Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / модель цифровой образовательной среды / электронное обучение и дистанционные образовательные технологии / цифровая инфраструктура / digital education environment / model of digital education environment / e-learning and distance education technologies / digital infrastructure

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витомскова Екатерина Валерьевна, Федотова Екатерина Викторовна

В статье рассмотрен опыт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №23» г. Озерска (далее – МБОУ «Лицей №23») по формированию цифровой образовательной среды в образовательной организации. Представлена модель цифровой образовательной среды МБОУ «Лицей №23», а также определены этапы формирования ЦОС в образовательной организации, обозначены положительные результаты и проблематика внедрения цифровой образовательной среды в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витомскова Екатерина Валерьевна, Федотова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of digital education environment in general education institution

The article observes the experience of Municipal budget general education institution «Lyceum №23» in Ozersk in formation of digital education environment in general education institution. The model of digital education environment of «Lyceum №23» is presented, the stages of digital education environment in education institution are defined, positive results and issues if digital education environment implementation in education institution are characterized.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 371:004

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.В. Витомскова, Е.В. Федотова

В статье рассмотрен опыт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №23» г. Озерска (далее - МБОУ «Лицей №23») по формированию цифровой образовательной среды в образовательной организации. Представлена модель цифровой образовательной среды МБОУ «Лицей №23», а также определены этапы формирования ЦОС в образовательной организации, обозначены положительные результаты и проблематика внедрения цифровой образовательной среды в образовательной организации.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, модель цифровой образовательной среды, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, цифровая инфраструктура.

В настоящее время созданы условия для развития в России цифровой экономики, что обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет страны, повышает её конкурентоспособность и качество жизни граждан.

Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подготовки необходимо существенным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки в соответствии с нуждами цифровой экономики.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов. Федеральный проект «Цифровая образова-

тельная среда» в рамках реализации национального проекта «Образование» направлен на создание и развитие в образовательных организациях цифровой образовательной среды (далее - ЦОС), а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования [3].

Цифровая образовательная среда - совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных тенологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания [1].

Одним из условий решения данных задач в сфере образования является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся общеобразовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

Сегодня цифровая образовательная среда является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве. Вступивших в силу Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования с 1 сентября 2022 года регламентируют использование ЦОС в образователь-

ном процессе. Таким образом формирование современной цифровой образовательной среды определено государственной политикой в сфере образования [5].

Одним из приоритетных направлений деятельности МБОУ «Лицей №23» является формирование ЦОС. Для его реализации на институциональном уровне определена задача - формирование управляемой и динамично развивающейся ЦОС с учетом современных тенденций цифровой трансформации образования посредством создания цифровой инфраструктуры лицея.

Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации осуществлялось в период с сентября 2021 года по март 2023 года поэтапно: подготовительный,

реализации, результативный.

Подготовительный этап (сентябрь-декабрь 2021 г.):

Приказом руководителя была утверждена дорожная карта формирования ЦОС, которая включала в себя следующие этапы: подготовительный, этап формирования ЦОС, аналитический этап.

К реализации дорожной карты были привлечены директор, заместители директора, руководители общественно-

профессиональных объединений педагогов, главный бухгалтер, педагог-библиотекарь, педагог-психолог.

В рамках подготовительного этапа была разработана модель ЦОС МБОУ «Лицей №23» города Озерска (Рисунок 1).

Рисунок 1 - модель ЦОС МБОУ «Лицей №23» города Озерска

Модель ЦОС МБОУ «Лицей №23» включает в себя шесть компонентов, которые используют участники образовательного процесса: цифровые инструменты и сервисы, цифровые платформы и информационные системы, цифровой образовательный контент, цифровая инфраструктура, цифровые ресурсы и информационно-библиотечный центр.

Рассмотрим содержательные характеристики компонентов модели ЦОС МБОУ «Лицей №23» города Озерска формирование которых осуществлялось поэтапно.

