Научная статья на тему 'Формирование у старшеклассников теоретико-литературных понятий в процессе изучения драматических произведений'

Формирование у старшеклассников теоретико-литературных понятий в процессе изучения драматических произведений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1895
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ / КОМЕДИЯ / ТРАГЕДИЯ / DRAMATIC WORK / THEORETICAL LITERATURE NOTIONS / COMEDY / TRAGEDY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зайцева Ольга Александровна

Автором раскрываются приемы формирования у учащихся таких теоретико-литературных понятий, как комедия и трагедия, с использованием различных методов и приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Theoretical Literature Notions to Junior High School Students When Studying Dramatic Works

The author specifies how to teach junior high school students differentiate between comedy and tragedy by using various teaching methods and techniques.

Текст научной работы на тему «Формирование у старшеклассников теоретико-литературных понятий в процессе изучения драматических произведений»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ!

ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.016:82-21

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

О. А. Зайцева (Мордовский государственный педагогический институт

им. М. Е. Евсевъева)

Автором раскрываются приемы формирования у учащихся таких теоретико-литературных понятий, как комедия и трагедия, с использованием различных методов и приемов.

Ключевыге слова: драматическое произведение

дия.

Освоение учащимися литературоведческой терминологии — одна из актуальных проблем преподавания литературы в школе. По мнению большинства исследователей, теоретико-литературные термины и понятия постигаются учащимися с трудом, поскольку не вызывают ярких образов и лишены эмоциональной окраски. Однако с точки зрения С. В.Ушаковой, «мир терминологии может заинтересовать любого, если показать путь, по которому можно идти, углубляя свои знания и повышая свой интеллектуальный уровень» [2, с. 25].

Теоретико-литературные понятия, связанные с драмой, изучаются главным образом в старших классах, поскольку именно здесь предусмотрено чтение основной массы драматических произведений в соответствии с программами для общеобразовательных школ. Так, согласно требованиям программы под ред. В. Я. Коровиной [1], старшеклассники должны иметь представление о таких понятиях, как «комедия», «лирическая комедия», «драма», «социально-философская драма», «драматургический конфликт», «композиция и стилистика пьес», формирование которых предусмотрено при изучении произведений А. С. Грибоедова, А. Н. Островского,

А. П. Чехова, М. Горького и др.

Проведенное нами экспериментальное исследование в школах г. Саранска (анкетированием было охвачено около 200 старшеклассников) показало, что в

; теоретико-литературные понятия; комедия; траге-

теоретико-литературной подготовке школьников имеется много проблем: система теоретико-литературных понятий у большинства учащихся не сформирована, знания по отдельным вопросам теории драмы минимальны и чаще всего не соответствуют требованиям программы. Так, вопрос анкеты: «Как с древнегреческого переводится термин „дра-ма“?» (варианты ответа: а) сцена; б) конфликт; в) действо; г) подражание) должен был определить умение школьников находить существенный признак изучаемого явления. Анализ показал, что большинство из них умеют это делать, поскольку лишь 14 % респондентов дали неверные ответы, среди которых чаще всего встречались «сцена» и «конфликт» (вместо правильного — «действо»).

Задание «Сформулируйте определение драмы как рода литературы» было нацелено на установление знания учащимися определений основных понятий. Эксперимент показал, что школьники в большинстве случаев не могут дать внятное определение, для их ответов характерна информативная неполнота. Например, ответ «Драма отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей» фактически содержит указание только на одну из особенностей драмы. Ответы подобного характера дали 56 % респондентов, 32 % либо вообще ничего не написали, либо предло-

© Зайцева О. А., 2013

111!111Й1И1!Ш № 1,

жили определение, выведенное из самого задания: «Драма — это один из родов литературы».

