Научная статья на тему 'Формирование учебной мотивации у школьников 6–9 классов на уроках обществознания (на примере школ г. Сургута)'

Формирование учебной мотивации у школьников 6–9 классов на уроках обществознания (на примере школ г. Сургута) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
814
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УРОВНИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ / ПРЕДМЕТ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» / ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ / СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / THE SUBJECT «SOCIETY STUDIES» / MOTIVATION / LEVELS OF STUDY MOTIVATION / TESTING ATTITUDE TOWARD STUDIES / WAYS OF IMPROVING STUDY MOTIVATION / EDUCATIONAL GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова С. Ю., Фролова Наталья Викторовна

В предложенной работе обосновывается положение о том, что в настоящее время одной из ключевых проблем общеобразовательной школы является низкая учебная мотивация школьников к усвоению отдельных предметов, в частности «Обществознания». Для выхода из подобной ситуации необходимо проводить целенаправленную и системную работу, совершенствовать уже известные методы и приемы, активно внедрять в учебный процесс разные виды дидактических игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова С. Ю., Фролова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Secondary School Students Study Motivation at Society Studies Classes (on the Example of Surgut Schools)

In the article the author grounds the statement that the low level of student motivation to study some subjects, particularly Society Studies, is one of the crucial problems of comprehensive school nowadays. To cope with this situation it is necessary to carry out regular goal-oriented work, improve the known methods and techniques and introduce various educational games into the study process.

Текст научной работы на тему «Формирование учебной мотивации у школьников 6–9 классов на уроках обществознания (на примере школ г. Сургута)»

ББК 74.266.3 УДК 372.8

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 6-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (на примере школ г. Сургута)

FORMING SECONDARY SCHOOL STUDENTS STUDY MOTIVATION AT SOCIETY STUDIES CLASSES (on the Example of Surgut Schools)

В предложенной работе обосновывается положение о том, что в настоящее время одной из ключевых проблем общеобразовательной школы является низкая учебная мотивация школьников к усвоению отдельных предметов, в частности «Обществознания». Для выхода из подобной ситуации необходимо проводить целенаправленную и системную работу, совершенствовать уже известные методы и приемы, активно внедрять в учебный процесс разные виды дидактических игр.

In the article the author grounds the statement that the low level of student motivation to study some subjects, particularly Society Studies, is one of the crucial problems of comprehensive school nowadays. To cope with this situation it is necessary to carry out regular goal-oriented work, improve the known methods and techniques and introduce various educational games into the study process.

Ключевые слова: мотивация, уровни учебной мотивации, предмет «Об-ществознание», диагностика отношения к учению, средства повышения учебной мотивации, дидактическая игра.

Key words: motivation, levels of study motivation, the subject «Society Studies», testing attitude toward studies, ways of improving study motivation, educational game.

Современный этап развития общества требует пересмотра подходов к существующей педагогической теории и сложившейся практике учебно-воспитательного процесса, совершенствования методов, приемов и средств обучения, результаты которых удовлетворяют как требования общества, так и возможности и интересы учащихся. На данный момент существует проблема слабой мотивации школьников среднего звена к учению в целом, и к отдельно взятым предметам. Так, школьники гуманитарного склада ума, прежде всего, склонны к изучению таких предметов, как история, литература, языки. Соответственно, школьники математического склада более ориентированы

на такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика и т.д. Однако перед школьным учителем стоит задача дать всем учащимся качественное образование, способствовать социализации подрастающего поколения.

С.Ю. МЕЛЬНИКОВА, Н.В. ФРОЛОВА

S.Y. MELNIKOVA, N.V. FROLOVA

Особая роль в реализации данной задачи отводится школьному курсу «Обществознание». Данный предмет на сегодняшний день является обязательным предметом для учащихся общеобразовательной школы.

В науковедении термин «обществоведение» («обществознание») объединяет все науки об обществе. В системе образования «обществознанием» называют учебную дисциплину (учебный предмет), в содержании которой представлена система знаний об обществе, за исключением исторических знаний, которые представлены в курсах всеобщей и отечественной истории [2, с. 12].

Таким образом, можно сказать, что обществознание как учебный предмет содержательно интегрирует достижения разных наук - политологии, философии, психологии, социологии, юриспруденции, экономики, педагогики и др. - с целью подготовить школьника к жизни в обществе, в современном глобальном мире.

