Научная статья на тему 'Формирование университетов предпринимательского типа в условиях модернизации современной российской экономики'

Формирование университетов предпринимательского типа в условиях модернизации современной российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТИПА / ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE-BASED ECONOMY / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / MODERN RUSSIAN ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попкова Елена Геннадьевна, Шаховская Лариса Семеновна, Позднякова Ульяна Александровна

В статье обозначены предпосылки формирования университетов предпринимательского типа в условиях модернизации современной российской экономики; определено понятие и основные характеристики университетов предпринимательского типа; рассмотрены существующие теоретические модели университетов предпринимательского типа и разработана собственная концептуальная модель университета предпринимательского типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попкова Елена Геннадьевна, Шаховская Лариса Семеновна, Позднякова Ульяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors designate preconditions for the formation of entrepreneurial type of universities in the modernization of the Russian economy. They define the concept and the basic characteristics of the type of entrepreneurial universities. The paper examines existing theoretical models of university of the entrepreneurial type as well as represents a conceptual model of the entrepreneurial university.

Текст научной работы на тему «Формирование университетов предпринимательского типа в условиях модернизации современной российской экономики»

УДК 378.4:339.17 ББК 65.497.4 П 57

Е.Г. Попкова

Доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград. Тел.: (8442)24-84-78, e-mail: 210471@mail.ru.

Л.С. Шаховская

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград. Тел.:(8442)24-84-78, e-mail: mamol4k@yandex.ru.

У.А. Позднякова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград. Тел.: (8442)24-84-78, e-mail: wua@list.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТИПА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

(Рецензирована)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта: «Теоретико-методологические основы маркетингового обеспечения инновационного развития интеллектуальных ресурсов Республики Беларусь и Российской Федерации в условиях экономической интеграции (на примере создания университетов предпринимательского типа)» (проект №15-22-01011), а также при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта: «Формирование системы научно-производственных кластеров в регионах России»

(проект №2797)

Аннотация. В статье обозначены предпосылки формирования университетов предпринимательского типа в условиях модернизации современной российской экономики; определено понятие и основные характеристики университетов предпринимательского типа; рассмотрены существующие теоретические модели университетов предпринимательского типа и разработана собственная концептуальная модель университета предпринимательского типа.

Ключевые слова: университет предпринимательского типа, модернизация, экономика знаний, современная российская экономика.

E.G. Popkova

Doctor of Economics, Professor of World Economics and Economic Theory Department, VolgogradState Technical University, Volgograd.Ph.: (8442)24-84-78, e-mail: 210471@ mail.ru.

L.S. Shakhovskaya

Doctor of Economics, Professor, Head of the World Economics and Economic Theory Department, Volgograd State Technical University, Volgograd. Ph.:(8442)24-84-78, email: Mamol4k@yandex.ru.

U.A. Pozdnyakova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, World Economics and Economic

Theory Department, Volgograd State Technical University, Volgograd. Ph.: (8442)24-

84-78, e-mail: wua@list.ru.

FORMATION OF ENTREPRENEURIAL TYPE OF UNIVERSITIES IN THE CONDITIONS OF MODERN RUSSIAN ECONOMY MODERNIZATION

Abstract. The authors designate preconditions for the formation of entrepreneurial type of universities in the modernization of the Russian economy. They define the concept and the basic characteristics of the type of entrepreneurial universities. The paper examines existing theoretical models of university of the entrepreneurial type as well as represents a conceptual model of the entrepreneurial university.

Keywords: entrepreneurial university, modernization, knowledge-based economy, modern Russian economy.

В настоящее время в российской экономике происходят активные модерниза-ционные процессы. На государственном уровне заявлен политический курс на формирование инновационноориентиро-ванной экономики, или экономики знаний, то есть хозяйственной системы, в основе которой лежит производство, распределение и использование знаний и информации.

Это предполагает развитие высокотехнологичных инвестиций и высокотехнологичных производств, создание высококвалифицированной рабочей силы и обеспечивает рост производительности и достижение стратегической конкурентоспособности отечественной экономики.

Переходный период российской экономики можно считать завершенным, и в рамках сформированной рыночной экономики в сфере университетского образования формируются рыночные отношения; образовательные услуги становятся товаром, то есть экономическим благом, которое продается и покупается, а сами университеты становятся продавцами на рынке образовательных услуг и управляются на основе принципов ведения бизнеса.

Помимо коммерциализации системы университетского образования и ее бизнес-ориентации, развивается творческое научное мышление. Научные исследования носят не только прикладной, но и фундаментальный характер. Университеты выполняют образовательную, научную, социально-политическую, а также и экономическую функцию, которая заключается в ориентации на максимизацию прибыли и конкурентоспособности.

