Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: АДАПТАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: АДАПТАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1065
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / цифровая педагогика / обучение / цифровая образовательная среда / система / educational process / digital pedagogy / teaching / digital educational environment / system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Скулкин

Какие бы реформы ни проводились в образовательной среде, они прямо или косвенно замыкаются на исполнителе – педагоге. Роль педагога и в цифровом образовательном пространстве остается достаточно значимой. С возникновением новой цифровой образовательной среды появляются новые педагогические инструменты, меняется содержание обучения, роли обучающегося и педагога, появляется возможность формировать индивидуальные образовательные траектории в онлайн-среде. Все это обусловлено происходящими событиями в мире. Роль педагога проявляется не только в разработке виртуальных курсов и проведении дистанционных занятий, но и в создании атмосферы творчества, культуре дистанционного общения, построении взаимоприемлемого коммуникационного виртуального пространства. В статье представлена характеристика стадий формирования цифровой педагогики и ее адаптация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A DIGITAL EDUCATIONAL SPACE: ADAPTATION OF DIGITAL PEDAGOGY

Whatever reforms are carried out in the educational environment, they directly or indirectly focus on the performer – the teacher. The role of the teacher in the digital educational space remains quite significant. With the emergence of a new digital educational environment, new pedagogical tools appear, the content of education, the roles of the learner and the teacher change, and it becomes possible to form individual educational trajectories in the online environment. All this is due to the events taking place in the world. It manifests itself not only in the development of virtual courses and conducting distance classes, but also in installing an atmosphere of creativity, a culture of distance communication, and building a mutually acceptable communication virtual space. The article presents the characteristics of the stages of the formation of digital pedagogy and its adaptation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: АДАПТАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что фольклор позволяет эффективно формировать ценностные ориентации у детей школьного возраста. Он обогащает жизнь школьников, стимулирует их воображение, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, способ-

Библиографический список

ствует повышению уверенности в себе и своем будущем. Фольклор имеет большие возможности для развития личности школьника, совершенствования его взаимодействия с окружающим миром, формирования ценностных ориентаций личности школьника.

1. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Санкт-Петербург: Общественная польза, 1861; Т. I.

2. Басова Н.С. Особенности формирования духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора. Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей. 2018: 16 - 19.

3. Аммаева А.А. Роль фольклора и этнокультурных ценностей в духовно-нравственном становлении младшего школьника. Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2018: 99 - 101.

4. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Полное издание в одном т. Москва: Альфа-книга, 2017.

5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Москва: Лабиринт, 2014.

6. Абраменкова В.В. Сказка как социокультурная модель внутрисемейных отношений в представлениях детей. Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. 2016: 10 - 16.

7. Кирдяшкина М.Л. Проявление семейных отношений в сказках детей. Акмеология. 2016; № 3 (59): 87 - 92.

References

1. Buslaev F.I. Istoricheskieocherkirusskojnarodnojslovesnostiiiskusstva. Sankt-Peterburg: Obschestvennaya pol'za, 1861; T. I.

2. Basova N.S. Osobennosti formirovaniya duhovnosti mladshih shkol'nikov sredstvami 'esteticheskih cennostej fol'klora. Aktual'nye problemy sovremennojpedagogicheskoj nauki: vzglyad molodyh issledovatelej. 2018: 16 - 19.

3. Ammaeva A.A. Rol' fol'klora i 'etnokul'turnyh cennostej v duhovno-nravstvennom stanovlenii mladshego shkol'nika. Sovremennye nauchnye issledovaniya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii. 2018: 99 - 101.

4. Afanas'ev A.N. Russkie narodnye skazki. Polnoe izdanie v odnom t. Moskva: Al'fa-kniga, 2017.

5. Propp V.Ya. Istoricheskie korni volshebnoj skazki. Moskva: Labirint, 2014.

6. Abramenkova V. V. Skazka kak sociokul'turnaya model' vnutrisemejnyh otnoshenij v predstavleniyah detej. Aktual'nye problemy obrazovaniya i nauki: tradicii i perspektivy. 2016: 10 - 16.

