Научная статья на тему 'Формирование творческой индивидуальности педагога-художника средствами выставочной деятельности'

Формирование творческой индивидуальности педагога-художника средствами выставочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой индивидуальности педагога-художника средствами выставочной деятельности»

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХУДОЖНИКА СРЕДСТВАМИ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чайка Надежда Михайловна,

Аспирант кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна, г.Ялта

Современный подход к образованию требует формирования творческой, высоконравственной, компетентной индивидуальности специалиста в своей области, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, следующей духовным и культурным традициям своего народа.

Художественно-творческая деятельность, как одно из средств формирования личности в современной системе образования имеет широкие возможности для развития индивидуальности, творческой активности и потенциальных возможностей личности, поскольку основывается на многовековом опыте, концентрируя в себе знания и умения многих поколений.

Изобразительное искусство приобщает студентов к богатому творческому наследию, воспитывает художественный вкус, развивает фантазию, художественно-творческий потенциал, развитию творческой личности в целом.

Творчество в деятельности педагога-художника рассматривали в своих трудах Загвязинский В. И., Отич А. Н. [1; 5]. Все новые открытия творчества и путей его построения требует современное общество. В понятие "творчество" в нашем представлении входит создание культурных ценностей, поскольку только они остаются в памяти.

Формирование, становление и развитие творческой одаренности в технической деятельности рассматривает Моляко В. А. [4, С.46-54]. В этих исследованиях способности рассматриваются в связи с творческим потенциалом человека. Творческая одаренность статична подсистемой, а умения и навыки - это динамические показатели, формируемые на основе одаренности. Одаренность регулирует и стимулирует творческую деятельность, способствует решению личностью проблем, связанных с приспособлением к ситуации, других людей и к себе самой. Одаренность всегда связана с творчеством. Если же человек обладает высокими творческими способностями, то ее деятельность более оригинальна.

Подготовка будущих специалистов в высших профессиональных учебных заведениях может быть продуктивной, если обеспечить их теорией самодвижения к профессионализму и производительности. С целью реализации обучения теории Кузьминой Н. В. разработана модель образа результата в обучении специалиста [2, С.56-66]. "Смысл ее - это взаимосвязанная идеализированная модель образа результата в обучении специалиста - это взаимосвязанная система субъективных признаков, достаточный уровень развития которых обеспечивает ему творческую готовность к самодвижения к вершинам профессионализма и производительности будущей творческой деятельности."

Левкина Т. И. рассмотрела художественно-творческую деятельность как формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств [6, С.97-99]. Ретроспективу проблемы индивидуальности, типологические структуры личности, природу таланта и социальную обусловленность его развития, направленность на творчество, лидерство в искусстве и многие другие моменты, связанные с динамикой развития и одновременно статикой мира художника изучали А. Н. Леонтьев, И. С. Кон, Д. С. Лихачев [3, С.37-78].

Таким образом, очевиден интерес многих исследователей и мастеров искусства к творческой деятельности художника, актуальность исследования обусловлена отсутствием специального обобщающего исследования о развитии индивидуальности художника в выставочной деятельности, а также необходимостью решать широкий круг теоретических вопросов, связанных с проблемой авторской индивидуальности в искусстве, интересом современной науки к культуре, которые становятся известными миру по своим уникальным талантам и их вкладу в общую художественную сокровищницу человечества.

Принимая во внимание научные труды педагогов [1; 4; 5; 6; 7], можно рассмотреть творческую индивидуальность как динамический процесс развития совокупности профессионально-личностных качеств педагога-художника, его умений и способностей, позволяющих ему эффективно (на высоком уровне) осуществлять профессиональную деятельность.

