Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

450
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирий Анна Юрьевна, Игнатович Светлана Сергеевна

Введение : Статья посвящена проблеме формирования учебной мотивации учащихся младшего подросткового возраста. Определены эффективные методы и средства повышения мотивации. Проведен анализ учащихся. Методы исследования : Исследование проведено с помощью методов анализа научной литературы, синтеза и обобщения полученной информации, моделирования процесса повышения учебной мотивации учащихся. Выдвинуто предположение, что внедрение новых форм и методов обучения является значимым фактором повышения учебной мотивации. Результаты. Выявлено, что правильно выстроенная система стимуляции учащихся младшего подросткового возраста позволит сформировать учебную мотивацию Выводы и заключение : Выделены отличительные особенности и принципы методов и форм учебной мотивации. Определено, что апгрейд образовательной системы несёт за собой привлечение нестандартных способов и моделей организации учебного процесса, в результате использования которых у учащихся не только возникает целостное восприятие мира, формирование учебной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирий Анна Юрьевна, Игнатович Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF YOUNGER ADOLESCENCE

Introduction: The article is devoted to the problem of formation of educational motivation of students of younger adolescence. Effective methods and means of increasing motivation have been identified. The analysis of students is carried out. Research methods: The study was conducted using the methods of analysis of scientific literature, synthesis and generalization of the information received, modeling the process of increasing the educational motivation of students. It is suggested that the introduction of new forms and methods of teaching are a significant factor in increasing educational motivation. Results: It is revealed that the correct system of stimulation of students of younger adolescence, will allow to form educational motivation Conclusions and conclusion: Distinctive features and principles of methods and forms of educational motivation are highlighted. It is determined that the upgrade of the educational system entails the involvement of non-standard methods and models of the organization of the educational process, as a result of which students not only have a holistic perception of the world, the formation of educational motivation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

Теория и методика обучения и воспитания Method softraining and education

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-2-46-53 УДК- 37.018.26

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Анна Юрьевна Кирий

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-4008-8700 annakiriy.98@mail.ru

Светлана Сергеевна Игнатович

Кубанский государственный университет Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003-0479-6117 ssign67@mail.ru

Аннотация. Введение: Статья посвящена проблеме формирования учебной мотивации учащихся младшего подросткового возраста. Определены эффективные методы и средства повышения мотивации. Проведен анализ учащихся. Методы исследования: Исследование проведено с помощью методов анализа научной литературы, синтеза и обобщения полученной информации, моделирования процесса повышения учебной мотивации учащихся.

Выдвинуто предположение, что внедрение новых форм и методов обучения является значимым фактором повышения учебной мотивации. Результаты. Выявлено, что правильно выстроенная система стимуляции учащихся младшего подросткового возраста позволит сформировать учебную мотивацию

Выводы и заключение: Выделены отличительные особенности и принципы методов и форм учебной мотивации. Определено, что апгрейд образовательной системы несёт за собой привлечение нестандартных способов и моделей организации учебного процесса, в результате использования которых у учащихся не только возникает целостное восприятие мира, формирование учебной мотивации.

Ключевые слова: учебная мотивация, младший подростковый возраст, цифровые технологии, интегрированный урок.

Для цитирования: Кирий А.Ю., Игнатович С.С. Формирование учебной мотивации учащихся младшего подросткового возраста // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том.5. № 2. С. 46-53 DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-2-46-53

Original article.

FORMATION OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF

YOUNGER ADOLESCENCE

Anna Y.Kiriy

FSBEI HE "Kuban State University" Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0002-4008-8700 annakiriy. 9 8 @mail.ru

Svetlana S. Ignatovich FSBEI HE "Kuban State University" Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0003-0479-6117 ssign67@mail.ru

Abstract. Introduction: The article is devoted to the problem of formation of educational motivation of students of younger adolescence. Effective methods and means of increasing motivation have been identified. The analysis of students is carried out. Research methods: The study was conducted using the methods of analysis of scientific literature, synthesis and generalization of the information received, modeling the process of increasing the educational motivation of students.

It is suggested that the introduction of new forms and methods of teaching are a significant factor in increasing educational motivation.

