Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ГРАЖДАНСТВА В ШКОЛЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ГРАЖДАНСТВА В ШКОЛЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровое гражданство / социологическое исследование школьников / российские школьники / молодежь / цифровые компетенции / цифровое пространство / массовый опрос / цифровые коммуникации / digital citizenship / sociological research of schoolchildren / Russian schoolchildren / youth / digital competencies / digital space / mass survey / digital communications

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бродовская Елена Викторовна, Лукушин Владимир Андреевич, Синяков Алексей Викторович

Представлены результаты регионального социологического исследования, посвященного процессу формирования цифрового гражданства российских школьников. В цифровую эпоху проблема цифровой гражданственности стоит особенно остро с учетом активного распространения сетевых платформ, формируя особые социальнополитические риски. По итогам реализации массового опроса школьников Ставропольского края (N=5965), принадлежащих различным возрастным группам авторы формируют выводы о состоянии цифровой гражданственности, закономерностях использования онлайн-пространства, доминирующих цифровых компетенциях, рисках «цифрового погружения», а также социальных и политических онлайн-практиках детей и подростков. Обозначен запрос на развитие цифровой грамотности школьников, требующий соответствующего ответа в виде развития современных образовательных программ и внедрения актуальных форматов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бродовская Елена Викторовна, Лукушин Владимир Андреевич, Синяков Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DIGITAL CITIZENSHIP AT SCHOOL: RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH IN STAVROPOL REGION

This article presents the results of a regional sociological study on the process of forming digital citizenship of Russian schoolchildren. In the digital age, the problem of digital citizenship is especially acute given the active proliferation of online platforms, creating special social and political risks. Based on the results of the implementation of a mass survey of schoolchildren of the Stavropol Region (Russia, N = 5965) belonging to different age groups, the authors form conclusions about the state of digital citizenship, patterns of use of online space, dominant digital competencies and strategies of digital behavior, as well as social and political online practices of children and adolescents. A request for the development of digital literacy of schoolchildren is indicated, requiring an appropriate response in the form of the development of modern educational programs and the introduction of relevant learning formats.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ГРАЖДАНСТВА В ШКОЛЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

УДК 316.77 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-2-61-70

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ГРАЖДАНСТВА В ШКОЛЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Е.В. Бродовская, В.А. Лукушин, А.В. Синяков

Представлены результаты регионального социологического исследования, посвященного процессу формирования цифрового гражданства российских школьников. В цифровую эпоху проблема цифровой гражданственности стоит особенно остро с учетом активного распространения сетевых платформ, формируя особые социально-политические риски. По итогам реализации массового опроса школьников Ставропольского края (N=5965), принадлежащих различным возрастным группам авторы формируют выводы о состоянии цифровой гражданственности, закономерностях использования онлайн-пространства, доминирующих цифровых компетенциях, рисках «цифрового погружения», а также социальных и политических онлайн-практиках детей и подростков. Обозначен запрос на развитие цифровой грамотности школьников, требующий соответствующего ответа в виде развития современных образовательных программ и внедрения актуальных форматов обучения.

Ключевые слова: цифровое гражданство, социологическое исследование школьников, российские школьники, молодежь, цифровые компетенции, цифровое пространство, массовый опрос, цифровые коммуникации.

Статья написана в рамках реализации проекта № 20-010—20-010-00998 А «Детство в цифровом пространстве», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований.

Постановка проблемы

Стремительное распространение новейших форм и технологий коммуникации в современном мире способствует трансформации структуры интернет-пространства. Одной из наиболее значительных тенденций в этом процессе является увеличение роли молодежи в поле онлайн-активности. Международные специалисты в области цифровой социологии указывают на феномен «цифровых аборигенов» - поколения людей, родившихся в период становления Интернета как открытой и общедоступной площадки [1]. Представители данного поколения привыкли считать цифровую среду естественным элементом повседневной жизни, предполагающим постоянное и регулярное использования виртуальных инструментов для решения любых задач. Особенности мышления и стратегии поведения современной молодежи в значительной степени формируются под влиянием цифровых технологий и противопоставляются предыдущим поколениям их родителей - «цифровым иммигрантам». Отмечается, что подростки

используют совершенно новые модели цифровой активности, связанные с непосредственным участием в происходящих в Интернете процессах [2].

