Научная статья на тему 'Формирование учебной мотивации студентов технических вузов'

Формирование учебной мотивации студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2149
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамаева Нурия Аделевна, Агапова Юлия Борисовна

В результате краткого обзора основных направлений, посвященных изучению проблем, связанных с учебной мотивацией студентов вузов, теоретически обоснована необходимость и возможность ее формирования у студентов технических вузов в процессе изучения математических дисциплин. Новым в исследовании является рассмотрение специфики формирования учебной мотивации студентов технических вузов с позиций качественного обновления профессиональной подготовки будущего специалиста: использование квазипрофессиональной деятельности в процессе изучения математических дисциплин. Результаты эмпирического исследования стали основой для построения педагогической модели формирования учебной мотивации студентов технических вузов в процессе изучения математических дисциплин. Библиогр. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамаева Нурия Аделевна, Агапова Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

As a result of a brief survey of the fundamental schools, devoted to the study of the problems connected with educational motivation of students of technical universities, the authors theoretically proves the necessity and possibility of its formation among students of technical universities in the process of studying mathematical disciplines. The novelty of the research is to study the specific character of the formation of educational motivation of students of technical universities with the relation to the qualitative renewal of vocational training of a future specialist: the use of quasi-professional activity in the process of studying mathematical disciplines. The results of the empirical study are taken as the basis for making a pedagogical model of the formation of educational motivation of students of technical universities in the process of studying mathematical disciplines.

Текст научной работы на тему «Формирование учебной мотивации студентов технических вузов»

ББК 74.580.23

Н. А. Мамаева, Ю. Б. Агапова Астраханский государственный технический университет

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В информационном обществе третьего тысячелетия перед современным высшим техническим образованием стоит задача подготовки специалистов, способных эффективно работать с информацией, преобразовывать ее в активное знание, которое позволит им решать сложные проблемы как в процессе обучения, так и в будущей профессиональной деятельности.

Кардинальные изменения, происходящие в социально-экономической жизни России последних лет, потребовали пересмотра приоритетов в системе подготовки инженерных кадров и определили одну из важнейших целей высшей технической школы - подготовку будущего инженера к самостоятельной профессионально-творческой деятельности как необходимое условие формирования личности студента, мотивированной на творческую реализацию личностного потенциала, профессиональных умений и навыков.

В числе психолого-педагогических проблем высшей школы наиболее значимой является проблема формирования учебной мотивации студентов, поскольку ее высокий уровень является одним из наиболее действенных средств повышения эффективности и качества учебного процесса. Таким образом, вопрос об учебной мотивации - это, по существу, вопрос о качестве учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности в значительной мере определяют отношение студента к решению поставленных перед ним профессиональных задач, создают предпосылки эффективности и результативности самой профессиональной деятельности.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил нам выявить многозначность понятия «мотив». В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотив наделяется функцией направления деятельности, ее регуляции, смыслообразующей функцией. Он служит основанием для выбора целей, средств и способов действия, выступает как конечная цель поведения или его повод. В настоящее время в педагогике нет единого мнения относительно сущности мотивов учебной деятельности. Понимаемые как источник активности и одновременно как система побудителей учебной деятельности мотивы изучаются в самых разных аспектах. В связи с этим Е. П. Ильин за мотив учебной деятельности принимает все факторы, обусловливающие проявление учебной активности. К ним относятся потребности, цели, установки, чувство долга и т. д. [1].

Мотив и цель, как считает Б. Ф. Ломов [2], образуют «вектор» деятельности, определяют ее направление, величину усилия, развиваемого субъектом при выполнении деятельности. Реальной ситуацией, в которой возможна актуализация целевой установки студента, является учебное занятие. Мотив учебной деятельности - это направленность обучающегося на отдельные стороны учебного процесса, связанная с внутренним отношением к нему.

Понятие «учебная мотивация» мы рассматриваем как процесс, метод и средство побуждения обучаемых к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу студента.

Исходя из обоснованной в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, М. С. Кагана, А. А. Кирсанова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. К. Марковой, Г. И. Щукиной, Д. Б. Эльконина и других ученых концепции учебной деятельности, мы выявили, что учебная деятельность - это ключевое понятие в педагогике и ее структурными компонентами являются:

— цель учения, определяемая потребностями и мотивами обучаемых;

— учебно-познавательная деятельность обучаемого, обладающая определенным содержанием;

— знания, умения и навыки, с помощью которых происходит овладение научными знаниями и способами применения их на практике.

Таким образом, мотивы учения занимают ведущее место среди факторов, определяющих продуктивность дидактического процесса. Они влияют на интенсивность внимания, качество запоминания, понимание прочитанного материала, результаты мыслительной деятельности.

В нашем понимании учебная мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможна активизация учебной деятельности и развитие творческого потенциала будущих инженеров при решении ряда профессиональных задач.