7. Kirdyashkina M.L. Proyavlenie semejnyh otnoshenij v skazkah detej. Akmeologiya. 2016; № 3 (59): 87 - 92.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 377.5

Skulkin A.A., postgraduate, Humanitarian and Pedagogical Academy, Branch of Crimean Federal University n.a. V.I. Vernadsky (Yalta, Russia),

E-mail: skulkin.aleksey.77@mail.ru

FORMATION OF A DIGITAL EDUCATIONAL SPACE: ADAPTATION OF DIGITAL PEDAGOGY. Whatever reforms are carried out in the educational environment, they directly or indirectly focus on the performer - the teacher. The role of the teacher in the digital educational space remains quite significant. With the emergence of a new digital educational environment, new pedagogical tools appear, the content of education, the roles of the learner and the teacher change, and it becomes possible to form individual educational trajectories in the online environment. All this is due to the events taking place in the world. It manifests itself not only in the development of virtual courses and conducting distance classes, but also in installing an atmosphere of creativity, a culture of distance communication, and building a mutually acceptable communication virtual space. The article presents the characteristics of the stages of the formation of digital pedagogy and its adaptation.

Key words: educational process, digital pedagogy, teaching, digital educational environment, system.

А.А. Скулкин, соискатель, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского,

г. Ялта, Е-mail: skulkin.aleksey.77@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: АДАПТАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Какие бы реформы ни проводились в образовательной среде, они прямо или косвенно замыкаются на исполнителе - педагоге. Роль педагога и в цифровом образовательном пространстве остается достаточно значимой. С возникновением новой цифровой образовательной среды появляются новые педагогические инструменты, меняется содержание обучения, роли обучающегося и педагога, появляется возможность формировать индивидуальные образовательные траектории в онлайн-среде. Все это обусловлено происходящими событиями в мире. Роль педагога проявляется не только в разработке виртуальных курсов и проведении дистанционных занятий, но и в создании атмосферы творчества, культуре дистанционного общения, построении взаимоприемлемого коммуникационного виртуального пространства. В статье представлена характеристика стадий формирования цифровой педагогики и ее адаптация.

Ключевые слова: образовательный процесс, цифровая педагогика, обучение, цифровая образовательная среда, система.

Развитие образования во всем мире характеризуется интенсивностью преобразований, в равной мере затрагивающих организационные и управленческие структуры, его целевые установки и содержание, методы и технологии, источники и механизмы финансирования. Пересматривается само представление об обучении, связях образования с работой и повседневной жизнью. Изменения в жизни людей, развитие информационных технологий влекут за собой изменения и в области образования. Люди экспериментируют и находят новые действующие модели и технологии. Появление цифровой педагогики позволяет расширить возможности для людей разных возрастов, независимо от места их проживания. Благодаря цифровой педагогике образовательные ресурсы становятся более доступными. Возникает множество различных онлайн-курсов и методик дистанционного обучения. Новая динамика высшего образования существенно расширяет и количество, и качество образовательных ресурсов, повышает их доступность для открытого дистанционного обучения, что влечет за собой не только внедрение новой терминологии, но и принципиальное изме-

нение формата образовательного процесса, анализ которого и является целью данной статьи.

Цифровая платформа все больше распространяется на образовательном пространстве, что влечет за собой не только появление новых понятий, но и изменение сущности учебно-воспитательного процесса. В связи с динамичным развитием и использованием 1Т-технологий во всех сферах общества появляются и новые понятия, связанные с образовательной деятельностью, например, «цифровое обучение», «онлайн-педагогика», «гибридная педагогика», критическая цифровая педагогика, «цифровые гуманитарные науки» и др. В педагогическом сообществе формируется новое понятие - «цифровая педагогика». Цифровая педагогика занимается системной интеграцией, а также формированием новых образовательных стандартов с учетом новых реалий, разработкой и апробацией методов их применения в образовательной деятельности, обновлением компетенций педагогов. Исследователь Опалько С.Г. предлагает понимать под «цифровой педагогикой использование электронных

элементов в учебном процессе с целью усиления и изменения образовательного опыта» [1, с. 96].

