Научная статья на тему 'Формирование у студентов способности к критическому анализу педагогических новаций'

Формирование у студентов способности к критическому анализу педагогических новаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТЬ / АНАЛИЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ / КРИТЕРИЙ / ABILITY / THE ANALYSIS / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / CRITERION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дергунова Татьяна Александровна

Автор определяет различные подходы к изучению и анализу педагогических новации, формулирует критерии сформированности у будущих учителей способности к критическому анализу новации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of students' capacity for critical analysis of pedagogical innovations

The author defines various approaches to studying and evaluation of pedagogical innovations, formulates criteria of maturity of the future teachers and their ability to the critically evaluate innovations.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов способности к критическому анализу педагогических новаций»

1. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. -2-е изд. перераб. и доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.

3. Медведева, Л. Д. Деловые игры в практике подготовки специалистов экономического профиля: Методическое пособие. - Новосибирск: Издательство СИФБД, 2003. - 45 с.: ил.

4. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. выс. пед. заведений / Е. П. Белозерцева, А. Д. Гонеев и др.; Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

УДК: 61:02-13/63-7

Т. А. Дергунова

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ СПОСОБНОСТИ К КРИТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НОВАЦИЙ

Демократические перемены в системе образования, законодательно закрепленное право на свободу педагогического творчества, способствовавшие созданию школ нового типа и внедрению в образовательно-воспитательный процесс новых технологий, вызвали к жизни поток педагогических инноваций, направленных на эффективное разрешение актуальных проблем обучения и воспитания. Расширение сферы задействования инновационных процессов является определяющей тенденцией современного образования, однако, многие исследователи (Я. С. Турбовской, О. А. Абдуллина, К. Анге-ловски, В. И. Андреев, М. С. Бургин, Л. Д. Гиреева и др.) отмечают стихийность, случайность, бессистемность инноваций их недостаточную содержательную и научную обоснованность. Это указывает на необходимость проведения в вузе специальной работы по освоению педагогических инноваций как одного из основных условий эффективности профессиональной подготовки современного учителя.

В связи с этим осмыслены новые подходы к организации высшего педагогического образования и подготовки учителей (В. А. Сластенин, М. Я. Виленский, М. М. Левина, А. В. Мудрик и др.): культурологический подход, обуславливающий формирование содержания высшего педагогического образования через приоритетное развитие «человекознания»; личностно-деятельностный подход, связанный с новыми технологиями процесса обучения, которые призваны обеспечить переход от абстрактного формиро-

вания личности к педагогике развития личности; полисубъектный (диалогический) подход, обеспечивающий субъектную позицию будущего учителя, отношение к нему в вузе как к уникальной личности, персонализацию профессиональной подготовки; индивидуально-творческий подход, определяющий структуру взаимодействия преподавателя и студента.

Ученые на первый план приоритетов педагогического образования выделяют личностный потенциал учителя, его способность быть субъектом инновационной деятельности. «Педагогическое образование рассматривается не только как производство и присвоение новых знаний, целей, ценностей, личностных смыслов, но и как раскрытие сущностных сил, деятельностных способностей человека, его возможностей комплексного и ответственного выполнения профессиональных и социальных ролей, продуцирования новых идей, решений, создание реальных предпосылок для саморазвития личности будущего специалиста» [1, с. 47].

Процесс формирования у будущих учителей способности к освоению и критическому анализу педагогических новаций включает целый ряд мыслительных действий, основанных на совокупности профессиональных, социальных и личностных мотивов учителя, его теоретических знаний по пси-холого-педагогическим, частнометодическим и специально-научным дисциплинам, практических умений, затрагивающих различные стороны учебновоспитательного процесса.

Таким образом, формирование у студентов способности к критическому анализу педагогических новаций мы рассматриваем как систему целенаправленной специально организуемой работы, включающей в себя овладение будущими учителями комплексом знаний о новациях и методах накопления фактического материала (наблюдения, описания, беседы, анализа и др.), на основе которых организуются его анализ и осмысление.

В ряде исследований обозначены различные подходы к изучению и анализу педагогических новаций.

Я. С. Турбовской предложил концепцию изучения и обобщения опыта на так называемой диагностической основе - особой методике сбора научной информации о состоянии педагогической практики и тех проблемах в деятельности учителя, которые должны стать предметом особого научного анализа и решения на каждом конкретном этапе развития школы.