Формирование такого компонента модели, как цифровые инструменты, позволяет индивидуализировать учебный процесс с учетом способностей каждого ученика. В качестве цифровых инструментов были определены персональные компьютеры, ноутбуки, мобильные классы, цифровые лаборатории, телевизионные информационные панели, VR оборудование. В лицее в 2021 году кабинет информатики был переоборудован в конференц-класс, который позволил повысить эффективность работы педагогов в

рамках диссеминации педагогического опыта посредством интерактивного взаимодействия с удаленной аудиторией. Система видеоотоб-ражающих устройств формирует единый экран и позволяет воспроизводить в многооконном режиме большие объемы информации из разных источников. В образовательном процессе используются интерактивные панели, радиосистема, видеонаблюдение, звуковая аппаратура, лингафонное оборудование. Приобретены графические планшеты, веб-камеры, ноутбуки, многофункциональные устройства, проекторы, системные блоки. персональные комплексы педагога, а также специализированная мебель. Также было приобретено учебное и лабораторное оборудование для кабинетов химии и биологии: спектрофотометры, экотестеры, современные системы тренажеров по оказанию первой помощи, интерактивные модели структуры кости, строения мозга, развития зубов у человека с технологией 3D, кардиографы, тренажёры для внутривенных и внутримышечных инъекций, модель сердечнососудистой системы. Данное цифровое оборудование позволяет создать благоприятные условия для формирования цифровой образовательной среды.

Основными цифровыми сервисами стали официальный сайт МБОУ «Лицей №23», официальные страницы в социальных сетях Вконтакте и Одноклассники, VK Мессенджер. Были включены в работу такие цифровые платформы и информационные системы, как ФГИС «Моя школа», Сферум, ГИС «Сетевой город. Образование», Е-услуги, ФИОКО, модуль ДПО. Данные цифровые платформы и информационные системы используются для организации, сопровождения и аналитики образовательного процесса, а также для предоставления образовательных услуг в электронном виде (Е-услуги). В качестве цифровых информационных ресурсов, призванных осуществлять индивидуализированное результативное обучение, что является индикативным показателем региональных проектов «Цифровая образовательная среда» и

«Успех каждого ребенка», в МБОУ «Лицей №23» используются платформы Домашний урок и Отличная школа74.ру.

Цифровой образовательный контент размещен на сайте educont.ru и регламентируется Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации № 653 от 02 августа 2022 года «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Все педагоги МБОУ «Лицей №23» прошли регистрацию на цифровом образовательном контенте (ЦОК), что позволяет обеспечить равные возможности для учеников получить качественное образование за счет использования верифицированного цифровых ресурсов.

С целью разработки и внедрения в практику высокоэффективных технологий и методик в области педагогических измерений образовательных достижений, оценки качества образования в МБОУ «Лицей №23» используется такой цифровой ресурс, как сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Обеспечением реализации федеральных и ведомственных целевых программ в сфере образования, реализацией профессиональных программ повышения квалификации педагогических кадров помогает заниматься ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Эти цифровые ресурсы позволяют охватить всех участников образовательного процесса [6].

Цифровая инфраструктура - комплекс технологий и построенных на их основе цифровых продуктов, обеспечивающих вычислительные, телекоммуникационные и сетевые мощности и работающих на цифровой основе. Цифровая инфраструктура МБОУ «Лицей №23» включает широкополосный доступ в сеть интернет, единую сеть передачи данных, контент-фильтрацию и призвана обеспечить безопасные условия использования ЦОС [7].

Информационно-библиотечный центр МБОУ «Лицей №23» обеспечивает информационную поддержку обучающихся посредством доступа к электронным библиотекам, методическую поддержку педагогов, а также помогает в реализации внеурочной, проектной деятельности и программ дополнительного образования. Цифровая эпоха и цифровые технологии, определяющие индивидуализацию образовательной траектории для каждого обучающегося, изменяют роль школьных библиотек. На современном этапе формирующаяся новая миссия библиотек определяет в качестве их ключевой роли доступ и его качественную организацию к новым знаниям, информационную поддержку и отработку процессов сопровождения модернизации школ с использованием цифровых технологий. В 2022 году в лицее был проведен ремонт библиотеки, которая стала современным комфортным информационным центром, где сосуществуют и книга, и возможность работать через интернет, осуществлять сетевое взаимодействие с другими библиотеками [2].

Для актуализации нормативно - правового сопровождения процесса внедрения ЦОС на подготовительном этапе был проведен внутренний аудит локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность в условиях ЦОС, который представлял собой оценку наличия и соответствия действующих нормативных документов МБОУ «Лицей №23» требованиям федеральных и региональных нормативных документов в сфере информатизации и цифровизации образования. Были разработаны следующие документы: положение об электронном обучении и обучении с использованием дистанционных образовательных технологий в МБОУ «Лицей №23», Положение об официальном сайте МБОУ «Лицей №23», Положение об этике общения в родительских чатах, социальных сетях и мессенджерах МБОУ «Лицей №23», Положение об использовании образовательной платформы Цифрум23.рф МБОУ «Лицей №23».

