Научная статья на тему 'Формирование у студентов компетенций совладающего поведения в образовательном процессе университета'

Формирование у студентов компетенций совладающего поведения в образовательном процессе университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
#Ученичество
Область наук
Ключевые слова
стресс / компетенции / жизнестойкость / совладающее поведение / копинг-стратегии. / stress / competences / resilience / coping behavior / coping strategies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотенко И. Л., Досмурзаева Д. О.

В статье рассматривается теория и практика формирования у студентов компетенций совладающего поведения, помогающего им без потерь преодолеть стрессовую ситуацию. В процессе изучения психологии студенты анализируют копинг-стратегии, обсуждают потенциал и условия применения проблемно-ориентированных и эмоциональноориентированных копингов. Составление на практических занятиях тезауруса, решение кейсов, выполнение адресных упражнений и заданий, подготовка эссе позволяют формировать аналитические, психотерапевтические, проективные, конфликтологические компетенции у бакалавров и магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of students' competencies of coping behavior in the university educational process

The article deals with the theory and practice of forming competences of coping behavior in students, which can help them to overcome a stressful situation without losses. In the process of studying psychology students analyze coping strategies, discuss the potential and conditions of applying problem-oriented and emotionally-oriented coping. Compiling the thesaurus, solving cases, performing targeted exercises and assignments, and preparing essays allow forming analytical, psychotherapeutic, projective, and conflict competences in undergraduate and postgraduate students.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов компетенций совладающего поведения в образовательном процессе университета»

#Ученичество. 2024. Вып. 2. С. 5-9. #Apprenticeship. 2024. Issue 2. P. 5-9.

Научная статья УДК 316.62:378

https://doi.org/10.22405/2949-1061-2024-2-5-9

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА

доктор педагогических наук, профессор Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

ГНУЗ «Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева», Астана, Казахстан_

Аннотация: в статье рассматривается теория и практика формирования у студентов компетенций совладающего поведения, помогающего им без потерь преодолеть стрессовую ситуацию. В процессе изучения психологии студенты анализируют копинг-стратегии, обсуждают потенциал и условия применения проблемно-ориентированных и эмоционально-ориентированных копингов. Составление на практических занятиях тезауруса, решение кейсов, выполнение адресных упражнений и заданий, подготовка эссе позволяют формировать аналитические, психотерапевтические, проективные, конфликтологические компетенции у бакалавров и магистров.

Ключевые слова: стресс, компетенции, жизнестойкость, совладающее поведение, копинг-стратегии.

Scientific Article

UDC 316.62:378

https://doi.org/10.22405/2949-1061-2024-2-5-9

FORMATION OF STUDENTS' COMPETENCIES OF COPING BEHAVIOR IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS

Федотенко Инна Леонидовна

Досмурзаева Динара О.

Fedotenko Dr of Sc (Education), Prof

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Inna Le°mdovna Tuk, Russia

Dosmurzaeva L. N. Gumilyov Eurasian National University,

Dinara O. Astana, Republic of Kazakhstan

Abstract.: the article deals with the theory and practice of forming competences of coping behavior in students, which can help them to overcome a stressful situation without losses. In the process of studying psychology students analyze coping strategies, discuss the potential and conditions of applying problem-oriented and emotionally-oriented coping. Compiling the thesaurus, solving cases, performing targeted exercises and assignments, and preparing essays allow forming analytical, psychotherapeutic, projective, and conflict competences in undergraduate and postgraduate students.

Keywords: stress, competences, resilience, coping behavior, coping strategies.

© Федотенко И. Л., Досмурзаева Д. О., 2024 © Fedotenko I. L., Dosmurzaeva D. O.,2024

Проблема совладающего поведения находится сегодня в центре теоретических и эмпирических исследований отечественных и зарубежных ученых. И это неслучайно, возросший интерес к этому феномену связан с нарастанием рисков в социально-политической, экономической, военной обстановке в мире, с тотальной ситуацией неопределенности. Особое внимание психологов, социологов, педагогов к совладающему поведению, к жизнестойкости, к обучению молодых людей справляться с современными вызовами обусловлено рядом обстоятельств: возросло количество угроз и опасностей, которые транслируются из внешней среды в образовательное пространство средней и высшей школы; в социуме уже несколько десятков лет наблюдается тенденция роста кризисных ситуаций, ухудшение состояния физического и психического здоровья молодых людей, рост суицидального поведения и попыток суицида. Студенческий период, являясь наиболее стрессогенным этапом жизни молодых людей, связан с индивидуальным и профессиональным самоопределением, с новыми требованиями в университете, с новым окружением, с необходимостью налаживать личную жизнь, часто совмещая обучение с работой. Совладающее поведение активирует адаптационный потенциал индивида, направленный на сохранение его физического, психического, социального благополучия [2; 4].