Анализ исследований (В. В. Давыдов, В. С. Ильин, Н. Ф. Талызина, А. А. Вербицкий, Б. Ф. Ломов, Н. В. Немова, Ю. М. Орлов и др.) позволил установить, что через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели самих обучаемых. Через содержание учебной деятельности формируется определенное отношение студентов к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального развития студента; систематический контроль над учебной деятельностью и его результаты используются для формирования ответственности и принятия корректирующих решений.

В процессе исследования было установлено, что концепция мотивации учебной деятельности студента позволяет определить новые подходы в организации и проведении занятий, активизирующих работу студентов в процессе овладения ими знаний по конкретному предмету в вузе. В целом можно утверждать, что мотивация учебной деятельности требует:

— создания у студента ориентировки в предстоящей деятельности (Н. Ф. Талызина, 1986) [3];

— создания условий для развития положительных мотивов (Н. В. Немова, 2002) [4];

— усиления внимания студента к содержанию изучаемого материала, к овладеваемым им способам действия (В. В. Давыдов, 1986) [5];

— организации деятельности, актуализирующей необходимые мотивационные состояний, когда ведущими мотивами становятся осознание общественной, практической и другой значимостей учебной деятельности (А. А. Вербицкий, 1998) [6];

— поддержания стремления у студентов к саморазвитию и самообразованию (Ю. М. Орлов, 1998) [7].

Таким образом, приоритетными в учебной деятельности студента становятся:

— самостоятельная постановка цели и осознание смысла осуществляемой им деятельности;

— самостоятельное усвоение базовых инженерных знаний и умений;

— формирование и развитие интеллектуально-познавательных процессов, устойчивой профессиональной мотивации достижения успеха.

При проектировании процесса обучения студентов нами был определен комплекс дидактических условий для успешного формирования учебной мотивации студентов вузов: определение целей учебной деятельности; отбор содержания учебного материала, форм, методов и средств обучения; диагностика уровней сформированности учебной мотивации; отбор и конструирование средств формирования учебной мотивации, способствующих активизации учебной деятельности студента; анализ процесса и результатов формирования учебной мотивации, способствующих активизации учебной деятельности студента; комплекс дидактических условий, разрабатывающий механизм включения квазипрофессиональной деятельности как основы формирования учебной мотивации студентов технических вузов в процессе изучения математических дисциплин. Комплекс включает в себя:

— диагностику уровней сформированности учебной мотивации;

— определение целей учебной деятельности; отбор содержания учебного материала, форм, методов и средств обучения;

— отбор и конструирование средств формирования учебной мотивации;

— анализ процесса и результатов формирования учебной мотивации.

Для анализа динамики формирования учебной мотивации мы использовали различные диагностические методики: анкетирование, тест-опросник, тестовые задачи, контроль знаний, наблюдение в ходе занятий, консультации. Тест-опросник, разработанный Т. Д. Дубовицкой [8], предназначен для диагностики направленности мотивации изучения предмета, а для измерения мотивации успеха и мотивации боязни неудачи мы в своем исследовании использовали опросник для измерения потребности в достижениях Ю. М. Орлова [9].

Анкетирование как метод исследования дает возможность продиагностировать в структуре мотивации учебной деятельности такой элемент, как постановка студентами цели. Нами были составлены вопросы по анализу целеполагания у студентов в процессе изучения предметов математического цикла.

Все эти диагностические методики используются для измерения на каждом этапе формирования учебной мотивации.

Все это, включая обобщенный фактический материал, позволило описать три уровня сформированности учебной мотивации студентов и выявить их отличительные черты. Эти уровни конкретизировались в реальных условиях образовательного процесса технического вуза.

— 1 уровень - низкий - характеризуется направленностью на теоретические знания, на репродуктивные виды мыслительной деятельности;

— 2 уровень - средний - характеризуется направленностью на теоретические и прикладные знания, на продуктивные виды мыслительной деятельности;

— 3 уровень - высокий - характеризуется направленностью на прикладные знания, на продуктивные виды мыслительной деятельности, на способы применения знаний и способы практических действий.

В ходе формирующего эксперимента нами была использована система дидактических средств, разрабатывающая механизм включения квазипрофессиональной деятельности в ходе изучения математических дисциплин в образовательный процесс современного технического вуза как основу формирования учебной мотивации.

Мы использовали целый спектр методов и средств мотивации учебной деятельности студента, включая приемы отбора и структурирования учебного материала, специальные задания и упражнения, различные формы проведения практических занятий. Для оперативной коррекции своих действий мы применяли средства диагностического анализа. В соответствии с целями решались задачи по самостоятельному усвоению студентами базовых знаний и умений, формированию и развитию интеллектуально-познавательных процессов, устойчивой профессиональной мотивации достижения успеха, а также созданию доброжелательной атмосферы, способствующей раскрытию и проявлению личности студента.

