Научная статья на тему 'Формирование у будущих педагогов навыков проведения социологического исследования'

Формирование у будущих педагогов навыков проведения социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / навыки проведения социологического исследования / компетенции / профессиональная подготовка будущих педагогов / development / sociological research skills / competence / professional training of future teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексей Андреевич Соловов, Наталья Владимировна Суханкина

В статье авторами рассматривается проблема формирования у будущих педагогов навыков проведения социологического исследования. Актуальность обозначенной проблемы обусловлена необходимостью понимания в процессе преподавательской деятельности социальных факторов, влияющих на учебный процесс, принятием педагогических решений на основе эмпирических данных. Доказывается, что сформированные навыки будут способствовать разработке собственных научно-исследовательских проектов с использованием методов социологического анализа и соблюдением этических принципов. Дается обоснование роли навыков проведения социологического исследования в процессе формирования у будущих педагогов универсальных и общепрофессиональных компетенций. Введение в программу профессиональной подготовки будущих педагогов учебной дисциплины «Социологические исследования» будет способствовать повышению уровня социологической культуры как компонента профессионально-педагогической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексей Андреевич Соловов, Наталья Владимировна Суханкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of skills for conducting sociological research in future teachers

In the article, the authors consider the problem of developing the skills of future teachers to conduct sociological research. The relevance of the identified problem is due to the need to understand in the process of teaching the social factors that influence the educational process, making pedagogical decisions based on empirical data. It is proven that the acquired skills will contribute to the development of their own research projects using methods of sociological analysis and compliance with ethical principles. The article provides a rationale for the role of sociological research skills in the process of developing universal and general professional competencies among future teachers. The introduction of the academic discipline “Sociological Research” into the professional training program for future teachers will help raise the level of sociological culture as a component of professional pedagogical culture.

Текст научной работы на тему «Формирование у будущих педагогов навыков проведения социологического исследования»

DOI: 10.18287/2542-0445-2024-30-2-90-96

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 378.1

Дата поступления: 17.01.2024 рецензирования: 18.03.2024 принятия: 15.05.2024

Формирование у будущих педагогов навыков проведения социологического исследования

А.А. Соловов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Российская Федерация E-mail: solowow13-99@yandex.ru. ORCID: https://orcid.org/0009-0006-7877-3507

н.В. Суханкина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Российская Федерация; Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка,

г Минск, Республика Беларусь E-mail: sukhankina@inbox.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3816-3801

Аннотация: В статье авторами рассматривается проблема формирования у будущих педагогов навыков проведения социологического исследования. Актуальность обозначенной проблемы обусловлена необходимостью понимания в процессе преподавательской деятельности социальных факторов, влияющих на учебный процесс, принятием педагогических решений на основе эмпирических данных. Доказывается, что сформированные навыки будут способствовать разработке собственных научно-исследовательских проектов с использованием методов социологического анализа и соблюдением этических принципов. Дается обоснование роли навыков проведения социологического исследования в процессе формирования у будущих педагогов универсальных и общепрофессиональных компетенций. Введение в программу профессиональной подготовки будущих педагогов учебной дисциплины «Социологические исследования» будет способствовать повышению уровня социологической культуры как компонента профессионально-педагогической культуры.

ключевые слова: формирование; навыки проведения социологического исследования; компетенции; профессиональная подготовка будущих педагогов.

Цитирование. Соловов А.А., Суханкина Н.В. Формирование у будущих педагогов навыков проведения социологического исследования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2024. Т. 30, № 2. С. 90-96. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-2-90-96.

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. © Соловов А.А., Суханкина н.В., 2024

Алексей Андреевич Соловов - аспирант, специалист по учебно-методической работе отдела аккредитации и оценки качества образовательной деятельности, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Наталья Владимировна Суханкина - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления человеческими ресурсами, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34; доцент кафедры химии и методики преподавания химии, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, 220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 18.