Роль государства в рыночной системе университетского образования сводится к поддержанию высокого уровня свободной конкуренции и контроля качества университетского образования, которое рассматривается в качестве одного из национальных приоритетов. Рыночная система университетского образования обладает следующими основными характеристиками [1]:

— университеты являются самостоятельными юридическими лицами с высокой степенью автономии;

— барьеры входа на рынок университетского образования для новых игроков минимальны;

— государственное финансирование обучения отделено от государственного финансирования научных исследований;

— все или значительная часть расходов на получение университетского образования покрываются за счет платы студентов за обучение вместо получения государственных субсидий;

— среди университетов ведется активная ценовая и неценовая конкуренция, способствующая снижению стоимости образовательных услуг, а также повышению их качества и доступности;

— все или значительная часть средств для проведения научных исследований выделяется на выборочной (конкурсной) основе;

— объем информации, доступной для спонсоров (студентов, их семей, работодателей и государства), достаточно велик для того, чтобы сделать осознанный выбор между альтернативными поставщиками образовательных услуг;

— важнейшим критерием оценки деятельности университета является степень его экономической эффективности, то есть соотношения затрат и выгод.

Все это приводит к формированию университетов предпринимательского типа, под которыми в данной работе понимаются коммерческие организации высшего образования, осуществляющие предпринимательскую деятельность, действующие на основе принципа самоокупаемости, активно участвующие в конкурентной борьбе на рынке университетского образования и стремящиеся к максимизации своей конкурентоспособности и прибыли.

Специфика формирования университетов предпринимательского типа заклю-

чается в их высокой ориентации на рынок и на внедрение инноваций как важнейшего условия конкурентоспособности и максимизации экономической эффективности. В связи с этим возрастает роль интеллектуальных ресурсов, которые становятся фактором развития современных университетов [2].

Многие теоретические модели пытаются объяснить феномен университетов предпринимательского типа. В таблице 1 представлены основные теоретические модели, которые помогают понять важность внешних (формальных и неформальных) факторов, а также распознавать внутренние (ресурсы и возможности) факторы, участвующие в процессе формирования университетов предпринимательского типа.

Таблица 1

Теоретические модели университетов предпринимательского типа [3, 4, 5, 6, 7]

Модель Автор Формальные Неформальные

л а Управленческая О.А. Андрюшкевич, И.М. Денисова усиленный управленческий аппарат, развернутая периферия, диверсифицированная финансовая база одобрение и поддержка научного сообщества

о Н а а Ф в и В ® и м Организационная Д.И. Артемова взаимозависимость с бизнесом и государством, независимость от других институциональных сфер, гибридные организационные формы, капитализация знаний интегрированная культура предпринимательства

Общественная А.А. Захаров сильные внутренние и внешние связи, эффективная мотивация и стимулирование общественное признание

3 а о Модель Автор Ресурсы Возможности

н а а ф в и Ресурсная И.А. Павлова человеческие, финансовые, материальные, нематериальные престиж, интеграция

и ф а н ^ и М Сетевая А.К. Пирмаматова агенты статус, сети, расположение

Деятельность университетов предпринимательского типа сосредоточена на оказании государственных услуг, проведении научных исследований и ведении предпринимательской деятельности, в

том числе — на оказании платных услуг для бизнеса. Новые миссии университетов ориентированы на максимизацию их вклада в социальное развитие и экономический рост.

Современные университеты дополни-тельнодолжны стать предпринимательскими организациями — их руководители должны стать потенциальным и пред-принимателями,и их взаимодействие с

окружающей средой должно следовать предпринимательскому шаблону. Концептуальная модель университетапред-принимательского типапредставлена на рисунке 1.

Внешние факторы (ВФ):

^ \

Формальные: Неформальные:

I

Государственная политика в области предпринимательства

Меры поддержки предпринимательства

Уровень и характер конкуренции на рынке высшего образования

Отношение к предпринимательству в системе высшего образования

Внутренние факторы (ИФ):

Ресурсы: Возможност и:

человеческие; статус;

финансовые; сети;

материальные; расположение.

нематериальные.

Предпринимательские технологии

Ролевые модели и мотивационные системы.

Результаты (РТ):

- оказание высших образовательных услуг; РТ=^ВФ,ИФ)

- проведение научных исследовании;

- ведение предпринимательской деятельности.

Рисунок 1. Концептуальная модель университета предпринимательского типа

Рассмотрим более подробно внешние факторы формирования университетов предпринимательского типа. Для формирования университета предпринимательского типа необходимы предпринимательские организационные структуры, чтобы создать связь между обучением, проведением научных исследований и выполнением административных функций, определяемые государственной политикой в области предпринимательства.

Важным фактором формирования университетов предпринимательского типа являются стратегические действия, направленные на содействие развитию предпринимательства, формирующие соответствующие системы вознаграждения как ма-

териального (бонусы, использование корпоративных ресурсов, налоговые льготы и другие), так и нематериального характера (продвижение и улучшение репутации).

