального выбора.

Обобщая представленный материал, можно утверждать, что руководителю образовательной организации при формировании управленческих компетенций следует сочетать их с организационными, а также межличностными.

Основываясь на вышеупомянутых подходах в формировании управленческих компетенций студентов в процессе обучения, педагоги-практики обращают внимание на те методы, которые побуждают вовлечение обучающихся к активным действиям, инициативе, вовлечению в предлагаемые ситуации, общение между членами учебной группы и преподавателем. Этим требованиям в наибольшей мере соответствуют интерактивные методы обучения, что позволяет каждому студенту включиться в обмен мнениями по опыту работы, своими знаниями, индивидуальным видением решения проблемы как руководителя образовательной организации, представляет возможность обязательной обратной связи, взаимной оценке и контроле, а преподаватель выполняет роль координатора, помощника. Именно эта группа методов пред-

Библиографический список

полагает создание условий, при которых обучающийся чувствует свою успешность, индивидуальность, профессиональную состоятельность, а процесс обучения становится более эффективным и продуктивным, т.к. развиваются способности работы в команде, совершенствуются умения установления взаимодействия с сокурсниками в рабочей группе, воспитывается уважение к их личности.

Для формирования управленческих компетенций у студентов в образовательном процессе в вузе используются различные интерактивные формы организаций деятельности обучающихся, например, конференция; методический семинар; круглый стол (дискуссия, дебаты); метод мозгового штурма, «Дерево решений»; игровые (деловые, ролевые игры) методики; Case-study (ситуационный анализ); мастер-класс; фокус-группа; метод проектов, тренинг и т.п., которые способствуют не только умению взаимодействовать с различными участниками в рамках профессиональной деятельности, но и развитию лидерских качеств, создают условия для формирования и совершенствования совокупности управленческих компетенций: мотивации, целеполагания, планирования, организации и контроля.

1. Подласый И.П. Педагогика: в 2 т.: учебник для бакалавров. Москва: Издательство Юрайт, 2013; Т. 2. Практическая педагогика.

2. Большой толковый словарь русского языка. Под редакцией С.А. Кузнецова. Санкт-Петербург: Норинт, 2000.

3. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: учебное пособие. Москва: Издательство Университета Российской академии образования, 2001.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2013.

5. Афанасьев В.Г Социально-педагогические технологии: учебное пособие. Рязань: Издательство «Литера М», 2010. References

1. Podlasyj I.P. Pedagogika: v 2 t.: uchebnik dlya bakalavrov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2013; T. 2. Prakticheskaya pedagogika.

2. Bol'shoj tolkovyj slovar'russkogo yazyka. Pod redakciej S.A. Kuznecova. Sankt-Peterburg: Norint, 2000.

3. Kornetov G.B. Pedagogicheskieparadigmy bazovyh modelejobrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2001.

4. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akade-miya», 2013.

5. Afanas'ev V.G. Social'no-pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie. Ryazan': Izdatel'stvo «Litera M», 2010.

Статья поступила в редакцию 01.06.20

УДК 378

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia),

E-mail: sovdat@list.ru

Kuchmezov R.A., senior teacher, Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training, Branch of Krasnodar University of the Ministry

of internal Affairs of Russia (Krasnodar, Russia), E-mail: 89286910015@mail.ru

Ozieva L.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Physical Education, Ingush State University (Magas, Russia)

TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL-PERSONAL QUALITIES OF STUDENTS. The article considers professional and personal qualities of students -future teachers. The work reveals that the teacher needs to constantly improve the professional level and pedagogical skills, to be in a constant creative search. The teacher must have pedagogical reflection, the desire for self-education, have emotional empathy, pedagogical flexibility, must be sociable and, of course, love children. It is necessary for the student, the future teacher, to form a socially active position in which he can impartially assess reality, develop and defend his own point of view, and take an active part in the life of the country and society. Only a highly competent teacher can creatively solve certain socially important pedagogical tasks. They need to masterfully use modern educational technologies that are being implemented in a modern comprehensive school, which require a certain qualified teacher training.

Key words: professional and personal qualities, personality, student, future teacher.

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: sovdat@list.ru

Р.А. Кучмезов, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

Е-mail: 89286910015@mail.ru

Л.С. Озиева, канд. филос. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены профессионально-личностные качества студентов - будущих педагогов, выявлено, что педагогу необходимо постоянно улучшать профессиональный уровень и педагогическое мастерство, быть в постоянном творческом поиске. Педагог должен обладать педагогической рефлексией, стремлением к самообразованию, обладать эмоциональной эмпатией, педагогической гибкостью, быть общительным и, безусловно, любить детей. У студента - будущего педагога необходимо формировать социально активную позицию, в которой он может беспристрастно давать оценку действительности, вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, принимать активное участие в жизни страны и общества. Только высококомпетентный педагог может творчески решать общественно важные педагогические задачи. Ему необходимо мастерски использовать современные образовательные технологии, которые внедряют в современную общеобразовательную школу, требующие определенной квалифицированной подготовки преподавателя.

Ключевые слова: профессионально-личностные качества, личность, студент, будущий педагог.

В настоящее время в нашей стране проходит реформирование образовательной системы. Федеральный государственный стандарт высшего образования говорит о подготовке высококвалифицированных педагогов (как теоретически, так и практически), регламентирует компетенции, которые необходимо

формировать будущим учителям. Но, к сожалению, традиционные формы обучения не справляются с данными запросами должным образом. Это связано с личностными особенностями студентов, обучающихся в современном вузе, с изменением формы выпускного экзамена в школах (детей подготавливают к ЕГЭ),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.