Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ'

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ПОДРОСТКИ / HEALTHY LIFESTYLE / MOTIVATION / NEED / PHYSICAL CULTURE / SPORTS / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова Екатерина Николаевна, Коробейникова Елена Ивановна

В работе рассматривается воспитание подрастающего поколения как одна из важнейших задач семьи, школы и государства. Потребность в здоровом образе жизни необходима и должна быть понята самим подростком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE YOUNGER GENERATION'S NEED FOR A HEALTHY LIFESTYLE

The paper considers the upbringing of the younger generation as one of the most important tasks of the family, school and state. The need for a healthy lifestyle is necessary and must be understood by the adolescent himself.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ»

УДК - 371.71

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ

В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

FORMATION OF THE YOUNGER GENERATION'S NEED FOR A HEALTHY LIFESTYLE

Филимонова Екатерина Николаевна

Студент

институт технологии, экономики и сервиса Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Filimonova Ekaterina Nikolaevna

Student

Institute of Тechnology/ Economics and Service Volgograd state socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Коробейникова Елена Ивановна

старший преподаватель кафедры «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия

Korobeynikova Elena Ivanovna

senior lecturer Department «Physical culture» Volgograd state socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В работе рассматривается воспитание подрастающего поколения как одна из важнейших задач семьи, школы и государства. Потребность в здоровом образе жизни необходима и должна быть понята самим подростком.

Abstract. The paper considers the upbringing of the younger generation as one of the most important tasks of the family, school and state. The need for a healthy lifestyle is necessary and must be understood by the adolescent himself.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, мотивация, потребность, физическая культура, спорт, подростки.

Key words: healthy lifestyle, motivation, need, physical culture, sports, teenagers.

В современном мире человек стал более трепетно относиться к своему здоровью. Здоровье человека и общества определяет уровень цивилизации, поскольку здоровье нации складывается из здоровья каждого принадлежащего ей индивида, что представляет собой условие существования развитого государства.

В Российской Федерации вопрос охраны здоровья человека занимает немало важную роль: финансируются программы сохранения и поддержания здоровья

населения, стимулируется любая деятельность, направленная на развитие физической культуры и спорта, а так же мероприятия по укреплению здоровья человека.

Население страны все в большем объеме включается в спортивную жизнь. Занятия каким-либо видом спорта неразрывно связано с соблюдением здорового образа жизни. Здоровый образ жизни включает в себя многие аспекты: правильное питание, сон, режим дня и многое другое. В работе, для определения этого понятия используется подход с точки зрения сознания и мотивации. Под здоровым образом жизни понимают результирующую действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья [4, с.10].

Соблюдение здорового образа жизни необходимо подрастающему поколению, поскольку его здоровью угрожают такие причины как: ухудшение экологии (в том числе влияние глобальных экологических проблем), невысокий уровень жизни населения. Помимо этих причин, на подрастающем поколении сказываются изменения, произошедшие в семьях, которые затрагивают вопросы воспитания и материальных возможностей. Нарушения в здоровье и воспитании ребенка отрицательно влияют на способность освоения им школьной программы.

Государство стремится сохранять и укреплять здоровье учащихся в рамках национальной безопасности и развитии человечества в 21 веке. Сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения является проблемой, которая вызывает особый интерес, как для школьной практики, так и для педагогической науки в целом.

Потребность в здоровом образе жизни начинает формироваться в детские годы, подкрепляется интересом и осознанной необходимостью в школьные годы, актуализируется и позволяет в полном объеме реализоваться в повседневной жизни на всех возрастных этапах [1, с.93].

Формирование ЗОЖ или какой-либо привычки невозможно без предварительного условия создания, иначе говоря, предпосылок. Одной из основополагающих предпосылок формирования ЗОЖ является осознание подростком необходимости и потребности в здоровом образе жизни. Куликов В. Н. в своей диссертационной работе выделяет следующие предпосылки формирования здоро-вого образа жизни школьников, которые были получены исследователями в различных областях.

Во-первых, понимание и принятие подростком необходимости ведения здорового образа жизни, которое является особой формой жизнедеятельности, определяющейся биологическими и социальными факторами.

Во-вторых, недостаточно эффективное сотрудничество педагогов и учащихся, которое проявляется в неполном информировании об основах здорового образа жизни.

В-третьих, неиспользование методов объединения различных подходов к здоровью и формированию здорового образа жизни.

И, наконец, необходимость постоянно улучшающихся и совершенствующихся педагогических программ в направлении ЗОЖ [2].