Более развернутое понятие цифровой педагогики дано Дж. Стоммелом в цифровом журнале обучения, преподавания и технологии «Гибридная педагогика», которое включает:

- фокусировку на практике сотрудничества;

- открытость к разнообразию и привлечению международного сотрудничества, переосмысления путей общения и сотрудничества;

- использование и применение за пределами традиционных институтов образования;

- привлечение студентов и преподавателей в качестве полноправных участников учебного процесса [2].

Цифровая педагогика сегодня - это педагогика формирования творческой личности студента средствами инновационных информационно-коммуникационных технологий.

Цифровая педагогика - процесс образования в течение всей жизни с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Понятийный аппарат цифровой педагогики включает в себя использование следующих терминов: открытые образовательные ресурсы, онлайн-курсы, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), системы управления обучением, электронное порт-фолио, электронные учебники, открытые лицензии, облачные системы [3; 4].

Стоит отметить, что МООК - это онлайн-курс с открытым доступом через Интернет, т.е. онлайн-курс, доступный для всех желающих. Для цифровой педагогики характерны следующие подходы:

- холистический подход, предписывающий учитывать всю полноту среды обучения, ее формальные и неформальные компоненты. Как учение базируется на непосредственной целостной взаимосвязи материального и духовного [5];

- теория социального интеллекта (социального научения или социального когнитивизма) Бандуры [6], основанная на том, что поведение человека обусловливается взаимодействием между субъектом (толкования) и окружающей средой (наказания и ответная реакция). При этом в процессе социального или викарного научения выделяются четыре процесса: внимание, сохранение, воспроизведение, мотивация;

- теория множественного интеллекта Гартнера [7], в которой вместо единой базовой интеллектуальной способности или «фактора g» рассматривается совокупность различных реализаций интеллекта, встречающихся в различных сочетаниях: вербальный, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный, межличностный интеллект;

- теория коннективизма (знание распределяется по информационной сети и может храниться в различных цифровых форматах) и социального конструктивизма (обучение происходит путем вовлечения учащихся в творческие эксперименты и различные виды деятельности [8, с. 147; 9; 10; 11].

В зарубежных странах точкой отсчета дистанционного образования является 1970 г (появление образовательных учреждений открытого типа «Открытый университет») [12, с. 100], в России - 1995 г. (утверждение концепции дистанционного образования) [13].

Существует несколько этапов внедрения ИКТ в образовательный процесс. Так, О.И. Пащенко выделяет следующие три этапа внедрения ИКТ в отечественную систему образования:

- электронизация (1950 - 1960 гг. для студентов технических специальностей, 1960 - 1970 гг для студентов гуманитарных специальностей);

- компьютеризация (1970 - 1990 гг);

- информатизация (с конца 1990 г по настоящее время) [14].

Кондаков А.М. предложил следующую классификацию:

• образование 1.0 (печатное) - конец 80-х - конец 1990-х;

• образование 2.0 - начало 2000-х до 2009 гг;

• образование 3.0 - 2008 - 2013 гг.;

• образование 4.0 (цифровое) с 2014 года [15].

Цифровое образование предполагает обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, региона, муниципалитета, образовательных организаций, взаимодействие всех участников образовательных отношений в реализации требований ФГОС, равное качество образовательной услуги для всех категорий обучающихся, профессиональное развитие педагогических работников [15].

В законе Фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ прописана возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [16].

Отметим проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», паспорт которого утвержден Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9. Цель данного проекта: создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 млн человек к концу 2025 года [17].

Тренд формирования цифрового образовательного пространства прослеживается и в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития

информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [18]. Согласно этому Указу приоритетный сценарий развития информационного общества в России включает в себя формирование национальных технологических платформ онлайн-образования [19]. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» к 2024 г. необходимо создать современную и безопасную цифровую образовательную среду обеспечивающую высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [20].

