Научная статья на тему 'Формирование у младших школьников здорового образа жизни в парадигме личностно-ориентированного подхода (в условиях Среднего Приобья)'

Формирование у младших школьников здорового образа жизни в парадигме личностно-ориентированного подхода (в условиях Среднего Приобья) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
347
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / личностно-ориентированный подход / особенности этнокультурного развития региона / личностно-ориентированная технология формирования здорового образа жизни младших школьников / healthy lifestyle / personal-oriented approach / peculiarities of ethnocultural development of the region / personal-oriented creating technology of a healthy lifestyle of junior schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доброрадова Людмила Васильевна

В статье рассматривается специфика формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте с точки зрения личностно-ориентированного подхода. Конкретизируются психофизиологические и социальные особенности младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Junior Schoolchildren’s Healthy Lifestyle in a Personality-Oriented Paradigm (under Conditions of Middle Priobye)

The article deals with specifics of the formation of healthy lifestyles in primary school age in conditions of personality-oriented approach. Psychophisiological and social characteristics peculiarities of junior children are mentioned

Текст научной работы на тему «Формирование у младших школьников здорового образа жизни в парадигме личностно-ориентированного подхода (в условиях Среднего Приобья)»

УДК 371.7

ББК 74.200.55

Доброрадова Людмила Васильевна соискатель г. Нефтеюганск Dobroradova Ludmila Vasilyevna

Applicant for a Degree Nefteyugansk

Формирование у младших школьников здорового образа жизни в парадигме личностно-ориентированного подхода

(в условиях Среднего Приобья) Formation of Junior Schoolchildren's Healthy Lifestyle in a Personality-Oriented Paradigm (under Conditions of Middle Priobye)

В статье рассматривается специфика формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте с точки зрения личностно-ориентирован-ного подхода. Конкретизируются психофизиологические и социальные особенности младшего школьника.

The article deals with specifics of the formation of healthy lifestyles in primary school age in conditions of personality-oriented approach. Psychophisiological and social characteristics peculiarities of junior children are mentioned.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, личностно-ориентированный подход, особенности этнокультурного развития региона, личностно-ориентирован-ная технология формирования здорового образа жизни младших школьников.

Key words: healthy lifestyle, personal-oriented approach, peculiarities of ethno-cultural development of the region, personal-oriented creating technology of a healthy lifestyle of junior schoolchildren.

В плане школьного периода жизни человека вопросы, связанные с психолого-педагогическим обеспечением формирования здорового образа жизни, исследователями в первую очередь рассматриваются в отношении подросткового возраста, в то время как специфика подобной работы с детьми

младшего школьного возраста гораздо реже становится объектом научного исследования [6].

При этом государственные образовательные и иные структуры в той или иной степени обеспечивают, с учетом региональных особенностей развития образовательного пространства, нормативно-правовое, научно-теоретическое и методическое решение проблемы формирования здорового образа жизни. Так, вслед за принятием Национальной программы «Здоровье» и приоритетного национального проекта «Образование» в Среднем Приобье был принят ряд региональных законодательных актов: «О дополнительных мерах по защите здоровья детей в Тюменской области», Программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2006-2010 годы» (2006) и т. п.

Однако до сих пор не разрешено имеющееся в науке и практике противоречие между насущной потребностью в формировании и обучении здоровому образу жизни учащихся и отсутствием целостной теории здорового образа жизни как категории педагогической науки.

Многогранность проблемы формирования здорового образа жизни младших школьников обусловливает большое количество научных исследований по данной теме. Так, новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов здорового образа жизни наиболее глубоко был рассмотрен в монографии А. Г. Щедриной и получил дальнейшее развитие в работах Р. И. Айзмана, Л. Г. Апанасенко, Э. М. Казина, В. П. Казначеева и др. Однако специфика применения к решению проблемы формирования здорового образа жизни личностно-ориентированного подхода до настоящего момента не выступила в качестве самостоятельного объекта научного анализа. Младшие школьники как возрастная группа, особенности их обучения и воспитания исследовались Л. И. Божович, Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгером, В. В. Давыдовым, Т. В. Ермоловой, С. В. Карасевой, А. А. Люблинской, Н. Г. Морозовой, В. С. Мухиной, К. Н. Поливановой, Г. А. Урунтаевой, Д. Б. Элькониным и др.

Рассмотрим прикладной аспект исследуемой проблемы, заключающийся

в специфических характеристиках региона Среднего Приобья, прямо или опосредствованно влияющих на формирование образа жизни населения:

- специфическая социально-экономическая ситуация в Среднем Приобье (Ханты-Мансийском автономном округе), связанная, прежде всего, с нефте- и газодобывающими отраслями, транспортировкой углеводородного сырья, производством электроэнергии и т. п.;

- демографические проблемы Среднего Приобья (снижение уровня рождаемости, старение и отток населения, миграция и т. п.);

- специфика экологической ситуации в регионе, осложненной последствиями деятельности некоторых отраслей промышленности (топливной, нефтедобывающей, электроэнергетической, химической и др.);

- достаточно высокий, по сравнению со средним по России, уровень жизни населения и явно недостаточный уровень обеспеченности региона учреждениями культуры, досуга и спорта, а также объектами социального назначения;

- особенности этнокультурного развития региона (отношение к малым народам, их культуре, быту, системе образования, учет их интересов в социокультурном развитии ХМАО) и др.

