Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ СЕМЬЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ СЕМЬЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
дошкольник / дошкольное образование / проект / семья / уважительное отношение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина Мария Васильевна, Кондрашова Наталья Владимировна

В статье на основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики охарактеризованы ценностно-целевые ориентиры формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к своей семье, обобщен опыт использования проектной деятельности отдельных педагогов и учреждений при решении этой задачи. В работе представлен авторский проект «Я и моя семья», который апробирован во время психолого-педагогической практики на базе МАДОУ «Центр развития ребенка № 4» г. о. Саранск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ СЕМЬЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



SCIENCE TIME

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ СЕМЬЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каргина Мария Васильевна, Кондрашова Наталья Владимировна, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

E-mail: kondnatalya@yandex.ru

Аннотация. В статье на основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики охарактеризованы ценностно-целевые ориентиры формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к своей семье, обобщен опыт использования проектной деятельности отдельных педагогов и учреждений при решении этой задачи. В работе представлен авторский проект «Я и моя семья», который апробирован во время психолого-педагогической практики на базе МАДОУ «Центр развития ребенка № 4» г. о. Саранск.

Ключевые слова: дошкольник, дошкольное образование, проект, семья, уважительное отношение.

Воспитание уважения детей к семье, родителям и старшим поколениям, подготовка личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей являются основопологающими задачами воспитания духовно-нравственной личности. В ФГОС дошкольного образования подчеркивается необходимость формирования у ребенка основ личностной культуры будущего гражданина и семьянина [3, 5].

На основе анализа современных программ для детских садов (далее - ДС) можно выделить основные целевые ориентиры и критерии для определения сформированности уважительного отношения к своей семье: ребенок уверенно называет свои имя и фамилию, имена своих родителей, дедушек и бабушек) ребенок понимает родственные отношения (мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянник, племянница), называет слова, обозначающие родство (мама, папа, родители,

| SCIENCE TIME Щ

бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка); дошкольник интересуется историе й своей семьи и ее традициями; ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких друзей, уважительное отношение к членам своей семьи, старается радовать старших своими хорошими поступками; ребенок готов или стремиться проявлять заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности; дошкольник проявляет интерес и уважение к профессиональной деятельности своих родителей, ребенок выражает любовь к родителям и интересуется жизнью семьи и т.д. [2].

Эффективным средством формирования положительного отношения к сеьме является проектная деятельность, которая в условиях современного ДС осуществляется как сотрудничество, в котором задействованы все участники педагогического процесса (дети и педагоги, а также родители). Научно-теоретические основой использования проектной деятельности в ДС в целом являются работы Е. Н. Беловой, Н. Е Вераксы, Е. С. Евдокимовой, Л. С. Кисевой, М. Б. Чуриловой. В области дошкольного образования проект - это специально организованный педагогом и выполняемый дошкольниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

В настоящее время накоплен значительный опыт формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительно отношения к своей семье посредством проектной деятельности. Например, в ДС №14 г. Донецк организован краткосрочный творческий проект «В семейном кругу» с целью формирования у дошкольников комплекса семейных ценностей. Участниками проекта были дети 5-7 лет, родители, воспитатели и музыкальный руководитель. Проводилась подготовительная работа: каждой семье заранее давалось задание заполнить анкету, придумать девиз семьи, повторить с детьми пословицы о семье; подготовился сюрприз для родителей (устная анкета для детей), были разучены музыкальные номера с детьми; также оформлен музыкальный зал. В ходе проекта организовывались соревнования семей. Конкурсные задания были следующими: «Пословица неспроста молвится!», «Сказочный конкурс», «Мой дом - моя крепость», «Самая стройная семья», «Утро», «Вперед по магазинам», «Федорино горе», «Нарисуй маму». В завершении были подведены результаты работы [8].