Другим организационным элементом являются ролевые модели и мотивацион-ные системы, а также самоуправление, которое охватывает внутренние структуры управления, принятие решений и выполнение роли лидерства. В результате усилия университета ориентированы на-предоставление благоприятной среды для предпринимательства, что впоследствии может быть отражено в экономическом росте и региональном развитии.

Предпринимательские технологии определяют доступные способы реализации

предпринимательского потенциала университета. Хорошим примером являются бизнес-инкубаторы, которые являются механизмами поддержки в процессе создания дополнительной ценности деятельности университетов, или образовательные программы, которые предоставляют широкий спектр методов, ориентированных на улучшение навыков студентов, связанных с развитием их творческого и критического мышления.

Одну из ключевых ролей в этом процессе играет уровень и характер конкуренции на рынке высшего образования. Если уровень конкуренции недостаточно высок, у университетов не будет стимулов к ведению предпринимательской деятельности и развитию. Высокая конкуренция и развитые рыночные отношения являются необходимым условием для формирования университетов предпринимательского типа.

Рассмотрим также внутренние факторы формирования университетов предпринимательского типа. Для работы университета предпринимательского типа необходимы менеджеры с развитыми лидерскими качествами и соответствующими общими и профессиональными компетенциями. Кроме того, ученые являются одним из важнейших человеческих ресурсов для развития качества образования и генерации инноваций в процессе проведения научных исследований. В связи с этим руководители и преподаватели являются субъектами, участвующими во внутренней трансформации традиционных университетов.

Важными факторами являются финансовые ресурсы, которые обеспечивают автономию университета от государства. В связи с этим необходима диверсифицированная системафинансирования: университет получает как поддержку со стороны правительства, так и доход от реализации научно-исследовательских контрактов, от взимания платы за обучение и т.д.

Материально-техническая база необходима для качественного предоставления образовательных услуг и проведения передовых научных исследований. Нематериальные ресурсы (к примеру, бренд) обеспечивают расширенную периферию развития, формируя новые границы между университетом и внешним миром через

инфраструктуру для удовлетворения социальных потребностей.

Университеты все чаще сотрудничают, создавая сети партнерских отношений с бизнесом из различных отраслей экономики, другими университетами, частными или государственными учреждениями в национальном и международном контексте. Важную роль в формировании университетов предпринимательского типа играетдоступность венчурного капитала, поскольку она обеспечивает существенное снижение риска и операционную помощь новым университетам.

На практике расположение является важным фактором, который объясняет инновационную деятельность университетов, поскольку стоимость передачи знаний является функцией географической удаленности и приводит к возникновению локализованных внешних факторов.

В настоящее время продолжаются дебаты относительно того, какую роль играют университеты в растущем международном потоке информации и знаний. Споры ведутся относительно глобального влияния Интернета и социальных медиа и связаны с признанием того, что система университетского образования больше не является единственной или даже доминирующей областью для совершения открытий и обучения [8].

Это приводит к смене концепции университета как независимого пространства для открытия и обучения концепцией университета как организации с высоким уровнем участия в процессе обучения и обмена знаниями с широким кругом заинтересованных сторон. В рамках новой концепции создание и развитие знаний становится более интерполированным к различным ситуациям и более практически ориентированным. Это приводит к оспариванию существующих форм организации знаний и может привести к созданию новых междисциплинарных концепций и парадигм.

Это способствует укреплению потенциала университета как платформы для обмена знаниями, стимулирует установление более тесных партнерских отношений с внешними заинтересованными сторонами, позволяет извлекать уроки из практики и приводит к открытию новых способов распространения знаний. Университет пе-

реходит к более открытой и всеобъемлющей организации обучения [9].

Это может привести к отказу от университетов, организованных вокруг традиционных дисциплинарных отделов, и сделать акцент на создании стратегических направлений обучения и открытий, связанный с отличительными областями нынешних и будущих потребностей общества: культурных, экономических, экологических, социальных и технологических.

В этой дискуссии понятие полезных знаний не ограничивается упором на «ноу-хау» в техническом смысле, но относится в большей степени к развитию ценностей в широких областях общественной жизни, развитию и обогащению культуры, а также охватывает сочетание опыта и знаний [10].

Благодаря формированию университетов предпринимательского типа происходит установление баланса отношений университета и внешних заинтересованных сторон. Так как современные потребители характеризуются высоким уровнем сознательности, университеты должны быть отзывчивыми к интересам различных внешних заинтересованных сторон. Традиционно доминирующими заинтересованными сторонами являются те, кто непосредственно влияет на поток ресурсов для преподавания и проведения научных исследований, а именно государство, официальные финансовые учреждения (спонсоры, кредиторы и инвес-

торы), а также другие университеты, которые предоставляют экспертную оценку данного университета.