Перечисленные характеристики, по нашему мнению, усугубляют проблемы здорового образа жизни в регионе и подтверждают актуальность и необходимость создания действенных методик и технологий, направленных на формирование здорового образа жизни школьников. Диагностика уровней психофизиологического развития младших школьников дала возможность установить, что на протяжении периода обучения детей в младших классах, в условиях Среднего Приобья, имеет место ухудшение общего психического и физического состояния учащихся. Данное явление обусловливает необходимость учета при построении личностной программы формирования здорового образа жизни младших школьников, живущих на северных территориях Российской Федерации, региональных, демографических, климатических, гиподинамических факторов.

Как показало проведенное нами исследование, основой для формирования

личностно-ориентированного подхода к становлению личности и, в частности, к формированию ее здорового образа жизни являются идеи гуманистической психолого-педагогической науки, основанные на принципах природосоответс-твия и культуросоответствия образования на всех уровнях обучения и становления личности ребенка, в том числе на уровне начальной школы [3; 9].

Система реализации личностно-ориентированного подхода к формированию здорового образа жизни младших школьников предполагает отношение к учащемуся как к целостному субъекту обучения и воспитания, качественное становление которого возможно только в случае индивидуализированного педагогического влияния.

Основными элементами данной системы являются психофизиологические и социальные особенности младшего школьника, в состав которых входят:

• физические и психические характеристики;

• потребностно-мотивационная сфера;

• ценностные ориентации; индивидуально-психологические свойства, проявляющиеся в межличностных отношениях ребенка [4].

В силу этого, специфика формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте, с точки зрения личностно-ориентированного подхода, обусловлена: психофизиологическими особенностями младшего школьного возраста; трудностями в плане физического развития, вызванными переходом ребенка из дошкольного учреждения (и / или среды семейного воспитания) в начальную школу; особенностями ведущей деятельности в период обучения в начальной школе; характеристиками индивидуальной траектории становления здорового образа жизни; учетом применяемых в начальной школе форм, методов и приемов обучения; значимостью феномена здорового образа жизни, складывающегося в младшем школьном возрасте, для всей последующей жизни человека [5].

Весь представленный теоретический материал лег в обоснование разработанной нами личностно-ориентированной технологии формирования здорового образа жизни младших школьников (см. рис.1).

Цель

Ценностно-мотивационный уровень:

воспитание у младших школьников сознательного

и мотивированного отношения к собственному здоровью как к ценности.

Содержание

Поведенческий уровень: владение ребенком системой адекватных здоровому образу жизни реакций, действий и поступков при взаимодействии со средой.

Ценностно-мотивационный уровень: здоровье как ценность, сознательная мотивация к ведению здорового образа жизни.

Организация

Поведенческий уровень: поведение, способствующее здоровью.

а и 01

Г и

в 5

и Я б й о п

« 3

I

л

а

н в в я

■ Ё

в <•> ^

о -

§

_

Методы

о

е

о

Наблюдение; Превентивный Тренинг; Методы

биографический метод; эмпатииное количественной

метод; инструктаж; слушание; (сравнение

экспертная нормирование; положительный параметров до и

оценка; постановка пример; после внедрения

интервью; перспектив; приучение; технологии)и

проективные и организация убеждение; качественной

рисуночные успеха; поощрение; (при помощи

тесты; целеполагание; упражнение; организации

тестирование; методы организация рефлексии и

личностные организации досуга; методы саморефлексии)

опросники; деятельности. общения; оценки.

беседа. игры.

к 4

Субъекты внедрения

Классные руководители младших классов как интеграторы действия различных социальных институтов по формированию здорового образа жизни; педагогический коллектив школы, социально-психологическая служба, родительский коллектив, внешкольные учреждения и организации.

Рис. 1. Личностно-ориентированная технология формирования здорового образа жизни младших школьников

На основании представленной технологии, главными задачами личност-но-ориентированного подхода к формированию здорового образа жизни младших школьников являются: учет и развитие индивидуальных физических, познавательных и творческих способностей ребенка; своевременное выявление, инициирование, использование индивидуального опыта ученика, воспитание потребности в самосовершенствовании и саморазвитии; формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, ориентированного на удовлетворение как его личностных потребностей, так и социальных запросов; воспитание, в процессе обучения в начальных классах, социально значимых моральных и индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника. Реализация представленных задач предполагает внедрение системы педагогических условий: насыщение учебно-воспитательного процесса в начальной школе активной физической нагрузкой; качественное психологическое обеспечение процесса формирования здорового образа жизни; учет социальной ситуации развития ребенка. Данные условия определяются спецификой и задачами начальной школы, а также основываются на базовых идеях личностно-ориентированного подхода. В ходе исследования нами были также выделены еще дополнительные условия успешного формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов: своевременная коррекция целей учебно-воспитательной деятельности в начальной школе с учетом существующего уровня психофизического и духовно-морального развития школьника; учет и отслеживание аксиологической сферы развития ребенка (особенно под влиянием микросреды обитания и развития); систематическая диагностика уровня физического, психического и морального развития ребенка с целью прогнозирования возможных изменений диагностируемых уровней; создание программы личностного развития здорового образа жизни младшего школьника в учебной и внеучебной деятельности и последующей фиксацией в личной карте здорового образа жизни младшего школьника результативности применения данной программы; вычленение блока ситуаций, факторов, ориентированных на индивидуальное развитие ребенка, способствующих становлению здорового образа жизни у младших школьников