Выделим критерии формирования творческой индивидуальности: знаниевый (систематизация полученных специальных знаний, профессионального этикета, нравственных и эстетических идеалов, культурных ценностей, коммуникативных знаний), деятельностный (умения и навыки творческой профессиональной деятельности, умения решать проблемы, сотрудничать, работать в коллективе), мотивационный (возможность реализовать интересы, повышение социального статуса, самореализация, значимость профессии, стремление понимать людей).

Из анализа научных источников определяется творческая индивидуальность как: взаимодествие в развитии набора биологических, психологических и социально-обусловленных качеств личности, учитывающих все стороны жизни человека - начиная с генетических задатков, заканчивая влиянием окружающих его факторов [1; 4; 5; 6; 7].

Показателями сформированности творческой индивидуальности можно определить: биологические (задатки, здоровье, система учений и навыков), биолого-психологические (индивидуальные особенности, качества творческой личности, разум, память, воля, чувства, свойства личности, потребности, самопознание), психологические (желания, интересы, ценности), социально-обусловленные (мотивация, смысл жизни, самореализация, творческая направленность, инновационная деятельность, рефлексия, результативность деятельности, психологически комфортная атмосфера, способы учета ограничений, типы личности).

Формирующие задачи в выставочной деятельности: представлений о душевной и физической красоте человека; видение красоты природы, труда и творчества; интереса к произведениям искусства, выставкам; интереса к занятиям художественным творчеством; отрицательное отношение к негативу в обществе.

Выделение уровня формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в выставочной деятельности происходило в Крымском гуманитарном университете (г.Ялта):

Первый уровень - приобретение социального теоретического знания о выставочной деятельности.

Второй уровень - анализ и получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень - получение опыта самостоятельного общественного действия, самореализация студентов в выставочной деятельности.

Опыт практики показал, что одним из условий формирования творческой деятельности и успешного решения задачи развития творческой индивидуальности студентов - процесс подготовки и их активное участие в художественно-выставочной деятельности (выставки различного уровня), способствующей самореализация будущего учителя изобразительного искусства.

Студенты знакомятся с историей и теорией искусства, с основными техниками и технологиями работы в материале, законами, приемами и средствами композиции, наукой о цвете; учатся разрабатывать эскизы, выстраивать творческие композиции, изучая художественную культуру своего народа, приобретая широкопрофильную подготовку и способность к творческой выставочной деятельности.

Выставочная деятельность необходима студенту в равной степени с учебной, она активизирует и углубляет познавательную деятельность, способствует проявлению инициативы, ответственности, самостоятельности.

Развитие профессиональной грамоты в экспонировании своих произведений, воспитание вкуса в оформлении и подаче творческих работ, осознание своей причастности к художественной среде происходило на хорошо организованных, эстетично и экспозиционно грамотно оформленных выставках.

Руководителю требуется вовремя подержать инициативу студентов и помочь им в организации, оформлении и обсуждении выставок. Такая работа невозможна без опоры на установившиеся традиции, на изучение исторического опыта и теории изобразительного, народного и декоративного искусства и требует от студентов и педагогов более свободного взаимоотношения, обмена мнениями и знаниями, что создает доброжелательную атмосферу.

Особую ценность представляют совместные выставки студентов и преподавателей кафедры вуза, объединяющихся на основе общности взглядов, интересов и предпочтения тематики в искусстве. Такие выставки воспитывают уважение к совместной деятельности, к творчеству сокурсника, умение выделить индивидуальность каждого произведения, где каждая работа подчеркивает единство экспозиции.

Появление первого опыта профессионального искусства, институтов и форм художественной жизни (изучение опыта деятельности профессиональных художников, участие в выставках преподавателей в родном городе, в других горах страны и мира, отражение выставочной деятельности в средствах массовой информации) утверждение статуса профессионального художника связаны с перестройкой творческого сознания. Профессионализация искусства, несмотря на трудности культурно-психологического порядка, дает начало развитию духовно-творческих сил, развитию процесса приобщения его к мировой цивилизации и культуре, к современному художественному процессу.