Этап реализации ЦОС (январь - декабрь 2022)

На этапе реализации дорожной карты по формированию ЦОС особое внимание было уделено формированию единого информационного пространства в лицее, обеспечению информационной безопасности, привлечению родителей и обучающихся к работе с компонентами ЦОС лицея. Педагогические (86%) и управленческие (100%) кадры МБОУ «Лицей №23» повысили свою профессиональную квалификацию по организации деятельности учреждения в условиях цифровой образовательной среды. На курсах повышения квалификации педагоги овладели инструментами дистанционного обучения в цифровой школе, изучили формирование информационно-управленческой культуры педагога образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды.

В течение года педагогические (86%) и управленческие (100%) кадры МБОУ «Лицей №23» повысили свою профессиональную квалификацию по организации деятельности учреждения в условиях цифровой образовательной среды по дополнительным профессиональным программам:

«Обновление профессиональной деятельности педагога общеобразовательной организации в условиях электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

«Формирование информационно-

управленческой культуры педагога образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды»;

«Инструменты дистанционного обучения в цифровой школе»;

«Цифровая трансформация как фактор развития информационно-управленческой культуры руководства образовательной организацией».

В рамках формального образования педагоги овладели инструментами обучения с применением дистанционных образовательных технологий, изучили способы формирования информационно-управленческой культуры педагога образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды.

В рамках методической работы по внедре-

нию ЦОС было организовано внутрифирменное обучение, посвященное возможностям использования дистанционных образовательных технологий в работе педагога, проведен круглый стол по теме «Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы».

На педагогическом совете были рассмотрены современные образовательные платформы как креативное решение для обучения школьников с применением дистанционных образовательных технологий. А в ходе интерактивных заседаний школьных методических объединений современные средства коммуникации стали инструментом взаимодействия участников образовательных отношений.

Необходимо отметить, что на этапе реализации дорожной карты по формированию ЦОС в модель ЦОС МБОУ «Лицей №23 были внесены следующие корректировки:

1) ограничен перечень используемых в образовательном процессе цифровых сервисов и платформ в связи с вступлением в силу Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации №653 от 02 августа 2022 года) [6]. Реализация этой меры позволила учителю быстрее и легче отбирать материалы для уроков, а для ученика сделать обучения более технологичным и удобным;

2) осуществлен переход на русифицированное программное обеспечение для создания стабильной и безопасной инфраструктуры МБОУ «Лицей №23»;

3) обновлена роль школьной библиотеки по направлению методической поддержки педагогических работников в условиях ЦОС. В лицее библиотека стала современным комфортным информационным центром, где сосуществуют и книга, и возможность работать, используя возможности интернета, осуществлять сетевое взаимодействие с другими

библиотеками образовательных организаций. В качестве ключевой роли информационного центра были определены организация доступа к новым знаниям всем участникам образовательного процесса, а также информационная поддержка и отработка процессов сопровождения модернизации лицея с использованием цифровых технологий.

4) проведена оценка компетенций учителей, которая показала, что многие педагоги не владеют современными цифровыми ресурсами. Высокий уровень технологического обеспечения не гарантирует идеальное формирование ЦОС. Опыт МБОУ «Лицей №23» показал, что в этом направлении необходимо не только повышать квалификацию педагогов, но и работать с педагогом-психологом с целью повышения уровня мотивации. Для работы педагогического коллектива в этом направлении в лицее были проведены тематические семинары, направленные на создание психологически комфортных условий, позволяющих педагогам более эффективно осуществлять работу в цифровой образовательной среде.

Результативный этап (январь - апрель 2023). По результатам работы подведены итоги реализации дорожной карты по формированию ЦОС.

В результате реализации дорожной карты по формированию ЦОС были выделены следующие ключевые моменты:

защита персональных данных всех участников образовательного процесса;

обеспечение непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогов;

осуществление контроля безопасности цифровой инфраструктуры образовательной организации;

организация работы педагога-психолога с целью повышения мотивации педагогических работников по использованию современных цифровых ресурсов, платформ и ресурсов.

Также проанализирован уровень удовлетворенности участников образовательного процесса ЦОС: 78% педагогических работников удовлетворены образовательным процес-

сом в МБОУ «Лицей №23», 82% законных представителей также удовлетворены образовательным процессом.

Проведена оценка эффективности формирования ЦОС. В результате работы по формированию модели ЦОС и ее реализации в образовательной среды лицея нами определены положительные результаты и эффекты:

Сформированная ЦОС - это:

1) возможность использования в образовательном процессе безопасного проверенного цифрового контента;

2) организация безопасного образовательного пространства, защита обучающихся от нежелательной информации, которая может нанести вред их нравственности и здоровью; защита персональных данных участников образовательного процесса;

3) совершенствование электронного документооборота;

4) удобное использование одного цифрового профиля;

5) возможность формирования аналитических отчетов с использованием информационных платформ, что существенным образом снижает бюрократическую нагрузку с учителей.

