© Евстафьева Е.М.,
к.э.н., доцент каф. ««Бухгалтерский учет», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Эл. почта: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОАНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Эффективность управления собственным капиталом любой коммерческой организации в значительной мере зависит от качества информации, формируемой в рамках ее учетно-аналитической системы. В зависимости от поставленной цели и спектра решаемых задач, в рамках учетно-аналитической системы (УАС) функционируют различные подсистемы, в которых формируется учетно-аналитическое обеспечение управления бизнес-процессами.
В статье рассмотрены особенности формирования учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом коммерческой организации. Особое внимание уделено взаимодействию отдельных видов информации (нормативной, бухгалтерской, аналитической и не учетной), используемой в процессе формирования учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом.
Ключевые слова: Собственный капитал, учетно-аналитическая система коммерческой организации, учетноаналитическое обеспечение управления собственным капиталом, бухгалтерская информация, раскрытие информации
При принятии управленческих решений от качества информации, формируемой в рамках учетно-аналитической системы коммерческой организации, в значительной степени зависит рыночная стоимость организации, эффективность управления собственным капиталом, темпы экономического развития и другие показатели, формирующие уровень благосостояния собственников организации. Другими словами, чем больший размер собственного капитала используется организацией, тем выше становится роль качественной информации, необходимой для принятия финансовых решений.
Значительный вклад в исследование теоретических и методологических аспектов формирования учетно-аналитической системы и учетно-аналитического обеспечения управления бизнес-процессами внесли такие отечественные ученые как ПС. Безруких, Н.А. Блатов, И.Н. Богатая, С.А. Бороненкова, Н.А. Бреславце-ва, М. А. Вахрушина, О.В. Голосов,
B.Г. Гетьман, О.В. Ефимова, В.Р. Захарьин, В.Б. Ивашкевич, Т.П. Карпова, АН. Кизилов, В.В. Ковалев, О.И. Коль-вах, Н.П. Кондраков, М.И. Кутер, Н.Т Ла-бынцев, И. А. Маслова, Б.Г.Маслова, М. В. Мельник, Е. А. Мизиковский,
C.А. Николаева, О.Е. Николаева, В.Д. Новодворский, В.И. Петрова, Л.В. Попова, НИ. Пономарева, В.Ф. Палий, Ф.Б. Ри-поль-Сарагаси, Я.В. Соколов, Н.А. Тычи-нина, Л.В. Усатова, А.Н. Хорин, А.Д. Шеремет, Л.З. Шнейдман и др.
Попова Л. В., Маслова И. А. и Маслова Б.Г считают, что учетно-аналитическая система в широком смысле — это система, базирующаяся на бухгалтерской информации, включающей оперативные данные и использующей для экономического анализа статистическую, техниче-
скую, социальную и другие виды информации. Поэтому в широком плане учетноаналитическая система представляет собой сбор, обработку и оценку всех видов информации, потребляемой для принятия управленческих решений на микро- и макроуровнях. Суть ее заключается в объединении учетных и аналитических операций в один процесс, в проведении оперативного микроанализа, обеспечении непрерывности этого процесса и использовании его результатов при выработке рекомендаций для принятия управленческих решений. При этом общая методология и нормативные положения учета и анализа совершенствуются для рационального использования в единой учетноаналитической системе [6].
Никулина Л.Н. отмечает, что учетно-аналитическая система является важной органической частью процесса управления предприятием и включает в себя следующие элементы:
1) специальную методику (технологию) системных записей, объективно отражающих свершившиеся факты хозяйственной жизни предприятия, которая позволяет объединить их в единую модель: учет — анализ — аудит;
2) аналитические показатели;
3) аудиторские доказательства [5].
В составе учетно-аналитических систем Гареевым Б.Р предложено выделять следующие элементы: планово-
контрольные расчеты, планово-учетные регистры, аналитический разрез плановоучетных данных, оценка и анализ качества учетно-аналитической информации. Под планово-контрольными расчетами следует понимать сбор, обработку и агрегирование информации в готовые к применению индикаторы (планово-контрольные показатели) управления. К ним следует относить расчеты норм, отклонений, интегральных целевых показателей. В конечном счете, исходные данные и результаты планово-контрольных расчетов свое отражение находят в плановоучетных регистрах. Планово-учетные регистры — это бюджеты, счета и отчеты,
предназначенные отражать перспективную, оперативную и ретроспективную информацию соответственно. Аналитический разрез планово-контрольных данных — это детализация информации в разрезе объектов управления. Оценку и анализ качества учетно-аналитической информации, формируемой в системе бюджетирования, предложено проводить в виде управленческого аудита [2].
