Научная статья на тему 'Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений России'

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПРОБЛЕМА / МОТИВ / ДЕЯТЕЛЬ-НОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / АКТИВНОСТЬ / ЦЕЛЬ / ВОСПИТАНИЕ / КОМПЕТЕНТ-НОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова М.В.

В статье рассматривается мотивация как сложное, много-уровневое и изменяющееся психологическое явление, как ведущий фактор регуляции активности поведения личности, влияющий на воспитание, об-учение и развитие личности в учебной деятельности. Задача средних про-фессиональных образовательных учреждений России найти такие методы педагогического воздействия, которые бы наилучшим образом мотивировали личность обучающегося на получение высокого уровня общего развития, воспитания и профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений России»

УДК 377

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ

М.В. Максимова

Аннотация. В статье рассматривается мотивация как сложное, многоуровневое и изменяющееся психологическое явление, как ведущий фактор регуляции активности поведения личности, влияющий на воспитание, обучение и развитие личности в учебной деятельности. Задача средних профессиональных образовательных учреждений России - найти такие методы педагогического воздействия, которые бы наилучшим образом мотивировали личность обучающегося на получение высокого уровня общего развития, воспитания и профессионализма.

Ключевые слова: образование, обучающийся, проблема, мотив, деятельность, формирование, мотивация, активность, цель, воспитание, компетентность, личность.

THE FORMATION OF TEACHING COGNITIVE MOTIVATION OF STUDENTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM OF RUSSIA

M.V. Maksimova

Abstract. The article discusses the motivation as a complex, multi-level and changing psychological phenomenon as a leading factor in the regulation of the activity of a person's behavior, affecting the education, training and personal development in the educational activity. The problem of secondary vocational educational institutions of Russia to find such methods of pedagogical influence that would best motivate the individual student to receive a high level of overall development, education and professional.

Keywords: еducation, Educational, motive, activity, formation, motivation, activity, target training, competence, personality.

Происходящие изменения и преобразования во всех сферах жизнедеятельности современной России характеризуются обострением идеологических, социальных, экономических и культурологических тенденций развития. В этих условиях изменилась и парадигма образования на всех ее уровнях.

В связи с этим перед образовательными учреждениями России стоит важная задача - организовать учебную деятельность так, чтобы она максимально способствовала бы раскрытию мотивационной культуры личности обучающегося.

<jb

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Современное образование России ведет интенсивный поиск путей повышения (усиления) учебно-познавательной деятельности обучающихся различных уровней образования.

Проблема состоит в том, что современное среднее профессиональное образование (далее - СПО) России сталкивается с низкой учебной мотивацией и / или демотивацией обучающихся этой образовательной системы.

Главная задача средних профессиональных образовательных учреждений России состоит в том, чтобы найти такие методы педагогического воздействия, которые бы наилучшим образом мотивировали личность абитуриента, а затем обучающегося СПО на максимальное его развитие, созревание и реализацию себя в процессе обучения, с целью получения высокого уровня общего развития и профессионализма.

Педагогическая общественность в складывающихся социально-экономических условиях страны акцентирует внимание на вопросах формирования основ учебной мотивации обучающихся в условиях СПО - тех, кто стоит на пороге самостоятельной жизни и кому в ближайшем будущем предстоит занимать активные позиции в обществе.

Проблема формирования мотивов поведения обучающегося в учебно-познавательной деятельности является одной из фундаментальных (стержневых) проблем в педагогике и психологии, в трудах как отечественных (А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин, М.В. Ма-тюшкина, М.И. Божович, Е.Н. Шиянова В.Г. Асеев, В.И. Вилюнас, А.Н. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, и др.).

По мнению ряда педагогов-психологов В.А. Аверина, Э.Ф. Зе-ера, А.А. Леженина, К.С. Романова и др., успешность деятельности, в том числе и учебной, зависит от многих составляющих: личностных характеристик индивида, уровня потребностей, самосознания и самооценки, условий деятельности, а также от уровня мотивов личности к конкретной деятельности.

