Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федяева Т.В., Везиров Т.Г., Лаврухина Ю.И., Тяпкин А.С.

В статье поднимаются вопросы развития цифровой образовательной среды и место современного учителя биологии и географии в ней. Приводится описание и пути формирования цифровых компетенций современного учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федяева Т.В., Везиров Т.Г., Лаврухина Ю.И., Тяпкин А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DIGITAL LITERACY OF A MODERN TEACHER OF BIOLOGY AND GEOGRAPHY

The article raises questions of developing a digital educational environment and the place of a modern teacher of Biology and Geography in it. It gives a description and ways offorming digital competencies of a modern teacher.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ»

УДК 372.857 ФЕДЯЕВА Т.В.

кандидат педагогических наук, кафедра зоологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: fedyaevatv-orel@mail.ru ВЕЗИРОВ Т.Г.

Доктор педагогических наук, кафедра методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет E-mail: timur.60@mail.ru ЛАВРУХИНА Ю.И.

ассистент, кафедра зоологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: yul.lavrukhina2014@yandex.ru ТЯПКИН А.С.

обучающийся, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е-mail: ostittt@yandex.ru

UDC 372.857 FEDYAEVA T.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Department of Zoology,

Orel State University E-mail: fedyaevatv-orel@mail.ru VEZIROV T.G.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department methods of teaching mathematics and computer science Dagestan State Pedagogical University E-mail: timur.60@mail.ru LAVRUKHIN YU.I. Assistant, Department of Zoology, Orel State University E-mail: yul.lavrukhina2014@yandex.ru TYAPKIN A.S. Student, Orel State University Е-mail: ostittt@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ FORMATION OF DIGITAL LITERACY OF A MODERN TEACHER OF BIOLOGY AND GEOGRAPHY

В статье поднимаются вопросы развития цифровой образовательной среды и место современного учителя биологии и географии в ней. Приводится описание и пути формирования цифровых компетенций современного учителя.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровая грамотность, цифровые компетентности, учитель биологии и географии.

The article raises questions of developing a digital educational environment and the place of a modern teacher of Biology and Geography in it. It gives a description and ways offorming digital competencies of a modern teacher.

Key words: digital educational environment, digital literacy, digital competencies, teacher of Biology and Geography.

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется формированием цифрового общества. С 2017 года началась поэтапная реализация программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая направлена на формирование цифровой экосистемы на территории нашей страны. Система образования России должна акцентировать свое внимание на подготовку к цифровому будущему подрастающего поколения, которые будут обладать актуальными для нашего века компетенциями.

Цифровизация образования не должна сводится к оцифровки учебного контента. На образовательные организации возложена достаточно новая для них роль - цифровая социализация подрастающего поколения, которая включает в себя процесс интеграции личности в социальную цифровую экосистему общества, развитие у обучающихся, цифровой грамотности, цифровой культуры, цифровых навыков.

Понятие «цифровая грамотность» впервые ввел Пол Гилстер, американских журналист в 1997 году. В настоящий момент под этим термином подразумевает

уровень владения системой знаний, умений и навыков, которая необходима для успешной жизнедеятельности человека в цифровом обществе [4]. Формирование первичных цифровых навыков необходимо начинать с раннего школьного возраста, в процессе взросления они трансформируются в цифровую грамотность, а впоследствии - в цифровую культуру. Естественно, данный процесс должен носить системный характер и реализоваться в социокультурных и воспитательных институтах (школа, ссузы, вузы, сфера дополнительного образования детей и взрослых).

Для успешной реализации указанной выше образовательной цели необходимы квалифицированные педагогические кадры, которые не только обладают цифровой грамотностью, но и способны формировать ее у подрастающего поколения. В педагогической практике столкнулись с проблемой оценки уровня владения цифровой грамотностью современного учителя биологии и географии [7]. Традиционная система тестирования показывает лишь уровень степень сформи-рованности компьютерных грамотности технических

© Федяева Т.В., Везиров Т.Г., Лаврухина Ю.И., Тяпкин А.С. © Fedyaeva T.V., Vezirov T.G., Lavrukhin Yu.I., Tyapkin A.S.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

навыков работы с компьютером, когда как само понятие «цифровая грамотность» представляет собой более широкое, многокомпонентное понятие (рис. 1).

