Научная статья на тему 'Формирование умений и навыков у студентов-выпускников национальной школы посредством формирования мотивации'

Формирование умений и навыков у студентов-выпускников национальной школы посредством формирования мотивации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
communicative didactics / skills / abilities / Russian Literature / active learning methods / motivation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes mechanism of motivation formation for graduate students of national schools to study of Russian literature using active methods. On the example of the discipline “The history of Russian literature of the first half of the 19th century” use of different methodological strategies for reading lectures, conducting practical classes and organizing students’ independent work is delineated. It is shown that the use of communicative didactics in university fosters the formation of the reader's competence and development of qualified reading skills. Furthermore, it allows to achieve the effectiveness of teaching in the modern sense, namely to develop skills and abilities, and to transform the educational and cognitive activity of students into the professional one on the basis of teaching using active methods.

Текст научной работы на тему «Формирование умений и навыков у студентов-выпускников национальной школы посредством формирования мотивации»

Уразаева Курулай Бибиталибовна, д.ф.н, доцент, профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева,

Астана, Казахстан

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ

Abstract

The article describes mechanism of motivation formation for graduate students of national schools to study of Russian literature using active methods. On the example of the discipline "The history of Russian literature of the first half of the 19th century " use of different methodological strategies for reading lectures, conducting practical classes and organizing students' independent work is delineated.

It is shown that the use of communicative didactics in university fosters the formation of the reader's competence and development of qualified reading skills. Furthermore, it allows to achieve the effectiveness of teaching in the modern sense, namely to develop skills and abilities, and to transform the educational and cognitive activity of students into the professional one on the basis of teaching using active methods.

Keywords: communicative didactics, skills, abilities, Russian Literature, active learning methods, motivation

Одной из тенденций в составе студенческого контингента на специальностях бакалавриата «5B020500 - Филология: русская филология» и «5B011800 - Русский язык и литература» является преобладание выпускников общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Соответственно для формирования мотивации к изучению базовых и профильных дисциплин, активизации познавательной деятельности, трансформации учебно-познавательной работы в профессиональную усиливается роль активных методов обучения.

Выдвигаются на первый план и практические задачи обучения русскому языку и русской литературе, что требует формирования умений, касающихся определения жанровой принадлежности произведения, особенностей стиля писателя; выработки навыков библиографической, текстологической и научно-исследовательской работы, литературоведческого анализа текста.

Актуальность нового подхода к организации учебно-познавательной деятельности студентов обусловлена полярностью современных теоретических воззрений на понимание границ собственно литературы и пути анализа художественного текста, его интерпретацию.

361

Существующие модели анализа художественного текста и новая терминология усложняют достижение результативности (в современном понимании - не как осуществления операций, а формирования навыков и умений) обучения студентов. Неслучайно вопросы разработки и проведения занятий в активной форме в вузе привлекают внимание ученых, как российских, так и зарубежных Е. Реутовой [4], Е. Грудзинской и В. Марико [2], Е.Ч. Темпл, Дж. Стила, К. Мередит [5]. Особо следует отметить работы В.И. Тюпы, В.И. Тюпы и Ю. Троицкого о коммуникативной дидактике [6], [7], И. Милославского о вытеснении лингвоцентрического подхода обучением продуктивным речевым действиям [3]. В казахстанском сегменте высшего образования эта область до сих пор представляет собой лакуну.

Целью настоящей работы является описание механизма мотивации студентов к изучению русской литературы путем применения активных методов. Автором на примере дисциплины «История русской литературы первой половины XIX века» обобщен опыт чтения предмета с использованием разных методических стратегий при чтении лекций, проведении практических занятий и организации СРО (самостоятельной работы обучающихся).

Использование активных методов обучения вносит изменения в содержание и виды проводимых занятий: традиционно академическая стратегия направляется в сторону таких дидактических приемов и методов, как метод проблемного изложения, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, эвристический. Сочетание в рамках отдельной лекции разных видов, например, обзорной и проблемной, лекции-конференции и лекции-дискуссии, лекции с запланированными ошибками и лекции-беседы позволяет достичь компромисса между временем академического часа и сложностью, объемом изучаемой темы. С учетом специфики любой литературоведческой дисциплины приоритетной становится лекция с анализом конкретных ситуаций.