(выбор средств физического воспитания, игровых методик, социально-психологического сопровождения со стороны семьи и микросреды общения и т. п.).

Однако, вслед за разработкой технологии и необходимостью ее апробации, возникает задача измерения уровня эффективности и продуктивности предложенной технологии. Проведенный с этой целью анализ научной литературы позволил нам выделить следующие критерии здорового образа жизни младших школьников:

• ценностный (здоровье, здоровый образ жизни как главная ценность);

• когнитивный (знания, умения, навыки, способствующие становлению и функционированию здорового образа жизни; число учащихся, занимающихся спортом, физической культурой; оценки по физкультуре; показатели заболеваемости);

• социологический (уровень развития социальных институтов, способствующих здоровому образу жизни, реальные возможности выбора занятий по интересам; социальная карта микрорайона; количество правонарушений и проявлений девиантных форм поведения);

• воспитательный (социальная активность; направленность моральных идеалов и поведения; отсутствие вредных привычек; степень сплоченности коллектива; уровень толерантности);

• валеологический (показатели психического и физического здоровья; развитие основных функций и систем организма в соответствии с возрастом; распределение учащихся по группам здоровья);

• психологический (степень оптимизма, защищенности; положительное или отрицательное отношение к школе, окружающим; эмоциональное состояние; уровень тревожности; характер межличностных отношений) [1; 2; 7].

На основании указных критериев нами были выделены следующие уровни сформированности здорового образа жизни младших школьников - недопустимый, критический, допустимый, оптимальный.

Библиографический список

1. Айзман, Р. И. Здоровье ребёнка - эпицентр современного образования / Р. И. Айзман // Валеологические аспекты образования: Тез. докл. межрег. н.-практ. конф. - Барнаул, 1996. - С. 12-14.

2. Апанасенко, Г. Л. Здоровье: методология и методика качественной оценки / Г. Л. Апанасенко // Здоровье и функциональные возможности человека: Тезисы докл. Всесоюзн. конф. - М., 1985. - С. 21-24.

3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

4. Берулава, М. Н. Гуманизация образования: направления и проблемы / М. Н. Берулава // Педагогика. - 1996. - № 4. - С. 23-27.

5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологические исследования / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 158 с.

6. Дубогай, О. Д. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни школьников младших классов / О. Д. Дубогай: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1991. - 374 с.

7. Найн, А. А. Проблемы здоровья участников образовательного процесса / А. А. Найн, С. Г. Сериков. // Педагогика. - 1998. - № 6. - С. 53-56.

8. Степанов, А. Д. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования / А. Д. Степанов, Д. А. Изуткин // Охрана здоровья. - 1998.

- № 5. - С. 9.

9. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М.: Библиотека журнала «Директор школы», 1996. - 96 с.

Bibliography

1. Aizman, R. I. Child Health - the Epicentrum of Modern Education / R. Aizman // Valeological Aspects of Education: Practical. Conf. - Barnaul, 1996.

- P. 12-14.

2. Apanasenko, G. L. Health: Methodology and Technique of Qualitative Assessment / G. L. Apanasenko / / Health and functionality of Rights: Reports. Conf. - M., 1985. - P. 21-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Babansky, U. K. Optimizing of the Educational Process / U. K. Babansky.

- Moscow: Education, 1982. - 192 p.

4. Berulava, M. N. Humanization of Education: Trends and Challenges / M. N. Berulava // Pedagogics. - 1996. - № 4. - P. 23-27.

5. Bozhovich, L. I. Person and its Formation in Childhood. Psychological Researches / L. I. Bozhovich. - Moscow: Education, 1968. - 158 p.

6. Dubogay, O. D. Psychological-Pedagogical Basis of Forming a Healthy Lifestyle Junior Schoolchildren / O. D. Dubogay: Dis. Dr. Ped. Sciences. - M., 1991. - 374 p.

7. Nain, A. A. Health Problems of Educational Process Participants / A. A. Nain, S. G. Serikov. / / Pedagogics. - 1998. - № 6. - P. 53-56.

8. Stepanov, A. D. Criteria for a Healthy Lifestyle and Preconditions of its Formation / A. D. Stepanov, D. A. Izutkin // Health. - 1998. - № 5. - P. 9.

9. Yakimanskaya, I. S. Personal-Oriented Training in Modern School / I. Yakimanskaya. - Moscow: Library of the Journal «Director of School», 1996. - 96 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.