Изменения в механизмах финансирования вместе с широкими изменениями в среде задач университета привели к расширению вовлечения заинтересованных сторон в деятельность университета. Все те кто, влияет на выбор студента (в основном это родители и работодатели), стали более важными в развитии отношений университета с заинтересованными сторонами. Создание активных партнерских отношений с другими университетами: национальными и международными, государственными и местными — в области социального предпринимательства, экономического и социального развития — также стало гораздо более важным.

В заключение следует отметить, что процесс модернизации современной российской экономики только начался, и в настоящее время университеты предпринимательского типа находятся на начальной стадии своего формирования. В условиях экономики знаний университеты играют важнейшую роль в экономическом росте и развитии, связанную с подготовкой двух важнейшихпроизводственныхфакторов— человеческого и технологического капиталов, поэтому от успешности процесса формирования университетов предпринимательского типа зависит будущее отечественной экономики.

Примечания:

1. Инновационная модернизация России и новая миссия российских университетов в условиях глобализации образовательного пространства: монография / И.Л. Гоник, Л.С. Шаховская, И.А. Морозова [и др.]. Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2013. 139 с.

2. Специфика и место интеллектуальных ресурсов в системе общественного воспроизводства в условиях интеграции / Л.С. Шаховская, Е.Г. Попкова, У.А. Позднякова [и др.] // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 9(2). С. 106-113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Андрюшкевич О.А., Денисова И.М. Формирование предпринимательских университетов в инновационной экономике // Экономическая наука современной России. 2014. № 3(66). С. 87-104.

4. Артемова Д.И. Проблемы развития предпринимательских университетов в России // Потенциал современной науки. 2015. № 5(13). С. 82-86.

5. Захаров А.А. Интегрированная концептуальная модель предпринимательского университета в контексте трансформации: анализ и синтез теоретических концепций // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-3(59-3). С. 905-912.

6. Павлова И.А. Понятие предпринимательского университета: сущность и эволюция феномена // Инновации. 2014. № 8(190). С. 34-41.

7. Пирмаматова А.К. Предпринимательский университет как движущий фактор развития высшей школы // Вестник КГУСТА. 2014. Т. 1, № 3. С. 155-161.

8. Угнич Е.А., Богуславский И.В. Предпринимательский университет как системообразующий элемент инновационного развития экономики в России // Экономика и менеджмент систем управления. 2014. Т. 13, № 3.1. С. 192-202.

9. Фильберт М.И. Предпринимательский университет как новая социально-экономическая модель высшей школы // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 5(103). С. 119-121.

10. Цатурян Э.О. Предпринимательский университет: осмысление понятия // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 1. С. 183-186.

References

1. Innovative modernization of Russia and the new mission of Russian universities in the context of globalization of educational space: a monograph / I.L. Gonick, L.S. Shakhovskaya, I.A. Morozova [et al.]. Volgograd: Publishing House of Volgograd State Technical University, 2013.139 p.

2., Polikarpova T.I., Litvinova T.N. Specificity and place of intellectual resources in the system of social reproduction in terms of integration / L.S. Shakhovskaya, E.G. Popkova, U.A. Pozdnyakova [et al.] // Bulletin of the Samara State University. 2015. №9 (2). Pp 106-113.

3. Andryushkevich O.A., Denisova I.M. Formation of entrepreneurial universities in the innovation economy // Economic science of modern Russia. 2014. №3 (66). Pp. 87-104.

4. Artemova D.I. Problems of development of entrepreneurial universities in Russia // The potential of modern science. 2015. №5 (13). P. 82-86.

5. Zakharov A.A. The integrated conceptual model of entrepreneurial university in the context of the transformation: analysis and synthesis of theoretical concepts // Economy and En-trepreneurship. 2015. №6-3 (59-3). Pp. 905-912.

6. Pavlova I.A. The concept of the entrepreneurial university: the nature and evolution of the phenomenon // Innovations. 2014. №8 (190). Pp. 34-41.

7. Pirmamatova A.K. Entrepreneurial University as a driver of development of higher education // Bulletin of KSUCTA. 2014. V. 1, №3. Pp. 155-161.

8. Ugnich E.A., Boguslavsky I.V. Entrepreneurial University as a backbone element of innovation development of economy in Russia // Economy and management control systems. 2014. V. 13, №3.1. Pp. 192-202.

9. Philbert M.I. Entrepreneurial University as a new social and economic model of high school // Bulletin of the Samara State University of Economics. 2013. №5 (103). Pp 119-121.

10. Tsaturyan E.O. The Entrepreneurial University: understanding concepts // Journal of Legal and Economic Studies. 2013. №1. Pp. 183-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.