Научная статья на тему 'Формирование учетно- аналитического обеспечения управления собственным капиталом коммерческой организации: теоретико-методологические аспекты'

Формирование учетно- аналитического обеспечения управления собственным капиталом коммерческой организации: теоретико-методологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1220
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ / УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ / OWNER'S EQUITY / ACCOUNTING ANALYTICAL SUPPORT OF OWNER'S EQUITY MANAGEMENT / ACCOUNTING ANALYTICAL SYSTEM OF A PROFIT-MAKING ORGANIZATION / ACCOUNTING INFORMATION / INFORMATION DISCLOSURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстафьева Е. М.

Эффективность управления собственным капиталом любой коммерческой организации в значительной мере зависит от качества информации, формируемой в рамках ее учетно-аналитической системы. В зависимости от поставленной цели и спектра решаемых задач, в рамках учетно-аналитической системы (УАС) функционируют различные подсистемы, в которых формируется учетно-аналитическое обеспечение управления бизнес-процессами. В статье рассмотрены особенности формирования учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом коммерческой организации. Особое внимание уделено взаимодействию отдельных видов информации (нормативной, бухгалтерской, аналитической и не учетной), используемой в процессе формирования учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The efficiency of the owner's equity management in any profit-making organization depends to a great extent on the quality of the information prepared in its accounting analytical system. According to the goal to be sought and the range of the problems, there work different subsystems, where accounting analytical support of business-processes management is developed. The article considers the peculiarities of accounting analytical support formation for the owner's equity management in a profit-making organization. Special attention is paid to the interaction of some kinds of information (regulatory, accounting, analytical and nonaccounting) used in the process of accounting analytical support formation for the owner's equity management.

Текст научной работы на тему «Формирование учетно- аналитического обеспечения управления собственным капиталом коммерческой организации: теоретико-методологические аспекты»

© Евстафьева Е.М.,

к.э.н., доцент каф. ««Бухгалтерский учет», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Эл. почта: 2982232@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОАНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Эффективность управления собственным капиталом любой коммерческой организации в значительной мере зависит от качества информации, формируемой в рамках ее учетно-аналитической системы. В зависимости от поставленной цели и спектра решаемых задач, в рамках учетно-аналитической системы (УАС) функционируют различные подсистемы, в которых формируется учетно-аналитическое обеспечение управления бизнес-процессами.

В статье рассмотрены особенности формирования учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом коммерческой организации. Особое внимание уделено взаимодействию отдельных видов информации (нормативной, бухгалтерской, аналитической и не учетной), используемой в процессе формирования учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом.

Ключевые слова: Собственный капитал, учетно-аналитическая система коммерческой организации, учетноаналитическое обеспечение управления собственным капиталом, бухгалтерская информация, раскрытие информации

При принятии управленческих решений от качества информации, формируемой в рамках учетно-аналитической системы коммерческой организации, в значительной степени зависит рыночная стоимость организации, эффективность управления собственным капиталом, темпы экономического развития и другие показатели, формирующие уровень благосостояния собственников организации. Другими словами, чем больший размер собственного капитала используется организацией, тем выше становится роль качественной информации, необходимой для принятия финансовых решений.

Значительный вклад в исследование теоретических и методологических аспектов формирования учетно-аналитической системы и учетно-аналитического обеспечения управления бизнес-процессами внесли такие отечественные ученые как ПС. Безруких, Н.А. Блатов, И.Н. Богатая, С.А. Бороненкова, Н.А. Бреславце-ва, М. А. Вахрушина, О.В. Голосов,

B.Г. Гетьман, О.В. Ефимова, В.Р. Захарьин, В.Б. Ивашкевич, Т.П. Карпова, АН. Кизилов, В.В. Ковалев, О.И. Коль-вах, Н.П. Кондраков, М.И. Кутер, Н.Т Ла-бынцев, И. А. Маслова, Б.Г.Маслова, М. В. Мельник, Е. А. Мизиковский,

C.А. Николаева, О.Е. Николаева, В.Д. Новодворский, В.И. Петрова, Л.В. Попова, НИ. Пономарева, В.Ф. Палий, Ф.Б. Ри-поль-Сарагаси, Я.В. Соколов, Н.А. Тычи-нина, Л.В. Усатова, А.Н. Хорин, А.Д. Шеремет, Л.З. Шнейдман и др.

Попова Л. В., Маслова И. А. и Маслова Б.Г считают, что учетно-аналитическая система в широком смысле — это система, базирующаяся на бухгалтерской информации, включающей оперативные данные и использующей для экономического анализа статистическую, техниче-

скую, социальную и другие виды информации. Поэтому в широком плане учетноаналитическая система представляет собой сбор, обработку и оценку всех видов информации, потребляемой для принятия управленческих решений на микро- и макроуровнях. Суть ее заключается в объединении учетных и аналитических операций в один процесс, в проведении оперативного микроанализа, обеспечении непрерывности этого процесса и использовании его результатов при выработке рекомендаций для принятия управленческих решений. При этом общая методология и нормативные положения учета и анализа совершенствуются для рационального использования в единой учетноаналитической системе [6].