В качестве затруднений внедрения ЦОС в МБОУ «Лицей №23» мы отметили отсутствие мотивации у педагогических работников к использованию всего разнообразия цифровых инструментов, платформ, ресурсов в своей работе. Работа в этом направлении будет продолжена в 2024 году.

Таким образом, формирование цифровой образовательной среды - это необходимый шаг к проектированию «Цифровой школы», «Современной цифровой образовательной среды», который определён государственной программой РФ «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 16/42).

Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации позволило модернизировать образовательный процесс, внедрить в педагогическую практику технологии электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,

модели смешанного обучения, автоматизировать процессы управления качеством образования, начать формирование у школьников навыков обучения в цифровом мире, умение создавать цифровые проекты для своей будущей профессии,

Список литературы

1. Концепция (обновленная) информационной политики в системе образования Челябинской области / Министерство образования и науки Челябинской области. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - Челябинск : РЦОКИО, 2022. - 116 с. - ISBN 978-5-90693454-3.

2. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды : монография. - Эл. изд. - Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 174 с.). - Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018. - URL: http://scipro.ru/conf/monographee ducation-1.pdf. Сист. требования: Adobe Reader; экран 10'.

3. Об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287. - URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 04.06.2023).

4. Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации : распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 1632-р -URL: http://government.ru/docs/28653/ (дата обращения: 04.06.2023).

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/40 0807193/ (дата обращения: 04.06.2023).

6. Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального

общего, основного общего, среднего общего образования : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/ View/0001202208290012 (дата обращения: 04.06.2023).

7. Толковый словарь терминов и понятий по вопросам цифровой трансформации // Бибилотека ГУИР. - URL: https://library.bsuir. by/ru/tolkovyy-slovar-terminov-i-ponyatiy-po-voprosam-tsifrovoy-transformatsii (дата обращения: 04.06.2023).

References

1. Koncepciya (obnovlennaya) informacionnoj politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoj oblasti / Ministerstvo obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti. - 2-e izd., pererabotannoe i dopolnennoe. -Chelyabinsk : RCOKIO, 2022. - 116 s. - ISBN 978-5-906934-54-3

2. Metodologicheskie osnovy formirovaniya sovremennoj cifrovoj obrazovatel'noj sredy : monografiya. - El. izd. - Elektron. tekstovye dan. (1 fajl pdf: 174 s.). - Nizhnij Novgorod: NOO "Professional'naya nauka", 2018. - URL: http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf. Sist. trebovaniya: Adobe Reader; ekran 10'.

3. Ob utverzhdenii gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya : prikaz Ministerstva Prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 287. - URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/401333920/ (data obrashcheniya: 04.06.2023).

4. Ob utverzhdenii programmy "Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 iyulya 2017 goda N 1632-r - URL: http://gover nment.ru/docs/28653/ (data obrashcheniya: 04.06.2023).

5. Ob utverzhdenii federal'nogo

gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya : prikaz Ministerstva Prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 286 - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/40 0807193/ (data obrashcheniya: 04.06.2023).

6. Ob utverzhdenii federal'nogo perechnya elektronnyh obrazovatel'nyh resursov, dopushchennyh k ispol'zovaniyu pri realizacii imeyushchih gosudarstvennuyu akkreditaciyu obrazovatel'nyh programm nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya : prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 02.08.2022 № 653. - URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/000120220829001 2 (data obrashcheniya: 04.06.2023).

7. Tolkovyj slovar' terminov i ponyatij po voprosam cifrovoj transformacii // Bibiloteka GUIR. - URL: https://library.bsuir.by/ru/tolkov yy-slovar-terminov-i-ponyatiy-po-voprosam-tsifrovoy-transformatsii (data obrashcheniya: 04.06.2023).

Сведения об авторах

Витомскова Екатерина Валерьевна -

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №23» города Озерска

Федотова Екатерина Викторовна -

учитель русского языка и литературы, заместитель директора МБОУ «Лицей №23» города Озерска

Information about authors

Vitomskova E.V. - Teacher of the Russian Language and Literature of Municipal Budget General Education Institution «Lyceum №23», Ozersk

Fedotova E.V. - Teacher of the Russian Language and Literature, Deputy Director of Municipal Budget General Education Institution «Lyceum №23», Ozersk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.