Abstract: In the article, the authors consider the problem of developing the skills of future teachers to conduct sociological research. The relevance of the identified problem is due to the need to understand in the process of teaching the social factors that influence the educational process, making pedagogical decisions based on empirical data. It is proven that the acquired skills will contribute to the development of their own research projects using methods of sociological analysis

SCIENTIFIC ARTICLE

Submitted: 17.01.2024 Revised: 18.03.2024 Accepted: 15.05.2024

Formation of skills for conducting sociological research in future teachers

A.A. Solovov

Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: solowow13-99@yandex.ru. ORCID: https://orcid.org/0009-0006-7877-3507

N.v. Sukhankina

Samara National Research University, Samara, Russian Federation; Maksim Tank Belarusian State Pedagogical University, Minsk, Republic of Belarus E-mail: sukhankina@inbox.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3816-3801

and compliance with ethical principles. The article provides a rationale for the role of sociological research skills in the process of developing universal and general professional competencies among future teachers. The introduction of the academic discipline "Sociological Research" into the professional training program for future teachers will help raise the level of sociological culture as a component of professional pedagogical culture.

Key words: development; sociological research skills; competence; professional training of future teachers. Citation. Solovov A.A., Sukhankina N.V Formation of skills for conducting sociological research in future teachers. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 2024, vol. 30, no. 2, pp. 90-96. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-2-90-96. (In Russ.) Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interest.

© Solovov A.A., Sukhankina N.v., 2024

Alexei A. Solovov - postgraduate student, specialist in educational and methodological work of the Department of Accreditation and Quality Assessment of Educational Activities, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation

Natalya V. Sukhankina - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Human Resources Management, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation; associate professor of the Department of Chemistry and Methods of Teaching Chemistry, Maksim Tank Belarusian State Pedagogical University, 18, Sovetskaya Street, Minsk, 220030, Republic of Belarus.

Введение

Запросы современной образовательной практики требуют включения в арсенал будущего педагога теоретических знаний и практических навыков, которые могут способствовать аналитическому взгляду на социальные явления и взаимодействию в образовательной среде. Такие возможности специалисту дают социологические навыки изучения социальных процессов. По определению З. Баумана [Бауманн 1996], «социология - это непрерывная активность: пытливый интерес, постоянная проверка полученных знаний в новом опыте, непрекращающееся пополнение накопленного знания и его видоизменение в этом процессе». В последнее десятилетие социологическая наука приобрела новое направление в своем развитии - цифровая социология, что связано как с тематическими направлениями социологических исследований (изучение новых форм социальной реальности, обусловленных проникновением цифровых технологий в жизнь людей), так и с внедрением новых информационно-коммуникационных инструментов и методов исследования в социальную реальность, в том числе цифровых платформ. Новая цифровая реальность меняет формы коммуникации и реагирования на социальные явления, расширяя способы обратной связи в системе «педагог -обучающийся».

Как показали результаты проведенного учеными [Бермус, Валеева, Баклашова 2023] анализа проблематики в педагогическом образовании России, социализация и воспитание в современном информационно-культурном пространстве являются наиболее актуальными объектами исследований и инноваций. По мнению экспертов, в тройку лидеров дефицитов в профессиональной подготовке будущих педагогов входят «практические знания ФГОС и готовность к их реализации в практической деятельности»; углубленные знания преподаваемого предмета и управление поведением обучающихся и поддержание безопасной и комфортной образовательной среды» [Бермус, Валее-ва, Баклашова 2023]. Наиболее востребованными считаются методические, технологические компетенции, связанные с практической деятельностью

преподавателя. Адаптировать методы обучения к потребностям и особенностям учащихся, учитывая социокультурные и индивидуальные различия, систематически оценивать результативность своей работы и вносить коррективы в учебный процесс для повышения качества образования педагогу будут способствовать навыки проведения социологического исследования.