Никулина Л.Н. отмечает, что учетно-аналитическая система является важной органической частью процесса управления предприятием и включает в себя следующие элементы:

1) специальную методику (технологию) системных записей, объективно отражающих свершившиеся факты хозяйственной жизни предприятия, которая позволяет объединить их в единую модель: учет — анализ — аудит;

2) аналитические показатели;

3) аудиторские доказательства [5].

В составе учетно-аналитических систем Гареевым Б.Р предложено выделять следующие элементы: планово-

контрольные расчеты, планово-учетные регистры, аналитический разрез плановоучетных данных, оценка и анализ качества учетно-аналитической информации. Под планово-контрольными расчетами следует понимать сбор, обработку и агрегирование информации в готовые к применению индикаторы (планово-контрольные показатели) управления. К ним следует относить расчеты норм, отклонений, интегральных целевых показателей. В конечном счете, исходные данные и результаты планово-контрольных расчетов свое отражение находят в плановоучетных регистрах. Планово-учетные регистры — это бюджеты, счета и отчеты,

предназначенные отражать перспективную, оперативную и ретроспективную информацию соответственно. Аналитический разрез планово-контрольных данных — это детализация информации в разрезе объектов управления. Оценку и анализ качества учетно-аналитической информации, формируемой в системе бюджетирования, предложено проводить в виде управленческого аудита [2].

Следует согласиться с Зубаревой

О.А., которая считает, что каждая организация имеет свою индивидуальную учетно-аналитическую систему, структура которой определяется:

1) информационными потребностями менеджеров;

2) действующей нормативно-правовой базой в области бухгалтерского учета и налогообложения;

3) иерархическими уровнями формирования информации (например, организация в целом, ее структурные подразделения и т.д.) [3].

На наш взгляд, учетно-аналитическая система коммерческой организации — это упорядоченная совокупность взаимодействующих, взаимосвязанных элементов, позволяющих сформировать учетно-аналитическое обеспечение бизнес-процессов коммерческой организации посредством сбора, регистрации, обобщения, анализа информации и осуществления контрольных действий в целях оценки рисков существенного ее искажения. Учетно-аналитическая система (УАС) коммерческой организации позволяет сформировать учетно-аналитическое обеспечение (УАО) управления бизнес-процессами на основе использования методик учета, анализа и аудита.

Учетно-аналитическая система коммерческой организации обеспечивает реализацию основных функций управления, в том числе учетную, аналитическую, планирования, контроля, мотивации и регулирования для принятия эффективных решений на всех уровнях управления.

Модель учетно-аналитической системы представлена на рис. 1.

J

Методики учета и анализа

Методики аудита

УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рис. 1. Модель учетно-аналитической

В зависимости от поставленной цели и спектра решаемых задач в рамках учетно-аналитической системы (УАС) функционируют различные подсистемы, в которых формируется учетно-аналитическое обеспечение управления бизнес-процессами.

Учетно-аналитическое обеспечение управления бизнес-процессами коммерческой организации включает:

системы коммерческой организации

1) нормативную информацию;

2) бухгалтерскую (учетную) информацию;

3) аналитическую информацию;

4) неучетную информацию.

Учетно-аналитическое обеспечение детализируется в разрезе традиционно выделяемых объектов учета, важнейшим из которых является собственный капитал.

Под учетно-аналитическим обеспечением управления собственным капиталом коммерческой организации нами понимается синтез различных видов информации о собственном капитале, формируемой учетно-аналитической системой организации для принятия управленческих решений.

При формировании учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом должны приниматься во внимание основополагающие концепции капитала (концепции поддержания финансового и физического капитала, концепция сохранения и наращения капитала, концепции управления стоимостью капитала и пр.).

Основными принципами формирования учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом являются:

- системный подход;

- вариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений;

- комплексный характер формирования управленческих решений;

- учет специфических особенностей организации.

Учетно-аналитическое обеспечение управления собственным капиталом призвано обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников организации, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних пользователей: потенциальных инвесторов, кредиторов, налоговые органы, аудиторские фирмы и др.

