Научная статья на тему 'Формирование у детей дошкольного возраста алгоритмических умений'

Формирование у детей дошкольного возраста алгоритмических умений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3087
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / СТРУКТУРА АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Людмила Валентиновна, Утюмова Екатерина Александровна

Для современного периода модернизации системы образования в России характерны кардинальные изменения на всех ее уровнях, характеризующиеся созданием единого образовательного пространства, направленного на развитие личности ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования и предполагают на данном этапе формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ являются алгоритмы и формирование у дошкольников алгоритмических умений, так как алгоритм это и есть способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, это последовательность шагов (операций) для осуществления решения практических и учебных задач. Овладение алгоритмом обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие задачи. Действия контроля, самоконтроля и коррекции так же свойственны алгоритмической деятельности людей. Большая часть исследований современных авторов направлена на развитие алгоритмического мышления, стиля мышления (Копаев А.В., 2003, Царева С.Е., 2014), на формирование алгоритмической культуры (Лапчик М.П., 2003). В отечественной психолого-педагогической литературе стали обращаться и к проблеме развития алгоритмических способностей, входящих в структуру познавательных (Язвинская С.Д., 2009). Основываясь на анализе психолого-педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что у дошкольников в процессе игровой деятельности, особенно используя игры с правилами, необходимо формировать представления о последовательности действий, о понятии «правило», «алгоритм». Нами была разработана методика формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста начиная со средней группы, которая включает в себя три этапа: 1 этап (средняя группа) формирование у ребенка умения использовать линейные алгоритмы для решения образовательных задач. 2 этап (старшая группа) обучение дошкольников выполнению различных видов алгоритмов, формирование первоначальных умений по составлению алгоритмов. 3 этап (подготовительная к школе группа) закрепление алгоритмических умений, перенос усвоенных алгоритмов в различные образовательные области и виды деятельности. Структура алгоритмических умений детей дошкольного возраста состоит из четырех блоков (Воронина Л.В., Утюмова Е.А., 2013). Процессуальный блок отвечает за изучение свойств, видов, способов записи алгоритмов, за их исполнение и составление. Личностный направлен на осознание значимости новых знаний или способов деятельности. Регулятивный способствует формированию умения планировать, осуществлять контроль, самоконтроль и коррекцию своей 493 деятельности. Коммуникативный блок развивает умения у дошкольников, взаимодействовать со взрослыми и между собой в процессе алгоритмической деятельности. Для целенаправленного формирования у детей алгоритмических умений нужно соблюдать ряд условий. 1. Использовать игры с правилами и организовывать игровую деятельность дошкольников по заданным воспитателем условиям (алгоритмам). 2. Создать развивающую предметно-пространственную среду, при организации которой формирование алгоритмических умений происходит в деятельности, побуждающей к открытию «новых знаний», к переносу имеющегося алгоритмического опыта в новые ситуации. 3. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Задания должны быть посильными, не слишком легкими и не слишком трудными, увлекательными и доступными для восприятия детей. 4. Для обучения дошкольников действиям контроля, самоконтроля и оценке своей деятельности необходимо завершать игру, игровое задание или игровую ситуацию этапом контроля. Завершая игру, под непосредственным руководством воспитателя дети сравнивают полученную последовательность действий с эталоном. Производят коррекцию, если необходимо, в своих алгоритмах. 5. Интеграция в процессе формирования алгоритмических умений различных видов детской деятельности. Перенос приобретенных умений в различные образовательные области и виды деятельности. Основная цель использования этого условия это обеспечение осознанного выполнения детьми любого вида алгоритма. Воспитатель постепенно увеличивает долю самостоятельности в выполнении и составлении алгоритма ребенком, побуждает в процессе выполнения различных видов детской деятельности самостоятельно осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию выполнения и составления алгоритма. В результате диагностики уровня сформированности у детей умений, которые нами были выделены в структуре алгоритмических, мы пришли к выводу, что дошкольники, вовлеченные в обучение по методике формирования алгоритмических умений, показали более высокий уровень развития планирующей функции деятельности. Они стали осмысливать цель предстоящей деятельности, старались проследить шаги (этапы) достижения требуемого результата. В экспериментальной группе менялись и личностные качества детей, у них повысилась саморегуляция, они овладели действиями контроля, самоконтроля и оценкой своих действий. Научились под руководством воспитателя осуществлять перенос изученных алгоритмов для решения подобных задач, использовать алгоритмические умения в различных видах детской деятельности: трудовой, продуктивной, музыкально-художественной. Дошкольники стали понимать значимость выполнения алгоритмов и проявлять интерес к нахождению общих способов решения однотипных задач. Результаты диагностики коммуникативного блока алгоритмических умений, а также наблюдения за игровой деятельностью ребят показывают, что большинство дошкольников овладели навыками совместной деятельности: они в процессе игры плодотворно сотрудничают в парах и небольших группах для достижения нужного результата. Они способны самостоятельно задавать вопросы при возникновении затруднений, отражать в речи свои действия в процессе алгоритмической деятельности. Таким образом, полученные в ходе нашего исследования результаты позволяют сделать вывод, что сформированность алгоритмических умений у дошкольников 6-7 лет является необходимым условием подготовки детей в ДОУ для успешного перехода их на следующую ступень обучения. Учет всех выделенных условий в процессе формирования алгоритмических умений будет способствовать возникновению мотивации познавательной деятельности, целеполаганию, планированию, оценке, контролю своей деятельности, то есть будут оказывать влияние и на развитие предпосылок к учебной деятельности будущих первоклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина Людмила Валентиновна, Утюмова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста алгоритмических умений»