Для реализации практической деятельности в области организации выставок на базе Крымского гуманитарного университета (г.Ялта) был приобретен опыт такой деятельности: участие в городских выставках, которые определили дальнейший путь творческой деятельности,

дали возможность самореализоваться как художник в профессиональной деятельности, выявили свое место в обществе.

Участие в региональных выставках поднял на более высокий уровень профессионализма, мотивировал для дальнейшей творческой деятельности, дал уверенность в выбранном направлении.

Приобретен опыт коллективной творческой деятельности при участии в совместной выставке преподавателей и студентов. При этом студенты являются активными организаторами и участниками данных выставок. На экспозициях были представлены лучшие учебно-методические и самостоятельные творческие произведения студентов и преподавателей. Мероприятия проходили по разработанным сценариям под руководством преподавателей весело, красочно, интересно, с конкурсами, награждением дипломами активных участников выставки. Такие тематические выставки приобщают студентов и преподавателей к взаимодействию, в ходе подготовки к выставке они создают творческие произведения. Очевидно, создавая условия успешному творческому процессу, выставочная деятельность стала точкой отсчета для многих студентов в их профессиональном росте, открывая на их творческом пути новые горизонты.

Важным явилось участие и организация в Международном летнем семинаре и международное сотрудничество между учебными заведениями Украины и Латвии с целью обмена опытом в сфере живописи на пленэре в городской среде для студентов специальностей «Дизайн» и «Изобразительное искусство». По итогам проведенного пленэра была организована выставка работ студентов. Сама работа на пленэре в другом городе служила мотивацией для более качественного и творческого выполнения работ студентами и преподавателем. Восторженное отношение жителей города и приехавших туристов помогли реализовать амбиции студентов как художников-профессионалов, все осознавали ответственность за уровень подготовки.

В качестве самооценки проведена персональная выставка «Мой Крым» в Алуштинском территориальном центре. Выставка носила ретроспективный характер, была посвящена 70-летию университета. На выставке были представлены работы в разных техниках выполнения: масляная живопись, акварельная, графика. Жанры также отличились: натюрморты, пейзажи, образные работы. Картины показаны как поиск творческого отражения внутреннего мира. При общем взгляде на творчество прослеживается основное направление - акварельный графический пейзаж.

Результатом всей выставочной деятельности можно считать взаимосвязь между общим процессом обучения студентов изобразительного искусства на занятиях и выставочной деятельностью студентов как единой системы взаимодополняющих элементов воспитания художественной, профессиональной и общечеловеческой культуры.

Таким образом, введение в содержание занятий по изобразительному искусству выставочной деятельности (организацию, подготовку, оформление, участие, проведение) можно рассматривать как одно из педагогических условий подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности, способствующих развитию творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства и приобретению ими собственного опыта презентации результатов творческой деятельности. Навыки, приобретенные в процессе выставочной деятельности, будут востребованы, даже

если студент не продолжит свою профессиональную деятельность в качестве учителя.

В итоге работы были рассмотрено творчество преподавателей и студентов в выставочной деятельности. Выделены критерии, показатели и уровни сформированности творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства. Проанализированы виды творческой выставочной деятельности.

Это исследование помогло определить сложение жанрово-видовой личностной системы творчества, основных его тематических направлений, особой стилистики, мотивации для дальнейшей профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителя. М., 1986. — 40 с.

2. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. — Л.: ЛГУ, 1980. — 202 а

3. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: ГП Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. - 264с.

4. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. 1994.

— 95 с.

5. Отич А.Н. Искусство в системе развития творческой индивидуальности будущего педагога профессионального обучения: теоретический и методический аспекты. Черновцы: Зеленая Буковина, 2009.

— 752 с.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - 4-е изд. -М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.

