Научная статья на тему 'Формирование у детей 6-7 лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования'

Формирование у детей 6-7 лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1578
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ САД / ДРУЖБА / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА / СТАНДАРТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашова Наталья Владимировна, Текаева Алина Сергеевна

В статье раскрывается значимость и особенности формирования представлений о дружбе у старших дошкольников в условиях перехода от ФГТ к ФГОС. На основе современных достижений педагогической теории и практики охарактеризованы возможности использования театрально-игровой деятельности для решения данной задачи в современных детских садах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у детей 6-7 лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования»



SCIENCE TIME

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кондрашова Наталья Владимировна, Текаева Алина Сергеевна, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: nata-kondrashova@mail. ru

Аннотация. В статье раскрывается значимость и особенности формирования представлений о дружбе у старших дошкольников в условиях перехода от ФГТ к ФГОС. На основе современных достижений педагогической теории и практики охарактеризованы возможности использования театрально -игровой деятельности для решения данной задачи в современных детских садах.

Ключевые слова: детский сад, дружба, представление, театрализованная игра, стандарт, федеральные государственные требования

Процесс стандартизации дошкольного образования в России осуществлялся поэтапно. Вначале Минобразования РФ были утверждены «Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» (№ 448 от 22.08.96 г.). В соответствии с Приказом Министерства науки и образования РФ № 655 (23. 11. 09 г.) и изменениями в Федеральном законе «Об образовании» (1.12.07 г.) в сфере дошкольного образования устанавливались две группы федеральных государственных требований (далее ФГТ) к структуре основной образовательной программы. В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 впервые за 150 лет развития дошкольного образования с 1 января 2014 г. началось постепенное введение ФГОС. В настоящее время детские сады функционируют в рамках переходного периода до полного введения ФГОС дошкольного образования [3, 7-

В условиях развития стандартизации и модернизации дошкольного образования важное место занимает сложный педагогически организованный процесс, направленный на расширение представлений дошкольников о нравственных и национальных ценностях ближайшего социокультурного

8].

окружения, воспитание положительного отношения к окружающим и т. д. Старший дошкольный возраст сензитивный период для формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских взаимоотношений, т.е. личных бескорыстных взаимоотношений между людьми, основанных на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе и успешность его социализации и др.[4

-5].

Расплывчатость и многозначность понятия дружбы предполагает необходимость выделения ее специфических характеристик для отграничения дружбы от иных типов межличностных отношений. Одним из важнейших признаков дружбы или дружеских отношений, выделяемых многими авторами, являются: взаимное признание, доверительность, доброжелательность, забота, взаимность, доверие, привязанность, расположение и пр. Юрковой Е. В. доказано, что особенности стилей дружеских межличностных отношений взаимосвязаны с типом социальных представлений о дружбе. Респонденты с типом представлений «Дружба как функциональные отношения» чаще демонстрируют манипулятивный и подавляющий стили в дружеских отношениях, которые проявляются в стремлении занимать доминирующую позицию, в эгоцентрической направленности и эмоциональной дистанцированности от партнера в общении. Респонденты с типом представлений «Дружба как эмоциональные близкие отношения» чаще демонстрируют партнерский и зависимый стили дружеских отношений, которые проявляются в стремлении к сотрудничеству, в направленности на цели и интересы партнера в общении. При этом соотношение стилевых особенностей партнеров дружеских взаимоотношений для респондентов с типом представлений «Дружба как функциональные отношения» является комплиментарным, для респондентов с типом социальных представлений «Дружба как эмоциональные отношения» является конгруэнтным [9, с.3-10].

В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 655 [8] в современных основных общеобразовательных программах должно предусматриваться нравственное становление личности, формирование этических представлений. К примеру, при освоении образовательной области «Социализация» предусмотрено формирование первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и пр. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми посредством развития свободного общения со взрослыми

и детьми, практического овладения воспитанниками нормами речи. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

Согласно ФГТ итоговыми результатами освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются следующие интегративные качества ребенка: эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции друзей, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками; ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации; способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; поведение ребенка преимущественно определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».