Использование контекстного обучения с элементами проблемного предъявления материала является одним из главных методов обучения при формировании учебной мотивации студентов. При изучении предметов математического цикла главным в понимании нового являются навыки и приемы логического мышления, т. к. на занятиях студенты обобщают математический материал, выстраивают доказательства, анализируют ситуации и критически мыслят. Одним из приемов, стимулирующих деятельность студента, является постановка и решение нестандартных задач.

Использование проблемного изложения учебного материала помогало студентам в поиске личностного смысла собственной самостоятельной инженерной деятельности, представления и осознания себя в будущей профессиональной роли. Общение в режиме диалога не только способствовало смысловому контакту педагога и студента, но и развивало рефлексивные механизмы мышления, самоанализ, самоконтроль, активизировало интерес к познавательным и творческим процессам, способствовало развитию творчества. Вариативность предложенных задач, различных по уровню сложности, нацеливала студентов на высокие достижения в учебнопрофессиональной деятельности.

Включение в учебный процесс творческих, интегрированных задач, нацеленных на формирование у студентов основных и профессиональных умений, позволяет совершенствовать умения, формулировать проблему, строить гипотезу, планировать систему действий, направленных на решение задачи, осуществлять познавательный процесс в условиях новой ситуации, применять общенаучные и конкретные методы исследования. Знание научных фактов и теоретических основ закрепляется у студентов посредством прикладной творческой деятельности, что способствует формированию умений разрешать проблемы повседневной жизни или той области материальной культуры, с которой они будут связаны профессионально. В ходе решения таких задач сокращается исполнительская деятельность и увеличивается творческая, поисковая. Тем самым мотивация предполагает все более высокий уровень в сознании студентов.

В процессе исследования мы сконструировали педагогическую модель, интегрирующую в себе ценностный, процессуальный и оценочный этапы. Данная модель позволяет в условиях квазипрофессиональной деятельности расширять пространство возможностей для реализации творческого потенциала студента как основы формирования учебной мотивации. Модель способствует переносу акцента с обучения под руководством преподавателя на саморазвитие, самообразование, самостоятельное приобретение знаний студентом. Применение данной модели позволяет повысить мотивацию студентов к активному и глубокому изучению фундаментальной дисциплины - математики, увеличить долю их личной ответственности за конечный результат, а также дает возможность подготовить специалиста с высокой профессиональной компетентностью. По своей сути данная модель универсальна, т. к. предусматривает формирование учебной мотивации в условиях обучения любому предмету.

В ходе апробации педагогической модели формирования учебной мотивации студентов технических вузов в процессе изучения предметов математического цикла мы перешли от технологий запоминаний учебного материала к технологии творческого обучения, развития активного мышления студентов, их умения самостоятельно решать нестандартные задачи, пробуждая потребность в познании, совершенствуя мыслительную деятельность студентов, чья профессиональная деятельность может быть представлена как система сложных мыслительных задач, имеющих ярко выраженный проблемный характер.

Анализ результатов формирующего эксперимента убедительно показал, что обучение студентов при реализации данной педагогической модели приводит к повышению уровня сформи-рованности мотивации учебной деятельности студентов вуза: в экспериментальных группах уменьшилось количество студентов с низким уровнем мотивации - с 50 до 21 %; количество студентов с высоким уровнем мотивации возросло с 15 до 25 %. В контрольных группах количество студентов с высоким уровнем мотивации увеличилось с 15 до 19 %.

Данное обстоятельство с учетом прочих равных условий подготовки экспериментальных и контрольных групп позволяет признать исследование успешным, а целесообразность и эффективность внедрения педагогической модели формирования учебной мотивации студентов в образовательный процесс современного технического вуза подтвержденными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Изд. дом «Питер». - М. - Харьков - Минск, 2002. - 512 с.

2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.

3. Талызина Н. Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестн. высшей школы. -1986. - № 3. - С. 10-13.

4. Немова Н. В. Как развить мотивацию коллективных достижений // Директор школы. - 2002. - № 6. -С. 54-55.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

6. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход - М.: Высш. шк., 1991. - 208 с.

7. ОрловЮ. М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Прогресс, 1991. - 288 с.

8. Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. -С. 73-78.

9. Орлов Ю. М., Шкуркин В. И., Орлова Л. П. Построение тест-опросника для измерения потребности в достижении // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. - М., 1974.

Статья поступила в редакцию 3.12.2007

THE FORMATION OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

N. A. Mamaeva, Yu. B. Agapova

As a result of a brief survey of the fundamental schools, devoted to the study of the problems connected with educational motivation of students of technical universities, the authors theoretically proves the necessity and possibility of its formation among students of technical universities in the process of studying mathematical disciplines. The novelty of the research is to study the specific character of the formation of educational motivation of students of technical universities with the relation to the qualitative renewal of vocational training of a future specialist: the use of quasi-professional activity in the process of studying mathematical disciplines. The results of the empirical study are taken as the basis for making a pedagogical model of the formation of educational motivation of students of technical universities in the process of studying mathematical disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.