Цифровая педагогика, а вместе с тем и информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать образование доступным, многоаспектным, расширяются возможности для людей разных возрастов, появляются новые педагогические инструменты, формируется цифровая образовательная среда -новая виртуальная реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования, появляется цифровая педагогика, позволяющая формировать персональные образовательные траектории в онлайн-среде.

В цифровой педагогике роли преподавателя и обучающегося становятся существенно иными. Это не просто использование информационно-компьютерных технологий, создание презентаций лекционных курсов, электронных учебников, удаленных серверов и обучающих программ. Обе стороны образовательного процесса отходят от традиций к принятию принципиально иных форм, методов и результатов.

Под цифровой педагогикой в первую очередь понимают фокусировку на практику сотрудничества, переосмысление форм общения за пределами традиционных институтов образования.

Цифровая педагогика вносит в образовательный процесс комплекс средств:

- открытые образовательные ресурсы;

- онлайн-курсы;

- учебные платформы;

- электронные учебники и библиотеки;

- облачные образовательные системы, интернет-сервисы;

- средства видеокоммуникации;

- электронные портфолио и личные кабинеты.

Все это требует иных компетенций педагогических кадров и новой архитектоники образовательного процесса, с учетом задач высшей школы.

Авторы документа «Манифест о цифровой образовательной среде» говорят о том, что в современном мире педагогика становится точной наукой. Формируется новая цифровая педагогика [21].

Необходимо отметить, что в основе любой информационной системы, а тем более интеллектуальной, лежит структурированная база знаний, с четкой логикой и связями. База знаний в обучающих системах играет фундаментальную роль и зависит от масштабов системы, целей ее создания, учебных дисциплин и т.д. Применение систем дистанционного обучения в высших учебных заведениях, например, накладывает на базы знаний таких систем требование актуализации и оперативной реакции на пополнение новыми данными и, как следствие, их влияние не только на пополнение курса, но также совершенствование методики преподавания. Постановка задач такого рода может быть проведена на основе теории математической информатики и семантических сетей. В работах, посвященных вопросам структуризации знаний, часто встречается понятие поле знаний, которое представляет собой аналитическое описание взаимосвязей между множествами и отдельными понятиями предметной области. Формальное представление поля знаний может быть реализовано как граф, таблица или формула - выбор такой формы во многом зависит от используемой модели представления знаний [22, с. 47].

Сегодня существует множество различных моделей представления знаний. Несмотря на это, в современных научных исследованиях, связанных с интеллектуальными обучающими системами, можно выделить наиболее часто встречающиеся модели [23, с. 400]:

1. Логические модели, представляющие совокупность информации как описывающие некоторые факты и утверждения формулы. При этом знания отображаются в таких моделях, как совокупность формул, а процесс получения новых знаний заключается в проведении процедур логического вывода.

2. Продукционные модели основаны на правилах «Если..., то...», определяемых для каждой конкретной ситуации.

3. Сетевые (семантические) модели представляют информацию в виде отдельных единиц, имеющих различные типы связей друг с другом.

4. Фреймовые модели представляют собой жесткую структуру (протоф-рейм) информационных единиц.

5. Математические модели - способны работать с абстрактными понятиями, представлять и передавать информацию точно, логически и единообразно, основаны на одной или нескольких математических теориях, например, нечетких множеств.

С точки зрения управления, процесс обучения представляет собой систему, в которой объектом обучения является обучающийся, а управляющим устройством - компьютерная обучающая программа, которая направленно воздействует на него для передачи ему знаний и выработки необходимых навыков. Моделирование объекта управления в данном случае представляет собой сложную задачу, поскольку невозможно формально описать обучаемого по причине стоха-

стичности его поведения и постоянном изменении его характеристик, кроме того, субъект обучения обладает волей, и в случае несовпадения целей обучения и персональных целей учащегося субъект может сопротивляться.