Оказавшись в трудной жизненной ситуации, человек нередко принимает меры, позволяющие ему выйти из кризиса, но при этом происходят значительные потери энергии, сил, здоровья, жизненных ресурсов, времени. Студенты составляли тезаурус понятий, входящих в проблемное поле феномена «совладающее поведение»: копинг-стратегии, типы копинг-стратегий, дисфункциональные способы снижения напряжения, жизнестойкость, стресс, виды стресса.

Термин «жизнестойкость», предложенный Д. А. Леонтьевым, рассматривается учеными как способность личности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом энергию и внутреннюю сбалансированность, не снижая эффективности учебной, профессиональной деятельности, общения с друзьями [1; 2]. Копинг-стратегии - это способы адаптации личности к стрессовой ситуации, своеобразная реакция индивида на стресс, преображающая его мысли, чувства, поведение, поступки. Студенты описывали копинг как активный механизм защиты индивида от напряжения и тревоги, помогающий управлять стрессом, меняя способы адаптации в зависимости от условий. На занятиях по конфликтологии проанализировали трехфакторную модель копинг-механизмов, включающую в себя копинг-стратегии, ресурсы и поведение [2; 3]. К важнейшим задачам совладающего поведения относятся минимизация негативных воздействий стресса, приспособление, преобразование жизненных ситуаций; поддержание положительного образа «я», высокой самооценки, уверенности в своих возможностях; эмоционального равновесия; сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми [4].

Студенты провели сравнительный анализ понятий «копинг» и «психологическая защита». Они уточнили, что в отличие от целенаправленного, осознанного использования копинга психологическая защита - пассивный механизм, который работает на подсознательном уровне и ориентирован на сохранение комфорта, стабильности, на блокирование неприятных эмоций. Большинством исследователей совладающее поведение рассматривается как междисциплинарная отрасль, исследующая проблемы регулирования человеком своего самочувствия, эмоционального состояния, настроения, а также различные аспекты сохранения физического, психического и психологического здоровья, благополучия, продуктивной деятельности.

Учитывая междисциплинарный контекст, мы формировали у студентов компетенции, связанные с совладающим поведением, в процессе изучения педагогической, социальной, возрастной психологии, конфликтологии, различных элективных курсов. Совладающее поведение - это особый вид социального поведения, обеспечивающий индивиду защиту от факторов, разрушающих его здоровье и благополучие. Этот тип поведения позволяет человеку сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, не прибегая к деструктивным стратегиям [3; 5].

Совладающее поведение связано с практикой оказания психологической помощи, социально-педагогической поддержки, сопровождения человека, который находится в трудной жизненной ситуации. При анализе совладающего поведения может использоваться несколько различных подходов: диспозиционный, изучающий особенности личности по преодолению стресса и их взаимосвязь с эффективными и неэффективными стилями совладания; ситуативный подход, анализирующий специфику совладания в разных ситуациях, в условиях неопределенности; интегративный подход, объединяющий основные практики двух предыдущих [1; 3].

Выбор стратегии и конкретной тактики реагирования на стрессовую ситуацию связан с широкой палитрой внешних и внутренних факторов: доминирующая система ценностей, приоритетов, личная и профессиональная ответственность, степень свободы, уровень владения копинг-техниками. На семинарских занятиях обсуждали со студентами потенциал стратегий, предложенных Лазарусом и его научной школой.

Проблемно-ориентированные копинг стратегии направлены на решение конкретной задачи или изменение ситуации. Они эффективны в том случае, когда человек обоснованно полагает, что у него есть возможность и ресурсы (личностные, индивидуальные, профессиональные, социальные) воздействовать на ситуацию.

К данному типу копинг стратегий ученые относят следующие.

S Поиск информации, планирование действий, перераспределение ресурсов.

S Активное преодоление трудностей, целенаправленный поиск путей решения проблемы.

S Социальная поддержка - помощь семьи, друзей, коллег. Эта стратегия связана с обращением за поддержкой, советом, экспертным мнением.

S Переоценка событий в более благоприятном свете, попытка посмотреть на ситуацию с другой стороны.

S Использование успешного опыта прошлых лет, перенос приемов, ранее показавших свою эффективность, в процедуру решения новой проблемы [2; 4].

