Научная статья на тему 'Формирование управленческих компетенций будущих руководителей учреждений здравоохранения в процессе профессиональной подготовки'

Формирование управленческих компетенций будущих руководителей учреждений здравоохранения в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ADMINISTRATIVE COMPETENCES / РУКОВОДИТЕЛЬ УЧРЕЖДЕНИЯ / INSTITUTION DIRECTOR / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL EDUCATION / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERSON-CENTERED EDUCATION / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MANAGEMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесник Валентина Илиодоровна, Кляритская Ирина Львовна

Целью исследования является научно-теоретическое и практическое обоснование формирования управленческих компетенций будущих руководителей учреждений здравоохранения в процессе профессиональной подготовки. В ходе выполнения исследования научно обоснована необходимость перехода от управления по интуиции к научному управлению, которое становится мощным рычагом в развитии всех сфер общества. Установлено, что в настоящее время недостаточно изучена проблема уровня управленческо-врачебной подготовки в отечественном опыте функционирования отрасли здравоохранения. Доказана зависимость правильности формирования профессиональных компетенций, уровня подготовки будущего руководителя для медицины и успешности выполнения социального заказа государства. Профессиональное становление руководителя является центральным компонентом личностно-ориентированного профессионального образования. Выводы. К базовым компетенциям целесообразно отнести такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества и которые, во-вторых, можно было бы применять в различных ситуациях. Первой производной от термина «компетенции» выступают «базовые компетенции», а второй производной являются «профессиональные компетенции», которые рассматриваются как составляющие профессионализма. Формирование управленческих компетенций будущих руководителей учреждений здравоохранения в процессе профессиональной подготовки рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как личностное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесник Валентина Илиодоровна, Кляритская Ирина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of Administrative Competences of Future Health Care Institutions'' Directors in The Process of Professional Training

The purpose of the research is the scientific-theoretical and practical ground of the formation of administrative competences of future health care institutions' directors in the process of professional training. As a part of the study it was scientifically grounded that it is necessary to change from the intuitional management to scientific management, which becomes a powerful instrument in the development of all spheres of the society. It was stated that at the present time the problem of the level of administrative-medical preparation in local experience of functioning of health care service isn't studied enough. The dependence of the correctness of the formation of professional competences, the level of the future director’s preparation for medicine and the success of the accomplishment of social services commissioning were proved. The professional formation of the director is the central element of the person-centered professional education. Summary. It is necessary to rank to the basic competences such competences which, at first, should be possessed by each member of the society, and second, which could be used in different situations. The first derivate from the term "competences" is "basic competences" and the second derivate is "professional competences" which are considered as part of professionalism. The formation of administrative competences of future health care institutions' directors in the process of professional training is considered not as a traditional form of education, but as a personal development.

Текст научной работы на тему «Формирование управленческих компетенций будущих руководителей учреждений здравоохранения в процессе профессиональной подготовки»

Оригинальные исследования

Формирование управленческих компетенций будущих руководителей учреждений здравоохранения в процессе профессиональной подготовки

В.И. Колесник, И.Л. Кляритская

The Formation of Administrative Competences of Future Health Care Institutions' Directors in The Process of Professional Training

V.I. Kolesnik, I.L. Kliaritskaia

Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАО.У.В.О. «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь

Ключевые слова: управленческие компетенции, руководитель учреждения, профессиональная подготовка, личностно-ориентированное образование, управленческая деятельность

Резюме

Формирование управленческих компетенций будущих руководителей учреждений здравоохранения в процессе профессиональной подготовки

В.И. Колесник, И.Л. Кляритская

Целью исследования является научно-теоретическое и практическое обоснование формирования управленческих компетенций будущих руководителей учреждений здравоохранения в процессе профессиональной подготовки.