В условиях высокой скорости распространения Интернета в России с конца 2000-х годов выстраивается проблема формирования цифрового гражданства у детей и подростков. По данным социологов, доля активных пользователей Интернета среди младших возрастных групп приближается к 100%, что значительно отделяет их от более взрослых поколений российских граждан [3]. Концепция цифрового гражданства чаще понимается как система ценностей, норм и технологий грамотного использования интернет-ресурсов. При этом процесс формирования цифрового гражданства среди молодежи является важнейшим условием выстраивания эффективного взаимодействия между сетевыми пользователями [4]. По мнению ряда исследователей, именно дети и подростки как ключевые акторы цифровой трансформации чаще испытывают на себе негативные эффекты и ограничения, связанные с низким уровнем развития базовых цифровых навыков и компетенций [5]. В социально-политическом смысле, проблемы развития цифровой гражданственности молодежи формируют риски для государства, основанные на вовлечении молодежи в деструктивные информационные потоки, а также приобщения их к радикальным течениям и сообществам, порожденных открытостью и низкими барьерами входа в цифровое пространство.

Базовый исследовательский вопрос состоит в определении опыта, направлений и особенностей использования онлайн-ресурсов российскими школьниками как основы формирования цифровой гражданственности.

Теоретический обзор

Процесс формирования цифрового гражданства находит большой интерес у отечественных и зарубежных исследователей различного профиля. По мнению Е.В. Бродовской, цифровое гражданство молодежи является объектом совместных усилий различных акторов, включая представителей политической сферы и гражданского общества. Данная задача является приоритетной в ходе формирования безопасной интернет-среды вне зависимости от наблюдаемых в настоящее время поколенческих разрывов. Отдельные исследователи отмечают, что формирование цифрового гражданства школьников является одним из направлений повышения продуктивности образовательного процесса [6]. Классические концепции цифрового гражданства предусматривают использование возможностей Интернета, в первую очередь, для саморазвития и самореализации. При этом повышение качества образования напрямую связано с внедрением в процесс обучения современных цифровых инструментов, а также созданием инновационных образовательных форматов (в частности, стратегий совместного обучения и колернинговых технологий) [7].

Зарубежные специалисты акцентируют внимание на возможностях измерения уровня цифровой гражданственности, предлагая различные ин-

тегративные методики, нацеленные на предоставление лицам принимающим решения объективных данных для дальнейшей работы с молодежью [8]. При этом содержательно, термин «цифровое гражданство молодежи» на Западе понимается шире и включает следующие элементы: уважительное отношение к другим пользователям, эффективное использование полученных данных, навыки работы с различными типами информации и противодействия негативным явлениям онлайна, возможности коллективных действий в Интернете [9]. Группа американских специалистов подтверждает тот факт, что проблема цифрового гражданства является актуальной и острой в наши дни. По результатам проведенных прикладных исследований выявлено, что более трети американских школьников не соблюдают общие правила безопасности в Интернете [10]. Более половины из них регулярно сталкиваются с кибербуллингом, опасным и запрещенным контентом, угрозами в свой адрес. Многие упоминают попытки их вовлечения в экстремистские структуры.

Как уже было указано, феномен цифрового гражданства отражается в политической плоскости через развитие новых форм гражданской активности. А.Ю. Домбровская подчеркивает многообразие форм молодежной гражданской активности в Интернете, а также описывает риски стихийности цифровой коммуникации и их выраженный оппозиционный характер [11]. Обратной стороной, по мнению Р.В. Пармы, является исследование возможностей противодействия данным процессам в цифровую эпоху посредством расширения политических возможностей молодежи в Интернете и конвертации гражданской активности в конструктивную сферу посредством внедрения элементов электронной демократии [12]. Особое значение в реализации данных мер принимает комплексное обучение школьников правилам интернет-безопасности и перечисленным базовым принципам цифрового гражданства, успешно апробированным в ряде государств [13]. Не менее важным, по мнению И.А. Бронникова и В.В. Карповой является создание целостной архитектуры цифрового гражданства c приобщением всех возрастных групп, платформизация государственных институтов с целью формирования комфортного цифрового пространства нового типа [14].

Дизайн исследования

Методологическую основу исследования составляет комбинация культурно-деятельностного и сетевого подходов. Эмпирическая часть исследования базируется на данных, полученных в ходе массового онлайн-опроса школьников Ставропольского края. Выборка составила 5965 человек, разделенных на несколько возрастных групп: 7-10 лет, 11-14 лет, 15-18 лет. В процессе формирования бланков опроса были учтены возрастные особенности и различия указанных групп. Содержательные аспекты анкеты касались опыта использования цифровых ресурсов школьниками, стратегий их поведения в онлайн-пространстве, а также различных проявлений гражданской активности, включая участие в социальных и политических

проектах. Для обработки собранного массива данных используется инструмент «SPSS Statistics V26».