Модель обучаемого представляется как совокупность характеристик субъекта обучения, которые могут измеряться во время его взаимодействия с системой, так и предустановленный набор параметров субъекта обучения и правила, которые определяют, как система взаимодействует с обучаемым. Комплексный подход к построению модели обучения, предполагает, что правила и характеристики не только определяют порядок воздействия системы на учащегося, то также эти правила должны изменяться, под влияние поведения учащегося в системе.

Как правило, модель обучаемого состоит из четырех основных блоков данных: цели обучения, знания учащегося, особенности выбора учебного материала и контрольных заданий, правил изменения данных в модели в зависимости от действий обучаемого. На основании заложенных и собранных системой в модель обучаемого данных могут создаваться рекомендательные системы, выстраивающие индивидуальную траекторию обучения. Важно то, что построение модели обучаемого будет зависеть от конкретного направления обучения, а в случае с учетом результатов обучения и их обработки - от конкретного предмета и преподавателя. Данная особенность объясняется тем, что, по сути, процесс обучения у каждого конкретного преподавателя представляет собой ограниченную изначально заданными рамками и направлениями проекцию знаний обучаемого на модель конкретной предметной области. Таким образом, система должна позволять каждому отдельному преподавателю задавать исходные характеристики и правила обработки данных для модели обучаемого.

Например, оверлейная модель позволяет создать своеобразную персональную карту знаний для каждого отдельного учащегося. В общем виде знания учащегося являются подмножеством знаний эксперта (преподавателя) и эквивалентны модели предметной области, при этом степень освоения каждой единицы знания может оцениваться как булевым, так и процентным значением, а также вероятностным коэффициентом. В рамках данной работы нас будет интересовать изучение методов построения такой модели обучаемого, которая способна не только выявлять ошибки и пробелы в знаниях, но и определять, в чем именно неверны эти знания, поскольку одной из возможных задач ИОС будет являться адаптация учебного контента для каждого конкретного учащегося в зависимости от уровня его знаний.

По мнению Алешевой Л.Н., именно оверлейные модели представления знаний лежат в основе модели обучаемого в большинстве ИОС [25]. Однако вы-

Библиографический список

бор метода построения модели обучаемого будет зависеть от того, какая модель представления знаний будет выбрана для реализации учебной базы знаний, поскольку в дальнейшем аналитика по успеваемости и алгоритм построения индивидуальной теории будет основываться на результатах сопоставления модели обучаемого и модели предметной области.

Однако индивидуализация обучения невозможна без качественной проверки уровня знаний и навыков учащихся. Для этих целей в интеллектуальных обучающих системах выделяют агента оценки и контроля знаний. Как правило, этот элемент входит в состав модели обучения и тесно связан с реализуемыми методами, но также он зависит от структуры и качественного наполнения базы знаний по конкретной предметной области.

Таким образом, методы искусственного интеллекта имеют широкую область применения для решения прикладных задач в сфере цифрового образования. Однако успех их реализации во многом зависит от понимания специфики и грамотного построения требований к их функциональности. Сегодня все большее число процессов стремится к автоматизации, применяя для особенно сложных или объемных задач методы искусственного интеллекта. Не являются исключением и системы управления обучением в части проверки работ студентов различного характера - тестов, сочинений, эссе, оцени уровня заимствований в тексте и т.д.

В настоящее время достижения цифровой педагогики применяются в системе высшего образования во многих странах мира: разработка учебных курсов, проведение занятий при помощи информационных технологий, создание презентаций и лекций, организация общения преподавателей с обучающимися, представление результатов научных исследований. Необходимо помочь цифровой педагогике адаптироваться к мобильным инструментам современного образования. Большое внимание в процессе получения образования следует уделять дистанционному и электронному обучению, цифровой грамотности обучающихся и преподавателей и формированию сетевого этикета. Таким образом, появление цифровой педагогики и ее развитие позволяет значительно расширить доступ к системе образования, делая ее более мобильной, интересной и функциональной.