В настоящее время в психолого-педагогической науке имеется множество понятий мотивации, в которых «мотив» и «мотивация» рассматриваются как психологическая категория личности, как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность (В.К. Вилюнас); как совокупность поддерживающих и направляющих факторов, определяющих поведение (К. Мадсен,

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Ж. Голфруа); как совокупность мотивов (К.К. Платонов); как осознанное побуждение и потребность человека к деятельности; как «конструкт мышления»; как «механизм, определяющий возникновение, направление, соображение и способы осуществления конкретных форм деятельности, по которому субъект действует».

Р. Фрэнкин рассматривает мотивацию как комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию (склонность, предрасположенность) индивида к действию. Перейдет ли мотивационная тенденция к самому действию, зависит от многих обстоятельств, в том числе - от эмоционального состояния и намерений индивида, от внешних влияний (воздействий), которые могут либо «запустить» целенаправленное поведение индивида, либо воспрепятствовать ему.

А.Н. Леонтьев (1903-1979) рассматривает психологические механизмы превращения жизненных факторов в мотивы поведения, в процесс усложнения деятельности и развития мотивов. Он приходит к выводу, что «формирование личности человека находит свое психологическое выражение в развитии ее мотивационной сферы» [9, с. 431].

Л.И. Божович (1908-1981) и ее сотрудники длительное время изучали мотивы учения у школьников. При анализе постоянных и доминирующих мотивов и направленности личности в учебной деятельности были выделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебной деятельностью [4, с. 59].

Общая мотивация - желание делать что-либо, добиться чего-либо, которое в разной степени свойственно любому человеку. Мы можем использовать это определение приверженцев гешталь-тпсихологии для выявления компонентов учебно-познавательной мотивации.

Тем не менее, в современной педагогике практически отсутствуют исследования, изучающие систему психологических факторов личности и факторов образовательной среды, влияющих на мотивы учебной деятельности обучающихся в условиях СПО.

Становится очевидной необходимость разобраться в сущности учебно-познавательной мотивации обучающегося в условиях СПО. Для этого необходимо рассмотреть и определить отдельные ее феномены (компоненты, состав): потребности, мотивы, направленность личности, стремления, цели, побудительные источники и результаты самосовершенствования личности, как систему и модель.

Применительно к среднему профессиональному образованию России, учебно-познавательная мотивация рассматривается как

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

результат процесса профессионально-познавательного обучения и воспитания личности.

Когда мы задаем вопрос, почему человек поступает так или иначе, необходимо искать мотив - как фактор, который дает возможность человеку сформулировать решение о начале своих действий (деятельности). Мотив создает установку к действию, поиск и осмысливание цели, которые ставит человек, обеспечивают реальное его выполнение.

Мотив (лат. moveo - побуждать, приводить в движение) - внутренняя причина, побуждение обучающегося к действию; психическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности, отражающее потребности и интересы личности [1, с. 76].

Мотив - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к активности, деятельности (общению, поведению, учебе) наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями и инстинктами [10, с. 6].

Любая форма поведения личности может быть раскрыта как из «изнутри» - внутренними причинами, от самого себя (дис-позиционная мотивация): собственное желание, направленность на достижение цели, эмоциональное состояние и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действий и его окончательного результата (психологическими свойствами субъекта), так и внешними условиями и обстоятельствами - «извне» (ситуационная мотивация), которая побуждает личность к действию из окружающей среды: из книг, фильмов, от поступков и действий окружающих людей (родителей, педагогов, друзей, знаковых) [2, с. 12-13]. Поэтому любое действие человека рассматривается как двояко детерминированное (внутренне и внешне).

Именно в процессе многообразной и разносторонней деятельности мотивы изменяются в различные мотивационные состояния (установки, влечения, интересы, желания, стремления), перестраивая и обогащая мотивы все новым содержанием [2, с. 154-155].

Мотив, в отличие от мотивации, - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Действительно, в качестве мотива имеются самые различные психологические категории: мотив как устойчивые свойства и характеристики личности, мотив как побуждение, мотив достижения, мотив как намерение, мотив как потребность, мотив как цель (предмет удовлетворения потребности) и др.

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Из всех понятий, связанных с мотивацией, наиболее важным является понятие потребности, так как сами мотивы формируются из потребностей человека и связаны с удовлетворением определенных потребностей. Если у обучающего мотив выступает в качестве познавательной потребности - то это потребность роста человека.