Степень изученности проблемы

Изучение тематики диссертационных исследований по педагогическим наукам, выполненных в последние 10-15 лет, показывает, что значительная их часть посвящена формированию профессиональных компетенций будущих педагогов (Гав-рилова 2016; Елизарова 2023). Научный интерес исследователей представляет развитие исследовательских (Шкерина 2013; Гаджикурбанова 2015); познавательных (Евсеева 2020; Митющенко 2022); коммуникативных (Шульга 2019); самообразовательных (Галимова 2019); социальных (Мосягина 2008; Каримова 2010) компетенций.

Проблема формирования компетенций будущего педагога в области проведения социологических исследований не находит должного отражения в диссертационных исследованиях. Одной из немногих работ является исследование Т.А. Юрьевой (Юрьева 2012), посвященное формированию компетентности социального педагога в применении качественных и количественных методов психолого-педагогического исследования для выполнения профессиональной диагностической и аналитико-прогностической деятельности.

Анализ научных статей, в том числе зарубежных [Schreiber 2016], свидетельствует, что на рынке труда существует запрос работодателей на специалистов различных отраслей, которые приобрели навыки в области социологии в процессе обучения в университете, что отражено в ряде научных статей. В частности, Н.В. Проказина (Про-казина 2013) доказывает, что владение методами проведения социологического исследования необходимо государственным гражданским служащим региона для принятия эффективных управленче-

ских решений. Автор [Ефанов 2017] убежден, что будущие специалисты в сфере медиа должны обладать социологической культурой как совокупностью теоретико-методологических знаний основ общей социологии и умений грамотной интерпретации социологических данных при создании медиапродуктов. Утверждается [Королев 2017], что «базовые навыки социологического анализа могут быть приобретены студентами, независимо от будущей профессии, в ходе работы в университетских социологических лабораториях, задачей которых является представление руководству вуза оперативных данных и информационно-аналитических материалов по результатам социологических исследований широкой проблематики». Исследователи [Присяч 2017] полагают, что «первичные навыки проведения социологического исследования у студентов вуза могут в дальнейшем определить их научные перспективы». Подчеркивается [Бекиров 2020], что изучение социологии наряду с комплексом профильных педагогических дисциплин способствует приобретению будущими педагогами практических навыков анализа, оценки и решения профессиональных проблемных ситуаций, имеющих социальную основу, а также формированию культуры

межличностного общения и коммуникативной компетентности.

Научный интерес представляют работы, посвященные формированию социологической компетентности и социологической культуры педагогов. Так, А.О. Бороноев фокусирует свое внимание на проблеме формирования социологического мышления, способствующего конструированию социальной реальности через призму социологического знания. Уточняется [Четырина 2009], что социологическая культура личности выражается умением включать социологическое знание в свое мировоззрение и использовать его в обыденной жизни, что является необходимым условием ее эффективного развития в обществе.

В ряде исследований Г. Ахингер и К. Фельдманн [Achinger, Feldmann] переосмысливается функция социологии в интегрированной программе подготовки учителей. Когда социология была включена в качестве учебного предмета в программы подготовки учителей, ее содержание представляла социологическая информация о структуре и развитии современного общества. Сегодня социология должна давать знания о тех социальных фактах, которые важны для понимания роли школы и учителей в период инновационных преобразований.

Таблица 1

Использование социологических инструментов в видах деятельности преподавателя вуза

Table 1

Using of different sociological methods by university teachers

Учебная деятельность Научная деятельность Воспитательная деятельность организационно-управленческая деятельность

Социологический анализ социокультурных и индивидуальных различий обучающихся для адаптации методов обучения к их потребностям и особенностям Освоение методов сбора данных: интервью, наблюдение, навыки работы с социологическими инструментами и программами для анализа данных Изучение социальных характеристик обучаемых в целях совершенствования методов воспитания и обеспечения индивидуализированного образования Социологические опросы среди субъектов образовательного процесса для анализа возможных изменений социально-образовательной среды

Понимание социальных динамик и культурного контекста для создания инклюзивной образовательной среды Применение качественных и количественных методов социологического анализа при проведении научно-педагогических исследований Социолого-педагогическое исследование форм социокультурного взаимодействия студентов Изучение общественного мнения для принятия управленческих решений