Имея лишь общее представление о драме как роде литературы, многие учащиеся не знают ее отличительные признаки (на вопрос «Что является основой драмы как рода литературы?» только 32 % респондентов дали правильный ответ — «драматический конфликт») и не знакомы с ее жанровой системой. Большинство участников анкетирования не справились со следующими заданиями: «Дайте определение комедии», «Сформулируйте определение трагедии как драматического жанра». Так, комедию определили неправильно 64 % учащихся, трагедию — 72 %. К числу частично правильных ответов (36 и 28 % соответственно) мы отнесли такие: «Комедия — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим и сатирическим подходом»; «Трагедия — драматический жанр, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и приводящем к катастрофическому для персонажа исходу». Задание «Приведите определение драмы как литературного жанра» осталось невыполненным всеми учащимися, поскольку они написали, что драма — это род литературы, или повторили сформулированное ранее определение драмы как рода литературы. Анализ ответов позволяет констатировать, что старшеклассники в основном не имеют представления о жанрах драмы.

Остался без правильного ответа и вопрос «Какие типы драматического конфликта вы знаете? Дайте им краткую характеристику». 67 % учащихся написали «жизненные и художественные», что не соответствует действительности. Остальные респонденты вообще не дали на этот вопрос никакого ответа. На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что в современной школе остаются без внимания прежде всего внутренние отличительные признаки драмы как рода литературы.

В целом терминологический словарь учащихся беден и неточен; вопросы теории драмы, изучение которых преду-

смотрено школьными программами по русской литературе, не рассматриваются учителями в качестве приоритетных. Все это указывает на необходимость проведения более тщательной работы по освоению учащимися теоретико-литературных понятий, связанных с драматическим родом литературы и его жанровой системой.

В 8 классе работа по формированию представлений учащихся в области теории драмы в соответствии с программой под ред. В. Я. Коровиной должна быть тщательно организована при изучении комедий Д. И. Фонвизина «Недоросль» (жанр комедии, основныге принципыг классицистической комедии с учетом правил построения классицистического произведения) и Н. В. Гоголя «Ревизор» (сатира и юмор как основополагающие элементыг комедийного произведения), трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (конфликт как основа сюжета драматического произведения, началъныге представления о трагедии). Формирование теоретико-литературных понятий о комедии (в том числе классицистической), трагедии, сатире, юморе, конфликте и др. должно происходить поэтапно и закрепляться на конкретном литературном материале. Например, на уроках анализа драматических произведений можно предложить учащимся ответить на вопросы и выполнить следующие задания: «Назовите типичные признаки комедии, имеющие место в произведении Д. И. Фонвизина „Не-доросль“. Какие особенности классицистической комедии характерны для данного произведения?»; «Чем отличается „Ревизор“ Н. В. Гоголя от „Недоросля“ Д. И. Фонвизина в построении сюжета и в пространственно-временной организации действия? Чем обусловлены эти различия?»; «Укажите юмористические элементы в „Ревизоре“ Н. В. Гоголя. Какова их роль в понимании авторского замысла произведения?»

В 9 классе программа нацеливает учителя на повторение пройденного материала об основных принципах классицистической комедии (при изучении «Горя от ума» А. С. Грибоедова); углуб-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ление представлений о жанре трагедии (при изучении «Моцарта и Сальери» А. С. Пушкина» и «Фауста» И. В. Гете) и комедии («Бедность не порок» А. Н. Островского). Поскольку девятиклассники уже знакомы с комедией и трагедией, им можно предложить составить таблицу, раскрывающую общие признаки и различия данных жанров с приведением примеров из прочитанных текстов (такую работу они могут осуществлять самостоятельно и под руководством учителя).

Составленную таблицу учащиеся расширяют и дополняют в 10 классе, когда в соответствии с программой осваивают существенные признаки драмы как литературного жанра (при изучении «Грозы» А. Н. Островского) и жанровой разновидности психологической драмы («Кукольный дом» Г. Ибсена). В этом же классе следует осуществить углубление представлений учащихся о жанрах комедии, трагедии, драмы и драматургическом конфликте в целом.

В 11 классе формируются представления учащихся о жанре социально-философской драмы («На дне» М. Горького»), углубляются и обобщаются знания о жанре драмы (на примере творчества современных драматургов, в частности,

A. В. Вампилова). Здесь, на наш взгляд, важно сосредоточить внимание на жанровых разновидностях драмы, составить таблицу сравнительно-сопоставительного характера, в которой будут отражены признаки социально-философской и психологической драмы.