На учетно-аналитическое обеспечение управления собственным капиталом влияет ряд факторов, к наиболее значимым из которых можно отнести:

1) организационно-правовую форму (ОАО, ЗАО, ООО и т.д.);

2) размер коммерческой организации;

3) форму собственности (государственная, частная и т.д.);

4) принадлежность (российская организация, иностранная организация, с участием иностранного капитала и т. д.);

5) юридический статус организации (дочернее, зависимое, холдинг, МП и т.д.);

6) территорию функционирования (территория РФ, свободные экономические зоны, закрытые административнотерриториальные образования);

7) виды деятельности, предусмотренные учредительными документами;

8) отраслевую принадлежность;

9) выбранную организацией стратегию.

Все источники информации, используемые в процессе формирования учетноаналитического обеспечения управления собственным капиталом, можно разделить на группы внешние и внутренние.

К внутренним источникам относится информация, формируемая внутри коммерческой организации, к внешним источникам — информация, формируемая за ее пределами.

Как уже отмечалось, учетно-

аналитическое обеспечение управления собственным капиталом включает в себя четыре вида информации: нормативную, бухгалтерскую (учетную), аналитическую и неучетную. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Основой нормативной информации является нормативно-правовая база по учету собственного капитала коммерческой организации, состоящая из документов четырех уровней — законодательного, нормативного, методического и организационного.

Фундаментом УАО управления собственным капиталом является бухгалтерская (учетная) информация, на долю которой приходится более 75% финансовоэкономической информации, включая ту, которую принимают во внимание при выработке стратегических и текущих управленческих решений. Как справедливо отмечает Бархатов А.П., большинство организаций, ориентированных на рыночные взаимоотношения, испытывают вполне понятные потребности в бухгалтерской информации, потому что именно она в состоянии обеспечить нормальное функционирование предприятия [1].

Под бухгалтерской (учетной) информацией мы понимаем информацию, сформированную в системе бухгалтерского учета. В таблице 2 раскрыты основные виды бухгалтерской (учетной) информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Как видно из таблицы 2, все виды бухгалтерской информации можно классифицировать по характеру информации, периоду формирования, типу принимаемого решения и ориентировать как на внутренних, так и на внешних пользователей. Чтобы бухгалтерская информация была полезной, она должна иметь две характеристики: значимость и достовер-

ность, — считают Б. Нидлз, Х. Андерсон и Д. Колдуэлл [4].

Значимость — это возможность повлиять на результат принятого решения, т.е. должна иметь прогнозную ценность, обратную связь и быть своевременной. Прогнозная ценность информации означает ее полезность при составлении планов, обратная связь предполагает, что информация содержит что-либо о том, насколько верными оказались предыдущие ожидания; своевременность — поступление информации к пользователю в нужное время.

Достоверность — информация должна быть правдиво представлена, ее легко проверить, и она должна носить правдивый характер.

Таблица 2. Виды бухгалтерской (учетной) информации

№ Вид информации Характеристика информации Пользователи

1 По характеру информации

1.1 Количественная информация Представлена в цифровом виде, данные статистических исследований Внутренние пользователи

1.2 Качественная информация Представлена газетными сообщениями, данными Интернет-ресурсов, информационными программами Внешние и внутренние пользователи

2 По периоду формирования

2.1 Оперативная информация Служит для принятия текущих оперативных управленческих решений. Она может быть представлена как в количественном, так и в качественном выражении Внутренние пользователи

2.2 Прогнозная информация Информация о будущем финансовом положении, будущих финансовых результатах деятельности, будущем движении денежных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленная исходя из допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта Внутренние и внешние пользователи

2.3 Ретроспективная информация Информация о финансовом положении организации, содержащаяся в информационных массивах, накопленных за два и более лет. Внешние и внутренние пользователи

3 В зависимости от типа принимаемого решения

3.1 Оперативная информация Информация, которая необходима для принятия организацией управленческих решений в настоящее время Внутренние пользователи

3.2 Тактическая информация Информация, необходимая для осуществления краткосрочных планов и решений, которые будут необходимы для достижения стратегических целей в конкретных условиях Внутренние пользователи

3.3 Стратегическая информация Стратегическая информация представляет собой данные, прошедшие аналитическую обработку и позволяющие судить о результатах деятельности организации, с учетом разработанной и внедренной стратегии Внутренние пользователи

Основным источником информации о собственном капитале служит бухгалтерская отчетность коммерческой организации. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете», Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» сформулированы и определены общие требования к бухгалтерской отчетности, которые дают достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности. К числу таких требований, в частности, относятся: требование своевременности, непротиворечивости, полноты отражения всех фактов хозяйственной деятельности за отчетный год и результатов инвентаризации имущества и обязательств.

Информация о собственном капитале содержится в следующих формах:

- Бухгалтерский баланс (форма №1);

- Отчет о прибылях и убытках (форма №2);

- Отчет об изменениях капитала (форма №3);

- Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Если бухгалтерский баланс отражает структуру и состав собственного капитала на начало и конец отчетного периода, то Отчет об изменении капитала дополняет эти данные раскрытием информации о причинах изменения собственного капитала.