Следует учесть, что на периферии оказывается обзорная лекция. Доминировавшая при традиционном подходе, в условиях коммуникативно-деятельностного подхода такая лекция оправдана на стадии начального изучения темы для формирования комплексного системного знания о тенденциях рассматриваемого периода. Например, тема «Основные черты русской литературы XIX века» призвана создать представление о социально-культурной ситуации в России в первое десятилетие нового века, факторах, ее определивших (патриотические настроения русского общества в ожидании войны с Наполеоном, отражение их в искусстве -архитектуре, музыке, литературе, театре), вопросах историографии русской литературы Х1Х века, оказавших влияние на известные концепции периодизации в учебниках разных научных школ и авторов. В то же время при изучении темы «Русский романтизм: история, основные течения, периодизация» сочетание обзора истории русского романтизма с анализом конкретных ситуаций позволяет студентам составить представление об отличии русского романтизма от западноевропейского и обусловивших данное явление причинах. Анализ фрагментов художественных произведений, проливающих свет на понятия пушкинского и лермонтовского романтизма, способствует пониманию основ разных трактовок периодизации русского романтизма, помогает понять идеологизированный характер

некоторых из них и отставание от современной науки, при сохранении ряда фундаментальных свойств (В.И. Кулешова, У. Фохта).

Практические занятия дают возможность осуществлять мониторинг ситуации не только в части усвоения знаний, но и приобретения студентами ожидаемых от них навыков и компетенций. Например, владение проблемным методом требует от студента умения выявить ядро изучаемой темы. Практические занятия как правило проводятся в форме отчетов студентов в жанре защиты докладов, с применением метода «мозгового штурма» или презентации кейса. Такой подход позволяет продемонстрировать студентам навыки отбора и обработки изучаемого материала, умение вычленить основную информацию и сфокусировать внимание вокруг основной проблемы.

Закрепление базовых теоретических и историко-литературных знаний, полученных в процессе лекций, происходит, к примеру, на серии практических занятий, посвященных разным аспектам русского романтизма. Например, изучение романтической баллады В.А. Жуковского предполагает рассмотрение таких вопросов: «"Светлана". Приемы создания романтического образа. Романтический сюжет и композиция. Символика» и «"Людмила". История переводов. Своеобразие романтических принципов типизации». Изучение романтизма В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова, вписанное в круг научных представлений Г.А. Гуковского, относившего этот этап к предромантизму, позволяет соотнести их с концепцией современного понимания сентиментализма как предромантизма. Тема «Романтические поэмы А.С. Пушкина» предполагает выработку навыков компетентного чтения с позиций понимания эволюции пушкинского романтизма и национального своеобразия русского романтизма. Вопросы: «"Кавказский пленник": "преждевременная старость души". Байронизм и отход от него»; «Мусульманский Восток и христианский Запад в поэме "Бахчисарайский фонтан"»; «Поэма "Цыганы": завершение спора с Байроном» позволяют соотнести хронологические границы в истории русского романтизма, понять основы каждого направления и понять значение творчества каждого из представителей русского романтизма, специфику стилевых процессов.

Иные, еще более узкие задачи, однако также направленные на формирование навыков и умений литературоведческого анализа, работы с научными и критическими источниками, содержит организация и проведение СРО. Большая вариативность СРО для выпускников национальной школы связана с такими видами работы, как выполнение письменных работ реферативного и аналитического характера, написание академических эссе, подготовка докладов, рефератов и сообщений, составление аннотированного писка литературы, библиографических указателей по теме, развернутых аннотаций. Такой подход содержит эффективные возможности развития научной речи, изложения ключевой информации. При этом реферативная письменная работа также представлена различными ее видами. Например, письменная работа обзорного реферативного характера, связанная с составлением таблицы периодизации русской литературы Х1Х века и указанием основных направлений, течений, школ, обществ первой половины XIX века, их представителей, формирует концептуальное представление о сущности и специфике изучаемого периода. Письменная работа реферативного характера, в зависимости от задач изучения русского

романтизма, представляет собой рекомендации многоаспектного плана. Например, тема «Своеобразие русского романтизма. Романтическое двоемирие и эстетика» может представлять обощение результатов монографий Ю.В. Манна об основных признаках русского романтизма. Знакомство с психологическим направлением русского романтизма, а именно элегией и балладой в творчестве В.А. Жуковского, достигается подготовкой студентами реферата «Спор вокруг баллады в русской литературе начала XIX века: В.А. Жуковский и П.А. Катенин» Углублению знаний о своеобразии психологического направления русского романтизма в части эпикуреизма и анакреонтики в поэзии К.Н. Батюшкова способствует такой вид работы реферативного характера, как составление таблицы по книге Фридмана Н.В. «Поэзия Батюшкова» с отражением основных периодов поэзии Батюшкова, примеров из 3-4 произведений для выявления общих признаков данной ветви романтизма. Для изучения философского направления русского романтизма на материале поэтики Е.А. Баратынского рекомендуется подготовить научное сообщение на тему «В.Г. Белинский и оценка поэзии Е.А. Баратынского». Так, студенты узнают о роковой для поэта литературной судьбе (запоздалая истинная оценка творчества) из-за личной оценки критика. Так, студенты избавляются от риска жить в плену канонических иллюзий.