Основная цель учебного предмета «Обществознание» - создание педагогических условий для социализации школьников, формирования их гражданской культуры, приобщения к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, что закреплено в основах конституционного устройства современной России. Курс обществознания имеет своей целью формирование гражданина, интегрированного в современное общество.

Достижение поставленной цели в системе образования невозможно без личностно-деятельностного подхода, активного включения школьников в учебный процесс в рамках предмета.

Проблема состоит в том, что эффективности изучения данного предмета явно не способствует теоретизация и наукообразие в преподавании общество-знания в современной российской школе. На данный момент учащиеся средних школ, проходящие курс «Обществознание», не заинтересованы в получении знаний по данному предмету. Обществознание является сложным предметом, с трудно усваиваемым материалом, включающим в себя элементы знаний из разных наук, и не каждый ученик способен усвоить такое количество понятий, связей по всем этим дисциплинам. Соответственно, можно констатировать, что у школьников наблюдается слабая мотивация к изучению данного предмета.

Существует четыре уровня учебной мотивации:

1) высокий уровень учебной мотивации свидетельствует о том, что ученик осознает важность учения, учебные цели для него привлекательны, он проявляет высокую познавательную активность, интерес ко всем предметам, к самостоятельной работе, занимает благоприятное статусное положение в классе [5, с. 14];

2) средний уровень учебной мотивации свидетельствует о том, что школьник положительно относится к школе, но учебные цели не осознаются, познавательная активность средняя, сосредоточен по интересу, самостоятельно выполняет только типовые задания, требует контроля со стороны учителя и родителей, дружит со многими учащимися в классе;

3) внешняя мотивация свидетельствует о том, что ученика привлекает внеучебная сторона, атрибутика школы;

4) низкий уровень учебной мотивации свидетельствует о том, что ученик отрицательно относится к школе, или вовсе к ней безразличен, требует контроля и помощи, к самостоятельным заданиям интереса не проявляет, нарушает дисциплину, близких друзей в классе не имеет.

В зависимости от того, какой уровень учебной мотивации выявлен у школьников, подбираются средства для развития познавательного интереса [5, с. 15].

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно и точно в процессе обучения учитывается уровень сформированности учебной мотивации у школьников.

В январе 2010 г. в школах г. Сургута было проведено анкетирование учащихся среднего звена с целью выявления уровня учебной мотивации к предмету «Обществознание», а также с целью определения причин сложившейся ситуации. Также был проведен опрос учителей-предметников по истории и обществознанию с целью определения роли дидактических игр в развитии мотивации школьников к изучению предмета «Обществознание».

Исследование проводилось методом письменного анкетирования, так как этот метод позволяет охватить большое количество респондентов (школьников). Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить, какой из уровней мотивации присутствует у школьников к учебной деятельности, а также определить их отношение к предмету «Обществознание».

Анкета для школьников включала в себя три блока вопросов. В основу опросника легла методика А.И. Клюевой, М.В. Демиденко [5, с. 13-17] под названием «Диагностика отношения к учению и учебным предметам». В первом и во втором блоках школьники посредством выбора варианта ответа на поставленные вопросы демонстрировали свое отношение к школе и к процессу учения. Обработка производилась в соответствии с ключом. Данная методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способных к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Результаты анкетирования школьников оказались достаточно противоречивыми. На вопрос, зачем ты вообще учишься, часть респондентов ответила, что хочет быть грамотным, а также с целью расширения своего кругозора, получения полных и глубоких знаний. Данные ответы говорят о наличии у школьников положительной мотивации к учению. Однако у этих же школьников звучали такие ответы, как «это мой долг», «заставляют родители», «заставляет классный руководитель», «чтобы похвалил учитель», а это, в свою очередь, говорит о сформированности отрицательной мотивации.

Данную противоречивую ситуацию позволил разрешить второй блок вопросов (выявляющий уровни учебной мотивации). По результатам проведенного исследования выяснилось, что у школьников к процессу обучения в целом наблюдается внешняя мотивация, то есть 3 уровень учебной мотивации. Об этом свидетельствует тот факт, что их, прежде всего, привлекает внеучебная сторона, атрибутика школы. Большинство учащихся приходит в школу не за знаниями, а с целью общения с друзьями и просто провести время.