Следует согласиться с Зубаревой
О.А., которая считает, что каждая организация имеет свою индивидуальную учетно-аналитическую систему, структура которой определяется:
1) информационными потребностями менеджеров;
2) действующей нормативно-правовой базой в области бухгалтерского учета и налогообложения;
3) иерархическими уровнями формирования информации (например, организация в целом, ее структурные подразделения и т.д.) [3].
На наш взгляд, учетно-аналитическая система коммерческой организации — это упорядоченная совокупность взаимодействующих, взаимосвязанных элементов, позволяющих сформировать учетно-аналитическое обеспечение бизнес-процессов коммерческой организации посредством сбора, регистрации, обобщения, анализа информации и осуществления контрольных действий в целях оценки рисков существенного ее искажения. Учетно-аналитическая система (УАС) коммерческой организации позволяет сформировать учетно-аналитическое обеспечение (УАО) управления бизнес-процессами на основе использования методик учета, анализа и аудита.
Учетно-аналитическая система коммерческой организации обеспечивает реализацию основных функций управления, в том числе учетную, аналитическую, планирования, контроля, мотивации и регулирования для принятия эффективных решений на всех уровнях управления.
Модель учетно-аналитической системы представлена на рис. 1.
J
Методики учета и анализа
Методики аудита
УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Рис. 1. Модель учетно-аналитической
В зависимости от поставленной цели и спектра решаемых задач в рамках учетно-аналитической системы (УАС) функционируют различные подсистемы, в которых формируется учетно-аналитическое обеспечение управления бизнес-процессами.
Учетно-аналитическое обеспечение управления бизнес-процессами коммерческой организации включает:
системы коммерческой организации
1) нормативную информацию;
2) бухгалтерскую (учетную) информацию;
3) аналитическую информацию;
4) неучетную информацию.
Учетно-аналитическое обеспечение детализируется в разрезе традиционно выделяемых объектов учета, важнейшим из которых является собственный капитал.
Под учетно-аналитическим обеспечением управления собственным капиталом коммерческой организации нами понимается синтез различных видов информации о собственном капитале, формируемой учетно-аналитической системой организации для принятия управленческих решений.
При формировании учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом должны приниматься во внимание основополагающие концепции капитала (концепции поддержания финансового и физического капитала, концепция сохранения и наращения капитала, концепции управления стоимостью капитала и пр.).
Основными принципами формирования учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом являются:
- системный подход;
- вариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений;
- комплексный характер формирования управленческих решений;
- учет специфических особенностей организации.
Учетно-аналитическое обеспечение управления собственным капиталом призвано обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников организации, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних пользователей: потенциальных инвесторов, кредиторов, налоговые органы, аудиторские фирмы и др.
На учетно-аналитическое обеспечение управления собственным капиталом влияет ряд факторов, к наиболее значимым из которых можно отнести:
1) организационно-правовую форму (ОАО, ЗАО, ООО и т.д.);
2) размер коммерческой организации;
3) форму собственности (государственная, частная и т.д.);
4) принадлежность (российская организация, иностранная организация, с участием иностранного капитала и т. д.);
5) юридический статус организации (дочернее, зависимое, холдинг, МП и т.д.);
6) территорию функционирования (территория РФ, свободные экономические зоны, закрытые административнотерриториальные образования);
7) виды деятельности, предусмотренные учредительными документами;
8) отраслевую принадлежность;
9) выбранную организацией стратегию.
Все источники информации, используемые в процессе формирования учетноаналитического обеспечения управления собственным капиталом, можно разделить на группы внешние и внутренние.
К внутренним источникам относится информация, формируемая внутри коммерческой организации, к внешним источникам — информация, формируемая за ее пределами.
Как уже отмечалось, учетно-
аналитическое обеспечение управления собственным капиталом включает в себя четыре вида информации: нормативную, бухгалтерскую (учетную), аналитическую и неучетную. Рассмотрим более подробно каждый из них.