В ДС №194 г. Новокузнецк, организован краткосрочный творческий проект «Это вся моя семья-мама, папа, брат и я!» с целью сформировать представления у детей 5-7 лет о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Работа над проектом проходила в течение месяца поэтапно. Информационно-организационный этап включал беседу «Что такое

I

SCIENCE TIME

I

семья», сюжетно-ролевую игру «Семья», рассматривание плакатов, альбомов о семье, рисование рисунков на тему: «Моя семья»), Практический этап состоял из изготовления макета генеалогического дерева и пр., во время заключительного этапа состоялось представление своей работы, рассказ о своей семье [10].

Педагог-психолог ДС № 7 г. Юрюзань организовала практико-ориентированный проект «Я и моя семья», в котором принимали участие: дети, родители, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель и хореограф. В течение трех месяцев основными формами работы с детьми были: беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций по проекту «Я и моя семья»; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихотворений, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечение; конкурсы; рисование, сочинение рассказов по проекту «Я и моя семья», совместная деятельность с родителями. С родителями проводилась наглядная пропаганда, беседы и консультации; родительское собрание на тему «Счастливая семья. Какая она?»; анкетирование; развлечение «Папа, мама, я - отличная семья», видеопросмотры, совместная деятельность с ребенком [6].

В ДС № 20 г. Северодвинска реализовывался недельный проект на тему «Моя семья». Работа по реализации проекта осуществлялась поэтапно: 1 этап постановка проблемы (педагог предлагал детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы «Самые родные для ребенка люди?...»); 2 этап подготовительный (разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности); 3 этап основной (с детьми были проведены беседа на тему «Моя семья», викторина «В какой сказке встречаются семьи», составление рассказа по пентаграмме на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)», обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее», а на занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях и пр.); 4 этап заключительный (была устроена выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации генеалогического древа, составленного вместе с родителями) [4].

В ДС г. Куйбышев организовывался краткосрочный проект «Моя семья-мое богатство», в котором принимали участие дети старшего дошкольного возраста и родители воспитанников. В ходе проекта осуществлялось: опрос детей, консультация «Что такое генеалогическое древо?», выставка «Генеалогическое древо семьи», создание папки - передвижки «Тайна имени», изготовление герба семьи, выставка детских рисунков «Моя семья», сюжетно-ролевые игры «профессии моих родителей, «Больница», «Магазин», выпуск газеты «Моя семья - моё богатство», изготовление совместно с родителями спортивной газеты «Мама, папа, я - спортивная семья», пословицы и поговорки о семье, рисование

| SCIENCE TIME Щ

по представлению «Я с папой» (парный портрет в профиль), «Мы с мамой улыбаемся» (парный портрет анфас), итоговое развлечение с привлечением родителей «Семейные традиции» [7].

На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики был подготовлен проект «Я и моя семья», который апробировалася базе ДС 4 г. Саранск. Цель проекта: углубление представлений детей 5-6 лет о семье, формирование у дошкольников знаний о своей семье, родственных отношениях, семейных традициях и родословной, повышение роли семейных ценностей в становлении личностей детей старшего дошкольного возраста. Задачи проекта: сформировать представление о себе и своей семье, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях; побуждать детей к выполнению добрых дел для семьи; развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность, коммуникативные навыки, воспитывать любовь и уважение к членам семьи и т.д.

При реализации проекта «Я и моя семья» проводились: беседа на тему «Моя семья»; игра-загадка «Моя семья»; тест «Рисунок семьи»; режиссерская игра «Шесть кукол»; чтение и анализ произведений (Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», Д. Габе «Работа», В. Сухомлинского «Именинный пирог»); беседа на тему «Моя семья в будущем»; сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры («Скажи наоборот», «Сравни - кто старше? Кто младше?», «Если я...» и «Скажи ласково»; изготовление открыток для папы и мамы; сценка «Три мамы», семейный досуг «Вечер дружной семьи» и пр. Отстановимся на некоторых из мероприятий более подробно.

