научно-методический электронный журнал ART 13SSS УДК 373.21:78.072.2
Зырянова С. М. Формирование у детей 6-7 лет представлений о средствах музыкальной выразительности // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 06. - ART 13555. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13555.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304120Х.
Зырянова Светлана Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут 2угуапоуа-2вт @уапЬех. ги
Аннотация. В статье представлен анализ искусствоведческой, музыкальнопедагогической литературы в аспекте проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о средствах музыкальной выразительности, обеспечивающих понимание художественного образа музыкального произведения. Особое внимание уделяется вопросу ориентировки детей на целостное восприятие всего комплекса музыкально-языковых средств.
Ключевые слова: музыкальное восприятие, художественный образ, средства музыкальной выразительности, мелодия, ритм, динамика, регистр, темп.
Понимание художественного образа музыкального произведения невозможно без понимания совокупности выразительных средств. Выразительные средства -это те приемы, которыми пользуются композиторы при построении смысловых элементов произведения и которые способствуют созданию в нашем сознании определенных представлений и ассоциаций, углубляют понимание сути произведения и вызывают личностное отношение к нему.
Первой предпосылкой формирования представлений о художественном образе является овладение знаковой функцией, которая развивается в результате приобретения общественного сенсорного опыта. Под музыкальным сенсорным опытом понимается не только качество восприятия, позволяющее ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков, а также качество активного вслушивания, музицирование, обследование детьми музыкальных звуков в их выразительных отношениях, наглядно-действенное ознакомление с музыкальными эталонами.
Как отмечают Е. Д. Критская и М. С. Красильникова, различение средств выразительности - первый шаг на пути выражения ощущения себя в музыке и музыки в себе, дети учатся думать музыкой о музыке, о мире, о себе [1].
Многими исследователями подтверждается положение о том, что детям 6-7 лет доступен ряд выразительных средств для создания представлений о художественном образе, которые сосредотачивают внимание детей на том, что является главным, существенным в произведении, помогают осмысливать свои впечатления, усиливают мыслительную деятельность.
По данным Н. В. Корчаловской, К. В. Тарасовой, Г. П. Шевченко, эти средства необходимо раскрыть в совокупности, благодаря чему достигается целостность восприятия художественного образа. Всей совокупностью выразительных средств музыка и оказывает концентрированное воздействие на личность ребенка. Из этого следует, что воспринимать средства выразительности надо уметь не в отдельности, а в их интеграции и при этом - не все одновременно с одинаковой степенью интенсивности. Интенсивность восприятия отдельных элементов зависит от того, как они использованы в произведении, какие из них и когда уходят на второй план. Умение следить за ними, вслушиваться, находить между ними связь, понимать их смысл, является основным условием полноценного восприятия художественного образа [2, 3].
Формирование у детей 6-7 лет представлений о средствах музыкальной выразительности
f\j ■Л f\j
http://ekoncept.ru/2013/13555.htm
научно-методический электронный журнал ART 13SSS УДК 373.21:78.072.2
Зырянова С. М. Формирование у детей 6-7 лет представлений о средствах музыкальной выразительности // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 06. - ART 13555. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13555.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304120Х.
Работы В. К. Белобородовой, Л. А. Бартеневой, Т. Л. Беркман, И. Л. Дзержинской, Т. В. Еременко, С. А. Карцевой свидетельствуют о том, что знакомство следует начинать с неспецифических музыкальных средств - темпа, динамики, ритма, тембра, которые в конкретных контекстах проявляют вполне определенные выразительные возможности и оказываются связанными с вполне определенными эмоциональными смыслами, знакомыми и доступными детям по собственному двигательному, речевому опыту.
Психолого-педагогические исследования К.В. Тарасовой показывают, что формировать ориентацию прежде всего на комплексе неспецифических музыкальных средств необходимо потому, что эти средства, апеллирующие к жизненному опыту слушателя, могут прояснять и закреплять значения специфических музыкальных средств и выполнять функцию «ввода» слушателя в семантическую систему музыки [4].