Цифровая педагогика - это объективная трансформация системы образования в условиях формирования новой цифровой цивилизации. Важно, чтобы педагогическое сообщество воспринимало новые технологии в образовании не как зритель, а как творческое сообщество созидателей-единомышленников. Ведь только в таком случае становится возможным внедрение инноваций в систему массового обучения и образования разных слоев населения.

1. Опалько С.Г Цифровая педагогика в системе образования. Успехи современной науки. 2016; Т. 2, № 12: 95 - 97.

2. Цветкова М.С. Цифровое образование. Available at: http://digital-edu.ru

3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография. Москва, 2013. Available at: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214728.pdf

4. Скударёва ПН., Павлова О.Г. Цифровое образование: от теоретического осмысления к реализации социального заказа. Современные здоровьесберегающие технологии. 2017; № 4: 150 - 157.

5. Холистический подход к науке и практике. Available at: https://samopoznanie.ru/schools/ holisticheskiy_podhod_k_nauke_i_praktike/

6. Bandura A. Social Learning Theory. Instructional Design. Available at: http://www.instructionaldesign.org/theories/ social-learning.html

7. Gardner H. Multiple Intelligences. Instructional Design. Available at: http://www.instructionaldesign.org/theories/multiple-intelligences.html

8. Стародубцев В.А. Открытая педагогика в информационном обществе. Педагогическое образование в России. 2017; № 6: 145 - 150.

9. Downes S. What Connectivism Is. Connectivism Conference. University of Manitoba, 2007, Available at: http://ltc.umanitoba.ca/moodle/mod/forum/discuss.php?d=12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kerr B.A. Challenge to Connectivism: transcript of keynote speech. Online Connectivism Conference. University of Manitboa, 2007. Available at: http://ltc.umanitoba.ca/wiki/index. php?title=Kerr_Presentation

11. Siemens G.A. Learning Theory for the Digital Age. Elearnspace. Everything Elearning. Available at: http://www.elearnspace.org/Articles/connectivism.htm

12. Хузиахметов А.Н., Насибуллов РР Учебная деятельность студентов вузов в условиях дистанционного образования. Высшее образование в России. 2012; № 4: 98 -102.

13. Виштак Н.М., Фролов Д.А., Варгина Е.В. Функционально-структурная модель. Фундаментальные исследования. 2013; Т. 5, № 11: 871 - 874.

14. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие. Нижневартовск, 2013.

15. Кондаков А.М. Цифровое образование: становление и особенности реализации. Традиции и инновации в образовании: сборник статей юбилейной ХХ Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию ЛОИРО. Санкт-Петербург, 2017: 86 - 98.

16. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ: с изменениями на 08.12.2020 г. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/36698

17. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации: паспорт приоритетного проекта. Available at: ttp://static.government.ru/media/files/8SiLmM BgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf

18. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Available at: http://base.garant.ru/71670570/

19. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203. Available at: http:// static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf

20. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/

21. Манифест о цифровой образовательной среде. Available at: http://www.koriphey.ru/news/1/3037.html

22. Солнцева О.С. Аспекты применения технологий искусственного интеллекта. Технологии искусственного интеллекта в менеджменте. 2018; Т. 1, № 1: 43 - 51.

23. Декларация Всемирного образовательного форума ЮНЕСКО. Всемирный образовательный форум. Available at: http://en.unesco.org/world-education-forum-2015/

24. Алещенко А.С., Трембач В.М. Интеллектуальная обучающая система кафедры вуза. Открытое образование. 2016; Т. 20, № 5: 47 - 52.

25. Алешева Л.Н. Интеллектуальные обучающие системы. Вестник университета. 2018; № 1: 149 - 155.