Мотивационные механизмы важны при выполнении рефератов и докладов. Во-первых, достичь этого можно включением малоизвестных современному студенту имен. Например, при изучении темы «Романтическая проза 30-х годов XIX века» рекомендуется подготовка доклада на тему «Философско-эстетическая концепция повестей 30-х гг. XIX в. (по выбору на примере одной повести В.Ф. Одоевского или Н.А. Полевого)». Во-вторых, это написание мини-реферата с учетом возрастных и национальных особенностей студентов, для понимания аксиологической природы и духовных ценностей православия. Например, при изучении лирики М.Ю. Лермонтова и его поэм рекомендуется мини-реферат на одну из следующих тем: «Байронизм М. Лермонтова»; «Мистические стихи М. Лермонтова»; «Проблема рока в философии М. Лермонтова».

Для формирования интереса к изучению литературы декабризма и основной черты -романтического историзма - предлагается выполнение письменной работы аналитического характера на тему «Анализ особенностей романтического историзма К.Ф. Рылеева (на материале "Дум")».

Реферативные работы могут быть связаны и с умением выделять из сохраняющих актуальность научных источников ключевую информацию, полемическую по отношению к версиям учебных пособий. Так формируется интерес к научно-исследовательской деятельности и восполняются лакуны в образовательной панораме. Поддержать, например, интерес к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и уточнить представление о ее жанре, трансформированном советским периодом науки, можно путем изучения внетекстовых связей как источника сюжета комедии на материале статьи Ю.Н. Тынянова «Сюжет комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"». Дополнит историко-литературную картину знаний письменная работа реферативного характера - выписать из книги Ю.Н. Тынянова «Архаисты и новаторы» основных представителей архаистов и новаторов. Так, конкретизируются знания о сложности литературной борьбы первой четверти XIX в., до

сих пор интерпретирующиеся в современных учебниках по упрощенной схеме.

В число СРО входят и работы, связанные не только с прочтением альтернативной истории курса в книге Вайля П., Гениса А. «Родная Речь. Уроки Изящной Словесности» [1], но и формированием коммуникативных навыков и навыков публичного выступления, например, умением формулировать тезисы, приводить и обосновывать аргументы. Так, при изучении комедии Грибоедова рекомендуется сформулировать тезисы по главы «Чужое горе. Грибоедов».

Письменная работа аналитического характера направлена на формирование навыков литературоведческого анализа. Например, это анализ композиции поэмы А. Пушкина (по выбору), выявление оксюморона в названиях «маленьких трагедий» и связи его с художественным конфликтом. Аналитическая работа предполагает понимание методов научного анализа. Например, таково задание СРО - составить классификацию «чужого слова» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по материалам спецкурса Ю.М. Лотмана).

Особое место в СРО занимает написание эссе. Написание эссе предполагает навыки научно-критического мышления. Например, при изучении «Бориса Годунова» А.С. Пушкина на выбор предлагается несколько тем: Тема самозванства в трагедиях А.П.. Сумарокова и А.С. Пушкина; Юродство и безумие в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»; Проблема вины как источник трагического; История, личность, власть в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»; Милосердие и сострадание и их роль для исторического жанра.

Эссе направлены и на демонстрацию знаний о сложных гранях историко-литературного процесса, связанных с приемами типизации и современными точками зрения. Например, письменная работа аналитического характера (на выбор): 1. Привести примеры элементов классицизма и сентиментализма по одному из произведений цикла «Повести Белкина» А.С. Пушкина. 2. Сравнительный анализ Самсона Вырина и Акакия Башмачкина в аспекте христианского гуманизма и социального кода повестей.

Формированию мотивации к изучению предмета способствуют темы эссе «Гоголевский ономастикон в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"; «Дьяволиада и потусторонний мир в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"».

Итак, предпринятый в статье подход, основанный на применении коммуникативной дидактики, способствует формированию читательской компетенции и выработке навыков квалифицированного чтения в вузе, позволяет достичь реальной связи между технологией проблемного обучения и содержанием учебно-познавательной деятельности, а также трансформации учебно-познавательной деятельности в профессиональную на основе применения активных методов обучения.

Список литературы

1. Вайль П., Генис А. «Родная Речь. Уроки Изящной Словесности». М.: Независимая газета, 1991. - 189 с.

2. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». - Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2007. - 182 с

3. Милославский И.Г. Правила вместо смысла. Литературный и общественно-политический журнал «Знамя». - 2011. - №№ 12. Электронный ресурс // [Режим доступа]: [http://magazines.russ.ru/znamia/2011/12/os2.html] / (дата обращения: 13.02.2018).

4. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). - Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012.- 58 с.

5. Темпл Ч., Стил Дж., Мередит К.Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета: подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для Критического мышления». Пос.Ш. - М.: Изд-во «ИОО», 1997. -135 с.

6. Тюпа В.И. К новой парадигме литературоведческого знания // Эстетический дискурс. Семио-эстетические исследования в области литературы: Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 1991. С.4 - 16.

7. Тюпа В.И., Троицкий Ю.Л. Основы коммуникативной дидактики // Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания». Материалы научно-практической конференции. Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. - С. 43-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.