Изучение социальных структур, определяющих образовательное окружение; разбор социальных ролей и их влияния на взаимодействие в учебной среде Статистическая обработка данных социологического анализа на основе компьютерных программ Сбор и анализ социальной информации о студентах с целью организации базы данных, обеспечивающей накопление, анализ и использование больших массивов данных о воспитательном процессе в вузе Использование методов социологии для анализа конфликтных ситуаций между субъектами образовательного процесса

Социологические методы получения информации для анализа мотивации учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов - Социологическое исследование уровня воспитанности студентов, сформи-рованности у них основных профессиональных и нравственных качеств Информационное обеспечение маркетинговых исследований в области образовательных услуг

Таблица 2

Иавыки проведения социологического исследования для формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций будущих педагогов

Table 2

Sociological research skills for universal and professional competencies development of future teachers

Код и наименование компетенции выпускника Требуемые социологические навыки

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач Разбор социальных ролей и их влияния на взаимодействие в учебной среде

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений Изучение социальных структур, определяющих образовательное окружение

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде Навыки социологического анализа как инструмент коммуникации с педагогическим сообществом

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) Умение эффективно общаться с различными социальными группами

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социальноисторическом, этическом и философском контекстах Рассмотрение разнообразия культур и их влияния на восприятие образования

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности Разработка стратегий взаимодействия с различными социальными группами в учебной среде

УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций Компетенции инклюзивного образования

ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики Разработка этических стандартов в области образования Понимание влияния образовательных политик на социальные динамики в образовательной среде

ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) Понимание социальных трендов помогает адаптировать учебные программы, чтобы они соответствовали текущим социокультурным изменениям. Способность к анализу изменений в образовательных стандартах и их воздействия на учеников и педагогов. Анализ влияния социокультурных факторов на образовательные практики

ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов Понимание взаимосвязи социальной динамики и образовательных тенденций Способность к анализу изменений в образовательных стандартах и их воздействия на учеников и педагогов

ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей Способность критически оценивать и бороться с социальными неравенствами

ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении Способность проводить мониторинг результативности технологий обучения и корректировать их применение

ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями Умение организовывать инклюзивную среду, реали-зовывать принципы включенности и доступности с учетом социального контекста

ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ Развитие навыков межличностного общения для построения доверительных отношений

ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний Владение методами социологического исследования: анкетирование, опрос, интервью, наблюдение Навыки работы с социологическими инструментами и программами для анализа данных

Одной из задач педагогического образования становится умение по управлению процессом социализации в целом.

Исследователи ^гйЫ^ 2023] выражают озабоченность, что в условиях растущей социальной неопределенности почти во всех измерениях социальной жизни социология с годами играет все более незначительную роль в подготовке будущих педагогов. Социологическое мышление будет способствовать грамотному решению педагогами актуальных социальных проблем (инклюзии, глобализации, миграции), устойчивости к кризисам, чувствительности к социальным процессам, рефлексии на перспективы. Для этого необходимо будущим педагогам приобрести умение использовать аналитические инструменты на практике. В настоящее время в российских университетах реализуется прикладная модель социологического образования [Ви1апоуа 2024]: учебная дисциплина «Социологические исследования» представлена в учебных планах подготовки по непрофильным специальностям как курс по выбору. Вместе с этим остается неразработанной проблема формирования у будущих педагогов социологической компетентности, что отражается на качестве подготовки специалистов, в том числе будущих педагогов.

