УДК 371:004
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Е.В. Витомскова, Е.В. Федотова
В статье рассмотрен опыт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №23» г. Озерска (далее - МБОУ «Лицей №23») по формированию цифровой образовательной среды в образовательной организации. Представлена модель цифровой образовательной среды МБОУ «Лицей №23», а также определены этапы формирования ЦОС в образовательной организации, обозначены положительные результаты и проблематика внедрения цифровой образовательной среды в образовательной организации.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, модель цифровой образовательной среды, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, цифровая инфраструктура.
В настоящее время созданы условия для развития в России цифровой экономики, что обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет страны, повышает её конкурентоспособность и качество жизни граждан.
Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подготовки необходимо существенным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки в соответствии с нуждами цифровой экономики.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов. Федеральный проект «Цифровая образова-
тельная среда» в рамках реализации национального проекта «Образование» направлен на создание и развитие в образовательных организациях цифровой образовательной среды (далее - ЦОС), а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования [3].
Цифровая образовательная среда - совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных тенологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания [1].
Одним из условий решения данных задач в сфере образования является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся общеобразовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
Сегодня цифровая образовательная среда является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве. Вступивших в силу Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования с 1 сентября 2022 года регламентируют использование ЦОС в образователь-
ном процессе. Таким образом формирование современной цифровой образовательной среды определено государственной политикой в сфере образования [5].
Одним из приоритетных направлений деятельности МБОУ «Лицей №23» является формирование ЦОС. Для его реализации на институциональном уровне определена задача - формирование управляемой и динамично развивающейся ЦОС с учетом современных тенденций цифровой трансформации образования посредством создания цифровой инфраструктуры лицея.
Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации осуществлялось в период с сентября 2021 года по март 2023 года поэтапно: подготовительный,
реализации, результативный.
Подготовительный этап (сентябрь-декабрь 2021 г.):
Приказом руководителя была утверждена дорожная карта формирования ЦОС, которая включала в себя следующие этапы: подготовительный, этап формирования ЦОС, аналитический этап.
К реализации дорожной карты были привлечены директор, заместители директора, руководители общественно-
профессиональных объединений педагогов, главный бухгалтер, педагог-библиотекарь, педагог-психолог.
В рамках подготовительного этапа была разработана модель ЦОС МБОУ «Лицей №23» города Озерска (Рисунок 1).
Рисунок 1 - модель ЦОС МБОУ «Лицей №23» города Озерска
Модель ЦОС МБОУ «Лицей №23» включает в себя шесть компонентов, которые используют участники образовательного процесса: цифровые инструменты и сервисы, цифровые платформы и информационные системы, цифровой образовательный контент, цифровая инфраструктура, цифровые ресурсы и информационно-библиотечный центр.
Рассмотрим содержательные характеристики компонентов модели ЦОС МБОУ «Лицей №23» города Озерска формирование которых осуществлялось поэтапно.
Формирование такого компонента модели, как цифровые инструменты, позволяет индивидуализировать учебный процесс с учетом способностей каждого ученика. В качестве цифровых инструментов были определены персональные компьютеры, ноутбуки, мобильные классы, цифровые лаборатории, телевизионные информационные панели, VR оборудование. В лицее в 2021 году кабинет информатики был переоборудован в конференц-класс, который позволил повысить эффективность работы педагогов в
рамках диссеминации педагогического опыта посредством интерактивного взаимодействия с удаленной аудиторией. Система видеоотоб-ражающих устройств формирует единый экран и позволяет воспроизводить в многооконном режиме большие объемы информации из разных источников. В образовательном процессе используются интерактивные панели, радиосистема, видеонаблюдение, звуковая аппаратура, лингафонное оборудование. Приобретены графические планшеты, веб-камеры, ноутбуки, многофункциональные устройства, проекторы, системные блоки. персональные комплексы педагога, а также специализированная мебель. Также было приобретено учебное и лабораторное оборудование для кабинетов химии и биологии: спектрофотометры, экотестеры, современные системы тренажеров по оказанию первой помощи, интерактивные модели структуры кости, строения мозга, развития зубов у человека с технологией 3D, кардиографы, тренажёры для внутривенных и внутримышечных инъекций, модель сердечнососудистой системы. Данное цифровое оборудование позволяет создать благоприятные условия для формирования цифровой образовательной среды.