Результаты исследования Результаты проведенного опроса позволили выявить ряд закономерностей в развитии цифрового гражданства школьников. Анализ старта использования Сети подтверждает западный тренд на вовлечение в онлайн с минимального возраста. Доля старта использования Интернета до школы среди респондентов 7-10 лет - 33,6 %, 11-14 лет - 16,2 %, 15-18 лет - 15,4 %. Ответы респондентов фиксируют и отношение родителей к приобщению детей к Интернету. Школьников приучают к онлайн-активности с малых лет и уже к первым классам школы они являются активными пользователями. За последние 10 лет доля детей, начавших использование Интернета еще до школы увеличилась практически в трое. Достаточно популярным вариантом ответа на этот вопрос является показательный вариант «не помню когда начал использование Интернета, он был всегда». Очевидно, что представители возрастной группы 7-10 лет уже стали полноправными пользователями. В то же время, дети не просто вовлечены в активности, но и активно себя проявляют. Имеющийся у них опыт нахождения в Сети отличается регулярностью, несмотря на ряд объективных ограничений, накладываемых родителями и учителями. Доля ежедневного использования Интернета среди младшей группы фактически приближается к показателям старших респондентов (Рис. 1).

50

40 30 20 10

0

Рис. 1. Регулярность использования Интернета среди различных групп

школьников, в %

7-10 лет 11-14 лет 15-18 лет

1! фактические все время онлайн И раз в день

□ несколько раз в день Проке чем раз в день

■ затрудняюсь ответить

Несмотря на схожие показатели временного использования Интернета зафиксированы различия в функционале. Фактически, учащиеся начальных и средних классов сосредоточены на игровом и развлекательном контенте - в среднем до 70 % общего времени среди обеих групп. В старших классах виден резкий всплеск использования коммуникативных инструментов, а также увеличение потребления образовательного контента. Можно утверждать об усилении целенаправленного потребления веб-серфинга в образовательных целях. Наиболее рациональные и полезные активности расширяются совместно с увеличением подобных потребностей в офлайне и усложнением жизненных обстоятельств. Использование цифровых ресурсов в просветительских целях, для поиска образовательного контента и ежедневной подготовки к занятиям, а также для посещения тематических сайтов и порталов показывает рост среди школьников старших классов. При этом подростки продолжают использовать возможности Интернета медиа для развлекательных и коммуникативных целей (просмотр видео и прослушивание музыки, использование социальных медиа и мессенджеров, онлайн-игры), расширяя при этом время ежедневного нахождения в онлайне.

Школьники различных возрастных групп одинаково согласны с набором цифровых компетенций, которые развиваются в первую очередь благодаря Интернету. Учащиеся считают, что Интернет способствует развитию таких навыков как: стремление владеть научной картиной мира (42 %), обладать актуальными и достоверными данными о происходящем в стране и мире (31 %), умение мыслить и действовать нестандартно (26 %), уметь вести споры, решать конфликты (23 %). В то же время, молодежь формирует готовность развивать новые цифровые компетенции. Зафиксировано, что чем раньше начинается активное использование Интернета, тем больший набор навыков респонденты считают непосредственно связанными с ним, и тем больше их заинтересованность в развитии цифровых компетенций (Табл. 1).

Таблица 1

Заинтересованность в развитии цифровых навыков/компетенций у школьников с разным возрастом начала использования Интернета (в % от общего числа опрошенных)

Развиваемые навыки/компетенции Возраст начала использования Интернета

до 8 от 8 до 10 от 11 до 12 после 13

умение решать сложные задачи 34,7 32,6 31 31,7

обладание развитым самостоятельным мышлением 24,6 23 20,2 18,5

Окончание табл. 1

Развиваемые навыки/компетенции Возраст начала использования Интернета

до 8 от 8 до 10 от 11 до 12 после 13

стремление владеть научной картиной мира 53,8 52,6 46,8 42,6

умение действовать в команде, коллективе 16,6 11,7 10,5 9,4

умение анализировать ситуацию и принимать решения 20,6 22,1 14,3 14,1

умение выходить за рамки и мыслить, действовать 31,2 29,0 22,4 18,9

Достаточно опасным является положение небольших групп школьников по тем или иным причинам задержавших вхождение в Сеть относительно своих сверстников. Они представляют группы риска в контексте влияния деструктивного контента и отдаления от эффективных стратегий использования цифровых платформ. Чем позже дети и подростки погружаются в цифровое пространство и чем меньше проявляется влияние родителей и учителей на процесс освоения цифровых компетенций, тем чаще школьники встречаются с угрозами цифровой среды - различными деструктивными практиками, накладываемыми негативный отпечаток на процесс формирования цифровой гражданственности. Среди наиболее распространенных явлений, регулярно встречаемых в онлайне отмечаются: ненормативная лексика (41 %), предоставление недостоверной информации и спам (42 %), оскорбления и кибербуллинг (19 %), провоцирование на рискованные поступки (12 %), вирусные атаки и спам (11 %).