На формирование укрепления человеческого организма в целом, то есть ЗОЖ прямое влияние оказывает гигиенического воспитание и обучение. Гигиенического воспитание и обучение необходимо осуществлять в целях профилактики заболеваний, а так же овладения санитарной культурой населения. Для подрастающего поколения необходимо создавать среду, в которой оно проявит интерес к правилам, способам и методам заботы о своем здоровье. Однако при этом важно помнить, что запреты на обзаведение вредными привычками и прямые призывы к ЗОЖ являются безрезультативными. Именно поэтому, с позиции будущего педагога, можно утверждать, что рассматривать здоровье нужно в процессе динамики его становления, моделируя процесс формирования ЗОЖ.

Существует несколько причин, которые способствуют к включению в команду людей, ведущих здоровый образ жизни. Эти причины показывают, насколько полезны занятия спортом и физической культурой, правильное питание и режим дня:

Причина № 1: Физическая культура и спорт являются составляющими крепкого здоровья. Школьные зарядки и физкультминутки проводились далеко не зря, поскольку физическая культура и спорт - это самый естественный способ укрепить иммунитет и здоровье. Недостаток движения и спортивной активности ведет к проблемам, связанным с работой мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, а так же к изменению функциональных возможностей и изменениям в работе внутренних органов. А все это, в совокупности, сказывается на работоспособности, самочувствии и продолжительности жизни человека.

Причина № 2: Восьмичасовой сон является необходимостью для человека, а так же вечным счастьем. Однако в современном ритме жизни не каждый может позволить его (сон) себе. Существует множество теорий и суждений о том, что выспавшийся человек есть счастливый человек. Здоровый сон является источником сохранения красоты и молодости, а так же одним из способов сохранения здоровья.

Причина № 3: Рациональное питание - неотъемлемый элемент здорового образа жизни. На современных информационных площадках с каждым днем появляется огромное количество «ПП рецептов» (рецептов правильного питания), которые содержат в себе исключительно полезные для организма продукты. Помимо полезности они отличаются оригинальной подачей и не менее утонченным вкусом, а так же это модно!

Свободное время, которое находится в распоряжении подрастающего поколения, подвергается риску стать использованным в негативных целях, среди которых могут быть употребление алкоголя/табака/наркотических средств. Поэтому необходимо правильно организовать досуг подростков, привлекая их к вступлению в различные кружки, секции, спортивные организации, деятельность которых была бы им по душе. Педагог, зная предрасположенности, интересы и увлечения детей, способен направить и использовать их на организацию содержательного и полезного досуга [3, с.120].

Таким образом, ЗОЖ - это правильный вектор движения, направленный на сохранение самого ценного ресурса - времени, которое напрямую зависит от здоровья. Процесс формирования мотивации к ЗОЖ будет успешен при опоре на

креативность, субъектность, а так же при опоре на базовые знания медицины и физиологии.

Здоровый образ жизни является залогом здоровья страны в целом. Именно поэтому необходима и нужна воспитательная и образовательная деятельность педагогов и учреждений, в которых обучается подрастающее поколение.

Литература

1. Иванова С. Ю. Формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни: монография / С. Ю. Иванова; Федеральное агентство по образованию, Кемеровский технологический ин-т пищевой пром-сти. - Кемерово : КемТИПП, 2009. -175 с.

2. Куликов В. Н. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков в средней общеобразовательной школе : дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 /Куликов Василий Николаевич. - Киров, 2002. - 181 с. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-motivov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-podrostkov-v-srednei-obshcheobrazovatelnoi-sh (дата обращения: 03.03.2003).

3. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А. М. Митяева. - 3-е изд., перераб. и доп. изд. - М. : Академия, 2012. - 202 с.

4. Туманян Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Туманян. - Москва : Академия, 2006. - 332 с.

References

1. Ivanova S. Yu. Formirovanie potrebnosti studentov vuza v zdorovom obraze zhizni [Forming the needs of university students in a healthy lifestyle]. Kemerovo, KemTIPP Publ., 2009, 175 p.

2. Kulikov V. N. Formirovanie motivov zdorovogo obraza zhizni u podrostkov v sredney obshcheobrazovatel'noy shkole. Dis. kand. ped. nauk [The formation of motives for a healthy lifestyle in adolescents in secondary school. Diss. cand. ped sci.]. Kirov, 2002, 181 p. Available at: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-motivov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-podrostkov-v-srednei-obshcheobrazovatelnoi-sh (accessed 03.03.2003).

3. Mityaeva A. M. Zdorov'esberegayushchie pedagogicheskie tekhnologii [Health-saving pedagogical technologies]. 3rd ed. Moscow, Academy Publ., 2012, 202 p.

4. Tumanyan G. S. Zdorovyy obraz zhizni i fizicheskoe sovershenstvovanie [Healthy lifestyle and physical improvement]. Moscow, Academy Publ., 2006, 332 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.