Основными цифровыми сервисами стали официальный сайт МБОУ «Лицей №23», официальные страницы в социальных сетях Вконтакте и Одноклассники, VK Мессенджер. Были включены в работу такие цифровые платформы и информационные системы, как ФГИС «Моя школа», Сферум, ГИС «Сетевой город. Образование», Е-услуги, ФИОКО, модуль ДПО. Данные цифровые платформы и информационные системы используются для организации, сопровождения и аналитики образовательного процесса, а также для предоставления образовательных услуг в электронном виде (Е-услуги). В качестве цифровых информационных ресурсов, призванных осуществлять индивидуализированное результативное обучение, что является индикативным показателем региональных проектов «Цифровая образовательная среда» и
«Успех каждого ребенка», в МБОУ «Лицей №23» используются платформы Домашний урок и Отличная школа74.ру.
Цифровой образовательный контент размещен на сайте educont.ru и регламентируется Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации № 653 от 02 августа 2022 года «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Все педагоги МБОУ «Лицей №23» прошли регистрацию на цифровом образовательном контенте (ЦОК), что позволяет обеспечить равные возможности для учеников получить качественное образование за счет использования верифицированного цифровых ресурсов.
С целью разработки и внедрения в практику высокоэффективных технологий и методик в области педагогических измерений образовательных достижений, оценки качества образования в МБОУ «Лицей №23» используется такой цифровой ресурс, как сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Обеспечением реализации федеральных и ведомственных целевых программ в сфере образования, реализацией профессиональных программ повышения квалификации педагогических кадров помогает заниматься ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Эти цифровые ресурсы позволяют охватить всех участников образовательного процесса [6].
Цифровая инфраструктура - комплекс технологий и построенных на их основе цифровых продуктов, обеспечивающих вычислительные, телекоммуникационные и сетевые мощности и работающих на цифровой основе. Цифровая инфраструктура МБОУ «Лицей №23» включает широкополосный доступ в сеть интернет, единую сеть передачи данных, контент-фильтрацию и призвана обеспечить безопасные условия использования ЦОС [7].
Информационно-библиотечный центр МБОУ «Лицей №23» обеспечивает информационную поддержку обучающихся посредством доступа к электронным библиотекам, методическую поддержку педагогов, а также помогает в реализации внеурочной, проектной деятельности и программ дополнительного образования. Цифровая эпоха и цифровые технологии, определяющие индивидуализацию образовательной траектории для каждого обучающегося, изменяют роль школьных библиотек. На современном этапе формирующаяся новая миссия библиотек определяет в качестве их ключевой роли доступ и его качественную организацию к новым знаниям, информационную поддержку и отработку процессов сопровождения модернизации школ с использованием цифровых технологий. В 2022 году в лицее был проведен ремонт библиотеки, которая стала современным комфортным информационным центром, где сосуществуют и книга, и возможность работать через интернет, осуществлять сетевое взаимодействие с другими библиотеками [2].
Для актуализации нормативно - правового сопровождения процесса внедрения ЦОС на подготовительном этапе был проведен внутренний аудит локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность в условиях ЦОС, который представлял собой оценку наличия и соответствия действующих нормативных документов МБОУ «Лицей №23» требованиям федеральных и региональных нормативных документов в сфере информатизации и цифровизации образования. Были разработаны следующие документы: положение об электронном обучении и обучении с использованием дистанционных образовательных технологий в МБОУ «Лицей №23», Положение об официальном сайте МБОУ «Лицей №23», Положение об этике общения в родительских чатах, социальных сетях и мессенджерах МБОУ «Лицей №23», Положение об использовании образовательной платформы Цифрум23.рф МБОУ «Лицей №23».
Этап реализации ЦОС (январь - декабрь 2022)
На этапе реализации дорожной карты по формированию ЦОС особое внимание было уделено формированию единого информационного пространства в лицее, обеспечению информационной безопасности, привлечению родителей и обучающихся к работе с компонентами ЦОС лицея. Педагогические (86%) и управленческие (100%) кадры МБОУ «Лицей №23» повысили свою профессиональную квалификацию по организации деятельности учреждения в условиях цифровой образовательной среды. На курсах повышения квалификации педагоги овладели инструментами дистанционного обучения в цифровой школе, изучили формирование информационно-управленческой культуры педагога образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды.