В утвержденном 17.10.2013 г. Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) в отличие от ФГТ предусмотрены требования не только к структуре основной образовательной программы, но и к условиям реализации программ (в том числе кадровым, финансовым, материальным и др.) и к результатам освоения основных образовательных программ [7]. Согласно ФГОС содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально -коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В частности, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры.

В соответствии с ФГОС определены следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру и другим людям; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен

договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками и пр.

В соответствии с ФГТ и ФГОС целесообразным представляется формирование социальных представлений по типу «Дружба как эмоциональные близкие отношения», основанных на личных бескорыстных взаимоотношениях между людьми, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Особое внимание в условиях стандартизации уделяется игровой деятельности, которая признается специалистами как ведущий вид деятельности, важное средство обучения и воспитания и пр. Большое влияние на процесс формирования представлений о дружбе оказывают театрализованные игры. В основе театрализованных игр лежит художественное или фольклорное произведение, а главные действующие лица это герои данных произведений. Театрализованные игры включают в себя следующие обязательные элементы: действия детей с кукольными персонажами; непосредственные действия детей по ролям; литературную, изобразительную, творческую и музыкальную деятельность и т. д.

Воспитательное влияние театрализованных игр можно рассматривать в следующих аспектах:

- инсценирование произведений, содержательно направленных на приоритет общечеловеческих ценностей и дружбы, способствует обогащению социального и нравственного опыта дошкольников;

- активное участие в театрально-игровой деятельности позволяет детям не только исполнять предложенные им роли, но и активно анализировать поступки героев с нравственной точки зрения, сравнивать со своим поведением и тем самым уточнять представления о дружеских взаимоотношениях;

- выполнение в игре действий, одобренных взрослым и положительно оцениваемых товарищами служит для дошкольников важным стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением и к выполнению аналогичных поступков в реальных жизненных ситуациях;

4) просмотр инсценировок также оказывает воздействие на старших дошкольников, так как любимые герои становятся образцами для подражания, оказывая тем самым влияние на их реальное поведение и желание иметь друзей, дружить и пр.[1-2, 4, 6].

Следует подчеркнуть, что формирование представлений о дружбе у дошкольников посредством театрализованной деятельности предполагает поэтапное решение задач взаимодействия участников педагогического процесса и включает 3 этапа:

а) этап накопления первичных представлений о дружбе, взаимовыручке и

SCIENCE TIME

уважительном отношении к товарищам при условии активной обучающей роли педагога во время подготовки и проведения игры;

б) этап приобщения к общечеловеческим ценностям и социальным представлениям о дружбе как объединяющим основам и общепринятым нормам межличностного поведения при условии партнерской педагогической позиции воспитателя;

в) этап самостоятельного использования детьми накопленных знаний в жизни и деятельности.

Итак, исследование показало, что дошкольное детство важный период для духовно-нравственного воспитания и формирования представлений о дружбе. Театрализованные игры при руководящей роли со стороны взрослого это важное средство формирования социальных и этических представлений о дружбе у дошкольников, которые позволяют им осознать суть межличностных отношений, проявляющихся в заботе и взаимопонимании, откровенности и открытости друг другу, взаимном интересе к делам и переживаниям другого, искренности и бескорыстии чувств.

Литература:

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии. - М. : Сфера, 2006. - 120 с.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. - М. : Владос, 1991.-

3. Кондрашова Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе // Перспективы науки. - 2014. - № 11.- С. 24- 31.

4. Кондрашова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. - № 7 (81) [Электронный ресурс]. - URL: //ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf

5. Кондрашова Н. В. Роль дошкольных образовательных учреждений поликультурного региона в духовно-нравственном воспитании детей // Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 5[Электронный ресурс]. - URL: http:// www.hses-online.ru/ Actual.html

6. Петрова Т. И. и др. Театрализованные игры в детском саду / Т. И. Петрова. -М. : Школьная пресса, 2000. - 128 с.

7. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru

129 с.

8. Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html

9. Юркова Е. В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.; Рос. гос. пед. ун- т им. А.И. Герцена. - СПб.: 2004. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.