Results: It is revealed that the correct system of stimulation of students of younger adolescence, will allow to form educational motivation

Conclusions and conclusion: Distinctive features and principles of methods and forms of educational motivation are highlighted. It is determined that the upgrade of the educational system entails the involvement of non-standard methods and models of the organization of the educational process, as a result of which students not only have a holistic perception of the world, the formation of educational motivation.

Keywords: educational motivation, early adolescence, digital technologies, integrated lesson

For citation: Kiriy A.Y. Ignatovich S.S. Formation of educational motivation of students of younger adolescence // Pedagogy: history, prospects. 2022. Vol. 5. No. 2. PP. 46-53 (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-2-46-53

Введение.

Анализ современной практики показывает, что порядка 60% учащихся при переходе из младшей школы в среднюю начинают получать более низкие отметки, проявляют меньший интерес к школьной жизни или вовсе отказываются посещать школу. Не имея опыта по преодолению снижения учебной мотивации и работы над собой, учащиеся отказываются предпринимать какие-либо попытки повышения своей успеваемости.

Формирование учебной мотивации в подростковом возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования в России. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, базовое требование к результатам обучающихся, которые освоили основную образовательную программу включает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности [1].

Современная научно-техническая революция требует ускоренного развития техногенной сферы. Это в полной мере относится и к образовательной сфере. Основным ресурсом образовательных программ и цифрового контента является информация, которой подросток владеет в огромном количестве, но в большинстве случаев не готов изучать материал досконально.

Проблема изучения мотивации является наиболее актуальной, поскольку в большей мере именно мотивация школьников определяет успешность образования. Отсутствие мотивации неизбежно ведет к снижению успеваемости, отказу от самообразования и общей деградации личности. Главная задача педагогов и психологов - совершенствование учения школьников как ведущего их вида деятельности, выявление условий, повышающих качество образования, среди которых важное значение имеет формирование и развитие мотивации учения [2].

Проблема мотивации учебной деятельности в психологии исследуется достаточно широко. Но, к сожалению, несмотря на большое количество исследований в данной области, эту проблему никак нельзя считать уже решеной во многих аспектах, так как те методы, которые были актуальны двадцать лет назад, уже устарели, необходимо искать новые методы стимулирования учебной мотивации подростков.

Психологическое изучение мотивации, её формирование являются двумя сторонами одного и того же процесса развития и воспитания мотивационной сферы целостной личности учащегося.

Для младшего подросткового возраста необходимо изучить особенности обучения, найти наиболее подходящие методы для формирования и развития личности, а также уметь прогнозировать успешность их применения [3].

Одной из причин отсутствия заинтересованности - частичная непригодность традиционных форм обучения для учащихся современного мира. Им присущи чувство собственного достоинства и самореализации и применении различных цифровых технологий. Поэтому знания, которые учащиеся получают в авторитарном режиме и бездоказательных утверждениях, которые никак не подкреплены видео- и аудио-фрагментами, виртуальными моделями, схемами вызывают лишь абсолютную незаинтересованность к предмету.

Очевидным является противоречие между усилением значимости учебной мотивации учащихся для всестороннего образования личности и недостатком эффективных способов для развития и дальнейшего формирования мотивации.

Каждый год увеличивается объем информации, которую школьникам обязательно необходимо освоить и понять. Из этого следует, что основная проблема заключается в поиске таких способов и средств, которые бы способствовали прочному и осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве таких средств следует рассматривать организацию исследовательской деятельности учащихся, в процессе которой у них формируется адекватная и положительная учебная мотивация.

Проблема исследования состоит в том, чтобы найти эффективные методы и средства для формирования учебной мотивации современных учащихся подросткового возраста.

Цель данной работы - выявление и обоснование моделей образовательной деятельности подростков, обеспечивающих высокий уровень их внутренней учебной мотивации.

Объект исследования - процесс формирования учебной мотивации подростков.

Предмет исследования - методика, способствующая развитию учебной мотивации учащихся младшего подросткового возраста.

Гипотеза исследования заключается в том, что методика формирования учебной мотивации учащихся младшего подросткового возраста будет эффективна, если:

- будут выявлены и учтены психологические особенности учебной мотивации у детей младшего школьного возраста;

- будет правильно выстроена система стимуляции учащихся младшего подросткового возраста.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить научную, педагогическую и методическую литературу по развитию и формированию учебной мотивации учащихся

- выявить особенности учебной мотивации в младшем подростковом возрасте;

- теоретически обосновать методы образовательной деятельности подростков, обеспечивающие высокий уровень их внутренней учебной мотивации.

Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические методы исследования: анализ, обобщение, теоретико-методологический анализ литературы по рассматриваемой проблеме.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что оно дает новые данные о повышении учебной мотивации учащихся младшего подросткового возраста.

Методы формирования учебной мотивации учащихся младшего подросткового возраста

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень мотивации школьников, побуждают их к старательному

т-ч V-» и

учению. В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято разделять методы обучения на:

- словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение),

- наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов),

- практические (лабораторные и практические работы) [4].

Говоря об обучении в общеобразовательной школе нельзя оставить без внимания тот факт, что не всегда в образовательном учреждении кабинеты обеспечены достаточным количеством материальных ресурсов, поэтому немаловажным является применение цифровых технологий.

1. Компьютерные наблюдения используются во время или после объяснения учителем пройденного материала. Работая с интерактивной моделью наблюдения, можно продемонстрировать какое-либо явление через проекционную аппаратуру. К данным наблюдениям относятся различные видео-сервисы. Согласно ряду исследований, в России и зарубежных странах более 50 % учителей используют контент, размещённый на видеохостинге YouTube в свободном доступе, во время проведения уроков или специальной образовательной платформе SchoolTube [5].

2. На платформах онлайн-обучения Khan Academy, IXL или Kahoot! открыт доступ к различного вида задачам, связанным с переменными параметрами, а так же задачи для решения с последующей компьютерной проверкой [7].

3. Лабораторные работы помогают усвоить и закрепить изученные разделы при различных экспериментах. При выполнении лабораторных работ учащиеся выстраивают систему графиков в цифровом формате, раскрывающих закономерности, формулируют собственные гипотезы и экспериментально опровергают и подтверждают их.

4. Документы и презентации - стандартный пакет Microsoft Office, облачные хранилища (Яндекс.Диск), Dropbox и другие различные ресурсы, которые дают возможность иметь удалённый доступ к различным документам, оставлять в них правки и комментарии, находящийся в общем доступе образовательный сервис Google Course Kit предоставляет использование инструментов Google: документы, презентации, таблицы, с помощью сервиса Canva составляются презентации по шаблонам. Для взаимодействия учителей, учеников и их родителей используют современные цифровые социальные медиа: ВКонтакте, Телеграмм и др. Данные технологии позволяют выстроить общение в менее формальной обстановке, что является удобным инструментом для учителя в управлении классом и донесения родителям информации, касающейся успеваемости и посещаемости их детей [6].

В социальных медиа можно создавать отдельные группы для классов, в которых размещаются домашние задания, назначаются встречи, ведутся мик-роблоги. Используя интернет-сервисы ДНЕВНИК.РУ его пользователи, которыми являются объекты внутренней образовательной среды (учителя, родители и учащиеся) имеют доступ к полному объёму информации, связанной с процессом обучения. Цифровая технология ДНЕВНИК.РУ содержит достоверную информацию обо всех мероприятиях образовательной организации, позволяет контролировать и размещать ежедневный отчёт о посещаемости уроков учащимися, а также их текущие оценки. «Дневник.ру» реализует следующие возможности [8]:

- ведение электронных дневников,

- ведение электронного журнала,

- выдача и получение домашних заданий,

- использование ресурсов библиотеки художественной литературы, меди-

атеки.

Существуют различные цифровые технологии, которые активно используются в образовательном процессе для повышения мотивации учащихся [9]:

- технология совместных экспериментальных исследований учителя и ученика;

- «Виртуальная реальность»;

- «Панорамные изображения»;

- «3D моделирование»;

- мультимедийный учебный контент;

- интерактивный электронный контент.

На сегодня цифровые технологии в образовательной школе:

- это средство донесения знаний к учащимся;

- это аппарат создания дидактических материалов;

- это новый способ преподавания дисциплины.

В последние годы перед современной педагогической наукой стоит вопрос о повышении интересов учащихся к учебной деятельности. Результаты исследования:

Данная работа посвящена проблеме формирования учебной мотивации учащихся младшего подросткового возраста. Формирование учебной мотивации учащихся основывается на социальном интересе, являющимся основной потребностью в данном возрасте. Эта проблема очень актуальна, её изучением занимались многие отечественные и зарубежные ученые, и психологи (Божович Л.И., Эльконин Д.Б., Немов Р.С., Леонтьев А.Н. и т.д.).