References

1. Opal'ko S.G. Cifrovaya pedagogika v sisteme obrazovaniya. Uspehi sovremennoj nauki. 2016; T. 2, № 12: 95 - 97.

2. Cvetkova M.S. Cifrovoe obrazovanie. Available at: http://digital-edu.ru

3. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: monografiya. Moskva, 2013. Available at: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214728.pdf

4. Skudareva G.N., Pavlova O.G. Cifrovoe obrazovanie: ot teoreticheskogo osmysleniya k realizacii social'nogo zakaza. Sovremennye zdorov'esberegayuschie tehnologii. 2017; № 4: 150 - 157.

5. Holisticheskij podhod k nauke ipraktike. Available at: https://samopoznanie.ru/schools/ holisticheskiy_podhod_k_nauke_i_praktike/

6. Bandura A. Social Learning Theory. Instructional Design. Available at: http://www.instructionaldesign.org/theories/ social-learning.html

7. Gardner H. Multiple Intelligences. Instructional Design. Available at: http://www.instructionaldesign.org/theories/multiple-intelligences.html

8. Starodubcev V.A. Otkrytaya pedagogika v informacionnom obschestve. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017; № 6: 145 - 150.

9. Downes S. What Connectivism Is. Connectivism Conference. University of Manitoba, 2007, Available at: http://ltc.umanitoba.ca/moodle/mod/forum/discuss.php?d=12

10. Kerr B.A. Challenge to Connectivism: transcript of keynote speech. Online Connectivism Conference. University of Manitboa, 2007. Available at: http://ltc.umanitoba.ca/wiki/index. php?title=Kerr_Presentation

11. Siemens G.A. Learning Theory for the Digital Age. Elearnspace. Everything Elearning. Available at: http://www.elearnspace.org/Articles/connectivism.htm

12. Huziahmetov A.N., Nasibullov R.R. Uchebnaya deyatel'nost' studentov vuzov v usloviyah distancionnogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012; № 4: 98 -102.

13. Vishtak N.M., Frolov D.A., Vargina E.V. Funkcional'no-strukturnaya model'. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; T. 5, № 11: 871 - 874.

14. Paschenko O.I. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie. Nizhnevartovsk, 2013.

15. Kondakov A.M. Cifrovoe obrazovanie: stanovlenie i osobennosti realizacii. Tradiciiiinnovacii v obrazovanii: sbornik statej yubilejnoj HH Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 85-letiyu LOIRO. Sankt-Peterburg, 2017: 86 - 98.

16. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ: s izmeneniyami na 08.12.2020 g. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698

17. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii: pasportprioritetnogo proekta. Available at: ttp://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUU tmuF5lZYfTvOAG.pdf

18. Strategiya razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody. Available at: http://base.garant.ru/71670570/

19. O Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 g. № 203. Available at: http://static.kremlin.ru/ media/acts/files/0001201705100002.pdf

20. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 g. № 204. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/

21. Manifesto cifrovojobrazovatel'nojsrede. Available at: http://www.koriphey.ru/news/1/3037.html

22. Solnceva O.S. Aspekty primeneniya tehnologij iskusstvennogo intellekta. Tehnologii iskusstvennogo intellekta v menedzhmente. 2018; T. 1, № 1: 43 - 51.

23. Deklaraciya Vsemirnogo obrazovatel'nogo foruma YuNESKO. Vsemirnyj obrazovatel'nyj forum. Available at: http://en.unesco.org/world-education-forum-2015/

24. Aleschenko A.S., Trembach V.M. Intellektual'naya obuchayuschaya sistema kafedry vuza. Otkrytoe obrazovanie. 2016; T. 20, № 5: 47 - 52.

