Научная статья на тему 'Формирование у студентов колледжа предпринимательских навыков'

Формирование у студентов колледжа предпринимательских навыков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / DEVELOPMENT / SELF-REALIZATION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ / YOUTH ENTREPRENEURSHIP / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / ENTREPRENEURIAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье представлены условия, создание которых в профессиональной образовательной организации позволит сформировать у студентов предпринимательское мировоззрение. Особое внимание уделено ресурсному центру как базовой площадке поддержки молодежного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the conditions, the creation of which in the professional educational organization will allow students to form an entrepreneurial worldview. Special attention is paid to the resource center as a base platform for supporting youth entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов колледжа предпринимательских навыков»

Педагогика

УДК 377

РС! 10.21661/Г-471051 Н.М. Катышева

Формирование у студентов колледжа предпринимательских навыков

Аннотация

В статье представлены условия, создание которых в профессиональной образовательной организации позволит сформировать у студентов предпринимательское мировоззрение. Особое внимание уделено ресурсному центру как базовой площадке поддержки молодежного предпринимательства.

I

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, самореализация, развитие, профессиональная образовательная организация, предпринимательские навыки.

N.M. Katysheva

The formation of entrepreneurial skills for college students

Abstract

The article presents the conditions, the creation of which in the professional educational organization will allow students to form an entrepreneurial worldview. Special attention is paid to the resource center as a base platform for supporting youth entrepreneurship.

I

Keywords: youth entrepreneurship, self-realization, development, professional educational organization, entrepreneurial

С 2002 года на государственном уровне постулируется необходимость изменения роли специалистов среднего звена, их места и функций, повышение требований к компетентности, технологической культуре и качеству труда. Последнее десятилетие добавило к этому еще и необходимость расширения занятости специалистов со средним профессиональным образованием в малом и среднем бизнесе, поскольку становление инновационной экономики невозможно без создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Самореализация выпускников учреждений среднего профессионального образования в малом бизнесе возможна только тогда, когда у них сформированы предпринимательские навыки, среди которых инициативность, активность, креативность, стремление к саморазвитию. Анализ педагогического опыта подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности свидетельствует о значительном разрыве между подготовкой в системе среднего профессионального образования и уровнем

притязаний, желанием проявлять инициативу, предприимчивость с целью самореализации на рынке труда.

Считаем, что, используя потенциал образовательной и внеаудиторной деятельности профессиональной образовательной организации можно решить данную задачу, создав специальные условия.

Во-первых, необходимо информировать студентов о потенциальных возможностях самореализации через инициированную предпринимательскую деятельность, стимулировать в них научную, творческую и предпринимательскую активность и поддерживать участие в конкурсах и грантах [6]. Формирование у студентов креативности и стремления к саморазвитию может обеспечить ресурсный центр, который создается как инновационная площадка, где концентрируются учебно-методические, технологические, информационные, материально-технические и кадровые ресурсы. Ресурсный центр позволяет студенту еще на этапе обучения получить доступ к дефицитным, дорогостоящим ресурсам, овладеть ими на профессиональном уровне и определить зоны своего ближайшего развития. Ресурсный центр стано-

Pedagogy

вится площадкой для разработки проектов, в том числе бизнес-проектов, для участия в конкурсах и грантах.

Во-вторых, необходимо сформировать систему консультационной поддержки молодежного предпринимательства [2]. Этому может способствовать создание на базе профессиональной образовательной организации учебно-консалтингового центра, где оказывается адресная консультационная помощь студентам по разработке бизнес-проектов; становится площадкой для демонстрации профессиональному сообществу научных и творческих изысканий студентов, открывает возможности для коммерциализации инновационных идей и продуктов, созданных студентами. Кроме того, на базе учебно-консалтингового центра формируется пространство инновационного педагогического опыта, в рамках которого возможна организация мастерских педагогов-новаторов, проведение мастер-классов, семинаров по формированию у студентов активности, инициативности и креативности.

В-третьих, необходимо преодолеть инертность в мировосприятии и стимулировать студентов профессиональных образовательных организаций к развитию внутреннего потенциала, который часто не используется ими полностью в силу потребительского отношения к жизни. Это связано с отношением к предпринимательству как социально-нравственному, а не только экономическому явлению. Поэтому у выпускников необходимо формировать внутреннюю потребность в соблюдении принципов морали и этики, убежденность в необходимости создания имиджа порядочного человека. Для этого в профессиональной образовательной организации должно быть выстроено единое воспитательное пространство таким образом, чтобы создать условия для активной жизнедеятельности студентов, их самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, гражданско-патриотическом, нравственном, социально-культурном развитии.