Помимо этого, полученные результаты исследования показали, что до -статочно велик и 4 уровень мотивации. Это означает, что у данных детей гораздо хуже обстоят дела в школе. Они, в отличие от тех, у кого присутствует мотивация 3 уровня, неохотно посещают школу, предпочитая пропускать занятия. Такие ребята обычно испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. На фоне этого у них может сформироваться школьная дезадаптация. Школа может стать для них просто ненавистной и враждебной средой. Такие ученики в старших классах особенно запускают учебу, так как не видят в ней смысла. Тогда даже родители, ранее заставлявшие ребенка посещать школу, оказываются бессильными перед такой проблемой.

Несмотря на подобные результаты, нельзя сказать, что сегодняшняя школа не может или не хочет заинтересовать большинство детей. Спад учебной мотивации в целом характерен для школьников среднего звена. Можно выделить следующие причины спада школьной мотивации:

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

10. Отношения между сверстниками.

11. Крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения.

12. Чувство взрослости [3, с. 20; 1, с. 47-48].

У подростка формируется своя позиция. Он стремится к самостоятельности и отвергает какую-либо помощь и определенный контроль со стороны взрослых [4, с. 44].

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Нередко подросток начинает ориентироваться на своих товарищей, подражая им, иногда заимствуя не только хорошее, но и плохое. Он старается чаще бывать с товарищами и все перенимает у них: интересуется тем, чем интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Как правило, друзья подростка бывают для него и «самыми умными», и «самыми красивыми», и «самыми веселыми». Словом, у подростка появляется образец, ориентирующий и направляющий его поведение. И если его друзьям не интересен какой-то предмет или учеба в целом, для подростка это тоже становится неинтересным [6, с. 57-58].

В результате понижения мотивации школьник начинает отставать в усвоении учебной программы. Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе.

Последний блок вопросов был направлен на выявление уровня учебной мотивации к предмету «Обществознание». Перед школьниками стояла задача выбора определенного утверждения из предложенного списка, характеризующего их отношение к предмету.

Относительно предмета «Обществознание» можно констатировать, что у учащихся наблюдается средний уровень учебной мотивации к данному предмету. Так, для большинства респондентов (84% опрошенных учащихся)

предмет «Обществознание» является достаточно интересным и занимательным, способствующим развитию общей культуры.

Среди разнообразных мотивов изучения обществознания школьники в качестве ведущих отмечали следующие: «предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире», «учитель интересно объясняет».

Однако такая положительная ситуация была в первую очередь характерна для одной из школ. Учащиеся другой школы (78%) преимущественно считают, что предмет «Обществознание» не заставляет их думать, не интересен, или интересны только отдельные факты, а некоторые аспекты предмета трудны для изучения. Так, особое затруднение у учащихся вызывает усвоение отдельных понятий, положений, концепций. Зачастую материал, представленный в учебниках, школьникам самостоятельно осмыслить сложно, подчас они не могут выполнить задания, предложенные авторами учебника при изучении той или иной темы, раздела.

Данной категории школьников присущи общие черты в обществоведческой подготовке:

- пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;

- пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;

- недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения;

- ученик не может воспроизвести определения понятий, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Опираясь на данные проведенного анкетирования в школах г. Сургута, можно констатировать, что учащиеся имеют в целом отрицательную мотивацию к учению, школа мало привлекает их для того, чтобы получать знания, умения, навыки; знания, полученные на уроках обществознания, как считают сами школьники, не пригодятся им в жизни (ни для будущей профессии, ни в какой-либо реальной ситуации); уроки обществознания проводятся в своем большинстве традиционно, многие темы повторяются из года в год. Все это приводит к тому, что учащиеся становятся апатичными, они воспринимают учение как долг перед родителями или классным руководителем, в лучшем случае учатся для того, чтобы родители как-то поощрили их. Частично такую ситуацию можно объяснить психолого-возрастными изменениями школьников среднего звена. На данном возрастном этапе для школьников важно мнение сверстников, а не учителя и родителей, они переживают переходный период, пытаются попробовать себя в роли взрослых, берут на себя много обязанностей, с которыми зачастую не справляются.

Таким образом, можно сказать, что проблема слабой учебной мотивации к отдельным предметам является одной их ключевых проблем в образовании. Поэтому существует необходимость поиска решений этой проблемы.

В связи с этим был проведен опрос преподавателей-предметников с целью выявления, насколько учителя обращаются к вопросу учебной мотивации школьников и обращаются ли вообще, а также с целью определения наиболее оптимальных средств развития мотивации к предмету «Общество-знание».