Помимо бухгалтерской информации, при формировании учетно-аналитического обеспечения собственного капитала особое внимание должно уделяться не только учетной информации, которая включает информацию, формируемую внутри организации в системах маркетинговой, финансовой, инвестиционной, операционной и бухгалтерской служб, а также информации, формируемой за пределами организации.

В целях повышения эффективности принимаемых решений в рамках учетно-

аналитической системы коммерческой организации необходимо формировать систему мониторинга внешних факторов макросреды и внутренних факторов микросреды, которая позволит осуществлять не только сбор и анализ информации, но и прогнозирование.

Так, по данным аналитической информации можно определять показатели эффективности и интенсивности использования собственного капитала на основе использования следующих методик анализа:

- рентабельности собственного капитала;

- оборачиваемости собственного капитала;

- эффекта финансового рычага;

- доходности собственного капитала

и др.

Для анализа неучетной информации могут использоваться следующие методы:

1) дисконтирование денежных потоков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) экспертные оценки (например, метод Дельфи);

3) экстраполяции;

4) логическое моделирование;

5) экономико-математическое моделирование;

6) системное прогнозирование и др.

Следует отметить, что аналитическая информация должна раскрывается не только для внутренних, но и для внешних пользователей.

Акционеры и потенциальные инвесторы благодаря «раскрытию информации» получают информацию, необходимую для принятия взвешенного решения об объекте вложения инвестиций. Раскрытие информации также идет на пользу непосредственно самому акционерному обществу, поскольку оно свидетельствует о подотчетности менеджеров акционерам, прозрачности для участников рынка ценных бумаг и способствует поддержанию доверия к обществу. Надлежащее раскрытие информации также обычно приводит к снижению затрат акционерного общества на привлечение капитала. Раскрывае-

мая информация может быть полезна и для других заинтересованных лиц. Кредиторы, поставщики, клиенты и работники акционерного общества могут использовать такую информацию для оценки собственного положения, реагирования на какие-либо изменения и организации своих отношений с обществом. И, наконец, полное раскрытие информации акционерными обществами жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций, поскольку такое раскрытие выступает одним из основных средств защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг рекомендовала акционерным обществам, созданным на территории Российской Федерации, следовать положениям Кодекса (Свода правил) корпоративного поведения, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации (протокол № 49 от 28 ноября 2001 г.).

Российский кодекс корпоративного поведения содержит целый ряд рекомендаций по улучшению практики корпоративного управления в области раскрытия информации. В частности Кодекс рекомендует перечень информации, в которой содержаться сведения о собственном капитале организации, которая должна быть представлена на годовом общем собрании акционеров:

- годовой отчет общества;

- баланс, отчет о прибыли и убытках;

- рекомендации совета директоров по распределению прибыли, в том числе по выплате дивидендов.

Проведенное анкетирование ряда акционерных обществ, раскрывающих информацию о собственном капитале в Кодексе корпоративного поведения, показало, что на сегодняшний день далеко не все организации понимают важность данного инструмента. Можно выделить ряд недостатков в части раскрытия ин-

формации о собственном капитале в Кодексах корпоративного поведения крупных организаций:

1) формальный подход к предоставлению отчетности;

2) отсутствие Положений об информационной политике и дивидендной политике акционерных обществ;

3) отсутствие во внутренних документах информации о сделках, которые могут оказать влияние на рыночную стоимость акций акционерного общества.

Системное предназначение различного рода показателей учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом организации обусловливает необходимость не только понимания органичности учетно-аналитического процесса, но и методологии взаимодействия ее отдельных видов информации: нормативной, бухгалтерской, аналитической и неучетной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Бархатов А.П. Международный учет: Учеб. пособие. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.

2. Гареев Б.Р Учетно-аналитическое обеспечение финансового бюджетирования: Автореф. ... канд. эконом. наук. — Казань, 2009.

3. Зубарева О.А. Формирование учетного обеспечения в сельскохозяйственных организациях // Бухгалтерский учет. — 2009. — №3. — С.75-79.

4. Нидлз Б. и др. Принципы бухгалтерского учета/ Б. Нидлз, Х. Андерсон и Д. Колдуэлл: пер. с англ./ под ред. Соколова Я.В. — 2-е изд., стереотип. — М.: Финансы и статистика, 2004. — С.

117-119.

5. Никулина Л.Н. Формирование учетно-аналитической системы обязательств на промышленных предприятиях: Дисс. к э.н. — Орел, 2002.

6. Попова Л.В. Основные теоретические принципы построения учетноаналитической системы / Л.В. Попова, Б. Г. Маслов, И. А. Маслова // Финансовый менеджмент. — 2003. — №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.