Отдельное внимание необходимо уделять работе с базовыми (ключевыми) понятиями по теории драмы, такими как «комедия», «трагедия», «драма», поскольку именно жанровое определение того или иного драматического произведения обусловливает его внутриродовую специфику, которая проявляется на всех уровнях — сюжетно-композиционном, образном, языковом и др. Рассмотрим это на примере трагедии.

Согласно программе под ред.

B. Я. Коровиной, первоначальные представления о трагедии формируются у учащихся в 8 классе на материале пье-

сы У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Такая работа может включать в себя несколько этапов.

1. Старшеклассники кратко знакомятся с историей жанра трагедии (из сообщения учителя или заранее подготовленного учащегося). Им рассказывается о том, что жанр трагедии связан с пением сатиров, образы которых использовались в религиозных обрядах Древней Греции в честь бога Диониса. Греческая трагедия представляла собой воспроизведение, сценическое разыгрывание мифа с его борьбой между поколениями (богов, героев); она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности. Именно поэтому трагедия давала совершенные образцы законченных, органических произведений искусства; безусловной реальностью происходящего она глубоко, психологически и физиологически потрясала зрителя, вызывая в нем сильнейшие внутренние конфликты и разрешая их в высшей гармонии (посредством катарсиса — духовного очищения), в чем и заключается этическое предназначение жанра. Эволюция и становление жанра ясно просматриваются в творчестве трех великих древнегреческих драматургов, считающихся основоположниками трагедии: Эсхила, Софокла и Еврипида. Эсхил первым ввел в трагедию второго актера (до него на сценической площадке действовали один актер и хор), укрупнив роли индивидуальных персонажей (Прометей, Клитемнестра и др.). Софокл значительно увеличил диалогические части и ввел третьего актера, что позволило обострить действие: герою противопоставлялся второстепенный персонаж, стремящийся отклонить его от выполнения долга («Эдип», «Антигона», «Электра» и др.). Кроме того, благодаря Софоклу в древнегреческом театре появились декорации. Еврипид повернул трагедию к реальной действительности, по свидетельству Аристотеля, изображая людей «такими, каковы они есть», раскрывая сложный мир психологических переживаний, характеров и страстей («Медея», «Электра», «Ифигения в Ав-лиде» и др.).

11111111111* № 1,

Римская трагедия, сохраняя формы древнегреческой, последовательно усиливала внешние эффекты, сосредоточиваясь на показе кровавых злодеяний. Ярчайшим представителем древнеримской трагедии был Сенека, воспитатель императора Нерона, создававший свои произведения по мотивам и на материале древнегреческих трагедий («Эдип», «Агамемнон», «Геракл безумный», «Медея», «Федра» и др.). Многие римские трагедии были предназначены не для постановки на сцене, а для чтения.

Золотым веком развития жанра трагедии считается эпоха Возрождения. Наиболее яркие образцы трагедии этого времени дал английский театр, и в первую очередь У. Шекспир. Основу сюжетов английской трагедии составляли не мифы, а исторические события (либо легенды, приобретшие статус реальности, например, «Ричард III» У. Шекспира). В отличие от античной трагедия эпохи Возрождения имела свободную сложную композицию, обладала неизмеримо большей динамикой, выводила на сцену многочисленных персонажей. Отказ от строгих композиционных канонов (при сохранении главных типических черт жанра) сделал ренессансную трагедию вечной, актуальной во все времена. Это справедливо не только для английской, но и для испанской трагедии Возрождения (в современном театре широко ставятся трагедии Лопе де Вега, Кальдерона). Для трагедии Возрождения характерны отказ от полной чистоты жанра, сочетание истинно трагических сцен с комическими интермедиями.

К середине XIX в. трагедия приобретает не свойственные ей ранее черты — скрупулезное исследование быта, углубленное внимание к деталям, что в последующем приводит к ее трансформации в драму.