В результате опроса учителей-предметников выяснилось, что 50% опрошенных респондентов считают, что изучение учебной мотивации является важным аспектом в преподавании обществознания. Так, в школе № 15 г. Сургута школьные психологи регулярно проводят диагностики с целью выявления уровня учебной мотивации у школьников. Другие 50% опрошенных учителей согласны, что развитие учебной мотивации важно, но из-за отсутствия времени и специальной подготовки они не занимаются данным вопросом.

Относительно предмета «Обществознание» можно выделить следующую ситуацию. Большинство участников опроса (95%) считает, что предмет «Обществознание» является сложным и малозанимательным из-за объемности материала, разнообразия входящих в него других дисциплин, круга одних и тех же тем, повторяющихся из года в год. Так, например, разделы «Семья», «Личность» изучаются в 8-ом, 9-ом и в 10-ом классах. 50% респондентов считает, что дидактическая игра способна повысить уровень учебной мотивации школьников на уроках обществознания за счет ее разносторонности, эмоциональности, присутствия духа соревновательности. Так, учителя школ № 15 и № 46 неоднократно проводили дидактические игры на темы: «Экономическая деятельность», «Политическая жизнь общества», «Общение как вид деятельности» и другие. Однако, несмотря на положительную оценку, данную дидактическим играм, ряд учителей считает, что существуют более эффективные способы развития учебной мотивации, но не указывают, в чем они заключаются.

Учитывая сложившуюся ситуацию, педагоги при отборе методов и средств преподавания особое внимание должны уделять тем методическим категориям, которые, прежде всего, направлены на формирование и поддержание учебной мотивации школьников к предмету. Формированию мотивации на уроках обществознания в целом способствуют: занимательность изложения (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи учителя, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся). Важным элементом формирования мотивации может стать ситуация выбора. Например, выбор при наличии вариантов ответа, выбор собственного решения без предлагаемых вариантов, выбор заданий разного уровня сложности, выбор наиболее интересных ситуаций и учебных задач (а также тем для дискуссии, графических или литературных произведений и т.п.), выбор работы в определенной группе (сможет определяться составом группы или заданием, которое эта группа выполняет).

Существует множество приемов работы со средствами обучения, направленное на развитие учебной мотивации школьников на уроках обще-ствознания. К ним можно отнести работу с документами, например, провести внешнюю и внутреннюю критику документа, выполнить творческие задания. Просмотр на уроках видеосюжетов, отражающих состояние современной действительности, с целью обсуждения и анализа, также является одним из приемов работы, направленных на развитие интереса у учащихся к изучению общественных процессов, происходящих в стране. Различные приемы работы с учебной наглядностью также способствуют развитию учебной мотивации

по предмету «Обществознание». Так, подробный анализ учебных картин позволит школьникам лучше осмыслить изучаемые аспекты определенной темы, а, соответственно, заинтересует их. Проведение на уроках дискуссий и диспутов, несомненно, активизирует познавательный интерес школьников, на таких занятиях они учатся аргументировать свою точку зрения, доказывать положения определенной теории. Положительно влияет на формирование учебной мотивации проведение школьных экскурсий во внеучебное время.

Одним из наиболее эффективных средств повышения учебной мотивации является дидактическая игра, поскольку весь спектр ее возможностей позволяет активизировать познавательный интерес школьников.

Можно отметить, что многие учителя школ г. Сургута отказываются от проведения занятий в игровой форме в связи с тем, что это требует больших затрат времени, специальной подготовки как учителей, так и учащихся. Однако, если не совершенствовать уже имеющиеся методы и средства обучения и не внедрять новые, сложившаяся в школе ситуация с низкой за-мотивированностью школьников относительно процесса обучения так и не изменится.

Литература

1. Бабанский, Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения [Текст] // Народное образование. - 1986. - № 11. - С. 105-111.

2. Боголюбов, Л.Н. Введение в обществознание [Текст]: учебное пособие для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. - 5-е изд. - М., 2000. - 270 с.

3. Воронкова, И.В. Особенности учебной мотивации и интеллектуального развития старших подростков, обучающихся в разных дидактических системах [Текст] / И.В. Воронкова // Психология обучения: Дайджест. - 2005. - № 2. - С. 19 - 22.

4. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н.И. Гуткина. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 207 с.

5. Педагогическая психология: Методики и тесты [Текст] / М.В. Демиденко, А.И. Клюева. -Самара: Бахрах-М, 2004. - 144 с.

6. Фридман, Л.М. Изучение личности и ученических коллективов [Текст]: кн. для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.