В ряде исследований (С. Н. Беляева-Экземплярская, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская, Р. И. Жуковская, Е. Г. Ковальская, В. А. Езикеева, И. Л. Дзержинская) отмечается, что чем глубже донести до детей средства выразительности, которыми пользуются художники и композиторы, тем глубже раскроется для детей содержание произведения, богатство мыслей и чувств, выраженных в нем.
По данным исследователей, дети 6-7 лет улавливают преимущественно динамическую сторону музыкального произведения, а звуковысотную - мелодию и гармонию - воспринимают значительно хуже. Многие констатируют, что дети дошкольного возраста очень хорошо воспринимают громкость и довольно слабо - высоту и длительность. Преимущество восприятия динамических характеристик по сравнению со звуковыми сохраняется и в более старшем возрасте. Детям легче решать задачи на различение громкости звуков, чем их высоты.
Обсуждая вопрос о том, какой из двух главных компонентов музыки - мелодия или ритм - первым отражается в сознании ребенка, различные авторы на основании своих наблюдений приходили к противоположным выводам: одни считали - первое, что становится доступным ребенку в музыке - это мелодия. Другие на основании анализа детских имитаций песен пришли к выводу, что ритмический компонент предшествует мелодическому.
По результатам К. В. Тарасовой, сначала формируется чувство темпа, затем становится доступным восприятие метра и, наконец, ритма. Ритм остается преобладающим элементом в музыкальных представлениях детей 6-7 лет [4].
Следует отметить исследования немецкого ученого Е. Валкера, который изучал особенности развития эстетического восприятия музыки детей 6-15 лет. Он с большой тщательностью проследил воздействие на детей мелодии, ритма, темпа и тональности и выявил, что на 6-7-летних детей особое воздействие оказывают звучность и ритм. Тембр и ритм, несомненно, музыкальные понятия, очень рано привлекают внимание ребенка и определяют развитие музыкального переживания. Впечатление 6-7-летнего ребенка от того или иного музыкального произведения (нравится или не нравится) почти всегда возникает под влиянием этих двух понятий. Мелодия, как считает автор, остается часто для обыкновенного ребенка данного возраста недоступным моментом.
Исследователь О. П. Радынова также заостряет внимание на очень важном моменте: дети с достаточной легкостью различают отдельные выразительные средства музыки - определяют темп (музыка быстрая, медленная), динамику (тихая, громкая), регистр (высокий, низкий, средний). Но важна не просто констатация выразительных средств, а выявление их роли в создании представлений о художественном образе. Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не словами, а звуками [5].
пи пи
http://ekoncept.ru/2013/13555.htm
научно-методический электронный журнал ART 13SSS УДК 373.21:78.072.2
Зырянова С. М. Формирование у детей 6-7 лет представлений о средствах музыкальной выразительности // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 06. - ART 13555. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13555.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304120Х.
Как показывают научные исследования, дети 6-7 лет могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Важно, чтобы они поняли, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, не громко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого сумрачного регистра, отрывистого звучания. Характеристики «нежная», «тревожная», «веселая», «радостная» являются словами-образами. Это затрудняет применение их детьми, так как слова употребляются в непривычных для дошкольников звучаниях («светлая» бумага и «светлая» музыка). В то же время именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке, так как сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи.
В исследовании Г. Н. Кечхуашвили рассматривается возрастная динамика в становлении основ музыкального восприятия. Говоря о специфике музыкального восприятия детей 6-8 лет, он утверждал, что в этом возрасте осмысленное переживание музыки основывается на выделении таких динамических характеристик музыкальной речи, как темп, громкость, опираясь на которые дети делают свои заключения об эмоциональном характере прослушанной музыки. Значительно возрастает число случаев представлений и ассоциаций, появляющихся в процессе музыкального восприятия, которые становятся многообразнее и обильнее [6].