Результаты исследования

Учеными [Ивашова 1998] отмечается важность социологического анализа проблем образования, поскольку его результаты способствуют определению стратегических направлений его развития в период социально-экономических преобразований. В качестве методов исследования используются «анкетные опросы различных субъектов образования; математическая обработка баз социологических данных; анализ статистической информации; экспертные опросы (интервьюирование); статистический анализ распределения мнений респондентов; сравнительный анализ данных социологических исследований разных лет» (Ивашова 1998). В теоретических трудах (Батыгин 1995) [Бутенко 1998] обосновывается «трактовка понятия «социологическое исследование» как системы логически последовательных методологических, методических и организационно-технических действий, осуществляемых для получения достоверных данных относительно изучаемого явления или процесса с целью дальнейшего применения в практике социального управления» (Епифанцева 2000; Четырина 2009). Ключевые навыки проведения социологического исследования педагогов: анализ социальных структур, определяющих образовательное окружение; сбор и обработка данных, навыки работы с социологическими инструментами и программами для анализа данных; понимание социокультурного контекста, разнообразия культур и их влияния на восприятие образования; взаимодействие с различными социальными группами в учебной среде; анализ образовательных политик и их влияния на социальные

динамики в образовательной среде; этический социологический анализ и способность критически оценивать социальные неравенства; коммуникационные навыки:

Ключевые навыки будущих педагогов позволят понимать социальные процессы в образовательной среде, предотвращать конфликты и поддерживать позитивный характер межличностного общения. Педагоги, обладающие навыками социологического исследования, строят продуктивное взаимодействие с участниками образовательного процесса.

Социологические знания и навыки включены в «пакет» инструментов, которые преподаватель вуза использует в различных видах своей профессиональной деятельности (учебной, научной, воспитательной, организационно-управленческой) (табл. 1).

1) Готовность будущих педагогов к проведению педагогических исследований предполагает владение качественными и количественными методами социологического анализа. Умение проводить социологические опросы, интервью, наблюдение и систематический анализ научных данных позволит педагогам получать достоверную информацию о различных аспектах образовательного процесса, учитывать социальные факторы, влияющие на учебный процесс, и принимать обоснованные решения на основе полученных эмпирических данных. Способность критически оценивать и анализировать исследования в области образования дает возможность разрабатывать проекты с использованием методов социологического анализа и соблюдением этических принципов.

Анализ компетенций как результата обучения по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121) показывает, что для формирования универсальных (УК) и общепрофессиональных (ОПК) компетенций будущему педагогу необходимы навыки проведения социологического исследования (табл. 2).

Выводы

Навыки проведения социологического исследования позволяют будущему педагогу решать сложные проблемы, адаптироваться к новым ситуациям, требуются от специалистов в современном цифровом обществе. Социологические навыки помогают педагогам лучше понимать контекст своей работы, повысить эффективность образовательного процесса и успешно взаимодействовать с различными участниками образовательной среды. Навыки социологического исследования позволяют преподавателям вузов создавать инклюзивные учебные практики и способствовать успешному обучению всех обучающихся. Таким образом, существует необходимость формирования навыков социологического исследования у будущих педагогов для осуществления профессиональной деятельности в условиях мониторинга и проектирования образовательной среды.

Материалы исследования

Батыгин 1995 - Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для студентов гуманитарных ВУЗов и аспирантов. Москва, 1995. 286 с.

Бауманн 1996 - Бауманн З. Мыслить социологически: учеб. пособие / пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. Москва: Аспект Пресс, 1996. 225 с.

Гаврилова 2016 - Гаврилова И.С. Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2016. 22 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01006650478?page=1&rotate=0&theme=white.

Гаджикурбанова 2015 - Гаджикурбанова Г.М. Кейс-технологии в формировании научно-исследовательских компетенций будущего педагога профессионального обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2015. 22 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005563102?page=1&rotate=0&theme=white.

Галимова 2019 - Галимова Э.Г. Развитие самообразовательной компетенции будущих педагогов визуальными средствами информационной образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2019. 231 с. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=54462157.

Евсеева 2020 - Евсеева Ю.А. Формирование учебно-познавательной компетенции будущих педагогов в процессе самостоятельной работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2020. 26 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl0101025 4393?page=1&rotate=0&theme=white.