25. Alesheva L.N. Intellektual'nye obuchayuschie sistemy. Vestnik universiteta. 2018; № 1: 149 - 155.

Статья поступила в редакцию 02.02.21

УДК 378. 2: 81'243

Pigovayeva N.Yu., PhD, associate professor, S. Toraighyrov Pavlodar State University (Pavlodary, Republic of Kazakhstan), E-mail: mega.nelly@list.ru

Kumar T.S., undergraduate, S. Toraighyrov Pavlodar State University (Pavlodar, Republic of Kazakhstan), Municipal public institution "Secondary School № 8"

(Aksu, Republic of Kazakhstan), E-mail: sushenitsa.tamara@yandex.kz

THE FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A FUTURE TEACHER BASED ON MULTINGUAL EDUCATION. Currently, higher education institutions are facing new challenges, the purpose of which is to provide highly qualified specialists who have mastered not only professional knowledge, but also ready for intercultural communication in a multilingual world, independent problem solving, teaching subjects in two or more languages. For teacher training, teachers need a multilingual multicultural environment and are to use new technologies. This article discusses the interpretation of the concepts of "competency" and "competence", as well as the diversity of the proposed structures, methods of forming the professional competence of increasing the level of professional competence in the process of multilingual education.

Key words: competence, multilingualism, multilingual education.

Н.Ю. Пиговаева, д-р (PhD), асс. проф (доц.), Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, г. Павлодар,

E-mail: mega.nelly@list.ru

Т.С. Кумар, магистрант, Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, г. Павлодар, КГУ «Средняя школа № 8», г. Аксу,

E-mail: sushenitsa.tamara@yandex.kz

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время перед высшими учебными заведениями стоят новые задачи, целью которых является обеспечение высококвалифицированными специалистами, овладевшими не только профессиональными знаниями, но и готовыми к межкультурному общению в полиязычном мире, самостоятельному решению задач, преподаванию предметов на двух и более языках. Для подготовки учителей нам нужна полиязычная поликультурная среда, проектирование и внедрение новых технологий. В данной статье рассматриваются толкования понятий «компетентность» и «компетенция», а также многообразие предлагаемых структур, методы формирования профессиональной компетентности, повышающие уровень профессиональной компетентности в процессе полиязычного образования.

Ключевые слова: компетентность, многоязычие, полиязычное образование.

The modern world is characterized by the continuing process of globalization and the construction of global education, which is the reason of urgent reforms requirement in the field of educational systems of some countries according to the world standards. Beginning from the first years of independence, the development of Kazakhstani educational system was aimed at accession into international educational space and achieving high positions in the world educational system ranking. Multilingual education as one of the leading global trends in the development of education in the 21st century is a necessary and prerequisite for the growth of human capital, the formation of an intellectual nation, and, as a result, the creation of a competitive country, which Kazakhstan is aimed to see in the perspective.

The head of our state, President of the Republic of Kazakhstan, the national leader Nazarbayev N.A., outlining the development strategies of the national education system, has repeatedly posed the tasks of developing multilingual education [1]. The National Cultural Project "The Trinity of Languages", initiated by the country's president, focuses on the development of three languages: Kazakh as the state language, Russian as the language of international communication, and English as the language of successful integration into the global economy [2].

It is important to note that the development of the trinity of languages means not only the study of languages, but also teaching other subjects in these languages at school. A comprehensive study of languages, especially the formation of a multilingual specialist, professional worker is possible only when the languages studied by stu-

dents have a content area. That is, we are talking about studying not only languages, but also academic subjects in different languages.

The introduction of multilingual education in secondary schools of the Republic of Kazakhstan urgently requires the training of teachers capable of effectively implementing models and technologies of integrated language and subject teaching, multilingual and multicultural education and upbringing.

The school requires teachers who have mastered professional knowledge in the state, Russian and English languages, who are ready for intercultural communication, independent problem solving, who have critical and creative thinking, national and foreign culture [3].

The necessity is to create a multilingual multicultural environment for preparing future teachers, for social and pedagogical activities, providing and developing the academic mobility of young people who want to teach subjects both in their native language and in other foreign languages. In other words, it is necessary to create and develop modern scientific and educational centers with international participation, develop and introduce new technologies, organize advanced training courses for specialists in Kazakhstan and beyond. New requirements for the level of training of specialists determine new approaches to the organization and implementation of the educational process. Rapid changes in the field of educational services require the same mobility, therefore, each teacher must improve their professional qualifications, introduce innovative educational technologies, and use the best practices of leading universities in the world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.