В ходе выполнения исследования научно обоснована необходимость перехода от управления по интуиции к научному управлению, которое становится мощным рычагом в развитии всех сфер общества. Установлено, что в настоящее время недостаточно изучена проблема уровня управлен-ческо-врачебной подготовки в отечественном опыте функционирования отрасли здравоохранения. Доказана зависимость правильности формирования профессиональных компетенций, уровня подготовки будущего руководителя для медицины и успешности выполнения социального заказа государства. Профессиональное становление руководителя является центральным компонентом личностно-ориентированного профессионального образования.

Выводы. К базовым компетенциям целесообразно отнести такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества и которые, во-вторых, можно было бы применять в различных ситуациях. Первой производной от термина «компетенции» выступают «базовые компетенции», а второй производной являются «профессиональные компетенции», которые рассматриваются как

Колесник Валентина Илиодоровна - доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления в сфере охраны здоровья Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». Контактная информация: kafedra.gosupr@maiI.ru, 295051, Республика Крым, г. Симферополь, б-р Ленина 5/7, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского

Кляритская Ирина Львовна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой терапии, гастроэнтерологии, кардиологии и общей врачебной практики (семейной медицины) факультета подготовки медицинских кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». Контактная информация: kIira3@yandex.ru, 295051, Республика Крым, г. Симферополь, б-р Ленина 5/7, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского

-Крымский терапевтический журнал-

составляющие профессионализма. Формирование управленческих компетенций будущих руководителей учреждений здравоохранения в процессе профессиональной подготовки рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как личностное развитие.

Ключевые слова: управленческие компетенции, руководитель учреждения, профессиональная подготовка, личностно-ориентированное образование, управленческая деятельность

Abstract

The Formation of Administrative Competences of Future Health Care Institutions' Directors in The Process of Professional Training

V.I. Kolesnik, I.L. Kliaritskaia,

The purpose of the research is the scientific-theoretical and practical ground of the formation of administrative competences of future health care institutions' directors in the process of professional training.

As a part of the study it was scientifically grounded that it is necessary to change from the intuitional management to scientific management, which becomes a powerful instrument in the development of all spheres of the society. It was stated that at the present time the problem of the level of administrative-medical preparation in local experience of functioning of health care service isn't studied enough. The dependence of the correctness of the formation of professional competences, the level of the future director's preparation for medicine and the success of the accomplishment of social services commissioning were proved. The professional formation of the director is the central element of the person-centered professional education.

Summary. It is necessary to rank to the basic competences such competences which, at first, should be possessed by each member of the society, and second, which could be used in different situations. The first derivate from the term "competences" is "basic competences" and the second derivate is "professional competences" which are considered as part of professionalism.

The formation of administrative competences of future health care institutions' directors in the process of professional training is considered not as a traditional form of education, but as a personal development.

Key words: administrative competences, institution director, professional education, person-centered education, management activity.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время качественное образование руководителей медицинских организаций является основным индикатором и инструментом достижения социального и экономического роста. В условиях прогрессивных изменений в обществе коренным образом меняется значимость образования, расширяется представление о содержании и роли управленческой деятельности руководителя лечебного учреждения. Также актуальность приобретает проблема профессиональной (управленческой) компетентности, специфика которой отражена в нормативных требованиях к личности руководителя лечебного учреждения и его управленческой деятельности как управленца-профессионала. А это свидетельствует о том, что выдвигаются новые требования к профессиональным и личностным качествам будущего руководителя, его готовности быть формальным и неформальным лидером возглавляемого им коллектива.

Важнейшими ценностями современного информационного общества, основанного на знаниях, становятся обучение и компетенции людей [1]. Проблема профессиональной компетентности работников привлекает внимание многих ученых, ведь она связана с большими качественными изменениями и широкомасштабными инновациями. На сегодня недостаточно изучена проблема уровня

управленческо-врачебной подготовки в отечественном опыте функционирования отрасли здравоохранения. Анализ теорий управления с целью определения роли и места, отводимых в них управлению карьерой руководителя, показывает, что достаточно глубоко этот вопрос разработан в отраслях экономики, менеджмента, социологии, психологии, в литературе по управлению персоналом [2-5].