Елизарова 2023 - Елизарова Е.Ю. Формирование и оценка общепрофессиональных компетенций будущих педагогов в вузе на основе междисциплинарного подхода: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2023. 229 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-i-otsenka-obshcheprofessionalnykh-kompetentsii-budushchikh-pedagogov-v-vuze-na.

Епифанцева 2000 - Епифанцева М.В. Развитие социологического мышления учащихся: теория и методика: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 22 c. URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/razvitie-sociologicheskogo-mysWemja-uchawihsja-teorija-i-metodika.html.

Ивашова 1998 - Ивашова В.А. Социологические аспекты анализа проблемы общего образования как социального института (На материалах исслед. в Ставроп. крае): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 1998. 22 с.

Каримова - 2010 Каримова Л.Ш. Формирование социальной компетенции будущих педагогов-психологов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2010. 23 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19316929.

Митющенко 2022 - Митющенко Е.В. Формирование познавательно-коммуникационной компетенции будущих педагогов: дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2022. 218 с. URL: https://elibrary.riu/item.asp?id=54427470.

Мосягина 2008 - Мосягина Г.П. Формирование социальной компетенции будущих педагогов (на примере педагогического колледжа): автореф. дис. ... канд. пед. Астрахань, 2008. 26 с. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=30331972.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121 - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant. ru/71897858/.

Проказина 2013 - Проказина Н.В. Развитие социологической культуры государственных гражданских служащих региона: специальность 22.00.08 «Социология управления»: автореф. ... д-ра социол. наук / Проказина Наталья Васильевна. Белгород, 2013. 39 с.

Четырина 2009 - Четырина Н.В. Социологическая культура как атрибут развития личности: автореф. ... д-ра социол. наук: 22.00.06 / Четырина Наталья Викторовна. Тамбов, 2009. 21 с.

Шкерина 2013 - Шкерина Т.А. Формирование исследовательской компетенции будущих бакалавров - педагогов-психологов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 237 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22329925.

Шульга 2019 - Шульга Н.В. Формирование у будущих педагогов компетенции взаимодействия с родителями и социальными партнерами: дис. ... канд. пед. наук. Грозный, 2019. 235 с. URL: https://www.dissercat.com/content/ formirovanie-u-budushchikh-pedagogov-kompetentsii-vzaimodeistviya-s-roditelyami-i-sotsialnym.

Юрьева 2012 - Юрьева Т.А. Формирование компетенции применения качественных и количественных методов исследования в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2012. 24 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-kompetentsii-primeneniya-kachestvennykh-i-kolichestvennykh-metodov-issledovaniy.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Achinger, Feldmann 1971 - Achinger G., Feldmann K. Stellung und Funktion der Soziologie in der Lehrerausbildung. In: Beckmann, Hans-Karl [Hrsg.]: Lehrerausbildung auf dem Wege zur Integration. Weinheim; Berlin; Basel: Beltz, 1971. S. 135-139. URL: nbn-resolving.org/urn:nbn:de:0111-pedocs-232530. DOI: http://doi.org/10.25656/01:23253.

Bulanova 2024 - Bulanova M.B. The social-cultural context of the formation and implementation of the sociological éducation models in Russia // RUDN Journal of Sociology, Vol. 24, no. 1. P. 73-86. DOI: http://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-73-86. EDN: http://elibrary.ru/sikwqk.

Ströbing 2023 - Strübing J. Für das Leben lernen: Warum fehlt die Soziologie in der Schule? // Soziologie: Forum der Deutschen Gesellschaft für Soziologie. 2023. Jg. 52, Heft 1. P. 26-35. URL: https://publikationen.soziologie.de/index. php/soziologie/article/view/1236.

Бекиров 2020 - Бекиров С.Н. Аспекты социологической подготовки будущих педагогов в высшей школе, направленной на формирование социологического мышления студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 26-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29763807. EDN: https:// www.elibrary.ru/zbijab.

Бермус, Валеева, Баклашова 2023 - Бермус А.Г., Валеева Р.А., Баклашова Т.А. Трансформация поля исследований и инноваций в сфере педагогического образования (по итогам IX Международного форума по педагогическому образованию // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18, № 3. С. 10-37. DOI: http://doi.org/10.26907/esd.18.3.02. EDN: https://elibrary.ru/mgtmyi.