Театральное искусство XX в. отличается тенденцией смешения жанров, их усложнения и развития промежуточных жанровых образований, в силу чего жанр трагедии в ее классическом варианте практически перестает существовать.

Следует подчеркнуть, что с развитием жанра трагедии менялся и характер

конфликта. Так, в античной трагедии под трагическим конфликтом подразумевалась борьба человека с неумолимым роком: Эдип, несмотря на предосторожность, не избежал своей судьбы. В эпоху классицизма трагическое понималось как конфликт между личным чувством и нравственным долгом. Современное понимание трагического конфликта ориентируется на концепцию Возрождения, и прежде всего У. Шекспира. В его трагедиях содержится «трагическое созерцание» — герой противостоит миру, хотя сознает свое бессилие.

2. Учащимся предлагается следующее определение трагедии: трагедия — пьеса, в которой изображаются крайне острые, неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета трагедии — непримиримый конфликт героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой, приводящий, как правило, к гибели. Трагический конфликт — конфликт, особо напряженный, непримиримый, неразрешимый, таящий в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающийся гибелью героя или его жизненных ценностей. Трагический конфликт принципиально неразрешим в пользу человека, несмотря ни на какие его личные качества и субъективные намерения. Герой трагедии сталкивается с непреодолимыми препятствиями, со «стеной», как бы становясь заложником судьбы. Поэтому древние трагедии были «трагедиями рока», но и в трагедиях XIX—XX вв., изображающих столкновение людей с конкретными социально-историческими или даже бытовыми препятствиями, мотив противостояния человека и судьбы в социальном контексте является одним из наиболее важных. Цель трагедии — вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание: такое душевное состояние ведет к катарсису.

Важно подчеркнуть, что в центре трагедии находятся важные и сложные вопросы бытия человечества: о любви, свободе и необходимости, характере и судьбе, вине и искуплении, «Я» и мире, чело-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

веке и Боге. Трагедия отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа. Не случайно большинство трагедий написано стихами.

Все признаки трагедии записываются учащимися в тетради или оформляются в виде специальных (рабочих) карточек, на слайдах мультимедийной презентации: именно их прочное усвоение обеспечит четкое представление о данном драматическом жанре, свободное оперирование понятием «трагедия» в дальнейшем. Интересными и продуктивными, на наш взгляд, заданиями могут стать написание небольшой статьи (энциклопедического характера) о жанре трагедии с опорой на материалы литературоведческих словарей, формулирование собственного определения жанра с учетом всех выделенных его основных признаков, формулирование определений других драматических жанров с четким указанием их различий между собой, написание небольшого эссе о трагическом герое. В качестве задания можно предложить учащимся закончить предложения. Например: «Трагедия представляет собой такой драматический жанр, для которого характерны... От жанра драмы ее отличает. Особенностями трагического конфликта являются.».

3. Далее учащиеся возвращаются к материалу по теории жанра и с его уче-

том анализируют трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта», выделяя в ней неразрешимый конфликт, возвышенных героев, окрыленных любовными чувствами, трагический финал (произведение заканчивается смертью героев), который имеет, однако, катарсический (очищающий, просветляющий) характер, поскольку приводит к окончанию вражды между кланами. Интересными станут и выступления учащихся — «историков» (об эпохе Возрождения) и «литературоведов» (о трагедии Возрождения и творчестве У. Шекспира в целом).

Работу подобного характера можно проводить и по другим жанрам драмы. Однако для прочного усвоения учащимися теоретико-литературного материала при изучении драматического текста педагогу необходимо постоянно возвращаться к изученному ранее, освежая в памяти школьников существенные признаки драмы как рода литературы и представления о ее жанрах, поскольку знания по теории литературы составляют основу формирования умений умелого чтения и адекватного интерпретирования драматических произведений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Программы общеобразовательных учреждений : литература : 5—11 классы (базовый уровень) ; 10—11 классы (профильный уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. — Москва : Просвещение, 2007. — 256 с.

2. Ушакова, С. В. Образ ученика-читателя современной гимназии / С. В. Ушакова // Педагогика. — 2008. — № 1. — С. 22—26.

Поступила 02.10.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.