В первый день проводилась беседа с детьми на тему «Моя семья» с целью определить уровень сформированности у них знаний о своих близких людях, родственниках, об истории, традициях и увлечениях своей семьи, воспитывать уважительное отношение к своей семье. В ходе беседы были заданы нижеследующие вопросы.

1. Что такое семья? Расскажи о своей семье...

2. Есть ли в вашей семье что-нибудь интересное (увлечения, традиции, семейные альбомы)?

3. Если б ты встретил волшебника, и он предложил бы тебе выполнить три желания для тебя и членов твоей семьи (твоих близких) что бы ты им пожелал?

4. Что бы ты хотел пожелать для своих родителей, бабушки (братьев, сестер)?

5. Что ты можешь рассказать о том, что было в твоей семье раньше, когда бабушка и дедушка были молодыми?

6. Что ты знаешь о твоих прадедушках и прабабушках? (чем они занимались, где работали, как жили)?

7. Как ты думаешь, для чего человеку нужна семья?

| SCIENCE TIME Щ

В ходе проекта проводились игры-загадки «Моя семья» с целью изучить уровень представлений и обогатить знания детей о социальных ролях и родственных связях, научить определять родственников по характерным признакам, развивать речь, внимание, мышление, быстроту реакции, воспитывать интерес к знанию родственников. Дети в игровой форме отгадывали загадки обо всех членах многопоколенной семьи.

Во второй день с детьми проводилась диагностика «Рисунок семьи» для выявления особенностей внутрисемейных отношений и отношения ребенка к членам своей семьи и пр.

Игра «Распределение обязанностей» организовывалась с целью объяснить важность и значимость того, чтобы у каждого в доме свои трудовые обязанности, воспитывать желание взять на себя обязанности по дому в помощь родным и пр. В ходе игры дети активно обсуждали кто из членов семьи готовит пищу, убирает квартиру, моет посуду, стирает одежду, гладит бельё, ходит в магазин за покупками, убирает игрушки, поливает цветы, вытирает пыль и пр.

Игра «Продолжи пословицу» проводилась с целью научить детей подбирать недостающие слова по смыслу, воспитывать положительное отношение к семейным ценностям и родственным отношениям.

Организовывалась режиссерская игра «Шесть кукол» с целью сформировать представления детей о семейной жизни и социальных ролях, научить проектировать сюжетно-ролевую игру, воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Она проводилась в три этапа:

- предворительная беседа о семье;

- знакомство ребенка с игрушками;

- педагог предлагал посмотреть на шесть фигурок, а затем решить, кто из них кем будет и чем они сейчас занимаются. После этого ребенок самостоятельно играл в «семью» [9].

Осуществлялось чтение и анализ произведения Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» с целью объяснить детям, что семья это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия, научить детей находить главную мысль в тексте, развивать речь, слуховое внимание, воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям и родителям.

С детьми проводилась беседа на тему «Моя семья в будущем» с целью сформировать представления об особенностях семейной жизни и семейных взаимоотношениях в каждой семье, воспитать положительное отношение к своему собственному «я», развивать умение рассказывать, умение отвечать полными предложениями, фантазию, воспитывать интерес к своей семье и деятельности ее членов [1].

Организовывалась сюжетно-ролевая игра «Семья» с целью сформировать представления о социальных ролях в семье, научить детей творчески

| SCIENCE TIME Щ

воспроизводить в играх семейный быт, развивать умение подбирать атрибуты и предметы-заместители или маркеры игрового пространства, воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности, обогащать их представления о составе семьи и многоролевом поведении каждого члена семьи (мужчина - папа, дедушка, сын, брат; женщина -мама, бабушка, дочь, сестра).

Осуществлялось чтение и анализ произведения Д. Габе «Работа» с целью объяснить, как важно, чтобы у каждого в семье есть свои обязанности, научить детей внимательно слушать рассказ, отвечать по нему на вопросы, формировать представления о трудовой деятельности в семье, побуждать к оказанию посильной помощи дома.