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография. / Л.И. Божович. - Москва: Педагогика, 2008.

3. Лукьянова, М. И. Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5 -11 класса. / М. И. Лукьянова, Н.В. Калинина. - URL: http://ouustzao.omr.obr55.ru/ (дата обращения: 20.03.2022)

4. Николаева, Н. В. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности / Н. В. Николаева // Народное образование, 2015. - № 7. - С. 44-45.

5. Цифровой образовательный видеохостинг https://www.schooltube.com/

6. АржаныхЕ.В. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника / Аржаных Е.В., Задорин И.В., Колесникова Е.Ю. // Лаборатория мониторинговых исследований. - апрель-июнь 2013 - выпуск №001.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka.x-pdf.ru/17psihologiya/577196-1-vipusk-001-rol-virtaaMh-socialnih-setey-zhizni-sovremennogo-shkolnika-laboratoriya-monitoringovih-issledovaniy.php (дата обращения: 20.03.2022).

7. 12 типов цифровых инструментов для школы http s://news. myseldon.com/ru/news/index/221382695

8. Школьная образовательная сеть «Дневник.ру»/Возможности http s ://dnevnik. ru/features

9. Шефер, Е. А. Использование цифровых технологий в образовательном процессе / Е. А. Шефер. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. -2021. - № 16 (358). - С. 22-25. - URL: https://moluch.ru/archive/358/79973/ (дата обращения: 12.04.2022).

REFERENCES

1. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 413 dated May 17, 2012 "On Approval of the Federal State educational Standard of secondary general education".

2. Bozhovich, L. I. Personality and its formation in childhood: monograph. L.I. Bozhovich. Moscow: Pedagogika, 2008.

3. Lukyanova, M. I. Methodology for studying the motivation of teaching students of grades 5-11. M. I. Lukyanova, N.V. Kalinina. URL: http://ouustzao.omr.obr55.ru/ (date addresses: 20.03.2022)

4. Nikolaeva, N. V. Creating conditions for the formation of positive emotions in students in relation to educational activities. N. V. Nikolaeva. National Education, 2015. No. 7. pp. 44-45.

5. Digital educational video hosting https://www.schooltube.com /

6. Arzhanykh E.V. The role of virtual social networks in the life of a modern schoolboy. Arzhanykh E.V., Zadorin I.V., Kolesnikova E.Yu. Laboratory of monitoring research. April-June 2013. issue No. 001. Access mode: http ://nauka.x-pdf.ru/17psihologiya/5 77196-1 -vipusk-001 -rol-virtualnih-socialnih-setey-zhizni-sovremennogo-shkolnika-laboratoriya-monitoringovih-issledovaniy.php (accessed: 20.03.2022).

7. 12 types of digital tools for school

http s://news. myseldon.com/ru/news/index/221382695

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. School educational network "Diary.ru'VOpportunities https://dnevnik.ru/features

9. Schaefer, E. A. The use of digital technologies in the educational process / E. A. Schaefer. - Text : direct. Young scientist. 2021. № 16 (358). Pp. 22-25. URL: https://moluch.ru/archive/358/79973 / (accessed 12.04.2022).

Информация об авторах: Кирий Анна Юрьевна, магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Направление 44.04.02 Психолого-педагогическое образование Программа Среднее образование г. Краснодар, Россия

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4008-8700 annakiriy.98@mail.ru

Игнатович Светлана Сергеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003 -0479-6117 ssign67@mail.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Anna Yrevna Kiriy, master student of FSBEI HE "Kuban State University"

Direction 44.04.02 Psychological and pedagogical education Secondary education program

Krasnodar, Russia

ORCID : http ://orcid. org/0000-0002-4008-8700 annakiriy. 9 8 @mail.ru

Ignatovich Svetlana Sergeevna, Ph.D. ped. Sci., Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University Krasnodar, Russia

https://orcid.org/0000-0003 -0479-6117 ssign67@mail.ru

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 27.02.2022 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 15.04.2022

Принятакпубликации / Accepted for publication: 25.04.2022

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests

© Кирий А.Ю. 2022 © Игнатович С.С. 2022 © «Педагогика: история, перспективы» 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.