В течение года педагогические (86%) и управленческие (100%) кадры МБОУ «Лицей №23» повысили свою профессиональную квалификацию по организации деятельности учреждения в условиях цифровой образовательной среды по дополнительным профессиональным программам:
«Обновление профессиональной деятельности педагога общеобразовательной организации в условиях электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
«Формирование информационно-
управленческой культуры педагога образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды»;
«Инструменты дистанционного обучения в цифровой школе»;
«Цифровая трансформация как фактор развития информационно-управленческой культуры руководства образовательной организацией».
В рамках формального образования педагоги овладели инструментами обучения с применением дистанционных образовательных технологий, изучили способы формирования информационно-управленческой культуры педагога образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды.
В рамках методической работы по внедре-
нию ЦОС было организовано внутрифирменное обучение, посвященное возможностям использования дистанционных образовательных технологий в работе педагога, проведен круглый стол по теме «Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы».
На педагогическом совете были рассмотрены современные образовательные платформы как креативное решение для обучения школьников с применением дистанционных образовательных технологий. А в ходе интерактивных заседаний школьных методических объединений современные средства коммуникации стали инструментом взаимодействия участников образовательных отношений.
Необходимо отметить, что на этапе реализации дорожной карты по формированию ЦОС в модель ЦОС МБОУ «Лицей №23 были внесены следующие корректировки:
1) ограничен перечень используемых в образовательном процессе цифровых сервисов и платформ в связи с вступлением в силу Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации №653 от 02 августа 2022 года) [6]. Реализация этой меры позволила учителю быстрее и легче отбирать материалы для уроков, а для ученика сделать обучения более технологичным и удобным;
2) осуществлен переход на русифицированное программное обеспечение для создания стабильной и безопасной инфраструктуры МБОУ «Лицей №23»;
3) обновлена роль школьной библиотеки по направлению методической поддержки педагогических работников в условиях ЦОС. В лицее библиотека стала современным комфортным информационным центром, где сосуществуют и книга, и возможность работать, используя возможности интернета, осуществлять сетевое взаимодействие с другими
библиотеками образовательных организаций. В качестве ключевой роли информационного центра были определены организация доступа к новым знаниям всем участникам образовательного процесса, а также информационная поддержка и отработка процессов сопровождения модернизации лицея с использованием цифровых технологий.
4) проведена оценка компетенций учителей, которая показала, что многие педагоги не владеют современными цифровыми ресурсами. Высокий уровень технологического обеспечения не гарантирует идеальное формирование ЦОС. Опыт МБОУ «Лицей №23» показал, что в этом направлении необходимо не только повышать квалификацию педагогов, но и работать с педагогом-психологом с целью повышения уровня мотивации. Для работы педагогического коллектива в этом направлении в лицее были проведены тематические семинары, направленные на создание психологически комфортных условий, позволяющих педагогам более эффективно осуществлять работу в цифровой образовательной среде.
Результативный этап (январь - апрель 2023). По результатам работы подведены итоги реализации дорожной карты по формированию ЦОС.
В результате реализации дорожной карты по формированию ЦОС были выделены следующие ключевые моменты:
защита персональных данных всех участников образовательного процесса;
обеспечение непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогов;
осуществление контроля безопасности цифровой инфраструктуры образовательной организации;
организация работы педагога-психолога с целью повышения мотивации педагогических работников по использованию современных цифровых ресурсов, платформ и ресурсов.
Также проанализирован уровень удовлетворенности участников образовательного процесса ЦОС: 78% педагогических работников удовлетворены образовательным процес-
сом в МБОУ «Лицей №23», 82% законных представителей также удовлетворены образовательным процессом.
Проведена оценка эффективности формирования ЦОС. В результате работы по формированию модели ЦОС и ее реализации в образовательной среды лицея нами определены положительные результаты и эффекты:
Сформированная ЦОС - это:
1) возможность использования в образовательном процессе безопасного проверенного цифрового контента;
2) организация безопасного образовательного пространства, защита обучающихся от нежелательной информации, которая может нанести вред их нравственности и здоровью; защита персональных данных участников образовательного процесса;
3) совершенствование электронного документооборота;
4) удобное использование одного цифрового профиля;
5) возможность формирования аналитических отчетов с использованием информационных платформ, что существенным образом снижает бюрократическую нагрузку с учителей.