7. Электронный журнал «Педагогика искусства» http://www. art-education.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО РЕКЛАМЕ И СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Череднякова Анна Борисовна

Канд. пед. наук, доцент кафедры «Маркетинговые коммуникации», г.Челябинск

При выстраивании траекторий обучения личности, среды по какой-либо специальности, необходимо осуществить анализ профессии как таковой, мы воспользуемся системой анализа основанной на нескольких позициях и определим следующие аспекты:

- профессия как общность;

- профессия как область приложения сил;

- профессия как деятельность и область проявления личности;

- профессия как проявление трудовых функций через знания, умения, навыки и компетенции. Рассмотрим с обозначенных позиций достаточно

новую и приобретающую особую популярность в сфере информационного развития общества профессию специалиста по рекламе и связям с общественностью.

Появление профессии как общности связано с историческими этапами ее развития и изучения как явления в целом.

Анализ научной литературы по проблемам связей с общественностью (далее PR) подтверждает результативность исследовательских изысканий в различных отраслях социально-гуманитарного знания. В современной отечественной и западной литературе насчитывается свыше тысячи различных дефиниций PR.

Анализу сущности общественного мнения посвящены исследования известных зарубежных и отечественных ученых - П. Бурдье, Д. П. Гавры, Б. А. Грушина, Г. Лебона, У. Липпмана, Э. Ноэль-Нойман, Г. Тарда.

Разработан целый ряд авторских моделей коммуникаций, имеющих важный прикладной аспект для решения профессиональных PR-задач: модель двухступенчатого потока коммуникации Э. Каца и Р. Лазарсфельда, модель когнитивного диссонанса Л. Фестингера, «установление повестки дня» М. МакКомбса и Д. Шоу, модель оценивания акторов Ю. Руша и Г. Бетесона, модель «спираль молчания» Э. Ноэль-Нойман, модель «инновационной диффузии» Э. Роджерса, модель «горячих» и «холодных» средств коммуникации М. Маклюэна.

Заметный вклад в развитие концепций постиндустриального общества в контексте коммуникативных технологий внесли Д. Белл, Ж. Бодрийяр, М. Кастельс, М. Маклюэн, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер, А. Турен, У. Эко.

Ключевой категорией внутриорганизационной концепции PR является понятие организации, изучению которой в контексте социологического знания посвятили свои работы П. Блау, М. Вебер, М. Крозье, Р. Лайкерт, А. Фай-оль, Г. Эмерсон. Из российских ученых, внесших существенный вклад в разработку проблем теории организаций, следует назвать Н. И. Лапина, Г. В. Осипова, А. И. Пригожина [9].

Востребованность специалистов в сфере маркетинговых коммуникаций можно обосновать следующими данными. В 1905 году в университете Нью-Йорка был впервые прочитан курс «Реклама». Сегодня в США готовят не узких специалистов-рекламистов, а менеджеров по маркетинговым коммуникациям. Их подготовку осуществляют 148 университетов и колледжей, это около 97 тысяч студентов. Образование в России характеризуется приблизительно схожими цифрами [1].

По направлению реклама и связи с общественностью готовят в России 317 вузов, из которых Москва - 66 вузов, Санкт-Петербург - 24 вуза, Самара - 13 вузов, Челябинск - 9 вузов, Казань - 7 вузов, Новосибирск - 6 вузов, Омск - 6 вузов, Краснодар - 6 вузов, Нижний Новгород - 5 вузов, Уфа - 5 вузов, Саратов - 5 вузов, Ростов-на-Дону - 5 вузов.

Рейтинг специальности в 2014 году составил 71,9 баллов из 100 возможных, место в рейтинге она уступала лишь специальностям государственное и муниципальное управление, менеджмент, юриспруденция и бизнес-информатика. Рейтинг формируется на основании интереса пользователей портала moeobrazovanie.ru, при расчете рейтинга учитываются поисковые запросы пользователей. В России действует Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) - крупнейшая профессиональная ассоциация, объединяющая ведущих участников рынка рекламы и маркетинговых коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.