Потребности человека могут быть самыми разными: биологическими, социальными, материальными, духовными, осознаваемыми и неосознаваемыми.

Мотивы образуют мотивацию потребности для удовлетворения данной потребности и ее предвосхищения, а потребности являются источником активности и направленности человека, которые предполагают стремление к достижению целей.

Цель - осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, удовлетворяющее потребность. Психологически цель есть мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Деятельность, удовлетворяющая потребность, составляет процессуальную ее сторону. Предмет, на который направлена потребность (продукт, в котором испытывается недостаток), называется нуждой или содержательной стороной потребности. Наши потребности осознаются в виде конкретных побуждений - мотивов к конкретным объектам, обстоятельствам и деятельности, в которых они удовлетворяются. Потребность является исходной причиной состояния нужды, человеческих поступков и целенаправленного его поведения в определенных условиях жизни и деятельности.

Именно потребности и производные от них трансформации - мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации, мировоззрение, самоорганизация и тому подобное - представляют основную мотивационную и движущую силу человеческого поведения.

Поэтому мотивацию понимают как процесс побуждения себя и других к деятельности, как систему факторов, способствующих выполнению определенных задач, направленных на достижение личностных целей и целей организации (учебного заведения). Деятельности без мотива не бывает, следовательно, мотив является неотъемлемым структурным компонентом деятельности личности.

Таким образом, мотивация человека - это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект, действия и ситуация взаимно влияют друг на друга

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

и результатом которого является поведение, то есть мотивация представляет собой комплекс факторов, процесс непрерывного выбора и приятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив, влияющих на активность или пассивность поведения индивида, определяющих его движение к поставленной цели.

Другими словами, мотивация - это совокупность причин психологического характера, определяющих мотивационную тенденцию (склонность, предрасположенность) к действиям и объясняющая поведение личности.

Обобщив концептуальные ориентиры разных авторов в понимании мотивации, можно отметить, что мотивация - это активное состояние психики индивида, определяющее направленность и побуждающее человека совершать определенные виды действий; это процессы, определяющие движение к поставленной цели; это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения человека.

Можно сделать вывод, что основополагающими понятиями (категориями, компонентами) учебно-познавательной мотивации обучающегося являются «мотив», «потребность», «активность», «мотивировка», «мотивация», «направленность личности», идеалы, установки, которые составляют мотивационную сферу учебной деятельности личности. Познавательный мотив можно рассматривать в качестве сложного интегрального психологического образования, обеспечивающего целостное формирование учебно-познавательной мотивации обучающегося.

Учебно-познавательную мотивацию обучающегося СПО могут поддерживать педагоги и единомышленники, именно они позволяют поднять «самомотивацию» личности. Необходимо уметь корректировать движение учебно-познавательной мотивации таким образом, чтобы процесс достижения образовательной цели доставлял наибольшее удовольствие.

Своевременное выявление факторов, влияющих на учебно-познавательную мотивацию в системе СПО, дает возможность рассмотреть сами мотивы в течение обучения, их возникновение, развитие и изменение (отслеживать динамику мотивов) и влиять на их формирование.

Качественное и своевременное влияние педагогов на формирование учебно-познавательной мотивации обучающегося СПО позволит личности осуществлять не только движение вперед, но и движение вверх, к высшим знаниям, умениям, навыкам, к социальным и культурным ценностям, к телесному и духовному совершенству.

cjb

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Библиографический список

1. Андреева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И.А. Краткий педагогический словарь: учебное справочное пособие. М., 2007.

2. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи, М., 2009.

3. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов, М., 2006.

4. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН/ 1951. № 36.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2008.

6. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции человека. СПб,, 2009.

7. Исаева Н.И. Развитие психологической культуры личности // Инновационная направленность психолого-педагогической деятельности. Белгород, 2001.

8. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.

10. Максимова М.В. Влияние образовательной среды на формирование учебно-профессиональной мотивации у обучающихся общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования // Профессиональное образование и общество. 2016. № 1 (17).

11. Фрэнкин Р. Мотивация поведения. СПб., 2008.

М.В. Максимова

аспирант Московского информационно-технического

университета - Московского архитектурно-строительного

института

E-mail: maksimova1956@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.