В качестве затруднений внедрения ЦОС в МБОУ «Лицей №23» мы отметили отсутствие мотивации у педагогических работников к использованию всего разнообразия цифровых инструментов, платформ, ресурсов в своей работе. Работа в этом направлении будет продолжена в 2024 году.
Таким образом, формирование цифровой образовательной среды - это необходимый шаг к проектированию «Цифровой школы», «Современной цифровой образовательной среды», который определён государственной программой РФ «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 16/42).
Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации позволило модернизировать образовательный процесс, внедрить в педагогическую практику технологии электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,
модели смешанного обучения, автоматизировать процессы управления качеством образования, начать формирование у школьников навыков обучения в цифровом мире, умение создавать цифровые проекты для своей будущей профессии,
Список литературы
1. Концепция (обновленная) информационной политики в системе образования Челябинской области / Министерство образования и науки Челябинской области. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - Челябинск : РЦОКИО, 2022. - 116 с. - ISBN 978-5-90693454-3.
2. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды : монография. - Эл. изд. - Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 174 с.). - Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018. - URL: http://scipro.ru/conf/monographee ducation-1.pdf. Сист. требования: Adobe Reader; экран 10'.
3. Об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287. - URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 04.06.2023).
4. Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации : распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 1632-р -URL: http://government.ru/docs/28653/ (дата обращения: 04.06.2023).
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/40 0807193/ (дата обращения: 04.06.2023).
6. Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/ View/0001202208290012 (дата обращения: 04.06.2023).
7. Толковый словарь терминов и понятий по вопросам цифровой трансформации // Бибилотека ГУИР. - URL: https://library.bsuir. by/ru/tolkovyy-slovar-terminov-i-ponyatiy-po-voprosam-tsifrovoy-transformatsii (дата обращения: 04.06.2023).
References
1. Koncepciya (obnovlennaya) informacionnoj politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoj oblasti / Ministerstvo obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti. - 2-e izd., pererabotannoe i dopolnennoe. -Chelyabinsk : RCOKIO, 2022. - 116 s. - ISBN 978-5-906934-54-3
2. Metodologicheskie osnovy formirovaniya sovremennoj cifrovoj obrazovatel'noj sredy : monografiya. - El. izd. - Elektron. tekstovye dan. (1 fajl pdf: 174 s.). - Nizhnij Novgorod: NOO "Professional'naya nauka", 2018. - URL: http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf. Sist. trebovaniya: Adobe Reader; ekran 10'.
3. Ob utverzhdenii gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya : prikaz Ministerstva Prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 287. - URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/401333920/ (data obrashcheniya: 04.06.2023).
4. Ob utverzhdenii programmy "Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 iyulya 2017 goda N 1632-r - URL: http://gover nment.ru/docs/28653/ (data obrashcheniya: 04.06.2023).
5. Ob utverzhdenii federal'nogo
gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya : prikaz Ministerstva Prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 286 - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/40 0807193/ (data obrashcheniya: 04.06.2023).
6. Ob utverzhdenii federal'nogo perechnya elektronnyh obrazovatel'nyh resursov, dopushchennyh k ispol'zovaniyu pri realizacii imeyushchih gosudarstvennuyu akkreditaciyu obrazovatel'nyh programm nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya : prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 02.08.2022 № 653. - URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/000120220829001 2 (data obrashcheniya: 04.06.2023).
7. Tolkovyj slovar' terminov i ponyatij po voprosam cifrovoj transformacii // Bibiloteka GUIR. - URL: https://library.bsuir.by/ru/tolkov yy-slovar-terminov-i-ponyatiy-po-voprosam-tsifrovoy-transformatsii (data obrashcheniya: 04.06.2023).
Сведения об авторах
Витомскова Екатерина Валерьевна -
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №23» города Озерска
Федотова Екатерина Викторовна -
учитель русского языка и литературы, заместитель директора МБОУ «Лицей №23» города Озерска
Information about authors
Vitomskova E.V. - Teacher of the Russian Language and Literature of Municipal Budget General Education Institution «Lyceum №23», Ozersk
Fedotova E.V. - Teacher of the Russian Language and Literature, Deputy Director of Municipal Budget General Education Institution «Lyceum №23», Ozersk