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность, знакомство с русским народным промыслом - «Гжель»

Волкова Елена Викторовна

ФГБДОУ ЦРР - детский сад № 477, г. Новосибирск

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, народные промыслы России, Гжель, музей

Аннотация: целью статьи является опыт реализации проекта «Жемчужина России - Гжель» в образовательном пространстве ДОУ. В ходе реализации проекта воспитанники знакомятся русским народным промыслом - «Гжель», формируются чувства национального достоинства, пробуждается интерес к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю. Итогом реализации проекта является создание мини-музея «Сказочная Гжель»

Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка. Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. В нашем ДОУ успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества, открыты мини-музеи Бересты, Хохломы и Гжели.

Актуальность: Сейчас в программах по обучению дошкольников все меньше и меньше времени уделяется знакомству с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством, подлинной красотой. Проектная деятельность активизирует детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа, знакомит с разнообразием форм и методов работы народных, гжельских мастеров.

Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развивать не только творческую личность, но и любовь к родному дому, к своей стране.

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством

Задачи:

• Пробудить интерес к истории и культуре России.

• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

• Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

• Составить систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников национального достоинства.

• Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры.

• Развивать творческие способности у детей в процессе реализации проекта. Подготовительный этап проекта:

• Составление паспорта проекта.

• Встреча с родителями формирование творческой группы, распределение обязанностей.

• Беседы с детьми о народных промыслах.

• Чтение литературы о мастерах гжельской росписи.

• Просмотр видеофильмов.

• Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания наизусть.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

• Разработка плана непосредственно-образовательной деятельности. Организационные формы работы над проектом «Жемчужина России - Гжель»

Формы работы - Методы работы - Сроки - Непосредственная образовательная деятельность

1. Рассказ воспитателя об истории возникновения гжельской посуды.

2. Экскурсия в музей гжельской росписи.

3. Художественное творчество (рисование) роспись посуды по мотивам гжельской росписи.

4. Художественное творчество (лепка из глины) гжельской посуды.

5. Коллективная аппликация «Кони не простые, кони расписные».

6. Заучивание наизусть стихотворения П.Синявского «Гжель».

7. Творческая встреча с мастерами керамического цеха «Корн».

8. Мастер-класс «Сказочная Гжель» в технике «Декупаж».

9. Чтение рассказов, сказок «Небесная лазурь Гжели», М. Боброва, «Небесная Гжель», И. А. Лыкова

10. Чтение стихов «Сине-белая посуда», С. Вахрушева «Взял мастер в руки кисть», Н. Савченко, «Гжель», С. Ледкова, «Незатейливый узор», Н. Радченко Совместная деятельность воспитателя и детей

1. Просмотр художественных альбомов «Небесная гжель», И. А. Лыкова, «Гжель», С. Вохринцева «Гжель», А. Н Дорофеева

2. Просмотр презентаций «Русские народные промыслы «Гжель», «Изделия гжельских мастеров», «Чудо на фарфоре», «Этапы гжельской росписи».

3. Разгадывание загадок о гжели

4. Лепка петушка из соленого теста

5. Заучивание частушек о гжели

6. Аппликация «Рыбка, расписанная гжельским узором»

7. Папье-маше «Блюдце»

8. Заучивание пословиц и поговорок о труде

9. Аппликация из ниток «Чашка с блюдцем «Гжель» Игровая деятельность:

• Дидактические игры: «Угадай вид росписи», «Разрезные картинки», «Назови виды живописи», «Найди пару»

Русская народная игра "Гончары"

Настольные игры: пазлы «Гжель», лото «Гжельские узоры», домино «Гжельская роспись». Экскурсии

1. Экскурсия в Новосибирский Государственный Краеведческий музей.

2. Экскурсия в Новосибирский Государственный Художественный музей.

3.Посещение Ярмарки ремёсел.

4. Посещение творческой мастерской «Корн» В течение года Викторина «Народные промыслы»:

• использование малых фольклорных форм познавательные игры январь Праздник «Волшебная гжель» Фестиваль «Народные мотивы»

• хороводы

• использование малых фольклорных форм

• подвижные игры, чтение стихов

• игра-драматизация апрель Взаимодействие с родителями Работа с родителями по проекту:

1. Родительское собрание «Важность ознакомления детей с истоками русской народной культуры и видами прикладного искусства»

2. Помощь в оформлении изобразительного уголка (нетрадиционные пособия, альбомы)

3. Памятки для родителей «Нетрадиционные техники рисования»

4. Приобретение экспонатов для мини-музея «Сказочная Гжель»

5. Изготовление альбомов «Народные промыслы»

6. Подготовка праздника «Волшебная гжель»

7. Изготовление костюмов (с гжельским рисунком) Открытие мини-музея «Сказочная Гжель»

Данный проект дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым. Для воспитателей проект является стимулом для повышения креативности, стремлению к саморазвитию, а для родителей проект дает возможность проявить себя вместе с детьми в различных конкурсах, выставках. В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.

Список литературы:

1. Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группы детского сада. Методическое пособие. -- М.: Мозаика-Синтез, 2012.

2. Маткова А. Проект мини-музея "Чудесная гжель" - 2016. www.maam.ru

3. Карпова Л. "Незабудковая Гжель" - 2015 www.maam.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.