Востребован системный подход к предпринимательской подготовке, когда программы подготовки специалистов будут иметь в качестве целевого ориентира не только определенные виды профессиональной деятельности, но и предпринимательскую деятельность. По-нашему мнению, предпринимательская подготовка в профессиональной образовательной организации должна выстраиваться так, чтобы основные компоненты ее содержания с одной стороны отражали последователь-

ность и логику осуществления реальных бизнес-процессов от выдвижения бизнес-идеи до определения финансового результата и отчисления налогов; с другой стороны - формировали такие функциональные качества, как «коммуникабельность, умение работать в команде, самоорганизация и умение планировать рабочее время, умение работать с информацией, презентационные навыки, способность находить выход из конфликтных ситуаций, способность передавать свой опыт, а также личностные качества: ответственность, гибкость, сообразительность, энергичность, толерантность» [2]. Для этого необходимо использовать свободы, предоставляемые ФГОС СПО образовательным организациям, и включать в учебные дисциплины и модули правовой и организационно-управленческой направленности значимые для предпринимательской подготовки дидактические единицы; вводя новые дисциплины и модули предпринимательской направленности и встраивая их в образовательный процесс таким образом, чтобы от курса к курсу происходило накопление предпринимательского потенциала студента. Завершающим этапом должна стать практика, здесь в качестве возможных вариантов мы предлагаем такой вариант, как создание на базе ресурсного центра учебных фирм. Учебная фирма выступает моделью бизнес-единицы, которая действует в условиях виртуального пространства, оформляя при этом все предусмотренные действующим законодательством документы по созданию и осуществлению бизнеса: документы по регистрации фирмы в налоговой инспекции, документы на открытие расчетного счета в банке; документы приему персонала на работу и осуществления расчетов с ним, в том числе взаимодействие с пенсионным фондом, фондом обязательного медицинского страхования и др. структурами; документирование всех хозяйственный операций: от закупки товаров и материалов до продажи покупателям, определение финансового результата деятельности, расчет и перечисление налоговых платежей. Все это обеспечивает получение студентами навыков осуществления действий, связанных с реализацией предпринимательских инициатив на практике.

Формирование у студентов предпринимательского мышления и качеств, присущих предпринимателю позволит дать верные ориентиры молодым специалистам, значительно увеличить востребованность выпускников на рынке труда, а также соответственно подготовить молодежь к эффективной предпринимательской деятельности.

Литература

1. Овчинников Г.К. Социальная ответственность бизнеса в контексте философского анализа [Текст]: Монография / Г.К. Овчинников, М.В. Таганов. - М.: МАМИ, 2016. - 302 с.

2. Панов Ю.И. Развитие предпринимательской активности современной молодежи в процессе обучения // Человек и образование. - 2008. - №4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ razvitie-predprinimatelskoy-aktivnosti-sovremennoy-molodezhi-v-pratsesse-obucheniya

Interactive science | 5 (27) • 2018 25

i

Педагогика

3. Предпринимательское образование как ключ к успеху [Текст]. Серия дидактических материалов по предпринимательскому образованию в учреждениях высшего образования в России / Л.В. Ерушкина, М.В. Кемаева, О.Р. Чепьюк [и др.]. - Н. Новгород: Лоялти Эксперт, 2016. - 496 с.

4. Рубин Ю.Б. Возможности и перспективы обучения индивидуальному предпринимательству в организациях СПО [Текст] / Ю.Б. Рубин // Среднее профессиональное образование. - 2016. - №2. - С. 3-21.

5. Смирнов И.П. Система профессиональной ориентации: менять или развивать? [Текст] / И.П. Смирнов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - №1 (25). - С. 18-21.

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р.

References

1. Ovchinnikov G.K. Social responsibility of business in the context of philosophical analysis [Text]: Monograph / G.K. Ovchinnikov, M.V. Taganov. - M.: MAMI, 2016. - 302 p.

2. Panov Y.I. Development of entrepreneurial activity of today's youth in learning / Y.I. Panov // Man and education. -2008. - №4 [Electronic resource]. - Access mode: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predprinimatelskoy-aktivnosti-sovremennoy-molodezhi-v-protsesse-obucheniya

3. Entrepreneurial education as a key to success [Text]. Series of teaching materials for entrepreneurial education in institutions of higher education in Russia / L.V. Eroshkina, M.V. Kamaeva, O.R. Cepuk [et al.]. - N. Novgorod: Publishing House of Loyalty Expert, 2016. - 496 p.

4. Rubin U.B. Opportunities and prospects of teaching individual entrepreneurship in organizations SPO / U.B. Rubin // Secondary professional education. - 2016. - №2. - P. 3-21.

5. Smirnov I.P. System of professional orientation: to change or develop? [Text] / I.P. Smirnov // Professional education in Russia and abroad. - 2017. - №1 (25). - P. 18-21.

6. Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020 approved by the order of the Government of the Russian Federation of December 8, 2011. №2227-p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.