^ РШж1м ош ей ни ч е?т в о

¡¡вирус!

О Р_ з I ^манипуляции

О П жестокий криминал 'политика

Ф и 5е Л и •• П я ж п л ЛОЖЬ

" * -ф е и к №г

Рис. 2. Наиболее опасные явления в цифровом пространстве в сознании

детей и подростков

Анализ социальных практик, распространенных в онлайне показывает высокую заинтересованность молодежи к вовлечению и непосредственному участию в социальных проектах. Более 40 % респондентов желают регулярно участвовать в них, почти 50 % опрошенных уже имели такой опыт. Среди наиболее популярных направлений социальной работы выделяются ключевые ценности «поколения 7» - справедливость, равенство, социальная защита. Наибольшую заинтересованность и вовлеченность показывают проекты по оказанию помощи нуждающимся (44 %), защите прав человека (37 %), экологии и животных (36 %).

Тем не менее, школьники демонстрируют отдаление от политической активности (табл. 2). Более 60 % процентов не участвовали ни в каких политических практиках в цифровой среде и считают, что они их не касаются. Чаще всего это вовлечение в политические ресурсы, цифровые сообщества и комьюнити. Реже - самостоятельная модерация/управление такими ресурсами. Наиболее активные практики, предусматривающие постоянную включенность встречаются крайне редко. Среди молодежи непринятие политики носит ярко выраженный характер. Можно рассматривать отстраненность молодежи от политики как актуальный феномен общественной жизни. Подростки чаще занимают позицию «зрителя», наблюдая за политическими процессами без особого интереса и энтузиазма. При этом природа отчуждения от политического является спорным фактом и требует дополнительной проработки.

Таблица 2

Распространенные виды политической онлайн-активности, %

Виды политической онлайн-активности Возраст респондентов

15 лет 16 лет 17 лет 18 лет

Подписан на актуальные политические ресурсы органов государственной власти 15,9 12,8 16,5 16,1

Подписан на актуальные политические ресурсы оппозиционных политических сил 10,1 12,8 16,5 16,1

Веду блог или видео блог и затрагиваю в нем политические темы 4,7 4,0 4,0 8,1

Подписан на онлайн-сообщества, обсуждающие политические темы 17,1 19,3 18,7 24,2

Модерирую онлайн-сообщество политического толка 3,4 4,0 1,8 4,8

Окончание табл. 2

Виды политической онлайн-активности Возраст респондентов

15 лет 16 лет 17 лет 18 лет

Занимаюсь собиранием ресурсов (краудсор-сингом или краудфандингом) в политических целях 4,2 2,6 5,8 6,5

Организую группы волонтеров, добровольцев для участия в мероприятиях политического характера 4,7 3,7 3,2 6,5

Ничего из перечисленного не делал, ни чего их этого не касается лично меня 69,1 66,7 62,9 66,1

Выводы

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, важнейшим трендом в развитии российского сегмента Интернета становится многократное расширение использования он-лайн-площадок с самого раннего возраста и формирование цифровых навыков и компетенций «с рождения». Большинство школьников младшей возрастной группы не представляют жизни без постоянного доступа в Интернет и считают цифровые технологии жизненно важным явлением. Во-вторых, чем раньше наступает старт использования Интернета, тем больше цифровых навыков получает человек и тем разнообразнее его цифровая активность. Данный факт подтверждает многочисленные тезисы нового поколения «цифровых аборигенов», обладающим уникальной возможностью оперативного обучения новым возможностям в онлайн-среде. При этом расширение рациональных стратегий использования цифрового контента «по назначению» наступает совместно с расширением потребностей в оффлайне. В-третьих, опрошенные школьники демонстрируют устойчивый запрос на современные площадки цифровой грамотности и необходимость получения дополнительных знаний о возможностях использования Интернета, что открывает возможности для государства в процессе проработки современных образовательных программ и внедрения новых форматов обучения. В-четвертых, значительные риски формируются вокруг отдельных групп детей и подростков, задержавших погружение в цифровую реальность и не испытывающих поддержку родителей и педагогов в процессе развития цифровых компетенций. Негативные явления цифрового пространства являются крайне распространенными и оказывают значительное влияние на процесс «цифровой социализации». В-пятых, школьники демонстрируют повышенный интерес к социальной повестке и жела-

ние лично участвовать в разнообразных социальных проектах на фоне отстраненности от политической активности.