Ряд исследователей занимаются изучением и выявлением потенциала способностей руководителей учреждений здравоохранения. В их трудах отмечается, что компетентность появляется вследствие осведомленности о определенной системе фактов, которая предусматривает вербальное и невербальное постижения факта, предмета. Профессиональную компетентность исследовали такие ученые как В. Сластенин, В. Петрук, И. Назарова А. Асмолов и др.

В ходе опережающего, ускоренного, инновационного развития образования и науки, учебные заведения медицинского профиля РФ, которые готовят будущие кадры, на сегодня не могут оставаться в стороне, а потому требуют обеспечения условий для самоутверждения, развития и самореализации личности на протяжении всей его профессиональной деятельности. Новейшие изменения и технологии для будущих специалистов требуют не только образованности, поиска, активности, но и ответственности, самостоятельности, уверенности,

умения жить и работать в новых условиях, быть социально ориентированными. Именно от сформированное™ профессиональных компетенций, уровня подготовки будущего руководителя для медицины зависит успешное выполнение социального заказа государства. Профессиональное становление руководителя является центральным компонентом личностно-ориентированного профессионального образования [6-9].

Актуальность и недостаточная изученность очерченной проблемы обусловили выбор направления исследования, целью которого является научно-теоретическое и практическое обоснование формирования управленческих компетенций будущих руководителей учреждений здравоохранения в процессе профессиональной подготовки.

Главной характеристикой XXI века на современном этапе общественного развития становится определение мировым сообществом гуманистической направленности общества, его интеграция и развитие, переход от управления по интуиции к научному управлению, которое стало мощным рычагом в развитии всех сфер общества. Ведь развитие современного общества опирается на образование, которое считается основой прогресса человечества. А это способствует выдвижению принципиально новых требований ко всем ее структурам, в частности к руководителю медицинской организации.

Центральной фигурой управления лечебного учреждения является руководитель с его правом принимать то или иное управленческое решение. Как известно, сущность работы руководителя состоит в преобразовании внешних задач больничного заведения во внутреннюю цель, а затем преобразование этой цели во внешние задачи для сотрудников лечебного учреждения. Конкурентоспособность медицинской организации на рынке медицинских услуг и качество их представления зависит именно от руководителя и его профессиональной компетентности [10-11].

На современном этапе развития общества существует объективная потребность в содействии личностному развитию руководителей лечебно-профилактических заведений, их личностных и профессиональных качеств как непременном условии их профессионального совершенствования, определение ведущих социально-психологических механизмов и условий, инициирующих личностное развитие управленцев на разных этапах их профессиональной деятельности.

Социально-экономические условия развития государства выдвигают новые требования к уровню профессиональной квалификации, компетентности и управленческой культуры руководящих кадров. Возникает острая необходимость сформулировать стратегические задачи для формирования высокого квалификационного мастерства руководителей на государственном уровне, с целью обеспечения профессиональной самореализации личности. Определены основные пути направления реформи-

рования профессионального образования: такие, как разработка «профессиограмм» для различных групп профессий на уровне достижений научно-технического прогресса и составления соответствующих квалификационных характеристик.

Управленческая деятельность представляется как средство воздействия на субъект лечебного-профилактического процесса с целью сохранения специфики учреждения, его развития и усовершенствования. Поддержку режима функционирования и сохранения соответствующей структуры медицинской организации, реализацию государственных и региональных программ развития системы здравоохранения обеспечивает квалифицированная реализация управленческих функций [10].

В современной отечественной науке профессиональная компетентность врача- управленца определяется как сложная многоуровневая устойчивая структура психических черт, которая формируется в результате интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений, значимых для руководителя; интегративное качество руководителя, который проявляет готовность к эффективной профессиональной деятельности.

Форма исполнения руководителем своей профессиональной деятельности, обусловлена глубокими знаниями ими свойств предметов (человек, коллектив, группа), изменяющимся свободным владением содержанием своего труда (виды деятельности и действия, профессионально педагогические функции, с помощью которых эти функции реализуются), а также соответствием этой работы профессионально важным качествам самого человека. Подчеркнем, что большинство ученых рассматривают «компетентность» как оценочную категорию, которая характеризует человека как субъекта деятельности, его способность к успешному выполнению своих задач и полномочий. Компетенция определялась как общая способность, основанная на опыте, знаниях, ценностях, способностях, приобретенных в процессе обучения.