В. П. Кваша предлагает следующий подход к анализу творческих нахо -док учителя. 1 этап: устанавливаются соответствие новшества требованиям к инновациям, и какая идея заложена в новом подходе учителя к работе. 2 этап: определение вида инновации. Одновременно выделяются параметры изучения педагогической инновации. 3 этап: определяются объекты и критерии анализа с позиции использования инноваций. 4 этап: определяются возможности самовыражения учителя. 5 этап: определяются возможности развития творческого мышления. 6 этап: определяется сфера использова-

ния педагогической инновации [2].

В рамках исследования нами разработан алгоритм критического анализа педагогических новаций, включающий четыре этапа и определяющий совокупность педагогических действий на каждом из них.

Первый этап: изучение научно-теоретических и методических трудов современных педагогов-новаторов и учителей-экспериментаторов. Действия студента: определение спектра противоречий учебно-воспитательного процесса, вызвавших появление данной педагогической новации и комплекса проблем, которые она призвана решать; выявление научных положений, ко -торые лежат в основе новации; формирование главной идеи новации.

Второй этап: определение вида и краткая характеристика новации. Действия студента: формирование сущности новации (новая идея, новые подходы в обучении, новые приемы и методы и т. д.); научная аргументация новации; описание технологии обучения; сфера применения новации; определение вида новации. В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к классификации инноваций. В контексте нашего исследования мы рассматриваем педагогические инновации по следующим показателям: сфера распространения; степень новизны; отрасль педагогического знания; масштабность преобразований; инновационный потенциал; возможность внедрения.

Третий этап: критический анализ новаций. Формирование у будущих учителей способности к критическому анализу и экспертной оценке педаго-гико-методических новаций предполагает задействование в ходе их профессиональной подготовки определенных критериев, позволяющих судить о степени эффективности нововведения.

При определении сформированности у студентов способности к критическому анализу педагогических новаций нами определены критерии, отражающие сущностное содержание данного феномена образовательно-воспитательной действительности.

Первый критерий - новизна: в чем сущность предлагаемого нового, каков уровень его новизны.

Второй критерий - результативность: получение высоких качественных и количественных результатов в обучении и воспитании.

Третий критерий - оптимальность: удачность сочетания методов, приемов, форм и средств в работе учителя.

Четвертый критерий - научность: доказательность и обоснованность всех выводов.

Пятый критерий - применимость: относительная независимость педагогической новации от субъективных факторов.

Охарактеризуем их.

Для реального обеспечения прогресса в совершенствовании подготовки молодого поколения к жизни и труду существенное значение имеет крите-

рий новизны авторского предложения-проекта. Постараемся вникнуть в суть данной категории, взяв за основу подход В. А. Сластенина «новизна - то, в чем состоит сущность предлагаемого нового» [3, с. 547]. Следовательно, надо еще рассматривать феномен нового как одного из основных понятий инновационной педагогики.

В словаре русского языка С. И. Ожегова слово «новый» определяется в трех значениях: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен пережитого, вновь открытый; относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени; недостаточно знакомый, малоизвестный» [4, с. 407].

Для понимания новизны как критерия выявления степени применимости педагогического новшества важное философско-обобщающее значение имеет осуществленное рядом исследователей (М. С. Бургин, В. М. Полонский, А. И. Пригожин, В. А. Сластенин, М. М. Поташник) - градуирование качественной выраженности новизны: абсолютная - основанная на создании того, что нигде и никогда прежде не существовало; локально-абсолютная - когда создается новое для данной области, но имеющее аналог в других областях; условная - основанная на актуализации известного ранее, но на сегодняшний день забытого; нормативная - когда объект считается новым по сравнению с другим, считающимся нормой; субъективная - когда объект нов для данного субъекта; псевдоновизна - оригинальничанье, стремление сделать не столько лучше, сколько иначе.

Совершенствованию нашей образовательно-воспитательной и научноисследовательской деятельности способствует и то обстоятельство, что специалистами в области педагогики и частных методик выделены градации понятия «новое»: построение известного в другом виде; повторение существующего с незначительными изменениями; уточнение, конкретизация уже известного; дополнение уже известного существенными элементами; создание качественно нового объекта.