Организовывалась игровая деятельность «Найди лишнюю пословицу» с целью упражнять находить общее и различное, понимать смысл пословицы, развивать умение сопоставлять, воспитывать интерес к истории, семейным ценностям и традициям. В ходе игры дошкольникам зачитывались по несколько пословиц, из которых они должны были выявить ту, которая была не о семье.

Проводилась дидактическая игра «Если я.» с целью закрепить знания о родственных связях, сформировать представления о том, кто кому кем приходится в семье, развивать логическое мышление и быстроту реакции, воспитывать интерес к семье и родственникам.

Дидактическая игра «Скажи ласково» проводилась с целью учить называть членов семьи с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к родственникам и стремление называть членов своей семьи ласково (папочка, папенька, дедушка, дедуля и пр.).

Осуществлялось чтение и анализ произведений В. Сухомлинского «Именинный пирог» и А. Митяева «За что я люблю маму» с целью воспитывать уважение и заботу к пожилым родственникам, сформировать представление о роли мамы в жизни ребенка.

Организовывалась продуктивная деятельность, во время которой дети создавали открытки для папы к празднику 23 февраля «Мундир» и для мамы к празднику 8 Марта «Тюльпаны любимой маме». В процессе НОД наряду с обучающими и развивающими задачами решались воспитательные задачи, направленные на формирование доброго отношения к маме, папе и стремления радовать их подарками сделанными своими руками.

В ходе дидактических игр «Скажи наоборот» и «Собери пословицу» дети учились подбирать слова противоположного значения по теме «семья» и соотносить начало пословицы с ее продолжением и пр.

Чтение и анализ произведения С. Погореловского «Попробуй волшебником стать» организовывались с целью развивать умение понимать желания близких людей, воспитывать стремление к совершению хороших поступков по

| SCIENCE TIME Щ

отношению к своим близким. В ходе игры дети становились волшебниками добрых дел и вербально совершали добрые поступки по отношению в скоим близким.

Организовывалась сценка «Три мамы» с целью сформировать представление о труде мам, развивать артистизм детей, речь, воспитывать чувство благодарности к родным людям. В процессе инсценирования дошкольники познакомились с мамами разных поколений (мама, бабушка, пробабушка и пр.).

Завершался проект организацией семейного досуга «Вечер дружной семьи» с целью привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека, совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями, обогащать детско-родительские отношения опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения, вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность и т. д. В процессе досуга проводили конкурс на тему «Счастливый выходной день», шуточная игра «Семейные обязанности», конкурс «Что нам стоит дом построить», конкурс для мам и детей «Собери мужа», выступления детей (чтение стихотворений, выразительное чтение сказки для мамочки). В конце дети подарили мамам цветы, изготовленные своими руками.

Итак, система отношений ребенка-дошкольника с миром весьма разнообразна и сложна, поэтому в условиях современного детского сада необходима проектная деятельность, направленная на формирование у детей знаний о своей семье, родственных отношениях, семейных традициях и родословной, вовлечение родителей в совместную детско-родительскую деятельность и пр.

Литература:

1. Диагностика социально-нравственного развития дошкольников в педагогическом процессе детского сада. Часть 2.2 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru

2. Коломийченко, Л.В. Семьеведение для малышей: Программа семейно-полового воспитания детей дошкольного возраста / О.А. Воронова, Л.В. Коломийченко. - Пермь, 2007. - 121 с.

3. Кондрашова, Н. В. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Кондрашова, М. В. Каргина // «Концепт». - 2016. - Т. 15. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/96327.htm.

4. Краткосрочный проект на тему «Моя семья» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vospitateljam.ru]

I

SCIENCE TIME

I

5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru

6. Проект «Я и моя семья» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// nsportal.ru]

7. Проект «Моя семья - мое богатство» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru

8. Проект «В семейном кругу» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: detsadclub.ru]

9. Т.И. Пухова «Шесть кукол» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// shagi-irk.ru

10. Творческий проект «Это вся моя семья-мама, папа, брат и я!» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doshvozrast.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.