Как отмечает Н. В. Суслова, одновременно с вычленением отдельных элементов музыкального языка необходимо ориентировать детей на целостное восприятие всего комплекса музыкально-языковых средств, использованных в произведении. Отправной точкой в этой линии может служить синкретичная целостность детского восприятия, а основными семантическими ориентирами - определенность музыкально-языкового комплекса конкретной ситуации, породившей тот или иной музыкальный жанр [7].
В рамках нашего исследования мы разработали систему тематических занятий с целью расширения музыкально-художественного опыта дошкольника в процессе накопления представлений о средствах выразительности музыкального искусства. Данный процесс решал ряд задач: способствовать пониманию детьми специфики музыкального языка, его интонационной природы, развитие музыкальных образов в характерных музыкальных формах; формирование эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства.
Необходимо отметить, что отличительной чертой структуры тематических занятий являлось то, что музыкальный материал по всем видам деятельности был объединен единой темой. Такой тип занятий дает возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. При этом значительно повышалась активность детей. Как отмечает Е. Ф. Корой, смена видов деятельности способствует более быстрой ориентировке детей в определении характера музыки, в восприятии ее содержания и средств музыкальной выразительности [8].
Построение содержания работы по накоплению представлений детей о выразительных средствах музыкального искусства обусловлено особенностями восприятия детей дошкольного возраста. Известные ученые Н. А. Ветлугина, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина доказали возросшие возможности детей на начальном этапе воспитания и обучения в овладении начальными сведениями, умениями в области искусства.
http://ekoncept.ru/2013/13555.htm
научно-методический электронный журнал ART 13SSS УДК 373.21:78.072.2
Зырянова С. М. Формирование у детей 6-7 лет представлений о средствах музыкальной выразительности // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 06. - ART 13555. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13555.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304120Х.
Музыкально-тематические занятия «Знакомство с языком музыки» давали возможность сформировать у детей навык вычленения выразительных средств из произведений в ходе анализа музыки, устанавливать логическую взаимосвязь между ними с целью формирования представлений о целостном художественном образе.
Работа над темами не только снабжает ребенка большим объемом доступной информации, но и обогащает его словарный запас терминами и понятиями; побуждает к рассуждениям по тому или иному поводу, способствуя развитию у детей логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы.
Изучение основных средств музыкальной выразительности помогало постичь процесс создания представлений о художественном образе их определенным сочетанием, формировало эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки.
Данные занятия предполагали знакомство детей 6-7 лет с такими выразительными средствами музыки, как мелодия ритм, форма, тембр, осознание их роли в восприятии художественного образа.
Музыкально-тематические занятия включали в себя произведения русской и зарубежной классики, народную музыку, песни и пьесы отечественных композиторов. Подбирая музыкальный материал, мы исходили из понимания, что сформировать представления о художественном образе, а также эмоциональную отзывчивость на музыку можно только на основе подлинно художественных произведений. Поэтому художественные достоинства музыкального произведения - первый показатель, который мы оценивали. Вторым выступила доступность его детям старшего дошкольного возраста с учетом конкретных музыкальных задач.
Одним из ведущих методов знакомства детей с выразительными средствами музыки мы использовали беседу. Составляя беседы, мы пользовались данными исследований Т. В. Еременко, С. М. Карцевой, Н. В. Корчаловской, касающихся оптимального объема знаний о средствах выразительности музыки, сообщаемых детям 6-7 лет. Как отмечают исследователи, освоение элементов музыкального языка должно начинаться с освоения неспецифических средств музыкальной выразительности (быстро - медленно, тихо - громко, высоко - низко и др.). По мере накопления слухового опыта дети все более дифференцированно осваивают неспецифические средства музыкальной выразительности - систему звуковысотности и систему мет-роритма. В этом направлении наработано много разнообразных методов и приемов.