На основе методики, предложенной М. С. Бургиным [5], нами разработана методика оценивания новизны педагогико-методических новаций. Исходный пункт такого оценивания - выделение значимых характеристик (критериев проявления) образовательно-воспитательного проекта-новинки. Затем - отбор аналогов для сравнения из той же сферы деятельности. И - само оценивание по алгоритму.

Для определения нормативной новизны педагогического новшества в качестве аналога мы берем традиционные методики обучения или воспитания, а для установления его условной новизны предлагаемую методику сравниваем с ранее существовавшими.

Мысленно опредмечивая и последовательно теоретически осваивая критериальные атрибуты новизны, будущие учителя начальных классов все чаще и свободнее выступают в качестве знатоков-ценителей нововведений в об-

ласти занятий с младшими школьниками по русскому языку.

При анализе эффективности педагогических новаций используется критерий результативности, который означает определенную устойчивость положительных результатов учебно-воспитательной деятельности педагога. Уникальность и однозначность этого показателя, техническая простота, наблюдаемость и фиксируемость результатов делают данный критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и т. д.

Нами разработана и реализуется следующая методика оценивания результативности педагогико-методических новаций.

Исходным пунктом является определение соответствия содержания и уровня обученности требованиям государственного стандарта. Для этого мы обратились к базовым программам, утвержденным Министерством образования. Их требования и стали своеобразным ориентиром для такой оценки, так как в них определен обязательный объем знаний и умений, который учитель не имеет права не дать подопечным.

Далее студентам предлагается определить уровень продвижения каждого ребенка относительно предшествующего этапа его развития.

Затем выясняется, насколько актуальный уровень обученности школьников соответствует ориентировочно-оптимальному для соответствующей категории занимающихся уровню качества знаний и умений, который характеризуется следующими показателями: сознательное и прочное усвоение ведущих идей, понятий, законов, теорий, фактов, входящих в содержание изучаемых предметов; умение применять полученные знания для решения новых познавательных задач и в практической деятельности; развитая способность аргументировать свои ответы по изучаемому учебному материалу, убедительно доказывать истинность возводимых суждений и оценок; сфор-мированность навыков самообразования.

Следующий критерий, который используем при определении сформиро-ванности у будущих учителей способности к критическому анализу новаций - оптимальность.

Оптимальность - это удачное сочетание методов, приемов, форм и средств в работе учителя.

При определении оптимальности той или иной новации студентам предлагается проанализировать степень затраты физических и умственных сил и средств учителей ради достижения высоких результатов.

Для реального обеспечения прогресса в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов существенное значение имеет критерий научности авторского предложения-проекта. Научность - доказательность и обоснованность всех выводов.

Критерий научности связывается с деятельностным подходом к учебновоспитательному процессу, а также с последними достижениями психоло-го-педагогической и методической науки. При оценивании педагогических

новаций мы ориентируем студентов на определение степени соответствия новации современным достижениям педагогической науки и практики, на выявление степени соответствия (или несоответствия) им.

Одним из критериев является возможность творческого применения новшества в массовом опыте учителей.

Если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узко -го, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или специфической деятельности учителя, то вряд ли в данном случае можно говорить о педагогическом новшестве. Поэтому для осуществления студентами факультета экспертной оценки педагогической новации им предлагается определить степень применимости новшества, а также установить условия, необходимые для использования новаций и степень распространения в массовой практике учителей.

Четвертый этап: произведение вывода о ценности педагогической новации и возможностях ее использования в собственной профессиональной деятельности.

Формирование у студентов способности к изучению и критическому анализу педагогических новаций способствует тому, что процесс накопления знаний становится активным, а постоянное их применение на практике позволяет переосмысливать сложившуюся систему знаний, что приводит к качественным изменениям в развитии мышления будущего учителя.

Библиографический список

1. Сластенин, В. А., Подымова, Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М: «Издательство Магистр», 1997. -224 с.

2. Кваша, В. П. Управление инновационными процессами в образовании: Ато-реферат дис. ... канд. пед. наук. - Минск, 1994. - 23 с.

3. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок 60000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов: Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - М: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. - 976 с.

5. Бургин, М. С. Инновации и новизна в педагогике / М. С. Бургин // Советская педагогика. -1993. - № 12. - С. 36-40.

6. Сластенин, В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 2. - С. 76 - 90

7. Борисова, Л. Г.Педагогика общей заботы // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - С. 31 - 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.