Основой нормативной информации является нормативно-правовая база по учету собственного капитала коммерческой организации, состоящая из документов четырех уровней — законодательного, нормативного, методического и организационного.
Фундаментом УАО управления собственным капиталом является бухгалтерская (учетная) информация, на долю которой приходится более 75% финансовоэкономической информации, включая ту, которую принимают во внимание при выработке стратегических и текущих управленческих решений. Как справедливо отмечает Бархатов А.П., большинство организаций, ориентированных на рыночные взаимоотношения, испытывают вполне понятные потребности в бухгалтерской информации, потому что именно она в состоянии обеспечить нормальное функционирование предприятия [1].
Под бухгалтерской (учетной) информацией мы понимаем информацию, сформированную в системе бухгалтерского учета. В таблице 2 раскрыты основные виды бухгалтерской (учетной) информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Как видно из таблицы 2, все виды бухгалтерской информации можно классифицировать по характеру информации, периоду формирования, типу принимаемого решения и ориентировать как на внутренних, так и на внешних пользователей. Чтобы бухгалтерская информация была полезной, она должна иметь две характеристики: значимость и достовер-
ность, — считают Б. Нидлз, Х. Андерсон и Д. Колдуэлл [4].
Значимость — это возможность повлиять на результат принятого решения, т.е. должна иметь прогнозную ценность, обратную связь и быть своевременной. Прогнозная ценность информации означает ее полезность при составлении планов, обратная связь предполагает, что информация содержит что-либо о том, насколько верными оказались предыдущие ожидания; своевременность — поступление информации к пользователю в нужное время.
Достоверность — информация должна быть правдиво представлена, ее легко проверить, и она должна носить правдивый характер.
Таблица 2. Виды бухгалтерской (учетной) информации
№ Вид информации Характеристика информации Пользователи
1 По характеру информации
1.1 Количественная информация Представлена в цифровом виде, данные статистических исследований Внутренние пользователи
1.2 Качественная информация Представлена газетными сообщениями, данными Интернет-ресурсов, информационными программами Внешние и внутренние пользователи
2 По периоду формирования
2.1 Оперативная информация Служит для принятия текущих оперативных управленческих решений. Она может быть представлена как в количественном, так и в качественном выражении Внутренние пользователи
2.2 Прогнозная информация Информация о будущем финансовом положении, будущих финансовых результатах деятельности, будущем движении денежных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленная исходя из допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта Внутренние и внешние пользователи
2.3 Ретроспективная информация Информация о финансовом положении организации, содержащаяся в информационных массивах, накопленных за два и более лет. Внешние и внутренние пользователи
3 В зависимости от типа принимаемого решения
3.1 Оперативная информация Информация, которая необходима для принятия организацией управленческих решений в настоящее время Внутренние пользователи
3.2 Тактическая информация Информация, необходимая для осуществления краткосрочных планов и решений, которые будут необходимы для достижения стратегических целей в конкретных условиях Внутренние пользователи
3.3 Стратегическая информация Стратегическая информация представляет собой данные, прошедшие аналитическую обработку и позволяющие судить о результатах деятельности организации, с учетом разработанной и внедренной стратегии Внутренние пользователи
Основным источником информации о собственном капитале служит бухгалтерская отчетность коммерческой организации. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете», Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» сформулированы и определены общие требования к бухгалтерской отчетности, которые дают достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности. К числу таких требований, в частности, относятся: требование своевременности, непротиворечивости, полноты отражения всех фактов хозяйственной деятельности за отчетный год и результатов инвентаризации имущества и обязательств.
Информация о собственном капитале содержится в следующих формах:
- Бухгалтерский баланс (форма №1);
- Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
- Отчет об изменениях капитала (форма №3);
- Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Если бухгалтерский баланс отражает структуру и состав собственного капитала на начало и конец отчетного периода, то Отчет об изменении капитала дополняет эти данные раскрытием информации о причинах изменения собственного капитала.
Помимо бухгалтерской информации, при формировании учетно-аналитического обеспечения собственного капитала особое внимание должно уделяться не только учетной информации, которая включает информацию, формируемую внутри организации в системах маркетинговой, финансовой, инвестиционной, операционной и бухгалтерской служб, а также информации, формируемой за пределами организации.