Рис. 1. Элементы цифровой грамотности.

Под информационной грамотностью понимается сформированность цифровой компетенции в области работы с цифровым информационным контентом: поиск, анализ, создание, управление.

Вычислительная грамотность подразумевает способность воспринимать, понимать, трансформировать и генерировать информацию на формальных языках, оформлять ее в виде алгоритмов для реализации поставленных задач.

Техническая грамотность предполагает наличие знаний, умений и навыков при работе с цифровыми сервисами, приложениями, цифровыми устройствами для решения поставленных задач.

Коммуникативную грамотность истолковывают как умение общаться в цифровой среде с соблюдением общепринятых норм этика и морали, способность создавать и поддерживать собственную репутацию и самоиндентичность.

Цифровая безопасность - знание и реализация практик безопасной работы в сети с соблюдением нормативно-правовых норм, умение оценивать риски влияния цифровых технологий на социальное благосостояние.

Развитие цифровой грамотности невозможно без создания и результативной работы ЦОС. По мере того, как осуществляется реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда» разработана и внедрена целевая модель ЦОС, обновляется содержание образование, идет подготовка педагогических кадров и руководителей образовательных учреждений, обладающих цифровыми компетенциями [5].

При переходе к новой образовательной среде, связанной с основной образовательной деятельностью учителя, реализующего ФГОС, меняются и технологии обучения, в частности, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) выявляет огромные возможности расширения образовательных рамок по биологии и географии. В настоящий момент образовательный процесс невозможен без цифровой образовательной среды [8].

В электронной образовательной среде выделяют пять компонентов. (рис.2).

Рис. 2. Структура цифровой образовательной среды.

При разработке учебного плана и ООП (уровень высшего образования: бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль): Биология и география реализуемой в ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева» в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 года №125 были учтены современные требования социума [8]. В ходе ее реализации формируются цифровая грамотность цифровые компетенции у будущего учителя биологии и географии. Студенты выступают в роли активного проектировщика и управленца цифровой образовательной средой Вуза, получают навыки разработки индивидуальных образовательных маршрутов, что повышает мотивацию к обучению.

Наряду с дистанционным обучением стали создаваться и больше применяться аудио-и видео конференции в системе Zoom и Skype. Многие считают этот процесс благоприятным для изучения, так как создается комфортная атмосфера на занятиях. Таким образом, некоторые ученые в сфере образовательных услуг пришли к выводу, что единственным минусом дистанционного онлайн обучения (по Skype и Zoom)- служит нехватка соответствующего личностного контакта у студентов с педагогом. По их мнению, нахождение преподавателя рядом благоприятно влияет на процесс обучения [4].

ЦОС состоит из материально-технического оснащения образовательных учреждений, сервисы с качественным образовательным содержанием, электронные разнопрофильные базы данных, различные системы электронного обучения (Moodle, ATutor, Eliademy, ILIAS и др.) и многое другое, что предусматривает введение онлайн-обучения, в том числе многочисленных открытых онлайн-курсов. Чтобы достичь желаемого результата следует использовать современные технологии и

лучшие курсы онлайн-обучения. Кроме онлайн-курсов и видеоуроков цифровая образовательная среда включает различные административные сервисы.

Преподаватели могут вести как электронный журнал и документооборот, так и владеть, и получать мгновенную обратную связь с каждым из студентов. Сами студенты кроме доступа к обучающим материалам могут использовать онлайн-ресурсы библиотек, организовывать проекты и работать вместе не только в оф-флайне, но и в онлайне. Демонстрационные программы и компьютерные презентации являются неотъемлемой частью для представления учебного материала, повышения наглядности в обучении биологии.

Для улучшения работы преподавателя и студентов в период дистанционного обучения помогают демонстрационные и информационно-справочные средства:

• презентация;

• информационно-поисковые системы;

• каталог;

• программы Instagram,Telegram и др.