Итак, понятие компетентности не сводится только к знаниям и навыкам, а относится к сфере сложных умений и качеств личности. При рассмотрении профессиональных компетенций именно как способности специалиста соответствующей квалификации и профиля к осуществлению конкретного вида деятельности, основанной на определенном объеме знаний, умений и навыков и очерчена кругом его функциональных обязанностей, становится очевидным, что эта категория существенно отличается своей спецификой от традиционных стандартов образования.

Ученые отмечают, что особого внимания в процессе развития способности личности к будущей профессиональной деятельности требует формирование базовых профессиональных компетенций в процессе изучения фундаментальных дисциплин. Эти компетенции по своей сути являются основой профессии (профессиональные), центральными и

базообразующими, в структуре которых, согласно классификации, определяются специальные.

Итак, мы можем сказать, что построение организации лечебного процесса в медицинской организации зависит от компетенции руководителя. Понятие компетенция (от лат. Competentia) - это соответствие и общее достижение, совокупность полномочий (прав, обязанностей) руководителя, которые определены не только нормами права, но и нормами морали. Управленческая компетентность включает составляющие элементы, которые являются взаимозависимыми, неотъемлемыми, и которые усиливают существование друг друга.

Таким образом, на сегодня важнейшей задачей подготовки специалистов по управлению в сфере здравоохранения является ее переориентация на определение компетенций, обеспечивающих качество образования будущих руководителей здравоохранения, адекватную требованиям времени.

Проанализировав работы ученых, мы пришли к выводу, что теория и практика демонстрирует множество вариантов классификаций компетенций. Ключевые компетенции рассматриваются как основной образовательный результат и трактуются как межотраслевые и межкультурные знания, умения, способности, которые необходимы для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

К ключевым компетенциям специалиста можно отнести являющиеся универсальными для социальной адаптации личности, ее свободной ориентации в современном информационном и культурном пространствах, развития ее творческого потенциала. Именно эти компетенции следует считать общезначимыми в едином образовательном пространстве, а, следовательно, такими, которые будут способствовать свободному доступу к общеевропейским образовательных возможностей и услуг. Все ключевые компетенции направлены на совершенствование качества обучения.

дущих профессионалов.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).

2. Федральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

4. Указ Президента РФ от 7.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

5. Указ Президента РФ от 7.05.2012 N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

6. Указ Президента РФ от 7.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления

7. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской

Федерации на период до 2025 года».

8. Доклад Министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой на заседании итоговой Коллегии Минздрава России «Об итогах работы Министерства в 2016 году и задачах на 2017 год» // [Электронныйресурс]. — Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru

9. Богдан Н. Н. Модель управленческих компетенцийруководителя / Н. Н. Богдан // Современные кадровые технологии в системе государственного и муниципального управления Сибирского федерального округа: сб. «Научные записки СибАГС». — 2008. — № 2. — С. 23-30.

10. Зимина Э. В. Руководящие кадры в медицине / Э. В. Зимина, Н. Б. Найговзина // Вестн. Росздравнадзора. — 2010. — № 1. — С. 52-57.

11. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. — Режим доступа: htp:|/www.who.mt/puЫuatioж/йst/ hrh_9789244547311/m/mdex.Ыml.

Выводы

Итак, базовыми компетенциями можно назвать такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества и которые, во-вторых, можно было бы применять в различных ситуациях. Первой производной от термина «компетенции» выступают «базовые компетенции», а второй производной является «профессиональные компетенции», которые рассматриваются как составляющие профессионализма.

Таким образом, формирование управленческих компетенций будущих руководителей учреждений здравоохранения в процессе профессиональной подготовки рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как личностное развитие. Современное состояние развития общества требует от науки решения сложных задач, направленных на разработку средств, способствующих развитию бу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.