Студенты выяснили, что эмоционально-ориентированные копинг стратегии направлены не на решение проблемы, а на снижение эмоционального напряжения. Однако они могут быть полезны, поскольку выход из стрессовой ситуации бывает легче найти после уменьшения напряжения. Данные стратегии используются также в том случае, если решение проблемы не зависит от человека, и он не может повлиять на ситуацию.

В эту группу копингов входят выплеск эмоций; дистанцирование, уменьшение значимости проблемы; отложенное решение проблемы; юмор, расслабление - техники глубокого дыхания, медитация, йога.

К сожалению, достаточно популярны среди молодых людей дисфункциональные способы, позволяющие избавиться от напряжения, но негативно влияющие на физическое, психическое и психологическое здоровье личности: «избегание и игнорирование» эмоций, «обесценивание» проблемы (однако попытка отложить, отсрочить решение проблемы неизбежно приводит к столкновению с ней в будущем). Алкоголь, наркотики, психотропные препараты,

сигареты снижают напряжение лишь на короткое время, но их применение создает значительное число проблем, более серьезных, острых, трудноразрешимых.

Анализ и решение студентами кейсов на практических занятиях по педагогической психологии убедило молодых людей, что набор копингов, которые человек применяет в ответ на стресс, индивидуален, обусловлен его личным опытом, ценностями, целями, таким образом, в этих условиях не может быть общих рекомендаций. На семинарских занятиях по психологии, конфликтологии и практической педагогике студенты рассматривали наиболее стрессовые ситуации, с которыми они встречались в жизни: ЕГЭ, курсовые зачеты, экзамены, поражения на различных соревнованиях, конкурсах. Обсудили типичные ошибки, которые могли возникнуть из-за тревоги, фрустрации. Существенную роль в развитии компетенций совладающего поведения играло практико-ориентированное занятие «Эффективное управление временем», которое помогало студентам осмысленно организовать свое время для подготовки к сессии, снизить уровень стресса, повысить продуктивность деятельности. Задания «Планирование ежедневных задач», «Список дел на неделю»

были ориентированы на развитие аналитических, прогностических, проектировочных компетенций, формирование элементов критического мышления.

В процессе лекционных занятий по психологии студенты проанализировали понятие «стресс», его виды, влияние стресса на жизнь человека.

Потенциальные страхи студентов проявила мини-диагностика: рисунок «Я в ситуации экзамена».

Значительный интерес студенческой аудитории вызвали задания написать эссе «Стресс в моей жизни» и «Как справиться с возникшим напряжением?» (обучение способам самопомощи для снятия напряжения). На практических занятиях студенты познакомились с дыхательными

техниками, приемами мышечной релаксации, составили памятки с советами и упражнениями, направленными на снятие напряжения. Рассмотрели понятия «стрессоустойчивость» и «жизнестойкость», выяснили, каким образом можно самостоятельно повысить свою устойчивость к стрессам. Проводился творческий «воркшоп», помогающий студентам выражать эмоции (с использованием акварели, графики, лепки, музыки). Особую значимость имело практико-ориентированное занятие «Я и мои ресурсы», направленное на поиск личностного потенциала для создания и сохранения позитивного эмоционального настроя, а также упражнение «Шаги к успеху: преодоление стресса на пути к сессии».

Сюжетно-ролевая игра «Преодоление трудностей» предоставила студентам возможность практиковать различные сценарии сложных ситуаций, возникающих во время экзаменов, развивая компетенции совладающего поведения.

Первоначально полученные результаты убеждают, что в процессе целенаправленной адресной работы при изучении психологии у студентов постепенно происходит осознание значимости совладающего поведения и формирование его важнейших компетенций.

Литература

1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психозащита / / Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1.

с. 3-19.

2. Старченкова Е. С. Программа обучения конструктивному совладающему поведению в профессионально трудных ситуациях / / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16: Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2. С. 122-134.

3. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 / Крюкова Татьяна Леонидовна. М., 2005. 473 с.

4. Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования / отв. ред. Л. М. Митина. М.; СПб.: Нестор-История, 2015. 416 с.

5. Федотенко И. Л., Югфельд И. А. Рискология как основа подготовки бакалавров образования к профессиональной деятельности в инклюзивном пространстве / / Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию : [сб. докл. науч.-практ. конф.] / под ред. Л. М. Митиной. М.: Психол. ин-т РАО, 2021. С. 72-77.

Статья поступила в редакцию: 04.07.2024 Одобрена после рецензирования: 24.07.2024 Принята к публикации: 02.08.2024

The article was submitted: 04.07.2024 Approved after reviewing: 24.07.2024 Accepted for publication: 02.08.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.