Список литературы

1. Millennials as Digital Natives: Myths and Realities // Nielsen Norman Group [Электронный ресурс]. URL: https://www.nngroup.com/articles/millennials-digital-natives/ (дата обращения: 10.01.2022).

2. Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн // Think with Google [Электронный ресурс] URL: https: //www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/consumer-insights/consumer-trends/novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/ (дата обращения: 10.01.2022).

3. Доля пользователей интернета в России среди молодежи приблизилась к 100% // РБК [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/technology and media/12/01/2021/5ffde01e9a79478eb5230 426 (дата обращения: 10.01.2022).

4. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А.А., Синяков А.В. «Цифровая гражданственность» в оценках российской молодежи // Политэкс. 2019. Т. 15. №3. С. 326-344.

5. Бродовская Е.В. Цифровые граждане, цифровое гражданство и цифровая гражданственность // Власть. 2019. №4. С. 65-69.

6. Волченкова Г.П., Винницкая С.А., Зубкова М.В., Никонова Ю.И. Цифровое гражданство учителя как условие продуктивной цифровой среды обучения // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2020. №1. С. 93-97.

7. Бродовская Е.В., Давыдова М.А., Лукушин В.А. Колернинговые технологии в политологическом образовании: возможности, эффекты и перспективы // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 4. С. 32-42.

8. Chen L.L., Mirpuri S., Rao N., Law N. Conceptualization and measurement of digital citizenship across disciplines // Educational Research Review. 2021. Vol. 33.

9. Jones L.M., Mitchell K.J. Defining and measuring youth digital citizenship // New Media & Society. 2016. Vol. 18. No 9. P. 2063-2079.

10. Martin F., Hunt B., Wang C., Brooks E. Middle School Student Perception of Technology Use and Digital Citizenship Practices // Computers in the Schools. 2020. Vol. 37. No 3. P. 196-215.

11. Домбровская А.Ю. Репрезентация гражданской активности российской молодежи в социальных медиа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. №6. С. 203-225.

12. Пырма Р.В. Политические грани цифрового гражданства // Власть. 2019. №4. С. 69-78.

13. Богданова Д.А., Буркатовская Г.Р. От интернет-рисков - к цифровому гражданству // Народное образование. 2017. №8. С. 147-153.

14. Бронников И.А., Карпова В.В. Цифровое гражданство в Российской Федерации: политические риски и перспективы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведе-ние. Международные отношения. 2021. Т. 26. № 3. С. 123-133.

Бродовская Елена Викторовна, д-р полит. наук, проф., brodovskaya@inbox.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ,

Лукушин Владимир Андреевич, лаборант-исследователь, lukushin a aol.com, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ,

Синяков Алексей Викторович, зав. лабораторией, alsin@socio.msu.ru, Россия, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова

FORMATION OF DIGITAL CITIZENSHIP AT SCHOOL: RESULTS OF SOCIOLOGICAL

RESEARCH IN STAVROPOL REGION

E.V. Brodovskaya, V.A. Lukushin, A.V. Sinyakov

This article presents the results of a regional sociological study on the process of forming digital citizenship of Russian schoolchildren. In the digital age, the problem of digital citizenship is especially acute given the active proliferation of online platforms, creating special social and political risks. Based on the results of the implementation of a mass survey of schoolchildren of the Stavropol Region (Russia, N = 5965) belonging to different age groups, the authors form conclusions about the state of digital citizenship, patterns of use of online space, dominant digital competencies and strategies of digital behavior, as well as social and political online practices of children and adolescents. A request for the development of digital literacy of schoolchildren is indicated, requiring an appropriate response in the form of the development of modern educational programs and the introduction of relevant learning formats.

Keywords: digital citizenship, sociological research of schoolchildren, Russian schoolchildren, youth, digital competencies, digital space, mass survey, digital communications.

The article was written within the framework of the project No. 20-010-20-01000998 A "Childhood in the Digital Space", supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR).

Brodovskaya Elena Viktorovna, doctor of political sciences, professor, brod-ovskaya@inbox.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Lukushin Vladimir Andreevich, research assistant, lukushin@,aol.com, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Sinyakov Alexey Viktorovich, head of the laboratory, alsin@socio.msu.ru, Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.