Организуя беседы о музыкальном произведении, мы использовали последовательность этапов работы над музыкальным произведением, которую Н. Л. Гродзенская [9] образно называла «схемой сонатного аллегро»:
- «вступление» - короткое вводное слово;
- «экспозиция» - слушание произведения;
- «разработка» - его анализ, разбор;
- «реприза» - повторное слушание музыки на новом, более высоком сознательном и эмоциональном уровне;
- «кода» - повторение, закрепление музыки в памяти.
Эта схема не всегда выдерживалась полностью: отдельные ее звенья, такие, как вступительное слово, повторное слушание могли отсутствовать, но общая последовательность этапов сохранялась. Внимание детей направлялось сначала на образно-содержательную сторону произведения в целом и только после этого анализировались отдельные средства выразительности в музыке.
Усложнение музыкальных произведений шло по следующим направлениям:
- от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам с доминированием выразительности;
rv /j ги
http://ekoncept.ru/2013/13555.htm
КОНЦЕПТ
Зырянова С. М. Формирование у детей 6-7 лет представлений о средствах музыкальной выразительности // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 06. - ART 13555. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13555.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304120Х.
научно-методический электронный журнал ART 13555 УДК 373.21:78.072.2
- от малых по объему, простых по форме и музыкальным образам ко все более развернутым и сложным;
- от содержащих одну ведущую тему к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений.
Задачи, которые ставились перед детьми, заключались в следующем: определить общее настроение, характер музыки, действовать в соответствии с ним; вычленить средства музыкальной выразительности; представить, о чем рассказывает музыка. В процессе слушания и анализа музыки у детей формировались представления о художественном образе.
Порядок бесед определялся сложностью и взаимосвязью изучаемых понятий, но мы начинали с основы музыки - мелодии, все другие средства рассматривали как свойства звуков, оставляющих мелодию и влияющих на создание художественного образа.
Для углубления представлений о средствах музыкальной выразительности мы использовали музыкально-дидактические игры и пособия, которые применялись на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте, длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра и других выразительных средств. Во время проведения музыкально-дидактических игр детям предлагалось выполнить движения, соответствующие смене характера частей, образам персонажей, различать плавное и отрывистое движение мелодии, акценты, тембр и т. д.
Таким образом, развитие элементарных представлений о свойствах музыкальных звуков является средством активизации слухового внимания детей, накопления первоначальных ориентировок в языке музыки.
Ссылки на источники
1. Школяр Л. В., Красильникова М. С., Критская Е. Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 336 с.
2. Корчаловская Н. В. Некоторые подходы к изучению развития музыкального восприятия в дошкольном детстве // Новые исследования в психологии. Вып. 1. - М.: Педагогика, 1987. - С. 58-60.
3. Шевченко Г. П. Формирование у младших подростков представлений о художественном образе средствами комплексного воздействия искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1974. - 25 с.
4. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.
5. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Владос, 1998. - 223 с.
6. Кечхуашвили Г. Н. Художественное восприятие. - М.: Просвещение, 1971. - 352 с.
7. Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. - М.: Владос, 2001. - 320 с.
8. Корой Е. Ф. Вариативность типов занятий музыкой как условие активизации музыкального развития детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. .канд. пед. наук. - М., 1988. - 16 с.
9. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку. - М.: Просвещение, 1969. - 77 с.
Zyryanova Svetlana,
candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the chair of theory and methods of preschool and
primary education, Surgut State Pedagogical University, Surgut
The education of children of 6-7 years of media representations of musical expression Abstract. The author presents the analysis of art, music and pedagogical literature in the asped: of formation of notions about the means of mus^al expression among 6-7-year old сЫМгсп, wh^h provide an understanding of the artistio image of a mus^al composition. The parti^ar attention is paid to the orientation of сЫ1-dren in a holism perception of the whole implex mus^al and language means.
Keywords: mus^al perception, artiste image, the means of mus^al expression, melody, rhythm, dynamos, register, pace.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013518
http://ekoncept.ru/2013/13555.htm