Презентация подразумевает подготовку бакалавра

(самостоятельно) слайдов для сопровождения своего доклада к семинарскому занятию.

На сегодняшний день, имеются многочисленные «поисковики», созданные для решения определенных задач: Yandex, Google, Ebay, Rambler, Mail и др.

При отсутствии данных «поисковиков» используются электронные библиотеки, находящиеся в каждом университете и предназначенные для накопления, хранения и использования электронных документов, а также изданий учебного и научного назначения. Главной составляющей электронной библиотеки является электронный каталог, в котором находятся библиографические описания имеющихся в научной библиотеке изданий.

Сегодня большой популярностью пользуется такая социальная сеть, как Telegram. Каждый из преподавателей создает отдельные чаты по своему предмету и добавляет всех студентов группы. Большим спросом у студентов пользуется Instagram. Instagram - это социальная сеть для публикации фото, видео и текстовых документов. Владельцы аккаунтов данной социальной сети подписываются друг на друга и обмениваются разной информацией. Современные родители чаще посещают социальные сети, чем официальный сайт дошкольного учреждения. Все это стало главной причиной для создания официального аккаунта в социальной сети Instagram.

К сожалению, возникшая обстановка в нашей стране с карантинными мерами затруднила возможность взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Потому возникла необходимость искать и создавать новые формы сотрудничества образовательной организации с семьей путем дистанционного взаимодействия. Одна из основных целей содержательных направлений в работе с педагогами была - показать разнообразие и палитру возможностей современного дистанционного взаимодействия с студентами.

Таким образом, цифровая трансформация образования успешно идущий процесс. На территории Российской Федерации сложилась нормативно-правовая база, регулирующая деятельности компонентов цифровой образовательной среды. Современная подготовка будущих учителей биологии и географии требует формирование у них цифровой грамотности и цифровой культуры, чтобы они могли передавать своим ученикам не только предметные знания, но и показывать ресурс-ность виртуального мира, его плюсы и минусы, а также способствовали цифровой социализации подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Везиров Т.Г. Цифровая образовательная среда вуза как условие развития ИКТ-компетешности студентов магистратуры // Актуальные вопросы современной информатики. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. - Коломна, 2021. С. 62-68.

2. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. Лавров П.Н. Информационная образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8037 (дата обращения: 18.07.2021).

4. Методические рекомендации по организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационных технологий от 31 мая 2019 года N МР-83/02вн; URL: https://docs.cntd.ru/document/563687754

5. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.13.2018 №3); http://government.ru/info/35566/ .

6. Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».

7. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - [Электронный ресурс]. 115 с. - URL: https://iite. unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf. (дата обращения: 18.07.2021).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 года №125 12 с. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ Bak440305_B_3_15062021.pdf

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

References

1. Vezirov T.G. The digital educational environment of the university as a condition for the development of ICT competence of master students // Urgent problems of modern informatics. Proceedings of the XI All-Russian Scientific and Practical Conference. Kolomna, 2021.Pp. 62-68.

2. Law of the Russian Federation "On Education" of December 29, 2012, No. 273 - FZ // Adopted by the State Duma on December 21, 2012, approved by the Federation Council on December 26, 2012; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. Lavrov P.N. Information educational environment is the most important component of the new education system // Modern problems of science and education. 2012. No. 6; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8037 (access date: 17.07.2021).

4. Methodological recommendations on the organization of advanced training of teaching staff involved in implementing educational activities in the field of modern information technologies, May 31, 2019, No. MR-83/02vn; URL: https://docs.cntd.ru/document/563687754

5. Passport of the federal project "Digital educational environment" (Record of the meeting of the project committee for the national project "Education" dated 07.13.2018 No. 3); http://government.ru/info/35566/ .

6. Order of the Ministry of Education of Russia of 02.12.2019, No. 649 "On approval of the Target model of the digital educational environment".

7. The structure of ICT competence of teachers. UNESCO recommendations. - [Electronic resource]. 115 p. - URL: https://iite. unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf. (access date: 18.07.2021).

8. Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated February 22, 2018 No. 125 12 p. -URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.