Бутенко 1998 - Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. Москва, 1998. 228 с.

Ефанов 2017 - Ефанов А.А. Формирование социологической культуры у будущих специалистов в сфере медиа // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (53). С. 139-144. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=36992647. EDN: https://elibrary.ru/yxpuux.

Королев 2017 - Королев М.Г. Участие студентов в прикладных социологических исследованиях как средство формирования коммуникативных навыков // Инновационные обучающие технологии в медицине: сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием; Витебский государственный медицинский университет, 2 июня 2017. Витебск, 2017. С. 334-336. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=29832311. EDN: https://elibrary.ru/zcvijt.

Присяч 2017 - Присяч Е.Ю. Методика формирования первичного навыка проведения социологического исследования у студентов вуза // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2017. № 3. С. 74-76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30541501. EDN: https://elibrary.ru/zsivjd.

References

Achinger, Feldmann 1971 -Achinger G., FeldmannK. (1971) Stellung und Funktion der Soziologie in der Lehrerausbildung. In: Beckmann, Hans-Karl [Hrsg.]: Lehrerausbildung auf dem Wege zur Integration. Weinheim; Berlin; Basel: Beltz. S. 135-139. Available at: nbn-resolving.org/urn:nbn:de:0111-pedocs-232530. DOI: http://doi.org/10.25656/01:23253.

Bulanova 2024 - Bulanova M.B. (2024) The social-cultural context of the formation and implementation of the sociological education models in Russia. RUDN Journal of Sociology, vol. 24, no. 1, pp. 73-86. DOI: http://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-73-86. EDN: http://elibrary.ru/sikwqk.

Strübing 2023 - Strübing J. (2023) Für das Leben lernen: Warum fehlt die Soziologie in der Schule? Soziologie: Forum der Deutschen Gesellschaft für Soziologie, Jg. 52, Heft 1, pp. 26-35. Available at: https://publikationen.soziologie.de/ index.php/soziologie/article/view/1236. (In Russ.)

Bekirov 2020 - Bekirov S.N. (2020) The problem of formation of sociological thinking in future teachers in the process of their professional training at higher schools. Problems of modern pedagogical education, no. 68-2, pp. 26-29. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29763807. EDN: https://www.elibrary.ru/zbijab. (In Russ.)

Bermous, Valeeva, Baklashova 2023 - BermousA.G., ValeevaR.A., Baklashova T.A. (2023) Transformation of research and innovations in the sphere of teacher education: reviewing the results of the 9th International Forum on Teacher Education (IFTE-2023). Education and Self-Development, vol. 18, no. 3, pp. 10-37. DOI: http://doi.org/10.26907/ esd.18.3.02. EDN: https://elibrary.ru/mgtmyi. (In Russ.)

Butenko 1998 - Butenko I.A. (1998) Organization of applied sociological research. Moscow, 228 p. (In Russ.)

Efanov 2018 - Efanov A.A. (2018) Sociological culture formation among future specialists in the field of media. The Surgut State Pedagogical University Bulletin, no. 2 (53). pp. 139-144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36992647. EDN: https://elibrary.ru/yxpuux. (In Russ.)

Korolev 2017 - Korolev M.G. (2017) Participation of students in applied sociological research as a means of forming communicative skills. In: Innovative educational technologies in medicine: collection of materials of the Republican research and practical conference with international participation, Vitebsk State Medical University, June 02, 2017. Vitebsk, pp. 334-336. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29832311. EDN: https://elibrary.ru/zcvijt. (In Russ.)

Prisyach 2017 - Prisyach Ye. (2017) Methods of developing primary skill of social research of higher school students.

Herald of Education and Science Development of Russian Academy of Natural Sciences, no. 3, pp. 74-76. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=30541501. EDN: https://elibrary.ru/zsivjd. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.