Научная статья на тему 'Формирование у школьников универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО в процессе обучения русскому языку'

Формирование у школьников универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО в процессе обучения русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
658
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезенцева Н.В.

В статье представлена проблема формирования у школьников универсальных учебных действий в процессе обучения русскому языку. Рассмотрены современные развивающие технологии, применяемые в процессе обучения русскому языку учащихся школ и их влияние на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Статья адресована учителям, методистам, студентам, обучающимся по направлению учитель русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у школьников универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО в процессе обучения русскому языку»

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

© Мезенцева Н.В.*

Яблоновская средняя общеобразовательная школа, Белгородская область, Корочанский район, с. Яблоново

В статье представлена проблема формирования у школьников универсальных учебных действий в процессе обучения русскому языку. Рассмотрены современные развивающие технологии, применяемые в процессе обучения русскому языку учащихся школ и их влияние на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Статья адресована учителям, методистам, студентам, обучающимся по направлению учитель русского языка и литературы.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, современные развивающие технологии, проблемно-диалогическое обучение, моделирование.

Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у школьников учебных действий указывали Ю.К. Бабанский, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская. Отдельные виды учебных действий, общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Тать-янченко, A.B. Усова и др.

В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых обращается особое внимание.

Учебные действия - составная часть учебной деятельности. УУД - это действия разнообразного назначения, необходимые в ее организации и осуществлении учебной деятельности. Если ученик освоил УУД, можно говорить, что он овладел учебной деятельностью [2].

* Учитель русского языка и литературы.

В ходе учебной деятельности происходит усвоение предметных и познавательных действий. Учебная деятельность (как и любая другая) состоит из отдельных компонентов - действий, операций, мотивов, задач.

Поэтому цель каждого урока - постановка перед учеником осознаваемой цели предстоящей деятельности (цель является основным компонентом деятельности, который определяется как предполагаемый результат); осмысление и внутреннее принятие мотивов деятельности, связанных с самим процессом познания и его результатом (внутренние мотивы учебных действий, конкретизируя потребность в учебной деятельности, ориентируют на способы получения знаний, а не на результаты); предоставление возможности выбора средств в процессе осуществления деятельности (учащиеся часто в ходе правильно организованного учебного занятия просят у учителя разрешения на обсуждение возникшей проблемы в микрогруппе, обращаются к словарям, справочной литературе, учебнику, если все остальные возможности исчерпаны, просят перенести рассмотрение вопроса на следующий урок, чтобы появилась возможность её обсуждения дома с родителями и т.д.); обеспечение возможности самостоятельного выполнения учебного действия, даже если оно ошибочно (реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе выполнения учеником системы учебных действий: школьники первоначально не умеют самостоятельно ставить учебные задачи и выполнять действия по их решению, до определённой поры им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения приобретают сами ученики; богатство освоенных действий и гибкость в их применении в значительной мере определяют степень сложности для ученика учебной деятельности); создание ситуации, в которой ученик имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, удержать его, порадоваться достигнутому, произвести его самооценку [3].

При этом языковое образование как результат учебно-познавательной деятельности характеризуется совокупностью показателей, которые определяют его уровни. В школьной программе по русскому языку зафиксированы показатели уровней языкового образования учащихся в конце каждого года обучения (разделы программы по русскому языку «Основные требования к знаниям и умениям учащихся»).

Усвоение теории языка, правил, определений имеет значение не столько само по себе (для знаний, для умственного развития), сколько для формирования речевых навыков, для того, чтобы знания превращались в навыки.

В школьной жизни нередко бывает так: ученик знает правила, но не умеет ими пользоваться; значит, они не стали его «собственностью» настолько, чтобы считать их речевыми, практическими навыками. Однако бывает и так, что ученик говорит и пишет правильно, но соответствующих знаний и умений у него нет. Эти противоречия между знаниями по языку и навыками устной и письменной речи, во-первых, говорят о том, что язык, тем более

теоретические знания о языке, и речь не одно и то же; во-вторых, учителю нельзя оставлять учащихся без речевой практики подобной той, которая была у них до школы, с тем, однако, различием, что речь будет преимущественно монологической; в-третьих, те знания и умения, которые учащиеся получают при изучении курса русского языка в школе, должны быть не только осознанными, но и прочными.

На первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Они должны быть учеником осмыслены и приняты. Реализуя на уроках данные подходы, педагог должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания [1, с. 47].

Одним из важных условий считается использование на уроках русского языка в процессе формирования УУД развивающих технологий.

Как известно, эффективным считается то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим считается то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей обучающихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть универсальными учебными действиями на возможном в соответствии с их способностям уровне [5].

Технология проблемно-диалогического обучения носит общепредметный характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. В то же время становится очевидным, что данная технология имеет определённую предметную специфику, наиболее ярко выраженную у побуждающего диалога. На уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.

Рассматривая, для формирования УУД, моделирование на уроках русского языка, нужно сказать что это прежде всего, работа со схемами. Систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических умений, развития речи учащихся. Схемы не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более

запоминающимися, эмоциональными, но и способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность. Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.

Работая со схемой на уроке русского языка, приходится учитывать и этапы обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в виде схемы, и их способность и умение пользоваться ею в процессе языкового анализа. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа.

Эффективным средством по формированию УУД становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные универсальные учебные действия. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока.

При планировании работы на уроке также нужно вводить работу учащихся с энциклопедическими изданиями. А если класс оснащён компьютерной техникой, то необходимо организовать деятельность учащихся по разработке алгоритма действий в процессе поиска нужной информации в сети Интернет [4, с. 27].

Таким образом, овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Важную роль в формировании УУД играют уроки русского языка, поскольку всеми умениями и знаниями мы овладеваем посредством речи, слова. В процессе формирования познавательных УУД на уроках русского языка необходимо использовать современные развивающие технологии, среди которых проблемно-диалогическое обучение, моделирование, работа со справочными материалами и т.д.

Список литературы:

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: пособие для учителя [Текст]: учебник / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Академия, 2010. - 447 с. - Гриф УМО.

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

3. Гутник И.Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте [Текст] / И.Ю. Гутник. - СПб.: Книжный Дом, 2008. - 248 с.

4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя [Текст] / Е.Л. Мельникова. - М., 2006. - 84 с.

5. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.