В целях повышения эффективности принимаемых решений в рамках учетно-
аналитической системы коммерческой организации необходимо формировать систему мониторинга внешних факторов макросреды и внутренних факторов микросреды, которая позволит осуществлять не только сбор и анализ информации, но и прогнозирование.
Так, по данным аналитической информации можно определять показатели эффективности и интенсивности использования собственного капитала на основе использования следующих методик анализа:
- рентабельности собственного капитала;
- оборачиваемости собственного капитала;
- эффекта финансового рычага;
- доходности собственного капитала
и др.
Для анализа неучетной информации могут использоваться следующие методы:
1) дисконтирование денежных потоков;
2) экспертные оценки (например, метод Дельфи);
3) экстраполяции;
4) логическое моделирование;
5) экономико-математическое моделирование;
6) системное прогнозирование и др.
Следует отметить, что аналитическая информация должна раскрывается не только для внутренних, но и для внешних пользователей.
Акционеры и потенциальные инвесторы благодаря «раскрытию информации» получают информацию, необходимую для принятия взвешенного решения об объекте вложения инвестиций. Раскрытие информации также идет на пользу непосредственно самому акционерному обществу, поскольку оно свидетельствует о подотчетности менеджеров акционерам, прозрачности для участников рынка ценных бумаг и способствует поддержанию доверия к обществу. Надлежащее раскрытие информации также обычно приводит к снижению затрат акционерного общества на привлечение капитала. Раскрывае-
мая информация может быть полезна и для других заинтересованных лиц. Кредиторы, поставщики, клиенты и работники акционерного общества могут использовать такую информацию для оценки собственного положения, реагирования на какие-либо изменения и организации своих отношений с обществом. И, наконец, полное раскрытие информации акционерными обществами жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций, поскольку такое раскрытие выступает одним из основных средств защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг рекомендовала акционерным обществам, созданным на территории Российской Федерации, следовать положениям Кодекса (Свода правил) корпоративного поведения, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации (протокол № 49 от 28 ноября 2001 г.).
Российский кодекс корпоративного поведения содержит целый ряд рекомендаций по улучшению практики корпоративного управления в области раскрытия информации. В частности Кодекс рекомендует перечень информации, в которой содержаться сведения о собственном капитале организации, которая должна быть представлена на годовом общем собрании акционеров:
- годовой отчет общества;
- баланс, отчет о прибыли и убытках;
- рекомендации совета директоров по распределению прибыли, в том числе по выплате дивидендов.
Проведенное анкетирование ряда акционерных обществ, раскрывающих информацию о собственном капитале в Кодексе корпоративного поведения, показало, что на сегодняшний день далеко не все организации понимают важность данного инструмента. Можно выделить ряд недостатков в части раскрытия ин-
формации о собственном капитале в Кодексах корпоративного поведения крупных организаций:
1) формальный подход к предоставлению отчетности;
2) отсутствие Положений об информационной политике и дивидендной политике акционерных обществ;
3) отсутствие во внутренних документах информации о сделках, которые могут оказать влияние на рыночную стоимость акций акционерного общества.
Системное предназначение различного рода показателей учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом организации обусловливает необходимость не только понимания органичности учетно-аналитического процесса, но и методологии взаимодействия ее отдельных видов информации: нормативной, бухгалтерской, аналитической и неучетной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Бархатов А.П. Международный учет: Учеб. пособие. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.
2. Гареев Б.Р Учетно-аналитическое обеспечение финансового бюджетирования: Автореф. ... канд. эконом. наук. — Казань, 2009.
3. Зубарева О.А. Формирование учетного обеспечения в сельскохозяйственных организациях // Бухгалтерский учет. — 2009. — №3. — С.75-79.
4. Нидлз Б. и др. Принципы бухгалтерского учета/ Б. Нидлз, Х. Андерсон и Д. Колдуэлл: пер. с англ./ под ред. Соколова Я.В. — 2-е изд., стереотип. — М.: Финансы и статистика, 2004. — С.
117-119.
5. Никулина Л.Н. Формирование учетно-аналитической системы обязательств на промышленных предприятиях: Дисс. к э.н. — Орел, 2002.
6. Попова Л.В. Основные теоретические принципы построения учетноаналитической системы / Л.В. Попова, Б. Г. Маслов, И. А. Маслова // Финансовый менеджмент. — 2003. — №5.